Формы правления

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 07:48, курсовая работа

Краткое описание

В теории государства и права, равно как и в некоторых иных общественных науках, рассматривается проблема формы государства, то есть проблема формирования и функционирования особой формы общественной жизни человека - государства.Подход к этой проблеме был различным на разных этапах развития общества, на разных этапах развития теории государства и права как юридической науки. Было бы неверным отрицать все те научные гипотезы, концепции, знания, созданные ранее и признанные ныне не полностью отражающими. Те общественные отношения и их субъектов, изучением которых занимается юридическая наука; однако представляется более верным в рамках курсовой работы опираться на современные знания и теории, а прочим уделять часть времени и места, упоминая их как гипотезы или дополнительные аспекты данной проблемы.

Оглавление

Введение 3
1. Форма государства 4
2. Формы правления 7
2.1 Монархия 7
2.2 Республика 10
3. Форма государственного устройства 16
3.1 Унитарное государство 17
3.2 Федеративное государство 18
3.3 Конфедерация 19
4. Формы политического режима 21
Заключение 31
Список используемой литературы 32

Файлы: 1 файл

курсовая тгп.doc

— 135.50 Кб (Скачать)

Вместе с тем можно  выделить наиболее общие  черты,  которые  характерны  для большинства  федеративных государств.

1. Территория федерации  состоит  из  территорий  ее  отдельных  субъектов:

штатов, кантов, земель, республик  и т.д.

2.  В  союзном   государстве  верховная  исполнительная,  законодательная  и

судебная власть принадлежит  федеральным государственным органам.

3. Субъекты федерации  имеют право принятия собственной  конституции,  имеют свои высшие исполнительные, законодательные и судебные органы

4. В большинстве федерации   существует  союзное  гражданство   и  гражданство федеральных  единиц.

5.  При федеральном  государственном устройстве в  парламенте имеется  палата, представляющая интересы членов федерации.

6.   Основную   общегосударственную   внешнеполитическую   деятельность   в федерациях  осуществляют  союзные   федеральные   органы.   Они   официально  представляют федерацию в   межгосударственных  отношениях  (США,  Бразилия, и др.).

Федерации строятся по территориальному и национальному признаку,  который  в   значительной   мере   определяет   характер,    содержание,    структуру государственного устройства.

 

Территориальная  федерация  характеризуется   значительным   ограничением государственного суверенитета субъектов  федерации.  Национальные  федерации характеризуются  более   сложным   государственным   устройством.   Основное различие  между  территориальной  и  национальной   федерацией   состоит   в различной  степени  суверенности  их   субъектов.   Центральная   власть   в территориальных федерациях обладает  верховенством  по  отношению  к  высшим государственным   органам   членов   федерации.   Национальное   государство ограничивается суверенитетом национальных государственных образований.

 

3.3  Конфедерация

 

Конфедерация  -  это  временный юридический союз  суверенных  государств,  созданный для обеспечения  их общих интересов. При конфедеративном  устройстве государств, члены  конфедерации сохраняют свои суверенные права, как во внутренних, так и во внешних делах. В  отличии  от  федеративного  устройства  конфедерация  характеризуется следующими чертами :

- конфедерация  не  имеет  своих  общих  законодательных,  исполнительных  и судебных органов, в отличии от федерации;

-   конфедеративное  устройство не имеет единой  армии, единой  системы

 налогов, единого  государственного бюджета;

  - сохраняет  гражданство   тех  государств,  которые   находятся  во временном союзе;

  -  государства могут договориться  о  единой  денежной  системе,  о единых, таможенных правилах, о  межгосударственной  кредитной  политики  на время существования союза.

 

 

Как правило  конфедеративные  государства  не  долговечны,  либо  они  распадаются, либо  превращаются в федерацию: Германский  союз  (1815-1867), Швейцарский союз (1815-1848) и США, когда в 1781  году  была  законодательно утверждена конфедерация.

Историческая  практика  знает  и   другие   организационные   объединения государств:  страны  Британского  содружества,   СНГ,   ЕЭС.   Такого   рода содружества не образуют новых  государств,  а  лишь  объединяют  независимые государства.  При  этом,  в   такого  рода  содружествах  могут  создаваться надгосударственные органы,  формироваться  бюджет,  приниматься  нормативные акты обязательные для членов сообщества и т.п. Например, страны ЕЭС  создают не только общее экономическое  пространство, вплоть до перехода к общей денежной единицы, но и, в  перспективе, общее  гражданство.  Возможно,  это объективная  необходимость, ибо в  будущем   экономическое   соперничество потребует объединения всех ресурсов для того, что бы выжить  в  конкурентной  борьбе за сырье, за рынки сбыта.

Непонятно будущее у  СНГ. Уже  два  члена  сотрудничества,  Белоруссия  и Россия ставят   в   качестве   ближайшей   перспективы   создание   единого государства.  Как в связи с этими событиями   изменится   будущее   СНГ предсказать трудно. Однако ясно, что геополитические интересы России  требуют создания на территории бывшего СССР (а ранее  Российской  империи)  возможно тесного объединения иных суверенных государств.

 

 

 

 

 

 

 

  1. Формы политического режима

 

Как уже отмечалось, форма правления, и форма государственного устройства не могут ответить на вопрос о том, как, с помощью каких способов, приемов осуществляется взаимодействие государственной власти  с населением, как проявляется в политической сфере действительное соотношение классовых сил, каков политический статус различных общественных организаций, какую роль выполняют фактически органы государства по управлению населением, проживающим на его территории. На эти вопросы отвечает третий блок формы государства - политический режим.

В этой характеристике формы государства отражаются правовые или неправовые способы осуществления  власти, методы использования «материальных» придатков государства - тюрем, иных карательных учреждений, диктаторские или демократические приемы воздействия на население, идеологическое давление, обеспечение или, наоборот, нарушение свободы личности, защиты прав граждан, участие в управлении народа, политических партий, мера экономической свободы, отношение к тем или иным формам собственности и т. д.

Таким образом, изучение методов и способов, с помощью  которых государство управляет  проживающими на его территории людьми, т.е. политического режима, становится также объективно необходимым для постижения формы государства.

Выделяются несколько  основных видов политического режима, которые применялись в многовековой истории государственности. Государственные режимы могут быть демократическими и антидемократическими (деспотические, тиранические, тоталитарные), поэтому основным критерием классификации государств по данному признаку является демократизм форм и методов осуществления государственной власти.

Деспотический режим характерен для монархической формы правления, а именно для абсолютистской монархии, когда власть осуществляется исключительно одним лицом, становящимся деспотом. Деспотии возникли в древности и характеризовались крайним произволом в управлении (власть осуществлялась подчас болезненно властолюбивыми лицами), полным бесправием и подчинением деспоту со стороны его подданных, отсутствием правовых и моральных начал в управлении.

Деспотический режим  встречался в основном в странах  Средиземноморья, на Ближнем Востоке, в странах Азии, Африки, Южной Америке, словом, в государствах азиатского способа производства, рабовладельческих обществах, некоторых феодальных странах. Он характерен для ранних этапов развития человеческого общества, государственности. Однако этот режим возникал и может возникать и в некоторых современных государствах в силу исторического своеобразия их развития, личностных характеристик их политических лидеров, монархов, способов борьбы за власть и ее осуществление или подавление противников режима и т. д.

Тиранический режим - также основан на единоличном  правлении. Однако в отличие от деспотии, власть тирана подчас устанавливается  насильственным, захватническим путем, часто смещением законной власти, с помощью государственного переворота. Она также лишена  правовых и нравственных начал, построена на произволе, подчас терроре и геноциде. Следует учесть, что понятие «тирания» имеет эмоциональную и политико-правовую оценку. Когда речь идет о тирании как политическом режиме, используется именно оценка тех жестких способов, с помощью которых тиран осуществляет захватническую или  государственную власть. В этом смысле власть тирана, как правило, является жесткой. Стремясь подавить сопротивление в зародыше, тиранический режим осуществляет казни не только за выраженное неповиновение, но часто за обнаруженный умысел на этот счет. Кроме того, захватчики широко используют и превентивное принуждение для того, чтобы посеять страх среди населения. Овладение территорией и населением другой страны  обычно связано не только с физическим и моральным насилием над людьми, но и над теми обычаями, которые существуют у народа. Тиранические режимы можно наблюдать в полисах Древней Греции, в некоторых средневековых городах-государствах.

Тирания как и деспотия, основана на произволе. Однако если в деспотии произвол и  самовластие обрушиваются, прежде всего,  на головы  высших должностных лиц, то при тирании им подвержен каждый человек. Законы не действуют, поскольку  тираническая власть в большинстве своем не стремится их создать.

Тоталитарный режим  является, как правило, порождением  ХХ в., это фашистские государства, социалистические государства периодов «культа личности». Сам термин появился в конце 20-х  годов, когда некоторые политологи стремились отделить социалистическое государство и искали четкое определение социалистической государственности. Тоталитарный режим является крайней формой авторитарного режима. Тоталитарное государство выступает как всеохватывающая, всеконтролирующая и всепроникающая власть.

Тоталитарный режим  характеризуется, как правило, наличием одной официальной идеологии, которая  формируется и задается общественно-политическим движением, политической партией, правящей элитой, политическим лидером, вождем народа в большинстве случаев харизматическим.

Тоталитарный режим  допускает только одну правящую партию, а все другие, даже ранее существовавшие партии, стремится разогнать, запретить  или уничтожить. Правящая партия объявляется  ведущей силой общества, ее установки  рассматриваются как священные догмы. Конкурирующие идеи о социальном переустройстве общества  объявляются антинародными, направленными на подрыв устоев общества, на разжигание социальной вражды. Правящая партия захватывает бразды государственного управления: происходит сращивание партийного и государственного аппаратов. В результате этого становится массовым явлением  одновременное занятие партийной и государственной должности, а там, где этого не происходит, государственными должностными лицами выполняются прямые указания лиц, занимающих партийные посты. Кроме того, осуществляется демагогическая ориентация всех членов общества на якобы имевшие место  выдающиеся достижения правящей партии. Монополия на информацию делает это осуществимым.

В государственном управлении тоталитарный режим характеризуется крайним централизмом. Практически управление выглядит как исполнение команд сверху, при котором инициатива фактически отнюдь не поощряется, а строго наказывается. Местные органы  власти и управления становятся простыми передатчиками команд. Особенности регионов (экономические, национальные, культурные, социально-бытовые, религиозные и др.), как правило, не учитываются.

Центром тоталитарной системы  является вождь. Он объявляется самым  мудрым, непогрешимым, справедливым, неустанно думающим о благе народа. Какое-либо критическое отношение к нему пресекается.

Фашистский режим  представляет одну из крайних форм тоталитаризма, прежде всего характеризуемой  националистической идеологией, представлениями  о превосходстве одних наций над другими (господствующей нации, расы господ и т. д.), крайней агрессивностью.

Фашизм, как правило, основывается на националистической, расисткой демагогии, которая возводится в ранг официальной  идеологии. Целью фашистского государства  объявляется охрана  национальной общности, решение геополитических, социальных задач, защита чистоты расы. Главная посылка фашистской идеологии такова: люди отнюдь не равны перед законом, властью, судом, их права и обязанности зависят от того, к какой национальности расе они принадлежат. Одна нация, раса при этом объявляется высшей, основной, ведущей в государстве, в мировом сообществе, а посему достойной лучших жизненных условий. Другие нации или расы, если и могут существовать, то всего лишь как неполноценные нации, расы, они в конечном счете должны уничтожаться. Поэтому фашистский политический режим - это, как правило, человеконенавистнический, агрессивный режим, ведущий в итоге к страданиям, прежде всего своего народа. Но фашистские режимы возникают в определенных исторических условиях, при социальных расстройствах общества,  обнищании масс. В их основе лежат определенные общественно-политические движения, в которые внедряются националистические идеи, популистские лозунги, геополитические интересы и т. п.

Милитаризация, поиск внешнего врага, агрессивность, склонность к развязыванию войн и, наконец, военная экспансия определенным образом отличают фашизм от иных форм тоталитаризма

Авторитарный режим  может осуществляться в иных формах. Он может быть основан на праве, моральных началах, но его нельзя все же отнести к режимам, где население участвует в управлении, а власть осуществляется наиболее эффективным способом.

Все же при любой форме  авторитаризма государственная  власть не формируется и не контролируется народом. Не смотря на то, что существуют представительные органы, реально они никакой роли в жизни общества не играют. Парламент штампует решения, выработанные правящей элитой во главе с вождем или группой лиц (хунтой, олигархией).

Зачастую авторитарные режимы в относительно «мягкой» форме осуществляются для проведения реформ, укрепления государства, его целостности, единства, противопоставления сепаратизму, экономическому развалу. В авторитарном государстве управление осуществляется, как правило, централизованно.

Решения центральной  власти, не учитывающие зачастую экономические, национальные, географические, бытовые, религиозные и другие особенности  тех или иных групп населения, исполняются отнюдь не добровольно. В случае отклонения людей от “генеральной линии” применяется принуждение. Использование насилия становится характерным для авторитарного режима. Вот почему авторитарное государство не может существовать без опоры на полицейский и военный аппараты. Суд в таком государстве - вспомогательный инструмент, поскольку широко используются внесудебные методы принуждения людей.

Информация о работе Формы правления