Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2010 в 18:04, контрольная работа
Форма любого общественного явления тесно связана с его содержанием.
Именно поэтому форма и содержание – парные научные категории, которые следует использовать во взаимодействии при уяснении любых вопросов, в том числе и проблем государства. При этом под содержанием государства следует понимать его многогранную деятельность, нацеленную на решение стоящих перед ним задач. В этом плане просматривается связь формы государства с его функциями как основными направлениями деятельности государства, а также иными категориями теории государства и права (ТГП), как то – механизм государства, социальное назначение государства и др.
Явным достоинством президентской республики является то, что президент – общенациональный лидер, символ нации. Наличие подобной государственной фигуры особенно важно на некоторых этапах политико-правового развития страны (как это было, например, во Франции в конце 50-х – начале 60-х гг. 20 века). Президентская республика в эти периоды обеспечивает наибольшую стабильность общественных отношений, что порой имеет значительную социальную ценность.
При
неразвитости демократических традиций,
в т.ч. и в случае отсутствия опыта
взаимоотношений различных властей,
не исключены их серьезные столкновения.
Это бывает в тех случаях, когда парламентское
большинство и президент принадлежат
к разным политическим силам. Особенно
если у них различные социальные ориентиры.
Форма
государственного устройства.
При рассмотрении формы государственного (территориального) правления предметом внимания является строение верховной власти страны. Однако внутренняя структура государства имеет и иные важные аспекты. В их числе исключительное место занимает территориальное устройство государства. Исторически любое государство возникало в результате особенного территориального объединения.
Для выполнения своего социального назначения – организации производственно-экономической жизни, обеспечения защиты интересов и прав различных групп населения, а также всего общества от внешних угроз и т.п. – государство реализует собственные важнейшие задачи на всей «своей» территории. Вся эта многообразная деятельность не может эффективно осуществляться только из одного центра. Тем более если размеры территории и численность населения достаточно большие. Именно в связи с этим возникает необходимость деления всей территории государства на соответствующие подразделения – губернии, области, штаты, земли, и т.п., которые управляются региональными органами государства. Следовательно, встает вопрос оптимального распределения власти центра и регионов.
На это структурирование государства влияет множество факторов: потребности экономики, рост населения, политические интересы, исторический опыт государственности, политико-правовые заимствования, геополитическое окружение и т.д. Эти и другие факторы определяют конкретную форму государственного устройства той или иной страны. Это было осознано еще в самых древних государствах, которые знали различные виды внутреннего деления. При этом статус территориальных единиц, входящих в государство, уже тогда мог быть неодинаков.
Таким образом, форма государственного устройства показывает следующее. Во-первых, из каких частей состоит внутренняя структура государства. Во-вторых, каков статус (правовое положение) этих частей и взаимоотношения их органов власти и управления. В-третьих, каким образом строятся отношения центральных и региональных государственных органов.
Следовательно, понятие формы государственного устройства раскрывает то, какова территориальная организация государства, статус частей, его составляющих, их взаимоотношения между собой и центральной властью страны.
Исторический опыт позволяет выделить две основные формы государственного устройства: а) унитарную и б) федеративную.
Унитарное (от латинского слова «unus» - один, единственный) государство обладает рядом отличительных черт.
Таким образом, унитарное государство – это целостное централизованное государство, составные части которого функционируют в рамках единой системы законодательства и управления и не обладают суверенными правами.
Унитарные
государства делятся на а) простые
и б) сложные. Простое унитарное
государство – это такое, территория
которого состоит только из административно-
Федеративное (от латинского слова «Foedus» - союз, объединение) государство также характеризуется рядом признаков.
Таким образом, федеративное государство – это объединение государственных образований, обладающих суверенными правами, объём полномочий которых определяется общефедеральной конституцией и иными правовыми актами. Например: Австрия, Бельгия, Германия, Россия, Швейцария, Канада, Индия, Малайзия и др.
При рассмотрении форм государственного устройства наряду с унитарным государством и федеративным называют и конфедерацию.
Конфедерация – это союз независимых государств для достижения военных, экономических, либо иных целей. Конфедерация отличается от федерации по ряду параметров.
Таким
образом, конфедерация
это, скорее всего, разновидность межгосударственных
объединений. Считать её разновидностью
формы государственного устройства не
имеется достаточных оснований, т.к. у
неё отсутствуют важнейшие признаки государства
– единая публичная власть, налоги и другие.
Политический
режим.
Ещё одним аспектом формы государства является политический (государственный) режим, его характеризующий. Сегодня в науке используется и понятие «государственного режима», и понятие «политического режима». Государственные режимы можно подразделить на два основных вида: демократический и антидемократический. Каждый из них проявлялся в различных государствах в разной мере и сам неоднозначен. Например, антидемократический государственный режим исторически был представлен в виде деспотии, тирании и т.д. В современную эпоху он присутствует в виде различных авторитарных и тоталитарных политических режимов – фашистского, расистского и др.
Демократический
государственный
режим характеризуется использованием
таких приёмов и методов государственного
регулирования, которые обеспечивают
фактическую и правовую защищённость
интересов и свобод личности, различного
рода меньшинств. Основными чертами демократического
государственного режима являются следующие.
В реальной практике встречается множество переходных форм государственных режимов, которым присущи свои особенности. Например, вариантом антидемократического государственного режима является режим тоталитарный (от латинского «totus» - целый, весь). «Тоталитаризм» был введён в политический оборот идеологом итальянского фашизма Дж.Джентиле в начале XX века. Тоталитарный режим характеризуется абсолютным контролем государства над всеми областями общественной жизни, полным подчинением человека политической власти и господствующей идеологии.
Признаки
тоталитарного режима.
Особой разновидностью тоталитарного режима выступает режим фашистский, который можно рассматривать как своего рода радикальный тоталитаризм. Странами, где впервые возникли фашистские организации, были Италия и Германия. Тоталитарный политический режим фашистского типа характеризуется воинственным антидемократизмом, расизмом и шовинизмом. Фашизм основывался на необходимости сильной, беспощадной власти, которая держится на всеобщем господстве авторитарной партии, на культе вождя.