Формы правления

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2011 в 23:20, курсовая работа

Краткое описание

В своей работе я попытаюсь вскрыть некоторые тенденции в развитии форм

правления в целях анализа плюсов и минусов различных институтов, форм,

структур. Это особенно важно в связи с тем, что подобные процессы

развиваются и в России. Их отражает новая Конституция России. Она

предусматривает создание полупрезидентской, полупарламентарной республики с

доминирующим положением президента в структуре власти. В этой смешанной

форме учтены положительные стороны обеих традиционных форм, в частности

стабильность правительства и его подконтрольность парламенту. Путем

применения института двойной ответственности (перед Государственной Думой и

президентом), усложнения процедуры вотума недоверия преодолеваются

негативные стороны как президентской, так и парламентарной форм правления.

Оглавление

1. Форма государства.

1.1. Понятие формы государства и ее составные части.

1.2. Классификация государственных форм.


2. Форма правления.

2.1. Понятие.

2.2. Характеристика форм правления.

2.2.1. Монархия.

2.2.2. Республика.


3. Нетипичные формы правления.

3.1. “Республиканская монархия”.

3.2. Суперпрезидентские республики Латинской Америки.

3.3. “Монархическая республика”.

3.4. Полупрезидентская полупарламентская республика.

Файлы: 1 файл

Microsoft Word Document.docx

— 82.03 Кб (Скачать)

определить  такие специфические  формы  государства  как  деспотия,  тирания,

фашизм.

      Политический режим -  система   методов  осуществления  государственной

власти, характеризующая состояние демократических  прав и  свобод,  отношение

органов государственной власти к правовым основам их деятельности.

      Его   также   можно   охарактеризовать   как   конкретное   проявление

государственной организации власти, выражающееся  в  состоянии  и  характере

демократии  и  политической  свободы  в  обществе,   юридическом   положении

личности, а также во взаимосвязи методов  деятельности органов власти.

      Некоторые авторы выдвигают точку  зрения, согласно которой политический

режим представляет собой внутреннюю форму  государства, а форма  правления  и

форма государственного устройства - его  внешнюю форму.

      Формы государства  чрезвычайно   разнообразны,  поскольку  разнообразны

конкретные  условия их возникновения и развития.

      Причины разнообразия политических  форм  находятся  в  непосредственной

связи с переходом от одного исторического  типа  государства  к  другому.  В

процессе  смены  общественно-экономических  формаций   общества   происходит

последовательная  смена типов государства. Материальной  основой  этой  смены

является  развитие  материально-экономических  отношений,  другими  словами,

смена типа государства есть политическое выражение изменения  экономического

базиса  общества.

      Большое значение  для  понимания   процесса  смены  исторических  типов

государства имеет то обстоятельство, что разные  страны  мира  находятся  на

различных  этапах  экономического  и  политического  развития.  Политическая

картина мира чрезвычайно разнообразна. Это  касается  как  разнообразия  форм

государства, так и их типов.

      Факторы,  которые  обусловливают   разнообразие  государственных   форм,

могут   быть   различными.   В   целом   они   сводятся   к    конкретности,

индивидуальности  объективных условий, в которых  осуществляется власть в  тех

или иных  странах.  Поскольку  каждая  страна  развивается  в  специфических

конкретных  условиях, она имеет  своеобразные  политические  формы.  Главными

среди этих условий являются  те,  которые  относятся  к  области  внутренней

общественно-политической жизни страны.  Определенную  роль  играет  также  и

международная  обстановка,  внешние   условия   осуществления   политической

власти. 
 

   1.2. Классификация государственных  форм 
 

      Формы государства подвергались  глубокому  изучению  уже   в  древности.

Философы  рабовладельческих государств Древней  Греции, Рима и стран  Древнего

Востока неизменно занимались объяснением  и  соответствующей  классификацией

государственных  форм.  В  своем  понимании  государственных  форм  философы

рабовладельческой эпохи стремились анализировать  фактический режим власти  в

государстве. Юридический подход к проблеме еще  не сформировался.

      В период средневековья в учениях  о формах государства  так   или  иначе

обосновывается  божественный источник политической власти.

      Великие просветители, мыслители  идущей к власти буржуазии  (Монтескье,

Руссо и др.)  в  своих  политических  учениях  стремились  обосновать  формы

государства,  исходя  не  из  воли  бога,  а   из   принципов   деятельности

человеческого  разума.   Понятие   формы   государства   и   соответствующие

классификации  политических  форм  основывались  в  то  время  на  принципах

правления,  в  которых  находили  отражение  связь  между   властвующими   и

подвластными, то или иное положение личности в  государстве.

      Монтескье подразделял  государственные   формы  на  республику  (власть

основана  на  добродетели,  равенстве),  монархию  (основой  власти  является

честь), деспотию (в основе власти лежит  страх)  и  аристократию  (принципом

власти  служит умеренность). Он считал,  что  формы  государства  зависят  от

территории, климата, других свойств географической среды.  Идеальной  формой

Монтескье считал конституционную монархию английского  образца,  в  которой,

по  его мнению,  наилучшим  образом  объединяются  все  принципы  правильного

управления.

      Руссо считал,  что  высшая  суверенная  власть  в  государстве   должна

принадлежать  только народу, который может передать  исполнение  этой  власти

различным лицам и органам. В зависимости  от того,  одному  человеку,  группе

людей или большинству народ передавал  исполнительную власть, Руссо  различал

монархию, аристократию и демократию.

      Концепции  буржуазных  теоретиков  характеризуются  тем,   что   формы

государства  они  исследуют  исключительно   с   юридических   позиций.   Об

организации политической власти в  целом  судят  по  юридическому  положению

главы государства.

      Один из виднейших юристов  Запада XX века  Я.М.Магазинер,  например,  в

своей книге “Общее учение о государстве” в зависимости от полноты  власти  с

одной стороны монарха, с другой стороны - народа различает 8  основных  форм

правления:

5. деспотия - юридически  не  существует  органа,  который  бы  содействовал

  монарху в осуществлении суверенной  власти;

6. самодержавие -  юридически  имеется  орган,  содействующий  осуществлению

  суверенной  власти  монарха  (например,  Государственный   Совет,   Совет

  Министров);

7.  дуалистическая  монархия  -  политику  правительства  определяет  монарх

  (конституционная монархия в узком  смысле слова);

8. парламентская  монархия - политику правительства  определяет парламент;

9. парламентская  республика - политику правительства  определяет парламент;

10. президентская  республика (или дуалистическая) -  политику  правительства

  определяет президент;

11.   представительственно-непосредственная   республика   -   осуществлению

  суверенной  власти   народа   содействует   парламент   с   окончательной

  законодательной властью;

12. чисто-непосредственная  республика  -  осуществлению   суверенной  власти

  народа  содействует  правительственный   Совет   с   законосовещательными

  функциями.

      Данная классификация охватывает  лишь  основные  формы  и   не  включает

переходных, смешанных и даже замаскированных  форм.

      А.И.Денисов дает иную классификацию  форм государства. В его   трактовке

формы в основном подразделяются на монархии и республики.

      Монархия - форма правления, характеризующаяся  следующими  юридическими

признаками:

13. бессрочность  власти монарха;

14. занятие  трона по праву родства;

15. представительство  государства не по поручению,  а по собственному праву;

16. безответственность  монарха.

      Монархии  подразделяются  на  деспотические  (примером  может   служить

рабовладельческая  монархия,  в  которой  власть  монарха   обожествлялась),

абсолютные  и  ограниченные  (власть  короля   ограничена   либо   сословно-

представительским органом, либо парламентом).

      Республика - форма  правления,  отличающаяся  следующими  юридическими

признаками:

17. ограниченность  срока полномочий власти;

18. выборность  главы государства;

19. представительство  по поручению парламента и  избирателей;

20. ответственность  главы государства.

      Республики подразделяются на  аристократические (властвует меньшинство)

и демократические (источником власти является народ  или его большинство).

      Формы  государственного  устройства  Денисов  поделил   на   унитарные

(государство  разделено только на  административно-территориальные   единицы),

федерации (союзное государство,  объединившее  два  и  более  государств)  и

конфедерации (объединение юридически независимых  государств).

      Я привела лишь несколько наиболее  ярких примеров возможного подхода   к

классификации форм государства.

      Классификация   государственных   форм   имеет   большое   научное   и

практическое  значение, а потому составляет важную задачу теории  государства

и права.

      В основу классификации, на  мой взгляд,  следует  положить  в  качестве

критерия  понятие формы государства как  единства  трех  ее  основных  сторон:

формы правления, формы государственного устройства и политического режима.

      Классификация государственных  форм по их внешним признакам  может  быть

осуществлена  следующим образом.  По  форме  правления  государство  является

Информация о работе Формы правления