Форма правления Японии

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 23:26, реферат

Краткое описание

В Японии формой правления является парламентарная монархия, введение которой вместо дуалистической было оформлено конституцией 1947 г. По сравнению с конституцией 1889 г. новый основной закон Японии явился значительным продвижением вперед на пути демократизации политической системы страны. Это нашло свое применение в том, что полномочия императора были не только резко сокращены, но и фактически низведены до чисто номинального уровня: “Император осуществляет только такие действия, относящиеся к делам государства, которые предусмотрены настоящей Конституцией, и не наделен полномочиями, связанными с осуществлением государственной власти”

Файлы: 1 файл

Форма правления Японии.docx

— 17.75 Кб (Скачать)

Форма правления, форма государственного устройства и форма 

политического режима. Япония.

  1. Форма правления

По форме правления Япония классифицируется как парламентская монархия.

В Японии формой правления является парламентарная монархия, введение которой  вместо дуалистической было оформлено  конституцией 1947 г. По сравнению с  конституцией 1889 г. новый основной закон  Японии явился значительным продвижением вперед на пути демократизации политической системы страны. Это нашло свое применение в том, что полномочия императора были не только резко сокращены, но и фактически низведены до чисто номинального уровня: “Император осуществляет только такие действия, относящиеся к делам государства, которые предусмотрены настоящей Конституцией, и не наделен полномочиями, связанными с осуществлением государственной власти”.

Как в сфере законодательной, так  и исполнительной император лишен  самостоятельных полномочий и ни при каких обстоятельствах не может действовать без санкции  кабинета: “Все действия Императора, относящиеся  к делам государства, могут быть предприняты не иначе как с  совета и одобрения Кабинета, и  Кабинет несет за них ответственность».

Японская конституция, таким образом, сохранив монархическую форму правления, превратила императора в чисто символическую  фигуру, наделенную лишь церемониальными  полномочиями, которые жестко ограничены самим основным законом. Он лишен  каких-либо “спящих” прерогатив или  подразумеваемых полномочий.

“Парламент является высшим органом  государственной власти и единственным законодательным органом государства” “Парламент состоит из двух палат: Палаты представителей и Палаты советников” .

Высший орган исполнительной власти в стране - правительство Японии, Кабинет министров. «Исполнительная власть осуществляется Кабинетом». Полномочия правительства довольно обширны. Оно проводит в жизнь законы, осуществляет руководство государственными делами, внешней политикой. Кабинет несет коллективную ответственность перед парламентом.

 

  1. Форма государственного устройства

Япония – конституционная монархия. Согласно действующей с 1947 г. конституции  император является «символом государства  и единства народа», его статус определяется волей всего народа, которому принадлежит  суверенная власть. Император проводит только акты, касающиеся государственных дел и закрепленные Конституцией, и не может осуществлять власть над правительством.

Япония - общенародное государство  с демократической системой правления. Каждый совершеннолетний гражданин  имеет право голосовать на общегосударственных  и региональных выборах.

Высший орган государственной  власти и единственный законодательный  орган – парламент, состоящий  из двух палат – палаты представителей (512 депутатов) и палаты советников (252 депутата) . Парламент представляющий одну из трех ветвей власти. Согласно конституции, парламент обладает всей полнотой законодательной власти и имеет исключительное право распоряжаться финансами. Он контролирует деятельность правительства, утверждает международные договоры, заключённые им, принимает бюджет, вносит предложения о поправках к Конституции и т. д.

Исполнительная власть осуществляется кабинетом министров во главе  с премьер-министром. Кабинет министров  представляет вторую, исполнительную ветвь государственной власти. Большинство  его членов – главы правительственных  министерств и ведомств.

Срок полномочий депутатов палаты представителей – 4 года, палаты советников – 6 лет (с переизбранием половины состава каждые 3 года).

Местное управление в префектурах  осуществляют выборные префектуральные собрания (40 и более депутатов в зависимости от численности населения префектуры). Выборные собрания имеются также в городах, посёлках и деревнях. Главные должностные лица органов местного самоуправления (в префектурах - губернаторы, в городах – мэры, в посёлках и деревнях - старосты) также избираются населением на 4 года. В выборах участвуют все, достигшие 20 лет и проживающие в данной местности свыше 3 месяцев.

Судебную систему Японии возглавляет  Верховный суд, состоящий из главного судьи и 14 судей. Верховный суд  выполняет также функции конституционного суда. Имеется 8 апелляционных судов, 49 основных местных судов и 232 их отделения, такое же количество основных семейных судов и их отделений  и около 600 дисциплинарных (первичных) судов . Судьи этих судов назначаются Кабинетом министров по представлению Верховного суда. Решения Верховного суда являются окончательными.

 

  1. Форма политического режима

Политический режим демократического типа имеет своей социально-экономической  предпосылкой существование суверенных индивидуальных субъектов, являющихся собственниками экономических условий жизни и стоящих отношения друг с другом на основе обмена и договора.

Политическими предпосылками этого  режима являются:

  1. Отсутствие единой, обязательной для всех государственной официальной идеологии, которая однозначно определяет цель общественно-исторического развития, а иногда и политические средства ее достижения;
  2. Наличие свободно формируемых в негосударственных политических партий, отражающих социальную дифференциацию гражданского общества;
  3. Ограничение политической роли партий участием в выборах, на которых они выступают с разработанной избирательной программой, отражающей интересы представляемой партией социальной группы гражданского общества;
  4. Функционирование политической системы, предполагающей борьбу, конкуренцию политических партий, соглашение между ними, образование коалиций политических сил, которые стремятся к парламентскому большинству и получению решающей роли в государственном управлении; предполагается, что  возникающая таким образом политическая борьба есть отражение социально-экономической конкуренции внутри гражданского общества;
  5. Существование не определяющего государственную политику и потому не несущего за нее ответственность меньшинства, в функцию которого входит оппозиционная политическая деятельность, разработка альтернативных программ общественного развития, позитивная критика государственного руководства, идеологическая и кадровая подготовка его смены;
  6. Наличие политических свобод (гласность, свобода слова, печати, уличных шествий, демонстраций, митингов, протестов и т.д.), при помощи которых суверенные объекты гражданского общества осуществляют свою самодеятельность в сфере политической жизни.

Реализация этих предпосылок делает политический режим демократическим. Главное в политическом режиме – порядок и условия формирования государственной власти. Условия демократии обеспечивают в этом процессе решающую роль народа. Демократический режим делает возможной последовательно определяющую связь населения с партиями, партий через периодически проводящиеся выборы с представительной властью, представительной власти с властью исполнительной. Такой порядок считается главным достоинством демократического политического режима, т.к. обеспечивает систематическую смену правителей мирным, ненасильственным путем.


Информация о работе Форма правления Японии