Формы правления

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 07:48, курсовая работа

Краткое описание

В теории государства и права, равно как и в некоторых иных общественных науках, рассматривается проблема формы государства, то есть проблема формирования и функционирования особой формы общественной жизни человека - государства.Подход к этой проблеме был различным на разных этапах развития общества, на разных этапах развития теории государства и права как юридической науки. Было бы неверным отрицать все те научные гипотезы, концепции, знания, созданные ранее и признанные ныне не полностью отражающими. Те общественные отношения и их субъектов, изучением которых занимается юридическая наука; однако представляется более верным в рамках курсовой работы опираться на современные знания и теории, а прочим уделять часть времени и места, упоминая их как гипотезы или дополнительные аспекты данной проблемы.

Оглавление

Введение 3
1. Форма государства 4
2. Формы правления 7
2.1 Монархия 7
2.2 Республика 10
3. Форма государственного устройства 16
3.1 Унитарное государство 17
3.2 Федеративное государство 18
3.3 Конфедерация 19
4. Формы политического режима 21
Заключение 31
Список используемой литературы 32

Файлы: 1 файл

курсовая тгп.doc

— 135.50 Кб (Скачать)

 

Содержание

 

Введение                                                                                                              3

1.     Форма государства                                                                                     4

      2.     Формы правления                                                                                      7

2.1   Монархия                                                                                                    7

2.2   Республика                                                                                                10

3.     Форма государственного  устройства                                                     16

3.1   Унитарное государство                                                                            17

3.2   Федеративное государство                                                                      18

3.3   Конфедерация                                                                                           19

4.   Формы политического режима                                                                 21

Заключение                                                                                                       31

Список используемой литературы                                                                 32

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В теории государства и права, равно  как и в некоторых иных общественных науках, рассматривается проблема формы  государства, то есть проблема формирования и функционирования особой формы  общественной жизни человека - государства.

Подход к  этой проблеме был различным на разных этапах развития общества, на разных этапах развития теории государства и права  как юридической науки. Было бы неверным отрицать все те научные гипотезы, концепции, знания, созданные ранее и признанные ныне не полностью отражающими. Те общественные отношения и их субъектов, изучением которых занимается юридическая наука; однако представляется более верным в рамках курсовой работы опираться на современные знания и теории, а прочим уделять часть времени и места, упоминая их как гипотезы или дополнительные аспекты данной проблемы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Форма государства

 

Типология государств  тесно  связана  с  понятием  формы  государства.

Особенности каждого  конкретного типа государства устанавливаются  на  основе анализа его организационного устройства,    методов    осуществления государственной власти.

Четкого соотношения  между типом  и  формой  государства  нет.  С  одной стороны в пределах государства одного  и  того  же  типа  могут  встречаться различные формы организации и  деятельности  государственной  власти,  а  с другой - государства различного типа  могут  обличаться  в  одинаковую  форму. Своеобразие  конкретной  формы  государства  любого  исторического   периода определяется, прежде  всего  степенью  зрелости  общества  и  государственной жизни, задачами и целями, которые ставит перед  собой  государство.  Другими словами,  категория  формы  государства  непосредственно  зависит   от   его содержания и определяется им.

Серьезное влияние на форму государства  оказывает  культурный  уровень народа,  его  исторические  традиции,  характер  религиозных  мировоззрений, национальные особенности, природные условия  проживания  и  другие  факторы. Специфику  формы  государства  определяет  также  характер   взаимоотношений государства и его  органов  с  негосударственными  организациями  (партиями,  профсоюзами, общественными движениями, церковью и другими организациями).

Форма государства  -  такое строение государства,  в котором проявляются его основные характеристики и которое обеспечивает в комплексе,  в системе   организацию государственной власти, методы, приемы и способы осуществления государственной    власти,    территориальную     организацию     населения.

 

 

Отечественная  теория  государства  и  права   всегда   выделяла   в   форме государства  три  основных,  взаимосвязанных  блока:  форму  правления, форму  национально-государственного и административно  территориального  устройства, политический режим. При этом форма правления отвечает на  вопрос  о том,  кто и как правит,  осуществляет государственную власть в государственно-устроенном  обществе, как устроены,  организованы  и действуют в нем   государственно-властные

структуры.

Форма  устройства   раскрывает  способы  объединения   населения  на

определенной    территории, связь    этого    населения    через    различные

территориальные  и  политические  образования  с  государством  в  целом,  а

политический  режим  характеризует  способ   осуществления   государственной власти в конкретном обществе, с помощью каких методов государство  выполняет свое социальное назначение.

В  различных  странах  государственные  формы  имеют  свои  особенности, характерные признаки, которые по  мере  общественного  развития  наполняются новым содержанием, обогащаясь во взаимосвязи и взаимодействий. Вместе с  тем   форма существующих государств, особенно современных, имеет  общие  признаки, что позволяет дать определение каждому элементу формы государства.

      Еще Платон  и Аристотель  пытались   объяснить   разнообразие   форм

организации и осуществлении  государственной  власти  в  Древнем  мире.  Так, Аристотель  выделил  несколько   форм   правления:   республику,   монархию, деспотию,   взяв  в  основу  классификации способы образования   органов государства.

         На протяжении  столетий  Августин, Гоббс,  Монтескье,  Локк,  Руссо,

Радищев  и  др.  пытались  обобщить  и  систематизировать  знания  о  формах правления, причинах их возникновения и развитии.

       

 

Марксистская теория определяла форму правления в  ее связи  с  типом

государства, классовой  структурой, экономическим базисом  и т.д. При этом  за рамками  изучения  оставались  такие  факторы,  активно  влияющие  на  форму  правления, как исторические традиции, национальная  психология,  религиозное сознание и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Форма правления

 

       Форма   правления  представляет   собой   структуру   высших   органов

государственной власти, порядок их образование и  распределение  компетенции   между ними.

        Форма государственного  правления дает возможность уяснить:

           -    как создаются высшие органы  государства и определить их

строение;

            -     как  строятся  взаимоотношения   между  высшими  и  другими

государственными органами;

          -    как строятся взаимоотношения  между верховной государственной  властью и населением страны;

          -    в какой мере организация высших  органов государства

позволяет обеспечивать права и  свободы гражданина.

По указанным признакам  формы государственного  правления  подразделяются на:

                 -   монархические (единоличные,  наследственные)

                 -   республиканские (коллегиальные,  выборные)

 

2.1 Монархия

 

Монархия  -  это  такая форма правления, при которой верховная  власть

осуществляется единолично и  переходит,  как  правило,  по  наследству.  Она

впервые зародилась в  раннеклассовых  обществах,  государственную  власть,  в которых захватывали военноначальники, предводители разросшихся семейных  или соседских общин, руководители храмов и т.п.

Свои истоки монархическая  форма правления имела в той  достаточно

простой, социально не слишком  расчлененной  организации  общества,  которая появилась  4 - 3  тысячи  лет  до  нашей  эры.  В  этих  обществах  монархия обеспечивала эффективно немногочисленные общесоциальные и классовые  функции государственного управления (организация совместных работ, ведение  войн  и оборону, взимание налогов, создание страховых фондов и т.п.)

Основными  признаками  классической   монархической   формы   управления являются:

  -   существование единоличного главы государства,  пользующегося

своей властью пожизненно (царь, король, император, шах);

   -     наследственный   порядок   преемственности    верховной власти;

   -   представительство государства монарха по своему усмотрению;

    -   юридическая безответственность монарха.

Монархия  возникла  в  условиях  рабовладельческого   общества.   При

феодализме  она  стала  основной  формой   государственного   правления.   В  буржуазном  же  обществе,  сохранились  лишь  традиционные,  а   в   основном формальные черты монархического управления.

 В свою очередь  монархия делится на:

              -   абсолютистскую

              -   ограниченную

              -   конституционную

 

Абсолютная монархия  -  такая форма правления,  при  которой  верховная государственная  власть по закону всецело принадлежит  одному лицу.

     По формуле  Петровского  Воинского  устава   —  “  самовластный  монарх, который никому на свете о  своих  делах  ответу  дать  не  должен”.  Основным признаком    абсолютной    монархии    является    отсутствие     каких-либо государственных органов, ограничивающих компетенцию монарха.

Возникновение абсолютизма  связано  с  процессом  зарождения  буржуазных отношений  и  начинающимся  процессом   разложения   феодализма   и   старых феодальных сословий. К  наиболее  существенным  чертам  абсолютной  монархии относятся  ликвидация   или   полный   упадок   сословно-представительных учреждений,  юридически  неограниченная  власть  монарха,  наличие   в   его непосредственном подчинении  и  распоряжении  постоянной  армии,  полиции  и развитого бюрократического аппарата. Власть в центре и  на  местах  принадлежит  не  крупным  феодалам,  а чиновникам, которые могут назначаться и увольняться монархом. Государственное  вмешательство  в  частную  жизнь  в  эпоху   абсолютизма  приобретает более цивилизованные формы,  получает  юридическое  закрепление, хотя по-прежнему  имеет  принудительную  направленность.  В  истории  такими странами были Россия XVII - IX и Франция до революции 1789 года.

С развитием   буржуазных  отношений   абсолютистская  монархия  в  некоторых  странах  эволюционирует  в  монархию  конституционную,  приспосабливаясь   к интересам  нового господствующего класса - буржуазии.

Ограниченная монархия - представляет такую форму монархии, при  которой монарх,  будучи  юридически  и  фактически  независимым   от   парламента   (представительного  учреждения народившегося и окрепшего  “третьего  сословия”) в сфере исполнительной  власти,  тем не  менее вынужден  считаться с его деятельностью. Таковой была монархия в России после 1905 года.

 Конституционная монархия - представляет  собой  такую   форму  правления,  при которой  власть монарха значительно ограничена представительным  органом. Обычно это ограничение определяется конституцией, утверждаемой  парламентом. Монарх же не в праве изменить конституцию.

  Как  форма  правления,  конституционная  монархия  возникает  в  период становления буржуазного общества. Формально она не утратила своего  значения в ряде стран Европы и Азии и до настоящего времени (Англия, Дания,  Испания, Норвегия, Швеция и др.).

Конституционная монархия характеризуется следующими основными  признаками:

      - правительство  формируется  из  представителей  определенной

партии  (или партий),  получивших  большинство голосов  на выборах в парламент;

       - лидер  партии,  обладающий  наибольшим  числом  депутатских  мест,

становится главой государства;

       - в  законодательной,  исполнительной и судебной сферах

власть монарха фактически отсутствует, она является  символической;

       -   законодательные  акты  принимаются   парламентом  и   формально

подписываются монархом;

       -   правительство согласно конституции   несет  ответственность  не

перед монархом, а перед  парламентом.

       Примерами  такой монархии можно считать  - Великобританию,  Бельгию,

Данию и др. Такова краткая  характеристика основных разновидностей монархической  формы государственного правления.

Монархия как  форма  правления  -  это  сложный  конгломерат  власти,

юридических   основ   ее    организации    и    осуществления,    социально-

психологического состояния  общества.  Как  показывает  современная  история, монархия  еще  не  отжившая  свой  век  форма  правления,  а   имеющая, при определенных условиях достаточные исторические  перспективы.  Примером  могут послужить постоянно поднимающиеся в современной   России   разговоры   о восстановлении монархии.

Информация о работе Формы правления