Формы государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2015 в 03:10, курсовая работа

Краткое описание

Тема данной исследовательской работы: «Форма государства». Понятие формы государства относится к важнейшим его характеристикам. Оно позволяет установить, как устроено государство, в каких формах организовано функционирование государственной власти, какими органами она представлена, каков порядок их образования и деятельности, срок полномочий, наконец, какими методами осуществляется государственная власть в стране
Государство это определенный способ организации общества, а также организация публичной политической власти, распространяющаяся на все общество, выступающая его официальным представителем и опирающаяся в необходимых случаях на средства и меры принуждения.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..4
1. ПОНЯТИЕ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА: ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ, ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА, ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ………6
2. ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ………………………………………………………….9
2.1 Монархия: понятие, признаки, виды………….…………………………...…9
2.2 Республика: понятие, признаки, виды………………………………………11
3ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА….………………………...16
3.1 Унитарное государство……………………………..……………………….16
3.2 Федеративное государство………………………….………………………18
3.3 Конфедерация………………………………………..………………………20
3.4 Специфические формы государственного устройства…………………..21
4 ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ…………………………………………………...22
4.1 Демократия……..……..………………………………………………………24
4.2 Тоталитаризм…………………………………………………………………26
4.3 Авторитаризм…………………………………………………………………28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………32

Файлы: 1 файл

Формы государства.docx

— 82.80 Кб (Скачать)

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..4

 

1. ПОНЯТИЕ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА: ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ, ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА, ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ………6

 

2. ФОРМА   ПРАВЛЕНИЯ………………………………………………………….9

   2.1 Монархия: понятие, признаки, виды………….…………………………...…9

   2.2 Республика: понятие, признаки, виды………………………………………11

 

3 ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА….………………………...16 

   3.1 Унитарное государство……………………………..……………………….16

   3.2 Федеративное государство………………………….………………………18

   3.3 Конфедерация………………………………………..………………………20

   3.4 Специфические формы государственного устройства…………………..21

 

4 ПОЛИТИЧЕСКИЙ   РЕЖИМ…………………………………………………...22

   4.1 Демократия……..……..………………………………………………………24

   4.2 Тоталитаризм…………………………………………………………………26

   4.3 Авторитаризм…………………………………………………………………28

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………30

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………32

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Тема данной исследовательской работы: «Форма государства». Понятие формы государства относится к важнейшим его характеристикам. Оно позволяет установить, как устроено государство, в каких формах организовано функционирование государственной власти, какими органами она представлена, каков порядок их образования и деятельности, срок полномочий, наконец, какими методами осуществляется государственная власть в стране

     Государство это определенный способ организации общества, а также организация публичной политической власти, распространяющаяся на все общество, выступающая его официальным представителем и опирающаяся в необходимых случаях на средства и меры принуждения. Как управляющая обществом система, государство обладает внутренней структурой, имеет специальные органы для реализации своих полномочий. Основные направления деятельности государства подразделяются на внутренние (деятельность в пределах данного общества) и внешние (межгосударственные отношения), которые взаимосвязаны и взаимозависимы.

Для постижения такого сложного социального института, как государство в отечественной теории государства и права особое внимание уделяется изучению формы государства. Изучать государство с точки зрения его формы означает изучение в первую очередь его строения, его основных составных частей, внутренней структуры, основных методов осуществления власти.

    Актуальностью данной курсовой работы является то, что проблема изучения формы государства приобретает не только теоретическое, но и первостепенное практическое политическое значение. От того, как организована и как реализуется государственная власть, зависят эффективность государственного руководства, действенность управления, престиж и стабильность правительства, состояние законности и правопорядка в стране. Вот почему проблема формы государства имеет весьма существенный политический аспект.

    Объектом  курсовой работы являются структурные  элементы формы государства, т. е. форма правления, форма государственного  устройства, и политический режим.

    В  курсовой работе я использовала  следующие методы:

1. общенаучные методы:

  • анализ;
  • синтез;
  • системный метод;

2. Специальные методы:

  • формально-юридический;
  • сравнительно-правовой;
  • конкретно-социологический;

3. Общетеоретические  методы:

  • историзм;
  • объективность;

     В курсовой работе был использован  ряд различных источников. Это  учебники по политологии, по общей  теории права, по конституционному  праву зарубежных стран и некоторые  другие.

        Таким образом, целью написания данной курсовой работы является изучение одной из важнейших тем теории государства и права - формы государства, ее составных частей по отдельности и в целом, во всем многообразии ее составляющих.

     Задачи курсовой работы:

– изучить формы государства;

– рассмотреть формы правления;

– иметь общее представление о формах государственного устройства;

– понять изучения формы государственного режима.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Понятие  формы  государства: форма правления, форма государственного устройства, политический режим

 

В мире насчитывается около 200 государств, каждое из которых существенно отличаются друг от друга по своей внутренней организации, что выражается в понятии «форма государства» [1, с. 69].

Понятие форма государства – предмет постоянного внимания мыслителей и ученых-правоведов на протяжении многих сотен лет. Философы античной Греции  Платон, Аристотель, Полибий и др., столкнувшись с самыми разнообразными формами организации и осуществления государственной власти, пытались охарактеризовать государства с точки зрения формы – кто и как правит в государстве, какие формы государства знает история; какая из известных форм государства наилучшим образом подходит для данного народа в данный период; что является главным в форме государства.

Платон выделял три правильные формы государства: царскую власть (законную монархию, т.е. правление одного лица на основе законов), аристократию (законную власть немногих) и законную демократию (власть демоса на основе законов) и соответственно три неправильные формы:  тиранию (незаконную власть одного), олигархию (незаконную власть немногих) и незаконную демократию (власть демоса не на основе законов). Аристотель считал, что форма государства определяется численностью тех, кто им управляет, а также той целью, которую ставят перед собой правители, находясь во главе государственной власти. по первому признаку он различал: правление одного правление многих, правление большинства. По второму признаку делил формы государства на правильные (в них достигается общее благо) и неправильные (в них преследуются частные интересы). По мнению мыслителя, к правильным формам государства относились монархия (государством управляет один), аристократия (управляют немногие) и полития (управляет большинство). К неправильным он относил тиранию, олигархию и демократию [2, c. 83 - 84].

В исследованиях ученых эпохи средневековья выделяют два вида форм государства – монархия и республика. Это деление (классификация) в политико-правовой науке было господствующим до конца прошлого столетия [2, с. 84].

Изучить государство с точки зрения его формы – значит рассмотреть его строение, основные составные части, внутреннюю структуру, методы осуществления государственной власти. в самом сжатом виде форму государства можно определить как организацию и устройство государственной власти, обусловленные  его сущностью и социальным назначением [2, с. 85].

     Существуют различные точки зрения относительно понятия «форма государства». Его трактуют в узком смысле (только форма правления) или в широком (совокупность формы правления, формы государственного устройства и политического режима).

В. А. Четвернин отмечает: «Существует две основополагающие формы объединения людей под властью высших органов  государства – форма подданства и форма гражданства. Эти исходные формы предопределяют формы государства, различимые в современной теории, форму правления, государственный режим и территориальное устройство государства» [3, c.593] , которые охватываются прежде всего понятием «форма правления». Различают по форме правления монархии и республики. К категории монархий относятся не только государства, где в действительности власть принадлежит монарху, но и государства, в которых у монарха нет реальной власти. Под республиканскую форму правления попадают и государства, в которых гражданская политическая активность существенно ограничена, политические права и свободы грубо  нарушаются, т. е. как и монархии, так и республики могут быть реальными номинальными. «Поэтому в современной теории форма государства описывается не только понятием формы правления, но и понятием «государственный режим» [3, c. 89].

Серьезное влияние на форму государства оказывают культурный уровень народа, его исторические традиции, характер религиозных воззрений, национальные особенности, природные условия проживания и другие факторы. Специфику формы государства определяет также характер взаимоотношений государства и его органов с негосударственными организациями (партиями, профсоюзами, общественными движениями, церковью и другими организациями) [4, c. 100].

Существует точка зрения, когда предполагается различать внутреннюю и внешнюю форму государства: под внутренней понимается демократия, которая является разновидностью политического режима, а под внешней понимается совокупность форм правления  и государственного устройства.

В большинстве учебников принято считать, что форма государства состоит из трех элементов: формы правления, формы государственного устройства и политического режима [3, 89]. В различных странах государственные формы имеют свои особенности, характерные признаки, которые по мере общественного развития наполняются новым содержанием, обогащаясь во взаимосвязи и взаимодействии. Вместе с тем форма всех существующих государств, особенно современных, имеет общие признаки, что позволяет дать определение каждому элементу формы государства [4, c. 100].

Из изложенного следует, что в научной литературе нет единого подхода к пониманию формы государства.

С. А. Комаров предлагает форму государства как объективную реальность и как понятие рассматривать с различных сторон, характеризующих их свойства, а именно:

  • Форму правления, отражающую способы организации государственной власти, в том числе и порядок образования;
  •   Форму государственного устройства как совокупность способов организации государственной власти с учетом внутреннего деления государства на части и их взаимоотношений с органами государства и между собой;
  • Политический режим как совокупность приемов и методов осуществления власти и ее реализация;

Форма правления представляет собой структуру высших органов государственной власти, порядок их образования и взаимодействия их между собой и с населением. Форма правления также свидетельствует, участвует ли население в формировании высших органов государства, т.е. демократическим или недемократическим способом они образованы. Недемократическим путем формируются, например, высшие органы государства при наследственной монархии  [6, с. 244 - 245 ].

 Форма  государственного правления дает  возможность уяснить:

  • как создаются высшие органы государства и каково их строение;
  • какой принцип лежит в основе взаимоотношений между высшими и другими государственными органами;
  • как строятся взаимоотношения между верховной государственной властью и населением страны;
  • в какой мере организация высших органов государства позволяет обеспечивать права и свободы гражданина [5, c. 100].

 По  указанным признакам формы государственного  правления подразделяются на  монархические (единоличные, наследственные) и республиканские (коллегиальные, выборные). Их верховные органы  отличаются друг от друга и  по порядку образования, и по  составу, и по компетенции [6, c. 245].

Под формой государственного устройства понимают национально-территориальное или административно-территориальное устройство государства, а также характер и принципы взаимоотношений между центральной государственной властью и властями частей, из которых состоит государство [2, c. 94].

 Форма  государственного устройства выражает  основания, принцип и особенности  территориального структурирования  власти в данном государстве, государственно-правового статуса  всех этих субъектов в рамках  данного государства, правового  порядка их взаимоотношений между  собой и т.д.

В отличие от форм правления организация государства рассматривается с точки зрения распределения государственной власти и государственного суверенитета в центре и на местах , их разделение между составными частями государства .

Форма государственного устройства показывает:

  • из каких частей состоит внутренняя структура государства;
  • каково правовое положение этих частей и каковы взаимоотношения  этих органов ;
  • как строятся отношения между центральными и местными государственными органами ;
  • в какой государственной форме выражаются интересы каждой нации , проживающей на этой территории [5, c. 117 ].

В современной юридической и политической литературе, как известно, обычно выделяют две основные формы государственного устройства - унитарное государство и федеративное государство (федерацию). В качестве особой формы государственного устройства в настоящее время рассматривается конфедерация [7, c. 182].

Информация о работе Формы государства