Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2011 в 23:20, курсовая работа
В своей работе я попытаюсь вскрыть некоторые тенденции в развитии форм
правления в целях анализа плюсов и минусов различных институтов, форм,
структур. Это особенно важно в связи с тем, что подобные процессы
развиваются и в России. Их отражает новая Конституция России. Она
предусматривает создание полупрезидентской, полупарламентарной республики с
доминирующим положением президента в структуре власти. В этой смешанной
форме учтены положительные стороны обеих традиционных форм, в частности
стабильность правительства и его подконтрольность парламенту. Путем
применения института двойной ответственности (перед Государственной Думой и
президентом), усложнения процедуры вотума недоверия преодолеваются
негативные стороны как президентской, так и парламентарной форм правления.
1. Форма государства.
1.1. Понятие формы государства и ее составные части.
1.2. Классификация государственных форм.
2. Форма правления.
2.1. Понятие.
2.2. Характеристика форм правления.
2.2.1. Монархия.
2.2.2. Республика.
3. Нетипичные формы правления.
3.1. “Республиканская монархия”.
3.2. Суперпрезидентские республики Латинской Америки.
3.3. “Монархическая республика”.
3.4. Полупрезидентская полупарламентская республика.
способ формирования органов государственной власти, распущены все
оппозиционные политические партии, все формы власти подчинены правительству
во главе с официально признанным вождем, пользовавшимся неограниченными
полномочиями, а фашистская партия превратилась в государственную
организацию.
Есть и примеры такой замены монархии республикой, которые означают
ликвидацию существовавшей при монархии демократии. Например, те же
греческие "черные полковники" в июне 1973 г. ликвидировали монархию,
однако демократии стране такая "республика" отнюдь не добавила.
"Социалистические" республики служили и служат прикрытием единоличной
диктатуры генерального первого секретаря компартии или групповой
диктатуры политбюро ее центрального комитета. Мало отличаются от
абсолютной монархии некоторые республики тропической Африки, где, несмотря
на наличие парламента и формально независимых судов, власть президента
практически неограниченна (т.н. монократические республики). Смена
президентов здесь происходит обычно лишь в результате их смерти или
военного переворота, а отнюдь не всеобщих выборов. Перевыборы же на новый
срок носят скорее ритуальный, чем реальный характер. В Малави, к примеру,
Президент вообще находится в должности пожизненно.
В отличие от суперпрезидентских президентско-монократические
республики существовали при однопартийной системе, и пожизненное пребывание
у власти президента было предусмотрено конституцией.
Начало этому явлению было положено, видимо, в Индонезии (президент
Сукарно),
затем последовала
конституции 1963 г. переизбрание не распространялось на первого президента
И. Броз Тито. Несменяемым президентом провозгласил себя Маркос на
Филиппинах (в 1986 г. он все-таки провел выборы, где потерпел поражение). В
60-80-х
годах пожизненными
в Малави, Уганде, Тунисе, Экваториальной Гвинее и некоторых других странах,
а пожизненный президент Центральной Африканской Республики Бокасса стал
императором. Впоследствии почти все они были свергнуты в результате военных
переворотов, лишь президент Туниса Бургиба был смещен конституционным путем
в возрасте 84 лет после заключения медицинского консилиума о его
неспособности выполнять обязанности президента. Ныне осталось лишь два
пожизненных президента - в Малави и КНДР, причем в последней сын президента
уже
при жизни отца провозглашен его
преемником.
3.4. Полупрезидентская,
"Гибридные" формы монархии не представляют большого интереса для
исследователей: число их вариантов из-за характера самой формы правления
довольно ограничено. Гораздо более перспективными являются смешанные и
"гибридные" формы республики, имеющей множество разновидностей. Наблюдается
самое различное соединение элементов парламентарной и президентской
республик, а иногда появление таких черт, которых не было ни у одной из
этих форм. В последнем случае происходит не просто смешение разных сторон
отдельных разновидностей республиканской формы правления, а рождается новое
качество, возникает своеобразный гибрид.
Как известно, существует несколько отличительных признаков
президентской и парламентской республик, но главное различие между ними
заключается в способе политической ответственности правительства (совета,
кабинета министров). Все другие признаки, в том числе и порядок назначения
правительства, не являются решающими: юридически в парламентарной
республике
правительство также
акт президента о назначении министров выражает лишь волю парламентского
большинства). Примерами президентской республики являются США, Сирия,
Зимбабве, парламентарной – Италия, Германия, Индия и др.
В последние десятилетия указанный выше главный признак все чаще
подвергается различным коррективам. В результате остается все меньше
"чистых" президентских или парламентарных республик, возникают
полупрезидентские, полупарламентарные республики. Для этой цели
используются как концепция "рационализированного парламентаризма",
имеющая целью ограничить власть парламента и усилить исполнительную власть,
так и требование ответственного правительства, неразрывно связанное с идеей
парламентарной республики. Одной из положительных черт президентской
республики является стабильность правительства, которое не может быть
уволено парламентом в отставку, в частности по причинам борьбы партийных
фракций и изменения соотношения сил в его стенах. Кроме того, эта форма
обеспечивает единство исполнительной власти: правительство возглавляет
глава государства, даже если есть должность так называемого
административного премьера (премьер-министра), о котором речь пойдет ниже.
С другой стороны, важнейшей позитивной чертой парламентарной республики
является ответственность правительства перед парламентом, которое обязано
учитывать в своей деятельности соотношение сил в парламенте и,
следовательно, общественное мнение (особенно его состояние во время выборов
в парламент). Однако президентская республика тяготеет к авторитаризму.
Исполнительная власть ускользает из-под парламентского контроля.
Правительство же парламентарной республики в условиях многопартийной
системы, особенно если нет доминирующей партии или устойчивой коалиции
партий, вместе образующих парламентское большинство, слабо и нестабильно,
часто "свергается" парламентом. Выше это иллюстрировалось на примере
Италии.
Для того чтобы соединить указанные выше позитивные элементы
парламентарной и президентской республик, в первой из них вводится
ограничение вотума недоверия, а во второй - создаются ограниченные формы
вотума недоверия. Возможности вынесения вотума недоверия ограничивают по-
разному. В Германии, например, предусмотрен "конструктивный вотум
недоверия": такая резолюция принимается одновременно с назначением нового
канцлера, что исключает "бесправительственное" состояние страны. Кроме
того, временно, до сформирования нового правительства, продолжает управлять
ушедшее в отставку. За все время существования ФРГ, с 1949 г.,
конструктивный вотум недоверия был применен лишь 1 раз.
Во Франции требуется, чтобы резолюция порицания была мотивирована,
подписана не менее чем 1 /10 состава нижней палаты и, в отличие от
Германии, принята не просто большинством нижней палаты, а абсолютным
большинством ее состава. Случаи внесения резолюции порицания во Франции
крайне редки.
Создание смешанных форм (во всяком случае, тенденция к этому) связано
также с установлением в президентской республике ответственности перед
парламентом отдельных министров, но не главы правительства, которым
остается фактически, а часто юридически президент. Эта тенденция нашла свое
выражение в конституционном праве ряда стран Латинской Америки - Венесуэле,
Колумбии, Перу, в Уругвае, Коста-Рике, Эквадоре и др.
Один из наиболее типичных примеров смешанной формы - республика Перу
по конституции 1933 года (до переворота 1968 г). Отличительная черта формы
правления в Перу состояла в двойственном положении правительства по
отношению к президенту и конгрессу по вопросу о политической
ответственности. Совет министров был ответственен как перед президентом,
так и перед законодательным органом. К тому же реализацию президентом
некоторых своих важных функций конституция ставила в преимущественную
зависимость от волеизъявления конгресса.
Особая разновидность
1972 по 1979 годы. Ее существенная отличительная черта состоит в особом
положении главы правительства в системе государственных органов республики
- по конституции 1972 года он, а не президент был ключевым звеном
государственного механизма. Президент юридически, а еще больше фактически
был низведен до положения второстепенной фигуры в структуре центральных
органов государства. Совет кабинета наделялся конституцией главным образом