Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2015 в 03:10, курсовая работа
Тема данной исследовательской работы: «Форма государства». Понятие формы государства относится к важнейшим его характеристикам. Оно позволяет установить, как устроено государство, в каких формах организовано функционирование государственной власти, какими органами она представлена, каков порядок их образования и деятельности, срок полномочий, наконец, какими методами осуществляется государственная власть в стране
Государство это определенный способ организации общества, а также организация публичной политической власти, распространяющаяся на все общество, выступающая его официальным представителем и опирающаяся в необходимых случаях на средства и меры принуждения.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..4
1. ПОНЯТИЕ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА: ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ, ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА, ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ………6
2. ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ………………………………………………………….9
2.1 Монархия: понятие, признаки, виды………….…………………………...…9
2.2 Республика: понятие, признаки, виды………………………………………11
3ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА….………………………...16
3.1 Унитарное государство……………………………..……………………….16
3.2 Федеративное государство………………………….………………………18
3.3 Конфедерация………………………………………..………………………20
3.4 Специфические формы государственного устройства…………………..21
4 ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ…………………………………………………...22
4.1 Демократия……..……..………………………………………………………24
4.2 Тоталитаризм…………………………………………………………………26
4.3 Авторитаризм…………………………………………………………………28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………32
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1. ПОНЯТИЕ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА: ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ, ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА, ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ………6
2. ФОРМА
ПРАВЛЕНИЯ………………………………………………………
2.1 Монархия: понятие, признаки, виды………….…………………………...…9
2.2 Республика: понятие, признаки, виды………………………………………11
3 ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА….………………………...16
3.1 Унитарное
государство……………………………..………………
3.2 Федеративное
государство………………………….……………………
3.3 Конфедерация………………………………………..…
3.4 Специфические формы государственного устройства…………………..21
4 ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ…………………………………………………...22
4.1 Демократия……..……..………………………………
4.2 Тоталитаризм………………………………………………
4.3 Авторитаризм………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………32
Введение
Тема данной исследовательской работы: «Форма государства». Понятие формы государства относится к важнейшим его характеристикам. Оно позволяет установить, как устроено государство, в каких формах организовано функционирование государственной власти, какими органами она представлена, каков порядок их образования и деятельности, срок полномочий, наконец, какими методами осуществляется государственная власть в стране
Государство это определенный способ организации общества, а также организация публичной политической власти, распространяющаяся на все общество, выступающая его официальным представителем и опирающаяся в необходимых случаях на средства и меры принуждения. Как управляющая обществом система, государство обладает внутренней структурой, имеет специальные органы для реализации своих полномочий. Основные направления деятельности государства подразделяются на внутренние (деятельность в пределах данного общества) и внешние (межгосударственные отношения), которые взаимосвязаны и взаимозависимы.
Для постижения такого сложного социального института, как государство в отечественной теории государства и права особое внимание уделяется изучению формы государства. Изучать государство с точки зрения его формы означает изучение в первую очередь его строения, его основных составных частей, внутренней структуры, основных методов осуществления власти.
Актуальностью данной курсовой работы является то, что проблема изучения формы государства приобретает не только теоретическое, но и первостепенное практическое политическое значение. От того, как организована и как реализуется государственная власть, зависят эффективность государственного руководства, действенность управления, престиж и стабильность правительства, состояние законности и правопорядка в стране. Вот почему проблема формы государства имеет весьма существенный политический аспект.
Объектом
курсовой работы являются
В
курсовой работе я
1. общенаучные методы:
2. Специальные методы:
3. Общетеоретические методы:
В курсовой работе был
Таким образом, целью написания данной курсовой работы является изучение одной из важнейших тем теории государства и права - формы государства, ее составных частей по отдельности и в целом, во всем многообразии ее составляющих.
Задачи курсовой работы:
– изучить формы государства;
– рассмотреть формы правления;
– иметь общее представление о формах государственного устройства;
– понять изучения формы государственного режима.
В мире насчитывается около 200 государств, каждое из которых существенно отличаются друг от друга по своей внутренней организации, что выражается в понятии «форма государства» [1, с. 69].
Понятие форма государства – предмет постоянного внимания мыслителей и ученых-правоведов на протяжении многих сотен лет. Философы античной Греции Платон, Аристотель, Полибий и др., столкнувшись с самыми разнообразными формами организации и осуществления государственной власти, пытались охарактеризовать государства с точки зрения формы – кто и как правит в государстве, какие формы государства знает история; какая из известных форм государства наилучшим образом подходит для данного народа в данный период; что является главным в форме государства.
Платон выделял три правильные формы государства: царскую власть (законную монархию, т.е. правление одного лица на основе законов), аристократию (законную власть немногих) и законную демократию (власть демоса на основе законов) и соответственно три неправильные формы: тиранию (незаконную власть одного), олигархию (незаконную власть немногих) и незаконную демократию (власть демоса не на основе законов). Аристотель считал, что форма государства определяется численностью тех, кто им управляет, а также той целью, которую ставят перед собой правители, находясь во главе государственной власти. по первому признаку он различал: правление одного правление многих, правление большинства. По второму признаку делил формы государства на правильные (в них достигается общее благо) и неправильные (в них преследуются частные интересы). По мнению мыслителя, к правильным формам государства относились монархия (государством управляет один), аристократия (управляют немногие) и полития (управляет большинство). К неправильным он относил тиранию, олигархию и демократию [2, c. 83 - 84].
В исследованиях ученых эпохи средневековья выделяют два вида форм государства – монархия и республика. Это деление (классификация) в политико-правовой науке было господствующим до конца прошлого столетия [2, с. 84].
Изучить государство с точки зрения его формы – значит рассмотреть его строение, основные составные части, внутреннюю структуру, методы осуществления государственной власти. в самом сжатом виде форму государства можно определить как организацию и устройство государственной власти, обусловленные его сущностью и социальным назначением [2, с. 85].
Существуют различные точки зрения относительно понятия «форма государства». Его трактуют в узком смысле (только форма правления) или в широком (совокупность формы правления, формы государственного устройства и политического режима).
В. А. Четвернин отмечает: «Существует две основополагающие формы объединения людей под властью высших органов государства – форма подданства и форма гражданства. Эти исходные формы предопределяют формы государства, различимые в современной теории, форму правления, государственный режим и территориальное устройство государства» [3, c.593] , которые охватываются прежде всего понятием «форма правления». Различают по форме правления монархии и республики. К категории монархий относятся не только государства, где в действительности власть принадлежит монарху, но и государства, в которых у монарха нет реальной власти. Под республиканскую форму правления попадают и государства, в которых гражданская политическая активность существенно ограничена, политические права и свободы грубо нарушаются, т. е. как и монархии, так и республики могут быть реальными номинальными. «Поэтому в современной теории форма государства описывается не только понятием формы правления, но и понятием «государственный режим» [3, c. 89].
Серьезное влияние на форму государства оказывают культурный уровень народа, его исторические традиции, характер религиозных воззрений, национальные особенности, природные условия проживания и другие факторы. Специфику формы государства определяет также характер взаимоотношений государства и его органов с негосударственными организациями (партиями, профсоюзами, общественными движениями, церковью и другими организациями) [4, c. 100].
Существует точка зрения, когда предполагается различать внутреннюю и внешнюю форму государства: под внутренней понимается демократия, которая является разновидностью политического режима, а под внешней понимается совокупность форм правления и государственного устройства.
В большинстве учебников принято считать, что форма государства состоит из трех элементов: формы правления, формы государственного устройства и политического режима [3, 89]. В различных странах государственные формы имеют свои особенности, характерные признаки, которые по мере общественного развития наполняются новым содержанием, обогащаясь во взаимосвязи и взаимодействии. Вместе с тем форма всех существующих государств, особенно современных, имеет общие признаки, что позволяет дать определение каждому элементу формы государства [4, c. 100].
Из изложенного следует, что в научной литературе нет единого подхода к пониманию формы государства.
С. А. Комаров предлагает форму государства как объективную реальность и как понятие рассматривать с различных сторон, характеризующих их свойства, а именно:
Форма правления представляет собой структуру высших органов государственной власти, порядок их образования и взаимодействия их между собой и с населением. Форма правления также свидетельствует, участвует ли население в формировании высших органов государства, т.е. демократическим или недемократическим способом они образованы. Недемократическим путем формируются, например, высшие органы государства при наследственной монархии [6, с. 244 - 245 ].
Форма
государственного правления
По
указанным признакам формы
Под формой
государственного устройства понимают
национально-территориальное или административно-
Форма
государственного устройства
В отличие от форм правления организация государства рассматривается с точки зрения распределения государственной власти и государственного суверенитета в центре и на местах , их разделение между составными частями государства .
Форма государственного устройства показывает:
В современной юридической и политической литературе, как известно, обычно выделяют две основные формы государственного устройства - унитарное государство и федеративное государство (федерацию). В качестве особой формы государственного устройства в настоящее время рассматривается конфедерация [7, c. 182].