Форма правления

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2014 в 13:18, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования заключается в комплексной характеристике формы правления в условиях становления государства, выявлении особенностей формы правления государства.
Для достижения данной цели автор поставил перед собой следующие задачи:
- исследовать эволюцию самой категории форма правления, изменения его смысловой и научной наполняемости и соотношения ее с другими категориями теории государства и права;
- проанализировать отдельные виды форм правления правового государства.
- исследовать и изучить нетипичные формы правления

Оглавление

Введение.
1. Понятие формы правления.
2. Классические формы правления.
3. Нетипичные формы правления: признаки и механизм функционирования.
Заключение.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

Sashka_zaschischaet.doc

— 156.00 Кб (Скачать)

 

Санкт-Петербургский университет МВД России

Факультет подготовки сотрудников полиции по охране общественного порядка

Кафедра теории государства и права.

 

Курсовая работа

 по теории государства и  права

 

 

 

           Тема: Форма правления

 

 

 

 

 

Выполнил:

Курсант 782 учебного взвода

Рядовой полиции

Козлов В.Д.

 

Научный руководитель:

Доцент

Подполковник полиции

М.Л. Соломонова

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2013 год

 

План:

Введение.

1. Понятие формы правления.

2. Классические формы  правления.

3. Нетипичные формы правления: признаки и механизм функционирования.

Заключение.

Список литературы.

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Форма правления как элемент формы государства является одной из наиболее значимых категорий теории государства и права. Данная категория позволяет выделить наиболее типичные черты, позволяющие объединить в несколько классификационных групп большинство государств мира как существующих в настоящее время, так и существовавших в историческом прошлом.

Представления о самой форме правления, о классификации государств по форме правления не оставались неизменными в мировой политико-правовой мысли. Долгое время, по традиции, восходящей к Платону, под формой правления понималось число правящих лиц: монархия - правление одного; аристократия, олигархия, тимократия (форма правления, при которой государственная власть находится у привилегированного меньшинства, обладающего высоким имущественным цензом. Является одной из форм олигархии.) и другие подобные варианты -правление немногих демократия - правление народа или большинства. При этом форма правления, как правило, отождествлялась с формой государства в целом.

В Новое время наиболее распространенной стала классификация государств по форме правления на монархии, и республики. Эта классификация сохраняет ведущие позиции и в настоящее время. В теории государства и права разработана также внутренняя классификация монархий и республик, позволяющая выделить их отдельные разновидности. Несмотря на некоторые разногласия, касающиеся конкретных разновидностей монархического и республиканского правления (например, признание или непризнание полупрезидентской республики) в теории государства и права и по этому вопросу сложилось устойчивое представление.

В последние два десятилетия исследовались в основном либо формы государства в целом, либо отдельные разновидности формы правления, либо формы правления в историко-правовом аспекте.1 Формы правления в связи с теорией правового государства исследованию не подвергались.

Цель исследования заключается в комплексной характеристике формы правления в условиях становления государства, выявлении особенностей формы правления государства.

Для достижения данной цели автор поставил перед собой следующие задачи:

- исследовать эволюцию  самой категории форма правления, изменения его смысловой и научной наполняемости и соотношения ее с другими категориями теории государства и права;

- проанализировать отдельные  виды форм правления правового  государства.

-   исследовать и  изучить нетипичные формы правления

 

1. Понятие формы  правления.

Форма государственного правления – одна из важнейших частей формы государства. Ее понятие появилось еще до нашей эры. Аристотель в своих работах писал о разграничении формы правления по признакам того, осуществляется ли верховная власть единолично (монархия), ограниченным числом лиц (аристократия), всем населением (демократия)2. Можно сказать, что данное разграничение сохранилось до нашего дня неизменным: формы все также различаются по тому, осуществляется ли власть одним конкретным лицом или она относится к какому-то выборному коллегиальному органу власти. Понятие форма государственного правления или просто форма правления отвечает на вопрос, кто правит в государстве, кто осуществляет в нем верховную власть. Форма правления показывает, что представляют собой высшие органы власти, как они образуются, взаимодействуют и что за принцип лежит в основе взаимоотношений между высшим и остальными органами государственной власти.  Форма правления свидетельствует, принимает ли население страны участие в выборе и организации высших органов государственной власти. Говоря другим языком, является ли форма государственного правления демократической или недемократической. Недемократическим путем, например, формируются высшие органы государственной власти при монархии, наследуемой правителем.

От формы государства в значительной степени зависит сама политическая жизнь в обществе, устойчивость государственных институтов. Форма государства выступает как строение, на которое влияют как социально-экономические факторы, так и природные, климатические условия, национально-исторические и религиозные особенности, культурный уровень развития общества и т.п. 3

Формы государства, так же, как и его сущность, и содержание никогда не оставались и не остаются раз и навсегда установленными, неизменными. Под влиянием множества экономических, социально-политических идеологических и иных факторов они всегда изменялись и развивались. 4

В различных странах государственные формы имеют свои особенности, характерные признаки, которые по мере общественного развития наполняются новым содержанием, обогащаясь во взаимосвязи и взаимодействии. Вместе с тем форма всех существующих государств, особенно современных, имеет общие признаки, что позволяет дать определение каждому элементу формы государства.5

Основными элементами формы государства являются форма правления, форма государственного устройства и государственно-правовой режим.

Чтобы получить исчерпывающую характеристику конкретного государства как особой политической организации, необходимо проанализировать всю совокупность его признаков и выделить среди них важнейшие. К числу последних можно отнести признаки, характеризующие порядок формирования и организацию высших органов государственной власти или, иначе говоря, форму правления.

Эту сторону формы государства определяют структура и полномочия высших органов государственной власти страны, порядок их образования и взаимоотношений между собой и степень участия населения в формировании этих органов и влияния на принимаемые ими решения. Форма правления исторически складывается в процессе борьбы и взаимодействия социальных и политических сил соответствующего общества. Существует три способа формирования высших органов государственной власти: престолонаследие, выборы и назначение. Престолонаследие – порядок преемства верховной власти в монархиях. Выборы – это  формирование органов государственной власти и наделение полномочиями должностного лица посредством волеизъявления граждан. Назначение – это формирование органов государственной власти и наделение полномочиями должностного лица посредством волеизъявления лиц, стоящих во главе государства.

Термин «форма правления» (реже – «форма государственного правления») содержится во многих конституциях стран мира ( Бразилии 1988г., Иордании 1952г., Казахстана 1995г., Мексики 1917г., Эфиопии 1994г. и др.). Почти всегда говорится и о том, является государство монархией или республикой (исключениями являются Израиль и Камбоджа 1993г., где использовалась просто название «государство», например «Государство Израиль»), но в конституциях развернутого понятия формы правления не содержится. Оно вырабатывается доктринальным путем в работах ученых.6

Форму правления нельзя отождествлять с управлением государством. Последнее – гораздо более широкое понятие. Кроме того, название существующей формы правления не всегда дает правильное представление о способе управления. Великобритания или Япония – монархии, но монарх фактически не обладает властными полномочиями и отнюдь не управляет государством.

Форма государственного правления имеет ряд характерных признаков:

1.Характер взаимоотношений  органов государственной власти  с другими органами государства  и с населением.

2.Строение высших органов  государственной власти ( состав, принципы  взаимодействия, компетенция)

3.Ответственность государственной власти

4. Порядок образования  и смены

5.Степень участия населения  в формировании.

Таким образом, можно сделать вывод, что форма государственного правления - это элемент формы государства, характеризующий организацию верховной государственной власти, порядок образования её органов и их взаимоотношения с населением.

 

 

2. Классические  формы правления.

Классическими представителями форм правления являются монархия и республика. Рассмотрим подробнее каждую из них.

Монархическая форма правления или просто монархия – (От греч. «монос» - один и «архе» - власть, то есть «моноархия» означает единовластие) – одна из самых древних форм государственного правления. В данной форме правления вся верховная власть переходит по наследству. Согласно данной форме государственного правления, монарх ( в разных странах назывался по-разному. Например: король, царь, шах, фараон) – единоличный глава государства, владеющей всей полнотой власти всю свою жизнь и за свои властные деяния он имеет ответ только перед Богом. Никто был не в праве его судить.

Выделяют следующие признаки монархической формы государственного правления:

  1. Способ передачи верховной власти только по наследству.
  2. Единоличный глава государства с пожизненным правом осуществлять верховную власть.
  3. Власть монарха исходит от Бога, имеет божественный характер.
  4. Монарх юридически безответственен и независим (это подчеркивает институт контрасигнатуры) , отвечает только перед самим Богом. (По Воинскому уставу Петра I – государь, самовластный монарх, который никому на свете о своих делах ответу дать не должен)
  5. Монарха нельзя сместить с занимаемой должности ( исключая государственный переворот)

Монархическая форма государственного правления возникла еще при рабовладельческом строе и развивалась с течением времени, при этом сохраняя свои стандартные черты. К началу двадцать первого века, на Земле насчитывалось около тридцати монархических государств. Однако большинство из них конституционные. Однако, можно проследить общемировую тенденцию к уходу государств от монархических форм правления или к ограничению прав властвующего монарха всеми легальными и легитимными средствами. По ограниченности власти монарха монархическую форму правления можно подразделить на ограниченную ( конституционную) и неограниченную ( абсолютную).

Абсолютная монархия.

Данная форма правления характеризуется тем, что при ней вся верховная власть в государстве по закону принадлежит одному лицу – царю, императору, королю. «Государство- это я!»7 говорил Людовик XIV, подчеркивая этим, что является единоличным правителем. По законам Хаммурапи все ветви власти, то есть законодательная, исполнительная и судебная, вся принадлежит царю, который являлся наместником и служителем Бога на земле8. Исходя из этого, основным признаком абсолютной монархии является отсутствие всех органов государственной власти ( парламента, генеральных штатов, совета федерации, государственной думы), ограничивающих власть монарха, так как его воля – это источник закона и права. В отличии от других форм правления в абсолютной монархии нет конституции и разделения властей и присутствует постоянная армия в государстве под предводительством монарха. Конституция характерна только для крайнего этапа развития феодализма, когда после окончания раздробленности заканчивается процесс централизации. В наши дни к абсолютной монархии относятся некоторые страны Среднего Востока ( Оман и Саудовская Аравия).

Ограниченная монархия.

Данная форма правления представляет собой  монархию, где власть монарха ограниченна каким-либо представительным органом. В Англии – Парламент, в России – это Земской Собор, а во Франции – это Национальное собрание. Таким образом получался дуализм в государственной власти, ибо хотя монарх и был юридически независим от парламента в сфере исполнительной власти, он все равно был должен взаимодействовать и считаться с его деятельностью. Монарх назначал правительство, которое было ему подотчетно, но деятельность правительства могла критиковаться и обсуждаться в парламенте. Монарх сильно влиял на парламент: имел право вето, назначения депутатов в верхнюю палату, мог его распустить. Но парламент имел контрольные функции, был законосовещательным органом и монарх был обязан с ним считаться. Ограниченная монархия подразделяется на парламентскую( конституционную) и дуалистическую. Также можно выделить пару нетрадиционных монархий.

Конституционная (парламентская) монархия.

Данная форма монархии представляет собой форму  государственного правления, где власть монарха ограничена парламентом в законодательной сфере и правительством в исполнительной. Монарх, в реалиях данной форме государственного правления, не имеет настоящей власти и практически не вмешивается в политику государства. Однако, это не значит то, что король не имеет никакой роли в стране. Порой можно услышать, что полномочия такого правителя называют «спящими». В принципе так и есть, так как объявлять чрезвычайное положение, военное положение и войну, а также заключать мирное соглашение он может только в ситуациях возникновения угрозы существующему государству.

Информация о работе Форма правления