Формы правления

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 17:03, реферат

Краткое описание

Форма правления представляет собой структуру высших органов государственной власти, порядок их образования и распределение компетенции между ними. Формы правления различаются в зависимости от того, принадлежит ли верховная власть в государстве одному лицу, которое одновременно является символом государства, или же она осуществляется при помощи различных демократических институтов (представительные органы власти, референдумы и так далее).

Файлы: 1 файл

Форма правления.doc

— 183.50 Кб (Скачать)

грубо нарушает Конституцию.

    Президентская   республика  создает  весьма  благоприятные   юридические

предпосылки  для  сосредоточения   в  руках  президента  множества  властных

полномочий.  Президентская  республика  является  довольно   гибкой   формой

правления, поэтому  она  получила  достаточное  распространение.  Большинство

государств,   составляющих    Организацию    Объединенных    Наций,    имеют

президентские системы  правления.

    Однако, нельзя не  учитывать и  недостатки  президентских  республик   –

сосредоточение  непомерной власти в  руках  президента  ведет  в  случае  его

болезни, возрастных проблем, к параличу исполнительной власти,  политическим

тупикам. Одному человеку не  просто  своевременно  и  качественно  принимать

многочисленные  политические решения, «горлышко  политической  бутылки»[2]  в

подобных  ситуациях  оказывается  очень  узким.  Вот  почему  объективно   в

президентских  республиках   должна   существовать   мощная   «президентская

команда»  -  структура,  помогающая  президенту  по  всем  направлениям  его

деятельности. В  данную структуру входят: администрации,  управления  делами,

комиссии, комитеты, аналитические центры,  представители  и т.д.

    Главный  признак данной формы  правления   –  отсутствие  ответственности

исполнительной  власти перед парламентом за проводимую политику.

    -  Парламентская   республика  является  менее  распространенной  формой

правления,  чем   республика   президентская,   он   оно   так   же   весьма

распространена.  Примером  данной   формы   правления   являются   Германия,

Финляндия, Индия, Турция и др.

    Парламентская   республика  характеризуется   провозглашением   принципа

верховенства парламента,  перед  которым  правительство  несет  политическую

ответственность за свою  деятельность.  Отличительной  особенностью  данного

вида  республики  является  наличие  должности  премьер-министра,   которого

избирает парламент. Здесь  правительство  формируется  только  парламентским

путем из числа  лидеров  партии,  получившей  большинство  в  парламенте,  и

остается  у  власти  до   тех   пор,   пока   оно   располагает   поддержкой

парламентского  большинства.   Лидер   партии,   как   правило,   становится

председателем   правительства.    Участие    президента    в    формировании

правительства номинально. Хотя он формально и  наделяется  полномочиями,  на

практике оказывает  мало влияния  на  осуществление  государственной  власти.

Его  политическое  действие  может  быть  реализовано  только   с   согласия

правительства, исходящие  от него нормативные  акты  приобретают  юридическую

силу, как правило, только после одобрения  правительством  или  парламентом,

которые и несут  за них политическую ответственность.

    -  Иногда  встречаются   смешанные   формы   правления,   парламентско-

президентские,  которые  не  укладываются  четко  в  основную  классификацию

республик,  а  дают   своеобразный   синтез,   сочетание   президентской   и

парламентской властей. Однако, такое сочетание бывает  различным.  Например,

в Российской Федерации  существующая форма правления сочетает  в  себе  черты

парламентской  и  президентской  республик.   Смешение   признаков   находит

отражение в наличии  сильной президентской власти  при  сохранении  некоторых

признаков  парламентской  формы  правления  –  таких,  как   наличие   поста

председателя правительства, возможность отстранить от  власти  правительство

парламентом,   роспуск   парламента    президентом.    Сейчас    в    России

полупрезидентская  ( смешанная )  форма  правления,  при  которой  президент

избирается всеобщим  голосованием,  он  располагает  широкими  полномочиями,

позволяющими  ему  действовать  независимо  от   правительства;   наряду   с

президентом действуют  председатель правительства и  министры,  ответственные

перед президентом  и парламентом.

    Кроме   того,  история  знает  еще   один  вид  республики  –   Советскую

республику. Данная форма правления применяется только  в  «социалистических»

странах,  где  политический  режим,  как  правило,  тоталитарный,  то   есть

максимально удаленный  от демократического. Главным признаком   данного  вида

республики   является   верховенство    и    полновластие    советов    либо

«представительных»  органов  под  иными  наименованиями  –   все   остальные

государственные  органы  формируются   советами   соответствующего   уровня,

ответственны  перед  ними  или  подотчетны  им.  Разделение   властей   даже

теоретически не признается; ему  противопоставлен  принцип  единства  власти

трудового народа, воплощенной в советах. 

    2. Статья 1 французской   Конституции  1958  года  определила  основные

характеристики  государства, установив, что Франция  –  неделимая,  светская,

демократическая   и  социальная  республика.   Президент,   по   действующей

Конституции,  является   центральным   институтом,   вершиной   в   иерархии

государственных органов. Вместе с Правительством  (  Советом  министров)  он

образует  центральную  исполнительную  власть.  Однако,  соотношение  сил  и

практика взаимодействия  между этими двумя органами  зависят  от  партийного

состава  нижней  палаты  Парламента.  Когда  большинство   в   этой   палате

составляют сторонники  Президента,  Правительство  так  же  состоит  из  его

сторонников  и  проводит  его  политику.   Когда   же   Президент   вынужден

формировать Правительство  из своих противников, возможности  влияния  его  на

правительственную   политику   ограничены    лишь    его    конституционными

полномочиями.

    Задачи  и функции  Президента  определены  ст.5  Конституции.  Президент

следит   за   соблюдением     Конституции    и    обеспечивает    нормальное

функционирование  публичных  властей.  Он  является  гарантом   национальной

независимости, целостности  территории и соблюдения международных  договоров.

    В   сфере  исполнительной  власти  к  полномочиям  Президента  относится

назначение Премьер-министра и прекращение его  полномочий  по  заявлению  об

отставке Правительства. Однако, при назначении Премьер-министра   Президенту

приходится  считаться  с  позицией  партийного   большинства   Национального

собрания. Согласно ст. 9 Конституции, Президент председательствует в  Совете

министров. В Конституции  определен ряд весьма важных полномочий  Президента,

относящих к внешним  сношениям, обороне и безопасности.  Ст.  12  Конституции

закрепляет за Президентом право распускать Национальное собрание.

    Согласно  ст. 6 Конституции Президент  избирается  на  семь  лет  прямым

всеобщим голосованием. Если Президент  выбыл  досрочно  или  Конституционный

совет   по   запросу   Правительства    абсолютным   большинством    голосов

констатировал наличие  обстоятельств, препятствующих Президенту  осуществлять

его функции, Президента замещает председатель Сената.

    Как  указано, в  ст.  68  Конституции,  Президент  республики  не  несет

ответственности за действия, совершенные при исполнении своих  обязанностей,

кроме случаев  государственной измены. Обвинение  может быть  предъявлено  ему

только  обеими  палатами  Парламента,  которые  должны  принять   идентичное

решение  открытым  голосованием  и  абсолютным  большинством  голосов  своих

членов.

    Аппарат  Президента достигает  нескольких  сотен  человек.  Он  включает

кабинет,  генеральный секретариат,  военный штаб,  чиновников  для особых

поручений. Сотрудники аппарата назначаются лично Президентом.

    Французский  Парламент состоит из двух  палат: Национального  собрания  и

Сената.  Срок  полномочий  Национального  собрания  составляет  пять  лет  и

полное его обновление при каждых выборах. Члены Сената избираются на  девять

лет, и обновляются  на 1/3 каждые три года.

    Законодательная    инициатива    принадлежит     Премьер-министру     и

парламентариям.  Законопроекты   рассматриваются   сначала   Государственным

советом, который  выступает как консультативный  орган  Правительства,  затем

обсуждаются  в  Совете министров и потом вносятся в бюро одной из  палат.  На

первом чтении проводятся общая дискуссия по  докладу  комиссии,  постатейное

обсуждение и  голосование в целом, после чего  одобренный  на  первом  чтении

акт передается в  другую палату.  Принятый Парламентом  закон  поступает  для

промульгации Президенту, который в течение 15  дней  после  передачи  закона

Правительству может потребовать нового обсуждения закона или его частей.

    Согласно  ст.  20  Конституции,  Правительство  (  Совет  министров   )

определяет  и  проводит  политику  нации,  распоряжается  администрацией   и

Вооруженными силами. Глава Правительства назначается Президентом, а  по  его

представлению Президент  назначает остальных членов  Правительства.  Составив

Правительство, Премьер-министр  после обсуждения в Совете  министров  выносит

на одобрение  Национального собрания программу  Правительства.  Правительство

несет   политическую   ответственность   перед    Национальным    собранием.

Реализуется она  путем принятия Национальным собранием  резолюции  порицания.

Резолюция порицания  –  это  вотум  недоверия  Правительству  по  инициативе

Национального собрания. Она должна быть подписана не менее, чем 1/10  общего

числа депутатов.

    На    Конституционный    совет    возложена    функция    обязательного

предварительного  контроля  за  конституционностью  органических  законов  и

регламентов палат Парламента,  а  так  же  факультативного  предварительного

контроля конституционности  обычных законов.  Объявленное  не  конституционным

положение не может  быть введено в действие. Конституционный  совет следит  за

правильностью  избрания  Президента  республики,  рассматривает  протесты  и

объявляет результаты голосования. Конституционный  совет  выполняет  функции

Информация о работе Формы правления