Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2011 в 23:20, курсовая работа
В своей работе я попытаюсь вскрыть некоторые тенденции в развитии форм
правления в целях анализа плюсов и минусов различных институтов, форм,
структур. Это особенно важно в связи с тем, что подобные процессы
развиваются и в России. Их отражает новая Конституция России. Она
предусматривает создание полупрезидентской, полупарламентарной республики с
доминирующим положением президента в структуре власти. В этой смешанной
форме учтены положительные стороны обеих традиционных форм, в частности
стабильность правительства и его подконтрольность парламенту. Путем
применения института двойной ответственности (перед Государственной Думой и
президентом), усложнения процедуры вотума недоверия преодолеваются
негативные стороны как президентской, так и парламентарной форм правления.
1. Форма государства.
1.1. Понятие формы государства и ее составные части.
1.2. Классификация государственных форм.
2. Форма правления.
2.1. Понятие.
2.2. Характеристика форм правления.
2.2.1. Монархия.
2.2.2. Республика.
3. Нетипичные формы правления.
3.1. “Республиканская монархия”.
3.2. Суперпрезидентские республики Латинской Америки.
3.3. “Монархическая республика”.
3.4. Полупрезидентская полупарламентская республика.
совещательными полномочиями и действовал как консультативный орган при
носителе высшей исполнительной власти - главе правительства. Еще одна
особенность формы правления Панамы до конца 1978 года - формальное
отсутствие в стране партийной системы, поэтому парламентские выборы
проводились по территориальному признаку.
В некоторых президентских
республиках создается
административного премьер-министра (Египет, Перу, Турция и др.), но не он
определяет политику правительства, это делает президент, остающийся его
фактическим руководителем. Президент председательствует на официальных
заседаниях правительства, премьер-министр ведает оперативной деятельностью
правительства и ведет его неофициальные заседания, да и то в ряде стран
каждый раз только по поручению президента. Однако создание такой должности
позволило установить ответственность правительства в целом, а не только
отдельных министров, перед парламентом, оставляя при этом в
неприкосновенности положение фактического руководителя правительства -
президента. Несмотря на то, что правительство ответственно перед
парламентом, назначает его президент без одобрения последнего.
Постановка вопроса о доверии
правительству в президентской
возможна лишь значительным числом членов парламента (в Перу по конституции
1979 г. - 1/20 частью состава парламента, в Колумбии - не менее 1/10 части
членов любой палаты двухпалатного парламента). Решение принимается
абсолютным большинством всем состава парламента (соответствующей палаты), а
иногда
и квалифицированным
Тенденции к созданию смешанных форм связаны с конституционным
снижением роли президента в президентской республике (так было в России в
связи с поправками к Конституции в декабре 1992 г. и в марте 1993 г.) и с
повышением этой роли в парламентарной республике. В первом случае вводятся
положения об утверждении парламентом назначений министров, во втором -
президент наделяется некоторыми самостоятельными полномочиями (Пакистан).
Мы рассмотрели далеко не все аспекты процесса становления смешанных и
"гибридных" форм: каждая страна имеет свои особенности. Они неизбежны, даже
если в государстве принимается уже известная модель. Например, на форму
правления Алжира или Шри-Ланки в свое время существенное влияние оказали
французские институты, но в Алжире коррективы внесла мусульманская
идеология, в Шри-Ланке - британское наследие. То же самое можно сказать о
Нигерии
и Египте, где сказалось влияние
конституции США.
Заключение
В целом создание смешанных и "гибридных" форм правления, как
показывает опыт многих стран, имеет несомненные плюсы. Тем самым
обеспечивается стабильность управления страной, устраняется возможность
частой смены правительства по конъюнктурным партийным соображениям,
обеспечивается консолидация партий. Не нарушая местного самоуправления,
этот процесс ведет к укреплению роли государственной власти на местах,
способствует единству государства. Это особенно важно в условиях стран,
которые не имеют опыта длительного парламентского управления и где
последнее в условиях несформировавшихся партийных структур, несложившихся
механизмов парламентского управления может вести к постоянному разброду и
шатаниям.
Вместе с тем, такой процесс имеет свои минусы. Во-первых, нарушается
присущее той или иной форме единство структуры управления и одновременно
возникают новые виды отношений, коллизии и несогласованности, которых не
было в "отработанных" формах правления. Разрушаются сложившиеся стандарты
разделения властей, имеющие свои устойчивые формы и в президентской, и в
парламентарной республиках. Происходит смешение разных начал, и это не
всегда способствует соблюдению конституционной законности.
Во-вторых, возрастание роли парламента в президентской
(полупрезидентской) республике при создании смешанных форм, усиление его
контроля за деятельностью правительства - часто лишь внешнее, обманчивое
явление. В парламентарной же республике при создании смешанных форм
значение парламента падает, происходит значительное усиление власти
президента, к чему эта форма не приспособлена, а потому не имеет
достаточных гарантий против президентского всевластия.
В-третьих, в форме правления снижается роль институциональных
факторов, она все более зависит от личности конкретного президента. А
носители президентской власти нередко обнаруживают стремление к
персонализации власти, к авторитаризму. Наибольшие возможности для этого
создаются, как мы видели, в президентской республике. Поэтому переход
парламентарной республики (а также и парламентарной монархии в развитых
странах с давно сложившимися традициями) к смешанной форме правления, а
затем, возможно, и к президентской республике всегда означает усиление
авторитаристских черт. Таковы же последствия рационализированного
парламентаризма, если его результатом является усиление власти не
президента,
а премьер-министра.
Список
использованной литературы
1. Денисов
А.И. Сущность и формы
1. Курс
лекций по теории государства
и права. Саратов. 1993.
1. Общая
теория права и государства.
П/р Лазарева В.В. М. 1994.
1. Петров
В.С. Тип и формы государства.
Л-д. 1967.
1. Стародубский Б.А. Политические режимы европейских буржуазных стран.
Свердловск. 1989.
1. Хропанюк
В.Н. Теория государства и
1. Чиркин В.Е. Нетипичные формы правления в современном государстве.//
Государство и право. 1994. № 4.
1. Чиркин В.Е., Тихонов А.А., Рябов С.В. Формы государства в буржуазных
странах Латинской Америки. М.
1982.