Формы правления

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 07:48, курсовая работа

Краткое описание

В теории государства и права, равно как и в некоторых иных общественных науках, рассматривается проблема формы государства, то есть проблема формирования и функционирования особой формы общественной жизни человека - государства.Подход к этой проблеме был различным на разных этапах развития общества, на разных этапах развития теории государства и права как юридической науки. Было бы неверным отрицать все те научные гипотезы, концепции, знания, созданные ранее и признанные ныне не полностью отражающими. Те общественные отношения и их субъектов, изучением которых занимается юридическая наука; однако представляется более верным в рамках курсовой работы опираться на современные знания и теории, а прочим уделять часть времени и места, упоминая их как гипотезы или дополнительные аспекты данной проблемы.

Оглавление

Введение 3
1. Форма государства 4
2. Формы правления 7
2.1 Монархия 7
2.2 Республика 10
3. Форма государственного устройства 16
3.1 Унитарное государство 17
3.2 Федеративное государство 18
3.3 Конфедерация 19
4. Формы политического режима 21
Заключение 31
Список используемой литературы 32

Файлы: 1 файл

курсовая тгп.doc

— 135.50 Кб (Скачать)

 

 

2.2   Республика

 

Республика  -  это  такая форма правления, при которой верховная  власть осуществляется выборными органами, избираемыми  населением  на  определенный срок.

           Географические  факторы,  исторические  традиции,   национальная

психология, также как  и соотношения классовых сил  в  некоторых государствах  привели к возникновению другой  формы правления -  республиканской.   К примеру,  древнегреческие республиканские формы правления вырастали   из внутреннего социально-классового  развития  античного общества,  островного положения  многих  древнегреческих  полисов,   роли   морской   торговли   в экономической  жизни  Древней  Греции,  победы  демоса  и  его  функций  как коллективного рабовладельца.

Общими признаками республиканской  формы правления являются:

        -  существование единоличного и коллегиального главы государства;

        -  выборность на определенный  срок  главы  государства   и   других

верховных органов государственной  власти;

        -  осуществление государственной  власти не по своему велению,  а

по поручению народа;

        - юридическая ответственность главы  государства  в  случаях,

предусмотренных законом;

        - обязательность решений верховной  государственной власти.

Республиканская форма  правления в окончательном виде  сформировалась  в Афинском   государстве.   По   мере   развития   общественной   жизни    она видоизменялась,   приобретала   новые   черты,   все   больше    наполнялась демократическим содержанием. Республиканское правление основано на  принципе разделения единой государственной власти на  ряд  властей: законодательную,  исполнительную  и  судебную.  Впервые  идею  разделения  властей  разработал Монтескье (XVIII век) в труде “О духе законов”.

Различные органы  государства  выполняют  различные  функции  по  управлению государством:  Парламенты (народные собрания национальные  ассамблеи,  думы и т.д.) принимают  законы,  правительство  и  его  органы  -  выполняют  эти законы,  организовывают  их  исполнение,   судебные   органы   -   контролируют исполнение законов и привлекают к ответственности нарушителей этих законов.

Вся эта идея создавала  систему “сдержек  и  противовесов”,  обеспечивающую власть  народа,  сдерживающую  попытки  одной  из   ветвей   власти    стать индивидуальным или коллективным диктатором.

Насчитывается  несколько   основных   разновидностей   республиканского правления. В свою очередь они делятся по форме  государственного  устройства на:

                                                          -  парламентарные

                                                           -  президентские

 

Парламентская   республика    -    разновидность   современной   формы

государственного  правления,  при  которой  верховная  роль  в   организации

государственной жизни  принадлежит парламенту.

В такой республике  правительство  формируется  парламентским  путем  из числа  депутатов,  принадлежащих  к   тем   партиям,   которые   располагают большинством  голосов  в  парламенте.   Правительство   несет   коллективную  ответственность перед парламентом о своей деятельности. Оно остается до  тех пор у власти, пока в парламенте они обладают большинством. В  случае  утраты доверия большинство членов парламента правительство либо уходит в  отставку, либо через главу государства добивается  роспуска  парламента  и  назначения досрочных парламентских выборов.

Как правило, глава государства  в  подобных  республиках  избирается

парламентом либо специально образуемой парламентской  коллегией.  Назначение парламентом  главы  государства  является   главным   видом   парламентского контроля над исполнительной властью. Процедура избрания главы государства в современных парламентарных  республиках неодинакова.  В Италии, например, президент республики  избирается  членами обеих палат на  их  совместном заседании, но при этом  в  выборах  участвуют  по  три  депутата  из  каждой области, избранных областным советом. В  федеративных  государствах  участие парламента   в   избрании   главы   государства,   также    разделяется    с представителями  членов  федерации.  Так  в  Германии  президент  избирается федеральным собранием, состоящим из членов бундестага,  и  такого  же  числа лиц,   выбираемых   ландагами   земель    на    началах    пропорционального представительства. Выборы  главы  государства  в  парламентарной  республике могут  осуществляться  и  на  основе  всеобщего  избирательного  права,  что характерно для Австрии, где президент избирается сроком на шесть лет.

Глава государства в  парламентарной  республике  обладает  полномочиями: обнародует законы, издает декреты, назначает главу правительства,  является верховным главнокомандующим вооруженными силами и т.д.

Глава  правительства  (премьер-министр,  председатель  совета  министра, канцлер) назначается, как правило, президентом. Он  формирует  возглавляемое им правительство, которое осуществляет  верховную  исполнительную  власть  и отвечает за  свою  деятельность  перед  парламентом.  Наиболее  существенной  чертой парламентарной республики является то, что любое правительство  лишь тогда правомочно осуществлять управление государством, когда оно  пользуется доверием парламента.

Главной  функцией  парламента  является  законодательная  деятельность и контроль за исполнительной властью. Парламент обладает  важными  финансовыми полномочиями,  поскольку  он  разрабатывает  и   принимает   государственный бюджет, определяет перспективы  развития  социально-экономического  развития страны, решает основные вопросы внешней, в  том  числе  оборонной  политики.

Парламентарная форма  республиканского  правления  представляет  собой  такую структуру   высших   органов   государственной   власти,   которая   реально  обеспечивает  демократизм  общественной  жизни,  свободу  личности,  создает справедливые  условия  человеческого  общежития,   основанное   на   началах правовой законности. К парламентарным республикам можно отнести  Италию (по конституции 1947 годка), Австрию, Швейцарию, Исландию,  Ирландию,  Индию и др.

Президентская  республика  -   одна  из  разновидностей  современной   формы государственного правления, которая наряду с  парламентаризмом  соединяет  в руках президента полномочия главы государства и главы правительства.

Наиболее характерные  черты президентской республики:

       -   внепарламентский  метод  избрания  президента   и   формирования

правительства;

       -   ответственность правительства перед президентом,  а не  перед

парламентом;

     -   более  широкие, чем в парламентарной  республике,  полномочия  главы

государства.

           Классической президентской республикой  являются Соединенные Штаты Америки. В соответствии с конституцией США,  в  основе  которой

лежит принцип разделения  властей,  четко  определено, что  законодательная власть принадлежит  парламенту,  исполнительная  -  президенту,  судебная  - Верховному  суду.  Президент  США   избирается   населением   страны   путем косвенного голосования (выборов) - через коллегию  выборщиков.  Количество выборщиков должно  соответствовать  числу  представителей  каждого  штата  в  парламенте (конгрессе).  Правительство  формируется  победившим  на выборах президентом, из лиц, принадлежащих к его партии.

Президентская  форма  правления  в  различных  странах  имеет   свои

особенности.  Во  Франции  президент   избирается   всеобщим   голосованием. Избранным считается  кандидат,  получивший  абсолютное  количество  голосов. Такой же порядок избрания президента установлен в России в 1991 году.

         Характерным  для  всех  президентских   республик,  несмотря  на  их

разнообразие, является то, что президент  либо  совмещает  полномочия  главы государства и главы правительства и участвует в  формировании  кабинета  или совета министров (Франция, Индия). Президент наделяется  и  другими  важными полномочиями: как правило, он имеет  право  роспуска  парламента,  является верховным главнокомандующим, объявляет  чрезвычайное  положение,  утверждает  законы путем их подписания, нередко представительствует  в  правительстве, назначает членов Верховного суда.

В  цивилизованных  странах  президентскую   республику   отличает

сильная исполнительная власть, наравне  с  которой  по  принципу  разделения властей  нормально  функционируют   законодательная   и   судебная   власти. Эффективно действующий механизм  издержек  и  противовесов,  существующих  в современных    президентских    республиках,    способствует     возможности гармоничного функционирования  властей,  позволяет избежать  произвола со стороны исполнительной власти.

В странах Латинской  Америки  часто  встречаются  “супер президентские республики”. Эта  форма  правления - практически   независимая,   слабо контролируемая законодательной и судебной властью.  Это особый  конгломерат традиционной формы с полудиктаторским управлением.

В современном  цивилизованном  обществе  принципиальных  различий  между формами не существует. Их сближают общие задачи и цели.

 

 

 

 

 

 

3. Форма государственного  устройства

 

Форма   государственного   устройства   -  это    национальное    и

административно-территориальное  строение  государства,  которое  раскрывает характер, взаимоотношений  между его составными частями, между центральными и местными органами государственного управления, власти.

В отличии от форм правления  организация государства  рассматривается  с точки  зрения  распределения  государственной  власти  и  государственного  суверенитета в центре и на местах, их разделение  между  составными  частями государства.

       Форма  государственного устройства показывает:

   -  из каких  частей состоит внутренняя структура  государства;

   -  каково правовое  положение этих частей и каковы  взаимоотношения  этих органов;

   -    как    строятся   отношения   между   центральными   и   местными  государственными органами;

     - в какой   государственной  форме  выражаются  интересы  каждой  нации,

проживающей на этой территории.

По   форме   государственного   устройства   все   государства   можно

подразделить на три  основные группы:

                                     -   унитарное;

                                     -   федеративное;

                                     -   конфедерация.

 

 

 

 

 

 

3.1 Унитарное государство

 

Унитарное  государство   -   это   единое   цельное   государственное

образование, состоящее  из  административно-территориальных  единиц,  которые подчиняются  центральным  органам  власти   и   признаками   государственной  независимости не обладают.

Унитарное государство  характеризуется следующими признаками:

      -  унитарное  устройство предполагает единые, общие  для  всей  страны

высшие  исполнительные,   представительные и судебные    органы,    которые    осуществляют     верховное     руководство соответствующими  органами;

    -  на территории унитарного  государства  действует  одна  конституция,

единая система законодательства, одно гражданство;

    -  составные  части   унитарного  государства  (области,   департаменты,  округа,  провинции,  графства)  государственным   суверенитетом   не

обладают;

    - унитарное  государство,  на  территории  которого    проживают небольшие по численности  национальности,  широко  допускает   национальную  и законодательную  автономию;

    -  все внешние межгосударственные сношения осуществляют  центральные

органы, которые официально представляют страну на международной арене;

    -   имеет  единые   вооруженные   силы,   руководство   которыми осуществляется центральными  органами государственной власти.

Различия в степени и формах контроля центральной власти  над  местными органами   управления    позволяют    говорить    о    централизованных    и децентрализованных  унитарных  государствах,  но   эти   различия   касаются  относительно узкой сферы управления.

К  унитарным  государствам  относятся  такие  государства,  как  Франция,  Турция, Япония, Финляндия.

 

3.2  Федеративное государство

 

  Федерация   -   представляет  собой  добровольное   объединение   ранее самостоятельных государственных образований  в одно союзное государство. Федеративное государственное устройство неоднородно. В  различных  странах оно имеет свои уникальные особенности,  которые  определяются  историческими условиями образования  конкретной  федерации  и,  прежде  всего,  национальным составом населения страны, своеобразием  быта и культуры  народов,  входящих в союзное государство.

Информация о работе Формы правления