Форма правления

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2014 в 13:18, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования заключается в комплексной характеристике формы правления в условиях становления государства, выявлении особенностей формы правления государства.
Для достижения данной цели автор поставил перед собой следующие задачи:
- исследовать эволюцию самой категории форма правления, изменения его смысловой и научной наполняемости и соотношения ее с другими категориями теории государства и права;
- проанализировать отдельные виды форм правления правового государства.
- исследовать и изучить нетипичные формы правления

Оглавление

Введение.
1. Понятие формы правления.
2. Классические формы правления.
3. Нетипичные формы правления: признаки и механизм функционирования.
Заключение.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

Sashka_zaschischaet.doc

— 156.00 Кб (Скачать)

Данная форма имеет название конституционной, потому что конституция может ограничивать власть монарха. Например, по конституции Японской империи 1889 года, власть императора ограничивалась Имперским парламентом, он рассматривал, одобрял и принимал законопроекты, которые предлагал император9.  Итак, в конституционной монархии все волеизъявления монарха, имеющие форму акта, приобретают юридическую силу только в том случае, если они одобрены парламентом и основаны на основном законе государства, то есть не противоречат конституции. Таким образом, в конституционной монархии монарх играет в основном представительскую роль, является представителем народа и государства. Как говорится про королеву Великобритании: «Королева царствует, но не правит».

Конституционная (парламентская) монархия имеет ряд существенных признаков:

  1. Парламент выбирается народом.
  2. Лидер партии, имеющий большинство депутатских мест, избирается главой государства (например,, Великобританией фактически правит премьер-министр)
  3. Правительство формируется из представителей доминирующей партии или партий.
  4. Власть монарха в сферах законодательной или судебной власти является символической и де-факто отсутствует.
  5. Законодательные акты, принимаемые парламентом, формально подписываются монархом.
  6. Правительство по конституции подотчетно перед парламентом, а не монархом.
  7. Существует очень мало стран с парламентской монархией, где монарх имеет реальное воздействие на государство (роспуск парламента, возглавление судебной власти, церкви – Великобритания)

В наши дни практически все монархии Европы являются конституционными (парламентарными): Великобритания, Испания, Бельгия, Дания, Голландия, Норвегия, Япония и другие.

Дуалистическая монархия.

Данный вариант монархии является переходным от абсолютной до парламентской.  Разделение властей в дуалистической монархии происходит формально юридическим путем между парламентом и монархом. Таким образом, управляет государством монарх через назначаемой им правительство, которое подотчетно только ему и в то же время, принимающее законы. Главное отличие от конституционной монархии заключается в том, что в парламентарной монархии он лишен и законодательной и исполнительной власти, а в дуалистической только законодательной.

Эта форма государственного правления появилась в Европе в 18-19 вв. и связана с восстаниями народа против абсолютизма и за ограничение властных полномочий монарха. Таким образом, можно сказать, что дуалистическая монархия стала компромиссом, в котором монарх представлял интересы дворянства(феодалов),а парламент - буржуазного сословия и в некоторой степени чаще всего «третьего сословия» и других слоев общества.

Однако, несмотря на все это, монарх сохранял в себе следующие полномочия:

  1. Указы монарха регулировали многочисленные сферы жизни общества и не требовали одобрения парламента.
  2. Монарх обладал правом вето по отношению к законам парламента. Однако данное право являлось только отлагательным (суспезитивным), а не абсолютным.
  3. Мог назначать членов парламента
  4. Мог распустить парламент

Дуалистическая монархия имела место в Турции, Иордании, Кувейте, Ливии, Непале, Германии (1871-1918 гг.) и других странах. В Непале и Кувейте до конца 20-ого века сохранялась абсолютная монархия, однако благодаря народному восстанию в Непале и войне Кувейта с Ираком в них начались реформы демократического характера и в данный момент в этих странах дуалистическая монархия.

Республиканская форма правления использовалась в древнем мире (демократическая республика в Афинах и аристократическая – в Риме) и средние века (города-республики), но наиболее широкое распространение эта форма правления получила в Новое время. Подавляющее большинство государств ныне имеют республиканскую форму правления.10

В республике главой государства является президент, избираемый разными способами, но из среды граждан государства. В данном случае нет династического престолонаследия. Президентом может стать любой гражданин, удовлетворяющий установленным в конституциях (в некоторых странах – законах о выборах президента) условиям: рождение от граждан данного государства (натурализованный гражданин во многих странах президентом быть не может), достижение определенного возраста (обычно 35-40 лет, в единичных странах – 45-50 лет), обладание полными гражданскими и политическими правами, иногда – обладание необходимыми цензами для избрания в парламент.

В отличие от монарха президент по общему правилу избирается только на определенный срок (обычно с 4 до 7 лет, в Латвии – на 3 года)11. На практике президентами избирались не только мужчины, но и женщины (в Аргентине, Ирландии, Исландии и т.д.). переизбрание на очередной срок в некоторых странах (Египет, Франция) допустимо без каких-либо ограничений, но чаще всего одно и то же лицо может быть избрано президентом только на два срока (США, Россия). В отдельных странах второй срок президентства сокращен (в Аргентине не 4, а только 2 года), в Мексике и некоторых других странах президент не может быть избран на следующий срок, а иногда на протяжении всей своей жизни не может быть более избран президентом. Способы избрания президента различны, но всегда в республике (кроме экстремальных ситуаций), в отличие от монархии, глава государства выборный, им может быть избран любой гражданин, отвечающий установленным в законе цензам. Президент в отличие от монарха – лицо ответственное, хотя его ответственность осуществляется в особых формах.

Ранее было принято различать две формы республики – президентскую и парламентскую, но в настоящее время все более широкое распространение получает смешанная форма правления, соединяющая черты этих двух форм. Ее принято называть полупризидентской (или полупризидентской, полупарламентской) республикой.12

Данная форма правления представляет собой республику, при которой во главе государства стоит президент, который выбирается всеобщим голосованием и сочетает в себе полномочия главы государства и главы правительства. Управление страной строится по принципу жесткого разделения властей. То есть, парламент принимает законы, а президент управляет государством. Высшие органы государства структурно обособленны и обладают значительной самостоятельностью. Характерен внепарламентский способ выбора президента и формирования правительства. Правительство не подотчетно парламенту. Его формирует президент, но иногда с согласия парламента. Правительство подотчетно президенту. Президент не может его распустить, а парламент, в свое же время, может возбудить против президента процесс отчуждения его от власти (импичмент). Это происходит при злоупотреблении власти президентом, при нарушении Конституции или совершении им преступления. В противовес импичменту президент имеет свое “оружие” против правительства, он может наложить вето на законы принятые парламентом.

Другой моделью президентской республики является такое устройство формы правления, где президент также является главой государства, но не является главой правительства. Там кроме распределения полномочий, закрепленных Конституцией, президент, как упоминалось выше, образует систему органов (государственных и общественных) при президенте, которые помогают ему в выполнении его полномочий как главы государства, гаранта конституции.

Итак, в президентской республике, при условии соблюдения конституции, правительство более стабильно и парламент имеет более реальные полномочия. Президентская республика очень гибкая и именно поэтому получила очень большое распространение. В наши дни президентскими республиками являются следующие страны: Российская Федерация, Соединенные Штаты Америки, Мексика, Аргентина, Бразилия и другие.

В настоящее время президентская республика классического типа подвергается модификациям. Возникает президентская республика с некоторыми чертами парламентской формы. Во-первых, в некоторых странах учреждается должность премьер-министра, создается Совет министров. Министры в каких-то отношениях становятся подчиненными премьер-министрам, а не только президенту, что несколько ослабляет принцип президентского правления. Во-вторых, при сохранении основной ответственности министров перед президентом устанавливается ограниченная ответственность министров перед парламентом, что совсем несвойственно для президентской республики, а в некоторых странах – и ответственность премьер-министра и всего Совета министров. Правда, эта ответственность затруднена и, в конечном счете, вопрос решается президентом, но возможны такие ситуации, когда он должен отправить министра или правительство в отставку в результате недоверия парламента. На деле недоверие правительству при «сильном» президенте не выносится. Президент сам меняет правительство, если он имеет такую необходимость и соответствующее отношение к правительству со стороны парламента.

Наряду с определенным смягчением принципа президентциализма в президентской республике появились и такие ее формы, которые свидетельствуют о возрастании всевластия президента, о превращении его по существу в единственный институт государственной, а то и партийно-государственной власти. В прошлом к таким президентско-монократическим республикам можно отнести Гвинею, Заир, Уганда и др., где президент возглавлял и государственный аппарат, и единственную разрешенную партию. Учитывая особую роль президента и слабость парламента в некоторых странах Латинской Америки, в Сирии их нередко называют суперпрезидентскими республиками. Свои особенности имеет республиканская форма в условиях военных режимов, когда высшим органом государства является созданный в результате переворота военный (революционный и т.д.) совет, избирающий своего руководителя президентом (или и.о. президента, или временным президентом). Это – милитарно-президентская республика. Это временная форма, но в некоторых странах до перехода к гражданскому режиму она существовала более 10 лет (Алжир, Нигерия, Эфиопия и др.)

В различных видах президентской республики прямые и обратные связи органов государства с населением имеют свои особенности. В милитарно-призидентской республике по существу имеют место только прямые связи путем командного метода управления (на места также назначаются коменданты-офицеры). Связи, основанные главным образом на принуждении, хотя и в меньшей степени, характерны также для суперпрезидентской республики. В президентско-монократической республике для таких связей используется единственная огосударствленная партия, но все эти связи приобретают, в конечном счете, персональный характер и направлены на укрепление власти пожизненного президента – идеолога государства.

В традиционной президентской республике центром связей, с одной стороны, является президент, но в данном случае его деятельность более открыта для населения (иногда – вплоть до интимных сторон жизни, как это имело место в США в связи с обсуждением в 1998 г. правоохранительными органами некоторых вопросов о сексуальных отношениях президента Клинтона), с другой – парламент. На местах нередко в качестве представителей государства назначаются лица, избранные населением, что является одной из форм для установления и прямых, и обратных связей13.

Парламентская республика (Болгария, Венгрия, Индия, Италия, Германия и др.), особенно в ее «чистом» виде, распространена гораздо меньше, чем президентская, хотя в последние годы эта форма появилась и в некоторых странах Африки. В парламентской республике президент обычно избирается таким образом, чтобы он не получал свой мандат непосредственно от граждан-избирателей, не мог противопоставлять себя парламенту, т.е. непрямыми выборами (парламентом, особой коллегией и т.д.), хотя есть парламентские республики, где президент избирается гражданами (Болгария)14. Поэтому способ выборов президента не является решающим критерием отличия парламентской республики от президентской. Данная форма государственного правления представляет собой форму правления, где во главе государства стоит выборное должностное лицо (канцлер, президент и т.д.), а правительство формируется исключительно парламентом, и подотчетно перед парламентом. А не перед главой государства. Парламентская республика характеризуется принципом верховенства парламента, перед которым правительство несет политическую ответственность за свою работу. Также одним из основных отличий является должность премьер-министр, которого назначает парламент. Правительство формируется только парламентским путем из числа глав партии, имеющих большинство в парламенте, и находится у власти до тех пор, пока оно располагает поддержкой парламентского большинства. Президент участвует в формировании правительства только номинально. Хотя он формально и наделяется большими полномочиями (право на роспуск парламента), на самом деле не оказывает никакого влияния на осуществление государственной власти. Любое его действие может быть осуществлено только с согласия правительства, исходящие от него нормативные акты приобретают юридическую силу, как правило, только после одобрения правительством или парламентом, которые несут за них ответственность.

Парламентская республика является менее распространенной формой правления, чем республика президентская, но она также существует (ФРГ, Италия, Финляндия, Турция, Индия).

С целью преодоления недостатков парламентской и президентской форм и соединения их плюсов в современных условиях все чаще прибегают к созданию смешанной, полупрезидентской, полупарламентской республики.

Смешенная форма или полупрезидентская форма республики – это такая форма государственного правления, в рамках которой сочетаются и сосуществуют признаки и президентской и парламентской республики. Первый раз данная форма государственного правления появилась во Франции в 1958 году по инициативе Шарля Де Голля, который стремился к сильной президентской власти, но обязан был учитывать традиции парламентаризма в стране. Особенности этой формы правления отличались тем, что, как и в остальных формах республики, президент избирается народом, но не является главой исполнительной власти. Исполнительной властью обладает правительство, которое несет основную ответственность перед президентом и  ограниченную – перед парламентом. Таким образом, двойная ответственность правительства – специфическая черта разделения властей при смешанной республике.

Также стоит отметить, что в смешанной республики, президент может назначать вице-премьеров и министров, независимо от партийного состава и сил. Назначение премьер-министра происходит по разному, например, во Франции и Казахстане – самостоятельно, а в России и на Украине назначается с согласия парламента.  В том числе, президент имеет право уволить премьер-министра, отдельного министра или все правительство. В России этот признак мы могли наблюдать, когда президент периодически отправлял в отставку премьер-министров.

Таким образом, в смешенной республике президент не относится ни к одной из ветвей власти и правительство несет ответственность перед президентом. На данный момент, смешанная форма республики существует в Российской Федерации, Казахстане, Румынии, Франции и других странах.

Таким образом, в данной главе мы рассмотрели основные виды форм правления, указали их признаки, проанализировали сильный и слабые стороны на примерах конкретных стран.

 

 

  1. Нетипичные формы правления в современном государстве

В современных условиях прежние градации изменяются, происходит взаимное восприятие, переплетение элементов различных форм, возникают смешанные и "гибридные" формы правления. Смешанная форма правления – это форма правления, имеющая характерные признаки президентской и парламентской республик. Гибридная форма правления - это форма правления, сочетающая большинство признаков различных разновидностей республик или монархий Создание таких форм отражает определенные тенденции современного развития. В большинстве случаев это — позитивное явление: оно способствует повышению уровня управляемости государством (в тех сферах, где такое повышение соответствует интересам общества). Но иногда, особенно если в республике воспринимаются некоторые монархические черты, такой процесс приобретает крайне негативный характер. Последнее связано, в частности, с появлением в XIX в. суперпрезидентских, а в XX в. президентско-монократических республик с пожизненными и даже наследственными президентами (последняя возможность предусмотрена в КНДР).

Информация о работе Форма правления