Формы государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2010 в 18:04, контрольная работа

Краткое описание

Форма любого общественного явления тесно связана с его содержанием.
Именно поэтому форма и содержание – парные научные категории, которые следует использовать во взаимодействии при уяснении любых вопросов, в том числе и проблем государства. При этом под содержанием государства следует понимать его многогранную деятельность, нацеленную на решение стоящих перед ним задач. В этом плане просматривается связь формы государства с его функциями как основными направлениями деятельности государства, а также иными категориями теории государства и права (ТГП), как то – механизм государства, социальное назначение государства и др.

Файлы: 1 файл

Основы права.doc

— 116.50 Кб (Скачать)

    К числу антидемократических следует  отнести и авторитарный ( от франц. autoritaire – властный) государственный режим. Авторитарный режим можно рассматривать как своего рода «компромисс» между демократическим и тоталитарным политическими режимами. Он мягче, либеральнее, чем тоталитаризм, но жёстче, антинароднее, чем демократический.

    Авторитарный  режим – государственно-политическое устройство общества, в котором политическая власть осуществляется конкретным лицом, классом, партией, элитной группой и т.д. при минимальном участии народа. Главной характеристикой данного режима составляет авторитаризм как метод властвования и управления, как разновидность общественных отношений (например, Испания периода правления Ф.Франко, Чили во времена власти А.Пиночета).

    Признаки  авторитарного режима. 

    1. В центре и на местах происходит концентрация власти в руках одного или нескольких тесно взаимосвязанных органов при одновременном отчуждении народа от реальных рычагов государственной власти.
    2. Игнорируется принцип разделения властей на законодательную,   исполнительную и судебную (зачастую президент, исполнительно-распорядительные органы подчиняют себе все остальные органы, наделяются законодательными и судебными полномочиями).
    3. Роль представительных органов власти ограничена, хотя они и могут существовать.
    4. Суд выступает по сути вспомогательным органом, вместе с которым могут использоваться и внесудебные органы.
    5. Сужена или сведена на нет сфера действия принципов выборности государственных органов и должностных лиц , подотчётности и подконтрольности их населению.
    6. В качестве методов государственного управления доминируют командные, административные.
    7. Сохраняется частичная цензура, существует своего рода «полугласность».
    8. Отсутствие единой идеологии (в отличие от тоталитаризма здесь не оправдывают свои поступки стремлением к высоким целям).
    9. Отказ от полного тотального контроля над всеми сферами общественной жизни, как это наблюдается в тоталитарном политическом режиме.
    10. Существует частичный плюрализм (от лат. pluralis – множественный), оппозиция не допускается, может существовать лишь имитация многопартийности, ибо все имеющиеся партии должны ориентироваться на линию, выработанную правящей партией, в противном случае они разгоняются.
    11. Права и свободы человека и гражданина главным образом провозглашаются, но реально не обеспечиваются во всей своей полноте (прежде всего в политической сфере).
    12. Личность лишена гарантий безопасности во взаимоотношениях с властью.
    13. «Силовые» структуры обществу практически неподконтрольны и используются подчас и в сугубо политических целях.
    14. Роль лидера высока, но в отличие от тоталитаризма, он не харизматический.
 

    Авторитарный  режим неоднороден по своему характеру. Выделяют деспотический, тиранический, военный  и иные разновидности  авторитарного режима.

    Деспотический режим есть абсолютно произвольная, неограниченная власть, основанная на самоуправстве.

    Тиранический  режим основан на единоличном правлении, узурпации власти тираном и жестоких методах её осуществления. Однако в отличие от деспотии власть тирана подчас устанавливается насильственным, захватническим путём, часто смещением законной власти с помощью государственного переворота.

    Военный режим основан на власти военной элиты, устанавливается в результате военного переворота против осуществляющих управление гражданских лиц. Военные режимы осуществляют власть либо коллегиально, либо во главе государства находится один из высших военных чинов. Армия превращается в господствующую социально-политическую силу, реализует как внутренние, так и внешние функции государства. В условиях военного режима создаётся разветвлённый военно-политический аппарат, который включает, помимо армии и полиции, большое количество других органов, в том числе и внеконституционного характера, для политического контроля за населением, общественными объединениями, для идеологической обработки граждан, борьбы с антиправительственными движениями и т.п. Отменяется Конституция и другие законодательные акты, которые заменяются актами военных властей. 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Список  литературы: 

1. «Теория государства и права»: учебник; А.В.Малько.

2. «Политология»:  учебник – 3-е издание; под  редакцией В.Н.Лавриненко.

3. «Теория государства  и права»: учебное пособие; М.Ш.Пацация.

Информация о работе Формы государства