Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 23:58, реферат
Япония — конституционная монархия. В 1890 г. был сформирован парламент, что сделало Японию первой парламентской страной Азии. В те времена верхняя палата (Палата пэров) состояла из представителей привилегированных классов, и страна оставалась абсолютной монархией. Вся полнота государственной власти была сосредоточена в руках Императора.
Министерство Юстиции Республики Узбекистан
Ташкентский
Государственный Юридический
институт
Форма
правления
Атаходжаева З. Р.
Система государственного управления
Япония — конституционная монархия. В 1890 г. был сформирован парламент, что сделало Японию первой парламентской страной Азии. В те времена верхняя палата (Палата пэров) состояла из представителей привилегированных классов, и страна оставалась абсолютной монархией. Вся полнота государственной власти была сосредоточена в руках Императора.
Только в ноябре 1946 г., когда была обнародована современная Конституция, верховная власть перешла в руки народа и была принята демократическая система правления. Сегодня император является лишь символом государства, в то время как парламент — верховным органом государственной власти.
Современная государственная система построена на разделении функций трех ветвей власти — законодательной, исполнительной и судебной, которые уравновешивают и контролируют друг друга. Высшими органами трех ветвей являются, соответственно, Национальный парламент (состоящий из Палаты представителей и Палаты советников), Кабинет министров и Верховный суд. Баланс между ними обеспечивается тем, что Палата представителей может, к примеру, выразить недоверие Кабинету, в то время как премьер-министр обладает правом распустить парламент
Местная администрация состоит из губернаторов и ассамблей в каждой из 47 префектур. Под контролем префектуральной власти находится система городских и сельских администраций. Члены муниципальных, префектуральных ассамблей, мэры и губернаторы избираются прямым голосованием.
Флаг и гимн. Японский государственный флаг, на котором изображен красный диск на белом фоне, называется «Хиномару». Этот флаг является национальным символом по крайней мере с XVII в. Национального герба в Японии официально нет. В качестве герба используется Печать Императора, символически изображающая хризантему и солнце.
Национальный гимн «Кимигаё» был положен
на музыку около ста лет тому назад. Словам
же его — более тысячи лет. Они представляют
собой молитву о длительном процветании
императора и мире для страны. Национальный
флаг и гимн Японии были законодательно
утверждены в августе 1999 г.
Глава государства – Император
По Конституции Японии император является символом государства, но он не обладает властными функциями.
Императорский трон наследуется членами императорской семьи по мужской линии. Согласно конституции император не обладает суверенной властью. Все действия, относящиеся к государственным делам, император должен осуществлять по совету и с одобрения кабинета министров, который несёт за них ответственность. Однако реальная власть императора практически сведена к нулю, поскольку он отстранен от самостоятельного решения вопросов государственной политики. Все действия императора, относящиеся к государственным делам, должны осуществляться по совету и с одобрения Кабинета министров. Среди таких действий наиболее важными являются: назначение премьер министра (по представлению парламента) и главного судьи Верховного суда (по представлению правительства); промульгация поправок к конституции, законов, указов правительства; созыв парламента и роспуск палаты представителей; назначение и отстранение от должности министров. Конституция оставила за императором, по существу, лишь церемониальные функции традиционно осуществляемые в монархиях главой государства: обращение к парламенту с речью на открытии очередной сессии, принятие верительных грамот от послов иностранных государств, подписание официальных документов.
Нынешний император. Император Акихито родился в Токио 23 декабря 1933 г. Он — старший сын императора Хирохито и императрицы Нагако. Будучи крон-принцем, Акихито в апреле 1959 г. взял в жены Митико Сёда (родилась 20 октября 1934 г.), старшую дочь президента крупной мукомольной компании.
Император Акихито вступил на престол 7 января 1989 г. после смерти отца — императора Хирохито (получившего по буддийской традиции посмертное имя: император Сёва). Император Хирохито скончался в возрасте 87 лет после 62-летнего нахождения на троне.
Император Акихито — ихтиолог, опубликовавший немало научных работ в этой сфере знаний. У императорской четы трое детей. Это крон-принц Нарухито, рожденный 23 февраля 1960 г., принц Фумихито, рожденный 30 ноября 1965 г., и принцесса Саяко, рожденная 18 апреля 1969 г. Оба сына учились в Оксфордском университете в Англии.
Для японцев, которые традиционно с пиететом
относятся к императору и всему, что с
ним связано, это был настоящий праздник.
Ведь в императорской фамилии Японии ребенок
мужского пола родился впервые за последние
сорок с лишним лет. У императора Акихито
и императрицы Митико до сих пор были лишь
три внучки. И в обществе всерьез обсуждался
вопрос о внесении изменений в законодательство,
согласно которому на трон мог взойти
только представитель мужского пола. Большинство
опросов показывало: японцы были не против
того, чтобы трон заняла женщина. Однако
теперь споры о том, способна ли представительница
прекрасного пола стать престолонаследником,
более не актуальны.
Конституция
Вступившая в действие 3 мая 1947 г. Конституция Японии, наследуя некоторые позиции Конституции Мэйдзи, носила принципиально новый характер, который определялся сложившейся в стране ситуацией. Потерпев поражение во второй мировой войне, оккупированная американскими войсками, Япония вынуждена была принять требования союзников по демократизации политической системы. Важнейшими положениями нового Основного закона стали признание суверенитета народа, основных прав человека, принципов разделения власти и местного самоуправления. Япония, таким образом, получила юридическую базу для развития в качестве страны с парламентской демократией. Новое определение получила роль императора, утратившего неограниченные полномочия и ставшего «символом государства».
Примечательно, что текст послевоенной Конституции был подготовлен американскими юристами из штаба оккупационных войск (хотя и с учетом мнения японских правоведов и политиков). Это обусловило появление время от времени в политических кругах страны требований пересмотреть Конституцию и придать ей «исконно национальный» характер.
Структурно Конституция Японии состоит
из 11 глав и 103 статей, которые последовательно
регулируют: статус императора; отказ
от войны; права и обязанности народа;
деятельность Парламента, Кабинета и судебной
власти; государственные финансы; местное
самоуправление; процедуру изменения
Конституции
Новая Конституция отличалась от Конституции Мэйдзи по нескольким важным аспектам. Эта Конституция была самой демократичной из всех послевоенных; она впервые в мире закрепила социально-экономические права наряду с личными и политическими.
В Конституции были прописаны положения о мире, в том числе ст. 9: "Япония навечно отказывается от войны, как суверенного права народа и все международные споры будет решать только мирным путем". Эта статья имеет очень серьезные правовые последствия. В соответствии с ней Япония не может тратить на нужды обороны более 1 % от ВВП. Фактически сегодня Япония тратит только 0,3 %. Также Япония не имеет права содержать регулярные вооруженные силы, а только право содержать войска самообороны (их численность всего 240 тыс. чел.). Все. 240 тысяч - это одни офицеры, а если армия кадровая, то в течение месяца её можно увеличить до миллиона, т.к. подготовка солдат не требует много времени. Армия всегда стабильная, если один генерал уходит, другой занимает его место. На основании ст. 9 Япония не может посылать войска самообороны за границу, т.е. она не может участвовать даже в миротворческих действиях, которые проводятся под эгидой ООН и совета безопасности.
Конституция резко ограничивает полномочия монарха. Это самый «слабый» монарх (по полномочиям) среди всех остальных монархов мира. Полномочия несопоставимы даже с полномочиями королев Дании, Голландии и Великобритании
Японская Конституция предусматривает уникальную систему судов. Кроме того, Конституцию практически невозможно изменить – механизм внесения изменений настолько жесткий, что в неё не внесено ни одной поправки. За поправку должно проголосовать 2/3 депутатов обеих палат от списочного состава, затем поправка выносится на всенародный референдум, или поправку большинством (2/3) голосов должен подтвердить Парламент нового созыва. Это мудрое правило направлено на то, чтобы депутаты ныне действующего состава не подготовили поправку для себя.
Важным фактором в учреждении нового конституционного порядка в Японии стало признание новой роли личности как активного носителя прав и свобод. После капитуляции в 1945 г. в Японии сложилась система ценностей, объединившая ее собственные традиции с западной концепцией гражданских прав и свобод, причем в области прав человека японская концепция заимствована из западноевропейской теории естественного права. Все государственные институты и законы основываются на идее достоинства и ценности человеческой личности. Однако в Конституции подчеркивается, что: "...Народ должен воздерживаться от каких бы то ни было злоупотреблений свободами и правами и несет постоянную ответственность за использование их в интересах общественного благосостояния" (ст. 12)
Конституция 1947 г. гарантирует "нерушимость
и вечность" основных прав граждан (ст.
11 и 97). Основные права и свободы граждан
рассматриваются как абсолютные и присущие
человеку от рождения, которые не могут
нарушаться даже путем издания парламентом
соответствующего закона. Конституция
установила, 5 "все люди должны уважаться
как личности" (ст. 13), они "равны перед
законом и не могут подвергаться дискриминации
в политиком, экономическом и социальном
отношениях по мотивам расы, пола, социального
положения, а также происхождения".
Особо оговаривается равенство мужчин
и женщин, в том числе и равенство при замещении
государственных постов (ст. 44).
В японской Конституции нашли свое отражение
все три новые группы прав, свобод и обязанностей
граждан: личные (гражданские), политические
и экономические, социальные культурные.
Личные права и свободы предоставляют
конституционную защиту частной жизни
граждан, свободу человека от неправомерного
вмешательства государства. Право на "жизнь,
свободу и и стремление к счастью" закрепляет
статья 13. Конституционное право на жизнь
развивается в ст. 36, запрещающей применение
пыток и жестоких наказаний и в ст. 31, гласящей,
что: "Никто не может быть лишен жизни
или свободы или быть подвергнут какому
либо наказанию иначе как в соответствии
с процедурой, установленной законом".
Право на жизнь включает в себя право на
безопасность и право на здоровую окружающую
среду, которые относятся к так называемым
"новым правам".
Парламент
Парламент(Коккай) — высший орган государственной власти в Японии и единственный в государстве законодательный орган. 29 ноября 1990 г. парламент отметил 100-летнюю годовщину первых выборов. Он состоит из Палаты представителей (500 мест) и Палаты советников (252 места).
Члены Палаты представителей избираются на 4 года, однако этот срок может быть прерван до истечения 4 лет, если палата распускается. 300 членов палаты избираются в одномандатных округах, остальные — по пропорциональной системе, партийным спискам.
Члены Палаты советников избираются на 6 лет. Половина палаты переизбирается каждые 3 года. 100 ее членов избираются от так называемых общенациональных округов посредством пропорционального представительства, что означает избрание от страны в целом. Остальные 152 члена избираются по 47 префектурам.
Сессии Палаты представителей и палаты советников могут быть очередными, чрезвычайными или специальными. Очередные сессии парламента созываются раз в году, в январе, и длятся 150 дней. Самым важным законопроектом, представляемым на рассмотрение очередной сессии, является государственный бюджет на следующий финансовый год. Палате представителей принадлежит право первой рассматривать законопроект о бюджете, подготовленный и представленный парламенту кабинетом министров.