Формы правления

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2011 в 23:20, курсовая работа

Краткое описание

В своей работе я попытаюсь вскрыть некоторые тенденции в развитии форм

правления в целях анализа плюсов и минусов различных институтов, форм,

структур. Это особенно важно в связи с тем, что подобные процессы

развиваются и в России. Их отражает новая Конституция России. Она

предусматривает создание полупрезидентской, полупарламентарной республики с

доминирующим положением президента в структуре власти. В этой смешанной

форме учтены положительные стороны обеих традиционных форм, в частности

стабильность правительства и его подконтрольность парламенту. Путем

применения института двойной ответственности (перед Государственной Думой и

президентом), усложнения процедуры вотума недоверия преодолеваются

негативные стороны как президентской, так и парламентарной форм правления.

Оглавление

1. Форма государства.

1.1. Понятие формы государства и ее составные части.

1.2. Классификация государственных форм.


2. Форма правления.

2.1. Понятие.

2.2. Характеристика форм правления.

2.2.1. Монархия.

2.2.2. Республика.


3. Нетипичные формы правления.

3.1. “Республиканская монархия”.

3.2. Суперпрезидентские республики Латинской Америки.

3.3. “Монархическая республика”.

3.4. Полупрезидентская полупарламентская республика.

Файлы: 1 файл

Microsoft Word Document.docx

— 82.03 Кб (Скачать)

характеризоваться  как   ограниченный    дуализм   власти.    Дуалистическая

монархия   есть   выражение   компромисса   между   властвующей   феодальной

верхушкой  общества  и  остальной его  частью, в котором преобладание все  же

остается  за монархом и его окружением.

      Парламентарная   монархия   существует   обычно    в    высокоразвитых

государствах,  где   переход   от   аграрного   строя   к    индустриальному

сопровождался преимущественно не коренной ломкой прежних институтов  власти,

а  постепенным  их  преобразованием  и   приспособлением  к  новым  условиям

(Великобритания, Япония, Нидерланды, Швеция, Канада, Австралия  и др.).

      Здесь мы  наблюдаем развитое  разделение властей при признании  принципа

  верховенства  парламента   над    исполнительной  властью,  демократический

или по крайней мере либеральный политический режим.

      Монарх при данной форме правления  "царствует,  но не  правит".  Правом

вето  в  отношении  законов,   принятых   парламентом,  даже  когда  оно  ему

принадлежит, он либо на практике не пользуется, либо осуществляет это  право

по  указанию  правительства.

      Главный отличительный  признак   парламентарной монархии - политическая

ответственность правительства  перед  парламентом (нижней палатой)  за  свою

деятельность.   Если  парламент  (нижняя   палата)   выразит   правительству

недоверие или откажет в доверии, правительство  должно  уйти в отставку  либо

должно  быть уволено в отставку монархом.

      При условии,  что в парламенте  ни одна политическая  партия  не  имеет

абсолютного   большинства   и   не    может    сформировать    однопартийное

правительство, действует государственный  режим,  именуемый  парламентарным,

или парламентаризм.  Такая  ситуация  традиционно   имеет  место,  например,

в Дании, Нидерландах, а в 1993 г. сложилась  и в Японии.  Чем шире  партийная

коалиция,   сформировавшая  правительство,  тем  это   правительство   менее

устойчиво,  ибо  тем  сложнее  достигать  согласия  между   партнерами    по

коалиции  относительно различных политических вопросов. Подчас стоит  какой-

либо  партии  отозвать  своих  представителей  из  правительства,   как  оно

утрачивает   необходимое   большинство   в  парламенте  (нижней  палате)   и

зачастую  вынуждено уйти в отставку.

      Напротив,   в   странах,   где   существует   двухпартийная    система

(Великобритания, Канада,  Австралия и др.)  или   многопартийная  система  с

одной доминирующей партией  (Япония  в  1955-1993  гг.)  и  правительства  в

принципе   однопартийные,    парламентарная    модель    отношений     между

парламентом   и   правительством    практически    превращается    в    свою

противоположность.   Юридически    парламент   осуществляет   контроль   над

правительством, однако на деле правительство,  которое  состоит  из  лидеров

партии,  обладающей  в  парламенте  (соответственно  в  его  нижней  палате)

большинством, через эту  партийную  фракцию  полностью  контролирует  работу

парламента.  Такой   государственный   режим    получил   название   системы

кабинета, или министериализма.

      Следовательно, при  одной и  той же форме  правления  -  парламентарной

монархии  -  возможны   два   государственных   режима:   парламентаризм   и

министериализм. Это зависит от существующей в  стране партийной системы.

      Из  развивающихся   стран   к   числу  парламентарных  монархий  можно

отнести  Малайзию,   Таиланд,   Непал,  однако,  учитывая  реальное  влияние

монарха,  здесь приходится констатировать наличие  элементов  дуалистического

государственного  режима. 

      2.2.2. Республика 

      Республика (от лат.  res publica -  общественное  дело)  -  это  такая

форма правления,  которая  характеризуется  выборностью  главы  государства,

именуемого  обычно президентом.

      Республиканская форма  правления   во Франции окончательно установилась

лишь  с  принятием  Конституции  1875  г.   после   двукратной   реставрации

монархии.  Швейцария  и  миниатюрное государство  Сан-Марино имеют эту  форму

правления изначально. Большинство  же   современных   европейских  республик

обрели  ее после военных  и  революционных  потрясений  XX  века,   связанных

прежде  всего с  двумя  мировыми  войнами.  В  Америке  успешная  вооруженная

национально-освободительная  борьба  бывших  колоний   против   монархических

метрополий  также, как правило, порождала  республиканскую  форму  правления.

Равным  образом и в  Африке  и   в   Азии  распад  колониальной   системы   в

середине  XX  века  привели,   за  единичными  исключениями,  к  образованию

республик.

      При прочих равных условиях  республика - наиболее демократическая  форма

правления,  поскольку  предполагает,  что  полномочия  любой  ветви  власти,

любого  высшего ее  органа,  включая  главу  государства,  в  конечном  счете

основываются  на мандате народа.  Но  следует  подчеркнуть,  что  этот  вывод

верен лишь при прочих равных условиях.

      Дуалистическая   (президентская)   республика   несколько   напоминает

дуалистическую  монархию,  тем более что впервые  создавалась  в  США  по  ее

примеру  (Великобритания  в  то  время   была   во   многом   дуалистической

монархией), однако имеет существенные отличия  от нее.

      Прежде всего,   здесь   наиболее   последовательно   проведен  принцип

разделения  властей,  а  взаимоотношения между  ветвями  власти  строятся  на

базе  принципа  т.н.   сдержек  и  противовесов.  Рассмотрим,  в   чем   это

проявляется.

      И  законодательная,   и   исполнительная   власть   в    президентской

республике   получают   свой  мандат  непосредственно  от   народа.   Главой

исполнительной  власти  является  избираемый  народом   президент,   который

совмещает эти функции с  функциями  главы  государства.   Правительства  как

коллегиального   органа   обычно  нет,   министры   каждый   в   отдельности

подчинены  президенту. Судьи, как  высшие  должностные  лица  исполнительной

власти,  назначаются  президентом  с  согласия  верхней  палаты  парламента,

которая при этом исходит не из политического  лица  кандидатов,   а  из   их

компетентности  и моральных  качеств.   Министров  и  других  назначенных  им

должностных   лиц   исполнительной   власти    президент    может    смещать

самостоятельно: нельзя заставлять его работать с  теми, с кем он работать  не

может и не желает.

      Главный признак  данной  формы  правления - отсутствие  ответственности

исполнительной  власти перед парламентом за  проводимую политику.   Парламент

  не  может смещать ее должностных  лиц, если они  не  нарушили  закона.   Для

своей деятельности  они не  нуждаются  в  политическом  доверии  парламента.

Поэтому  в  президентских  республиках  мы   нередко   наблюдаем   ситуацию,

характеризующуюся  тем,   что   президент  принадлежит  к  одной  партии,  а

большинство  в  парламенте  имеет  другая.  Тем  не  менее,  они   вынуждены

сотрудничать,  ибо  ни  одна  из  ветвей  власти  не  может  конституционным

путем   устранить   другую    (смещение    парламентом    должностных    лиц

исполнительной  и  судебной власти путем т.н. импичмента может  иметь  место

лишь,  если со стороны  этих  лиц допущены серьезные правонарушения).

      Сдержки  и  противовесы   проявляются,   в  частности,   в   том,   что

президент   может   тормозить   законодательную   деятельность   парламента,

налагая  на  принятые  им   законы   отлагательное (суспенсивное) вето,  для

преодоления  которого  требуется  квалифицированное  большинство  голосов  в

обеих палатах парламента. В свою очередь,  как мы  видели,   верхняя  палата

парламента  может  воспрепятствовать  назначению  президентом    должностных

лиц,  а кроме того, ратифицирует  (и  может  отказать  в  этом)  заключенные

президентом   международные   договоры.    Судебная   власть    контролирует

конституционность  и  парламента,  и  президента,  обеспечивая   тем   самым

соблюдение  правопорядка  как  законодательной,    так    и   исполнительной

властью.

            Государственный  режим  при   этой  форме  правления   -   только

дуалистический. В зависимости от обстоятельств  значение и  роль  конкретного

парламента  или президента могут  быть   сильнее   или  слабее,  но  качество

государственного  режима это не меняет.

      Президентские республики  распространены  в  Латинской   Америке.  Эта

форма правления  встречается  также  в  некоторых  странах  Азии  и  Африки.

Правда, подчас в этих странах власть главы  государства на  деле  выходит  за

конституционные рамки,  и,  в  частности,  латиноамериканские  президентские

республики  характеризовались исследователями     как    суперпрезидентские.

Информация о работе Формы правления