Формы государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2010 в 18:04, контрольная работа

Краткое описание

Форма любого общественного явления тесно связана с его содержанием.
Именно поэтому форма и содержание – парные научные категории, которые следует использовать во взаимодействии при уяснении любых вопросов, в том числе и проблем государства. При этом под содержанием государства следует понимать его многогранную деятельность, нацеленную на решение стоящих перед ним задач. В этом плане просматривается связь формы государства с его функциями как основными направлениями деятельности государства, а также иными категориями теории государства и права (ТГП), как то – механизм государства, социальное назначение государства и др.

Файлы: 1 файл

Основы права.doc

— 116.50 Кб (Скачать)

Введение  

Понятие формы государства. 

    Форма любого общественного явления тесно  связана с его содержанием.

Именно поэтому  форма и содержание – парные научные категории, которые следует использовать во взаимодействии при уяснении любых вопросов, в том числе и проблем государства. При этом под содержанием государства следует понимать его многогранную деятельность, нацеленную на решение стоящих перед ним задач. В этом плане просматривается связь формы государства с его функциями как основными направлениями деятельности государства, а также иными категориями теории государства и права (ТГП), как то – механизм государства, социальное назначение государства и др.

    Содержание  государства изменчиво, хотя в нём есть и константы (от лат. constans – постоянный), определяемые его социальным назначением.

Об этом свидетельствует  многогранная деятельность государств как исторических, так в особенности  современных. Соответственно содержание –это динамическая основа не только механизма государства, но и его формы. С изменением содержания государства в той или иной мере происходит и изменение его формы. Кроме того, активная роль содержания во взаимодействии с формой государства видится и в том, что первое в определённой мере свободно в выборе второй. Так, в зависимости от конкретных обстоятельств, реальных задач государство может приобрести различные формы (например, деятельность по обеспечению единства государства может быть успешной не только при унитарном, но и федеративном государственном устройстве).

    Во  взаимодействии содержания и формы лидирующая роль принадлежит динамичному содержанию, т.е. тем реальным общественным процессам, потребностям и направлениям деятельности государства. Здесь важно всё.

Громадна бывает и роль такого, казалось бы, субъективного, а значит, по распространённому мнению, вторичного фактора, как состояние общественного сознания, его устремления, оценки. Не случайно немецкий философ Г.Гегель подметил, что «как только дух народа поднимается на более высокую ступень, все моменты государственного устройства, связанные с предыдущими ступенями, теряют свою устойчивость; они должны рухнуть, и не существует силы, способной их удержать».

    Между тем, роль и значение формы государства  нельзя приуменьшать, в том числе  её влияние на деятельность государства. Во всяком случае, чёткая государственная форма может смягчить возможные «перегибы» в деятельности государства, его отдельных органов, должностных лиц или «эксцессы» каких-либо социально-деструктивных сил. Именно поэтому категория формы государства относится к числу ключевых в теории государства. 
 

    Форма государства, её элементы. 

    Форма государства, т.е. его устройство, выражается в различных элементах.

    Первый  – порядок образования и организации  высших государственных органов.

    Второй  – способ территориального строения государства.

    Третий  – приёмы и методы осуществления  государственного регулирования.

    Первый  элемент в ТГП определяется как форма правления, второй – как форма государственно-территориального устройства, третий – как форма государственного (политического) режима.

    Следовательно, под формой государства следует понимать определённую многогранность его деятельности, внутреннюю организацию, выражающуюся во взаимосвязи трёх элементов: формы правления, государственного (территориального) устройства и государственного (политического) режима. На форму государства влияет множество внутригосударственных и международных факторов. Из первых следует выделить такие, как исторические традиции государственности, национальный состав населения и т.п. Из вторых – геополитическое окружение, мировые (региональные) политические, идеологические тенденции и т.п. Все они определяют направления деятельности государства и, соответственно, влияют на его форму. 

Форма правления. 

    Форма правления является предметом исследования ещё со времён античности. Уже Аристотель в результате её изучения пришёл к заключению, что следует различать следующие формы правления: монархию (власть единоличная), аристократию (власть ограниченного круга лиц), демократию (власть всего населения).

    Сформулированные Аристотелем критерии – кем осуществляется верховная власть в стране: одним лицом или выборным коллегиальным органом – сохранили своё познавательное значение и до настоящего времени. Однако понятие формы правления даёт представление и о более широком круге вопросов. Во-первых, каким образом создаются и как соотносятся и взаимодействуют между собой высшие органы государства. Во-вторых, как строятся отношения высших органов власти и населения страны и, следовательно, в какой мере данная организация верховной власти способствует реализации его прав и свобод. Таким образом, под формой правления понимается способ формирования высших государственных органов, их компетенцию и взаимоотношения между собой, а также с населением страны.

    Выделяют  две основные формы правления: монархию и республику. Они отличаются друг от друга и способом формирования, составом и компетенцией высших органов государства. Наиболее древней и до нового времени (18-19 века) наиболее часто встречающейся формой правления была монархия (в переводе с греческого – единовластие). Её истоки берут начало ещё во 2-3 тысячелетиях до н.э., когда в результате неолитической революции стали формироваться первые государственные образования в Месопотамии.

    Впоследствии  монархическая форма правления  реализовывалась в разных обществах, принимая в каждом из них свои особенные черты, связанные со спецификой развития той или иной страны. Например, древневосточные монархии (Вавилон, Китай, Индия и т.п.) по общему правилу были деспотиями (с неограниченной и бесконтрольной властью правителя). Хотя уже тогда проявлялись и некоторые «демократические» элементы. В Древней Индии значительное ограничение власти монарха достигалось за счет существенной роли Совета царских чиновников.

    Значительный  след в истории монархии оставила его древнеримская форма, проявившаяся в виде империи. Это период с 1 по 3века н.э. Эта империя имела два основных этапа развития: первый – период принципата, когда ещё сохранялись элементы республики – народное собрание, сенат. Уже в это время происходит концентрация власти в руках императора. Он становится основным органом законодательной власти, обладает правом реализовывать полномочия любого должностного лица. Второй – период домината, являвший собой пример фактически и юридически неограниченной монархии.

    Существует  два вида монархии: абсолютная и конституционная (ограниченная). Абсолютная монархия характеризуется тем, что в ней вся верховная власть в руках одного лица – правителя (императора, царя, короля, шаха и т.д.). В стране не существует никаких государственных структур, ограничивающих его власть. При этой форме правления монархом становятся в порядке престолонаследия. Конкретно в виде единонаследия, т.е. власть вверяется только одному лицу, находящемуся в родственной связи с последним царствующим монархом. Власть монарха бессрочная и пожизненная. В настоящее время абсолютных монархий среди цивилизованных стран осталось немного (Оман, Саудовская Аравия, Бруней и ряд других).

    В конституционной монархии власть монарха ограничена представительным органом, что закрепляется в конституции государства. Причём монарх не вправе менять конституцию. Возникнув в период становления буржуазного общества, конституционная монархия и сегодня существует во многих странах Европы.

    Конституционная монархия бывает двух видов: дуалистической и парламентарной. Историческими примерами первой могут быть Австрия, Румыния, Италия и т.д. В дуалистических монархиях власть поделена и юридически, и фактически между правительством, формируемым монархом, и парламентом. При этом правительство ответственно не перед парламентом. Такая форма правления была характерна для тех исторических периодов, когда было относительное равновесие сил монарха, выражавшего интересы феодалов, и парламента, отражавшего устремления третьего сословия (буржуазии, ремесленников и т.д.). Например, Германия с 1871 по 1918 годы.

    Парламентарная  монархия (это современная Англия, Бельгия, Швеция и т.д.) обладает следующими характерными чертами.

    1. Правительство формируется представителями партий, имеющих в представительном органе большинство.
    2. Главой правительства (государства) является лидер партии, получившей на выборах большинство мест в парламенте.
    3. Власть монарха в законодательной, исполнительной и судебной сфере невелика. Хотя иногда он обладает правом отлагательного вето на решения законодательного органа, а также в отдельных, указанных в законе случаях обладает правом роспуска парламента.

         4. Правительство ответственно перед парламентом. 

    Другой  формой правления является республика ( в переводе с латинского – общее дело). Она обладает следующими чертами.

    1. Выборность высших органов государства.
    2. Срочность полномочий, т.е. временные ограничения для должностных лиц по исполнению функций в высших органах власти.
    3. Сменяемость должностных лиц высших органов власти.
    4. Осуществление власти не по собственному праву, а от имени и по поручению населения.
    5. Юридическая и политическая ответственность всех должностных лиц, в том числе главы государства.

         6. Взаимная ответственность личности и государства. 

    Таким образом, республика – это форма правления, при которой верховная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определённый срок и ответственными перед ним.

    Примером  республики принято считать Афинскую демократическую республику (V-IV вв. до н.э.). Само её появление было обусловлено социальной структурой афинского полиса, характером рабовладения – отрицание превращения в рабов свободных афинян, коллективное рабовладение и т.п. Уже в Афинах проявились такие черты республики, как выборность, сменяемость высших должностных лиц, срочность их полномочий и т.д.

    Другим  ярким примером республики считается  Римская республика ( V-II вв. до н.э.). Верховным органом в республиканском Риме был Сенат. Несмотря на огромную роль Сената, что послужило основанием определять Рим этого периода как аристократическую республику, и в нём реализовывался принцип срочности полномочий, подотчётность народному собранию и т.п.

    В буржуазную эпоху окончательно сформировались две основные разновидности республики – парламентская и президентская.

    В парламентской (от английского parliament – говорить) республике верховная роль принадлежит парламенту – высшему представительному органу власти, состоящему из депутатов, представляющих различные политические партии. Правительство – высший орган управления страны – формируется из представителей партий, имеющих в парламенте большинство. Правительство ответственно перед парламентом и функционирует до тех пор, пока имеет поддержку парламентского большинства. Например, Германия, Италия, Индия, Турция, Израиль и др.

    Парламент (в переводе с латинского «говорить») избирает и главу государства  – президента, полномочия которого не настолько большие, как в президентской республике, но тем не менее значительны: обнародование законов, издание собственных актов (декретов), роспуск парламента в определенных ситуациях, предусмотренных конституцией, и т.д.

    Главным достоинством этой формы правления  является единство высшей власти в  государстве, поскольку, как правило, глава правительства – это  ставленник парламентского большинства. Коллизии между законодательной и исполнительной властью, если и имеют место, то приоритетной ролью парламента обеспечивается эффективный способ урегулирования.

    Но  у этой системы есть и минусы: неустойчивость правительства в  случае, если в парламенте отсутствует уверенное большинство политических сил одной ориентации; при неразвитости партийно-политической системы, нестабильном социально-экономическом положении в обществе к высшей власти могут прийти экстремистские партии.

    В президентской ( от лат. praesident – сидящий впереди ) республике главой государства и правительства является президент (США, Бразилия, Аргентина, Венесуэла, Боливия, Сирия и др.). Для нее характерны следующие черты.

    1. Внепарламентский (в отличие от парламентской республики) способ избрания президента.
    2. Ответственность исполнительной власти (правительства) перед президентом.
    3. Наличие у президента больших полномочий в проведении как внутренней, так и внешней политики. Ярким примером президентской республики являются США. Характерной чертой президентской республики является совмещение в одном лице полномочий главы государства и правительства (США), либо непосредственное назначение главы правительства и активное участие в формировании состава правительственного органа. Среди других президентских полномочий следует отметить право роспуска парламента, статус верховного главнокомандующего, воздействие на законодательный процесс посредством влияния на окончательное утверждение законов и т.д.

Информация о работе Формы государства