Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 17:03, реферат
Форма правления представляет собой структуру высших органов государственной власти, порядок их образования и распределение компетенции между ними. Формы правления различаются в зависимости от того, принадлежит ли верховная власть в государстве одному лицу, которое одновременно является символом государства, или же она осуществляется при помощи различных демократических институтов (представительные органы власти, референдумы и так далее).
Форма правления
представляет собой структуру высших
органов государственной
Форма государственного правления дает
возможность уяснить:
" как создаются высшие органы государства
и каково их строение;
" как строятся взаимоотношения между
высшими и другими государственными органами;
" как строятся взаимоотношения между
верховной государственной властью и
населением страны;
" в какой мере организация высших органов
государства позволяет обеспечивать права
и свободы гражданина.
По указанным признакам формы государственного
правления подразделяются на:
" монархические (единоличные, наследственные);
" республиканские (коллегиальные, выборные).
Монархия - это такая форма правления,
при которой верховная власть единолична
и переходит, как правило, по наследству.
В большинстве случаев эта власть наследственная
[Хропанюк В. Н. "Теория государства
и права" М., 1995 г.].
В историческом процессе монархия складывается
еще в Древнем Мире, (Др. Израиль, Др. Египет,
государства Эллады, Др. Рим и т.д.) в период
рабовладельческих государств, но наиболее
полное выражение эта форма нашла в Средние
века, когда вместе с господствовавшим
в общественных отношениях феодализмом
она послужила крепким цементом для строительства
государства. Примером могут служить все
европейские государства (Англия, Франция,
Польша, и др.). В период буржуазных революций
и последовавших за ними перемен монархия
как форма правления зачастую сохранялась,
но при этом претерпевала существенные
изменения (например, ограниченная власть
короля в Великобритании, сословная монархия
в России в XVII веке, и т.д.). В наше время
на Земле существует несколько государств,
сохранивших монархическую форму правления,
причем не только конституционную, но
и абсолютную ее разновидность.
Основными признаками классической монархической
формы управления являются:
" существование единоличного главы
государства, пользующегося своей властью
пожизненно (царь, король, император, шах);
" наследственный порядок преемственности
верховной власти;
" представительство государства монарха
по своему усмотрению;
" юридическая безответственность монарха.
Монархия возникла в условиях рабовладельческого
общества. При феодализме она стала основной
формой государственного правления. В
буржуазном же обществе сохранились лишь
традиционные, в основном формальные черты
монархического управления.
В свою очередь монархия делится на:
" абсолютную;
" ограниченную (парламентскую);
" дуалистическую;
" теократическую;
" парламентскую.
Абсолютная монархия - такая форма правления,
при которой верховная государственная
власть по закону всецело принадлежит
одному лицу.
По формуле Петровского воинского устава
это "самовластный монарх, который никому
на свете о своих делах ответу дать не
должен". Основным признаком абсолютной
монархии является отсутствие каких-либо
государственных органов, ограничивающих
компетенцию монарха. Возникновение абсолютизма
связано с процессом зарождения буржуазных
отношений и начинающимся процессом разложения
феодализма и старых феодальных сословий.
К наиболее существенным чертам абсолютной
монархии относятся ликвидация или полный
упадок сословных представительных учреждений,
юридически неограниченная власть монарха,
наличие в его непосредственном подчинении
и распоряжении постоянной армии, полиции
и развитого бюрократического аппарата
["Теория государства и права". // Под.
Ред. А.Б. Венгерова. М., 1993 г.].
Власть в центре и на местах принадлежит
не крупным феодалам, а чиновникам, которые
могут назначаться и увольняться монархом.
Государственное вмешательство в частную
жизнь в эпоху абсолютизма приобретает
более цивилизованные формы, получает
юридическое закрепление, хотя по-прежнему
имеет принудительную направленность.
В истории такими странами были Россия
XVII - XVIII века и Франция до революции 1789
года.
Конституционная монархия представляет
собой такую форму правления, при которой
власть монарха значительно ограничена
представительным органом. Обычно это
ограничение определяется конституцией,
утверждаемой парламентом. Монарх же не
в праве изменить конституцию.
Как форма правления, конституционная
монархия возникает в период становления
буржуазного общества. Формально она не
утратила своего значения в ряде стран
Европы и Азии и до настоящего времени
(Англия, Дания, Испания, Норвегия, Швеция
и др.).
Конституционная монархия характеризуется
следующими основными признаками:
" правительство формируется из представителей
определенной партии (или партий), получивших
большинство голосов на выборах в парламент;
" лидер партии, обладающий наибольшим
числом депутатских мест, становится главой
государства;
" в законодательной, исполнительной
и судебной сферах власть монарха фактически
отсутствует, она является символической;
" законодательные акты принимаются
парламентом и формально подписываются
монархом;
" правительство согласно конституции
несет ответственность не перед монархом,
а перед парламентом.
Примерами такой монархии можно считать
Великобританию, Бельгию, Данию и др.
При дуалистической монархии государственная
власть носит двойственный характер. Юридически
и фактически власть разделена между правительством,
формируемым монархом, и парламентом.
Правительство в дуалистических монархиях
формируется независимо от партийного
состава в парламенте и не ответственно
перед ним. Монарх при этом выражает преимущественно
интересы феодалов, а парламент представляет
буржуазию и другие слои населения. Подобная
форма правления существовала в кайзеровской
Германии (1871 - 1918 гг.), сейчас в Марокко.
В некоторых государствах монарх возглавляет
не только светское, но и религиозное управление
страной. Такие монархи носят название
теократические (Саудовская Аравия).
Такова краткая характеристика основных
разновидностей монархической формы государственного
правления.
Республика - это такая форма правления,
при которой верховная власть осуществляется
выборными органами, избираемыми населением
на определенный срок.
Исторически республика как форма правления
сложилась еще в Древнем мире, примером
тому могут служить рабовладельческие
республики Эллады, Древний Рим периода
республики и др. Однако в то время институты
демократии были еще неразвиты, а рабовладельческие
отношения и связанные с ними научные
представления и знания не создавали предпосылок
для возникновения гуманизма и связанных
с ним современных принципов демократического
государства. Поэтому расцвет республики
связан не с рабовладельческим или феодальным
государством, а с государством, где произошли
изменения, характерные для эпохи Возрождения,
появления идей гуманизма, "свободы,
равенства, братства". В связи с этим,
сначала в Европе, затем в Америке, а потом
и во всем мире республиканская форма
правления завоевывает позиции и становится
наиболее характерной формой правления
в современной мировой цивилизации.
Общими признаками республиканской формы
правления являются:
" существование единоличного и коллегиального
главы государства;
" выборность на определенный срок главы
государства и других верховных органов
государственной власти;
" осуществление государственной власти
не по своему велению, а по поручению народа;
" юридическая ответственность главы
государства в случаях, предусмотренных
законом;
" обязательность решений верховной
государственной власти.
Республиканская форма правления в окончательном
виде сформировалась в Афинском государстве.
По мере развития общественной жизни она
видоизменялась, приобретала новые черты,
все больше наполнялась демократическим
содержанием.
Насчитывается несколько основных разновидностей
республиканского правления. В свою очередь
они делятся по форме государственного
устройства на:
" парламентарные;
" президентские.
Парламентская республика - разновидность
современной формы государственного правления,
при которой верховная власть в организации
государственной жизни принадлежит парламенту.
В такой республике правительство формируется
парламентским путем из числа депутатов,
принадлежащих к тем партиям, которые
располагают большинством голосов в парламенте.
Правительство несет ответственность
перед парламентом в своей деятельности.
Оно остается до тех пор у власти, пока
в парламенте они обладают большинством.
В случае утраты доверия большинство членов
парламента либо уходит в отставку, либо
через главу государства добивается роспуска
парламента и назначения досрочных парламентских
выборов.
Как правило, глава государства в подобных
республиках избирается парламентом либо
специально образуемой парламентской
коллегией. Назначение парламентом главы
государства является главным видом парламентского
контроля над исполнительной властью.
Процедура избрания главы государства
в современных парламентарных республиках
неодинакова. В Италии, например, президент
республики избирается членами обеих
палат на их совместном заседании, но при
этом в выборах участвуют по три депутата
из каждой области, избранных областным
советом. В федеративных государствах
участие парламента в избрании главы государства
также разделяется с представителями
членов федерации. Так, в Германии президент
избирается федеральным собранием, состоящим
из членов бундестага, и такого же числа
лиц, выбираемых ландагами земель на началах
пропорционального представительства.
Выборы главы государства в парламентарной
республике могут осуществляться и на
основе всеобщего избирательного права,
что характерно для Австрии, где президент
избирается сроком на шесть лет.
Глава государства в парламентарной республике
обладает полномочиями: обнародует законы,
издает декреты, назначает главу правительства,
является верховным главнокомандующим
вооруженными силами и т.д.
Глава правительства (премьер-министр,
председатель совета министра, канцлер)
назначается, как правило, президентом.
Он формирует возглавляемое им правительство,
которое осуществляет верховную исполнительную
власть и отвечает за свою деятельность
перед парламентом. Наиболее существенной
чертой парламентарной республики является
то, что любое правительство лишь тогда
правомочно осуществлять управление государством,
когда оно пользуется доверием парламента.
Главной функцией парламента является
законодательная деятельность и контроль
за исполнительной властью. Парламент
обладает важными финансовыми полномочиями,
поскольку он разрабатывает и принимает
государственный бюджет, определяет перспективы
развития социально-экономического развития
страны, решает основные вопросы внешней,
в том числе оборонной политики. Парламентарная
форма республиканского правления представляет
собой такую структуру высших органов
государственной власти, которая реально
обеспечивает демократизм общественной
жизни, свободу личности, создает справедливые
условия человеческого общежития, основанные
на началах правовой законности. К парламентарным
республикам можно отнести ФРГ, Италию
(по конституции 1947 г.), Австрию, Швейцарию,
Исландию, Индию и др. [Клименко С.В., Чичерин
А.Л. "Основы Государства и права"
М., "Зерцало" 1999 г. С. 315].
Президентская республика - одна из разновидностей
современной формы государственного правления,
которая наряду с парламентаризмом соединяет
в руках президента полномочия главы государства
и главы правительства.
Наиболее характерные черты президентской
республики:
" внепарламентский метод избрания
президента и формирования правительства;
" ответственность правительства перед
президентом, а не перед парламентом;
" более широкие, чем в парламентарной
республике, полномочия главы государства.
Классической президентской республикой
являются Соединенные Штаты Америки. В
соответствии с конституцией США, в основе
которой лежит принцип разделения властей,
четко определено, что законодательная
власть принадлежит парламенту, исполнительная
- президенту, судебная - Верховному суду.
Президент США избирается населением
страны путем косвенного голосования
(выборов) - через коллегию выборщиков.
Количество выборщиков должно соответствовать
числу представителей каждого штата в
парламенте (конгрессе). Правительство
формируется победившим на выборах президентом,
из лиц, принадлежащих к его партии.
Президентская форма правления в различных
странах имеет свои особенности. Во Франции
президент избирается всеобщим голосованием.
Избранным считается кандидат, получивший
абсолютное количество голосов. Такой
же порядок избрания президента установлен
в России в 1991 г.
Характерным для всех президентских республик,
несмотря на их разнообразие, является
то, что президент либо совмещает полномочия
главы государства и главы правительства
и участвует в формировании кабинета или
совета министров (Франция, Индия). Президент
наделяется и другими важными полномочиями:
как, правило, он имеет право роспуска
парламента, является верховным главнокомандующим,
объявляет чрезвычайное положение, утверждает
законы путем их подписания, нередко представительствует
в правительстве, назначает членов Верховного
суда.
В цивилизованных странах президентскую
республику отличает сильная исполнительная
власть, наравне с которой по принципу
разделения властей нормально функционирует
законодательная и судебная власти. Эффективно
действующий механизм издержек и противовесов,
существующих в современных президентских
республиках, способствует возможности
гармоничного функционирования властей,
позволяет избежать произвола со стороны
исполнительной власти.
В странах Латинской Америки часто встречаются
"суперпрезидентские республики".
Эта форма правления - практически независимая,
слабо контролируемая законодательной
и судебной властью. Это особый конгломерат
традиционной формы с полудиктаторским
управлением.
В современном цивилизованном обществе
принципиальных различий между формами
не существует. Их сближают общие задачи
и цели.
Введение.
Тема “Монархия как форма правления” интересна тем, что она многовековая. На протяжении нескольких столетий многие выдающиеся люди описывали формы государственной власти. Первым из них был Аристотель. Он описал многие разновидности форм власти. Особое внимание из этих форм вызывает монархия – власть одного (что верно лишь в принципе. В истории мировых монархий не редкость - соправительство, когда правят вдвоем. А в Риме (правда, кратковременно) правили одновременно даже пять императоров). “Монархия отличается от аристократии, и от демократии тем, что при них необходимо установление места и времени для того, чтобы создалась возможность обсуждать и принимать решения, то есть реально осуществлять власть, при монархии же такое обсуждение и принятие решений возможно в любое время и в любом месте”.[1]
Монархия – одна из самых древних форм правления. Можно с полным правом утверждать, что вплоть до начала XIX века монархия была правилом для всех государственно-организованных народов. Даже в современном мире, не смотря на то, что республика является исторически более прогрессивной формой правления спор между ней и монархией продолжается.
В чем заключается форма
С большими оговорками
можно выстроить следующую
1. Понятие и сущность монархии.
Монархия наряду с республикой является одной из двух форм правления, известных теории государства и права. Власть монарха, как правило, является пожизненной и передается в порядке престолонаследия.
Престолонаследие – переход власти монарха от одного представителя царствующего дома (династии) к другому в установленном законом порядке. В настоящее время существуют три основные системы престолонаследия. Салическая система сводится к тому, что наследование осуществляется только по мужской линии. Женщины из круга престолонаследников исключаются полностью (Швеция). Кастильская система не исключает женщин из очереди престолонаследия, но отдает предпочтение мужчинам: младший брат исключает старшую сестру (Великобритания). Австрийская система не исключает женщин, но дает мужчинам и мужским линиям преимущество во всех линиях и во всех степенях родства. Женщины наследуют престол лишь при полном пресечении всего мужского потомства и всех мужских линий.
В некоторых арабских странах существует так называемая "клановая" форма престолонаследия, когда наследника избирает правящая семья.
Другой важной формой правления является регентство – временное коллегиальное или единоличное осуществление полномочий главы государства в монархиях в случае продолжительной болезни, малолетства, или временного отсутствия монарха.
В зависимости от принципа наследования власти монархия может быть династической, родовой и выборной.
В династической монархии действует строгий принцип, в соответствии с которым престол передается от отца к сыну или от брата к брату, как это было на Руси.
Гораздо чаще нам встречается родовая монархия, где действовал принцип принадлежности к царскому роду. Царь должен был происходить из царского рода, но это вовсе не означало, что он автоматически наследовал престол.
Особая
разновидность монархии – выборная, сочетающая
элементы монархии и республики. Выборная
монархия была и в Византии. Она не является
редкостью. В Экваториальной Африке до
сих пор совет старейшин избирает племенных
королей сроком на год, а через год этот
совет вновь подтверждает или не подтверждает
полномочия избранного короля. В настоящее
время выборная монархия существует и
в Малайзии, где главой государства является
монарх, избираемый на пять лет особым
совещанием из представителей монархических
штатов, входящих в федерацию.
1. Достоинства и недостатки монархии.
Достоинства монархии.
Одним
из главных достоинств монархии является
способность сохранять
В сфере социальных отношений монархия проводит исключительно благородные принципы. Это, например, верность - один из самых благородных критериев в отношениях между людьми.
Одним из важных достоинств монархии является возможность принятия оперативного решения в тех случаях, когда времени на обсуждение просто нет.
Еще
одним важным достоинством монархии
является способность эффективно выдвигать
наиболее талантливых людей на руководящие
посты. В монархической системе эта способность
гораздо выше, нежели в республиканской.
Президент или премьер-министр (даже самый
порядочный) будет видеть в талантливом
министре или генерале конкурента, а следовательно,
будет всячески придерживать его. Монарх
социально выведен из конкуренции и сам
заинтересован в выдвижении талантливых
людей, так как для него поражение страны
- это угроза отречения, а гибель страны
- гибель династии и скорее всего личная
гибель монарха.
Недостатки монархии.
Главный
недостаток династической монархии
- случайность рождения. При династическом
наследовании нет гарантии, что не
родится умственно
Еще одним широко распространенным недостатком монархии является фаворитизм, склонность к выдвижению любимцев. На Руси во второй половине XVIII века фаворитизм стал почти государственным учреждением.
Оба
эти недостатка можно устранить
составными политическими системами,
в которых монархия - не единственная
форма, а действует в сочетании
с другими формами –
2. Исторические разновидности монархий.
Монархия как форма правления весьма неоднородна и показала на протяжении веков свою гибкость и изменчивость, благодаря которым ей и удалось «выжить» в современных высокоразвитых демократических государствах. Рассмотрим самые древние разновидности монархий.
Патриархальная монархия (традиционная).
Она характерна для традиционных обществ и прямо происходит из развития семейного принципа (традиционный монарх воспринимается как отец своих подданных).
Патриархальная монархия, так же как и сакральная имеет один древний обычай – принесение царской жертвы. Царь добровольно приносит себя в жертву во имя спасения своего народа. Мифологическое наследие подобного рода изложено в классическом труде Р. Грейвса "Греческая мифология". Он пишет, что память о жертвоприношении царя достигла времен греческой и римской цивилизаций, но уже в замещенной форме (т.е. сохранились символические обряды).
Серьезность
царской жертвы, память о которой
сохранялась в сознании людей в течение
тысячелетий, наилучшим образом подтверждает
царская жертва, принесенная Иисусом Христом
- так она и воспринимается в христианском
богословии.
Сакральная монархия.
Сакральная монархия - это монархия, где первенствующие функции монарха жреческие. Она нередко связана с патриархальной монархией. Из библейского и римского материала явствует, что глава патриархальной семьи был и семейным жрецом. Сакральные монархии часто связаны с традиционными обществами. Такова сакральная монархия в Древнем и Среднем царстве Египта, где основной функцией фараона была жреческая.
Многовековая
история сакральных монархий привела
к относительной сакрализации любой
монархической власти: сложению принципа
священности особы царя и даже
королевской крови. В Средневековье
у французов королевская кровь считалась
настолько священной, что даже не законнорожденные
королевские потомки признавались принцами
крови. И наплодили они этих принцев крови
видимо-невидимо. Впрочем, среди них бывали
и очень достойные люди. Для монархической
традиции это не свойственно.
Деспотическая монархия.
По-гречески, слово "деспот" означает "владыка", "повелитель". Деспотическая монархия складывается в военизированных обществах. Если сакральный монарх по происхождению - жрец, то деспотический - генерал. В деспотических монархиях мы видим реально сильную монархическую власть в сочетании с ограждением чувства собственного достоинства и прав подданных. Как уже говорилось, подданные в таких монархиях - народ-войско.