Формы государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2015 в 03:10, курсовая работа

Краткое описание

Тема данной исследовательской работы: «Форма государства». Понятие формы государства относится к важнейшим его характеристикам. Оно позволяет установить, как устроено государство, в каких формах организовано функционирование государственной власти, какими органами она представлена, каков порядок их образования и деятельности, срок полномочий, наконец, какими методами осуществляется государственная власть в стране
Государство это определенный способ организации общества, а также организация публичной политической власти, распространяющаяся на все общество, выступающая его официальным представителем и опирающаяся в необходимых случаях на средства и меры принуждения.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..4
1. ПОНЯТИЕ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА: ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ, ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА, ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ………6
2. ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ………………………………………………………….9
2.1 Монархия: понятие, признаки, виды………….…………………………...…9
2.2 Республика: понятие, признаки, виды………………………………………11
3ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА….………………………...16
3.1 Унитарное государство……………………………..……………………….16
3.2 Федеративное государство………………………….………………………18
3.3 Конфедерация………………………………………..………………………20
3.4 Специфические формы государственного устройства…………………..21
4 ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ…………………………………………………...22
4.1 Демократия……..……..………………………………………………………24
4.2 Тоталитаризм…………………………………………………………………26
4.3 Авторитаризм…………………………………………………………………28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………32

Файлы: 1 файл

Формы государства.docx

— 82.80 Кб (Скачать)

Применительно к республиканской форме правления в качестве оснований для ее подразделения на подвиды могут выступать различия в уровне их развития, неодинаковая степень причастности всего населения или его части к процессу осуществления государственной власти, главенствующее положение в системе высших органов государственной власти тех или иных институтов, в частности института президентства или парламента, и др [ 15, c. 172].

В зависимости от названных и иных особенностей республики могут быть парламентскими, президентскими или смешанными.

В парламентской республике нет деления властей в его классическом виде. Правительство не является самостоятельной, исполнительной ветвью власти. Оно формируется парламентом из числа депутатов,  принадлежащих правящей партии, и несет ответственность перед парламентом.   Премьер-министр  является главой правительства и лидером правящей партии. В случае расхождения позиций по осуществлению проводимой политики парламент может отправить правительство в отставку. Президент такой республики избирается либо парламентом, либо расширенной коллегией, состоящей из членов парламента и представителей регионов. Формально он может обладать значительными полномочиями, но является лишь номинальным главой государства, он лишён права вето, не может вводить чрезвычайное положение в стране, проводить референдум отправлять в отставку правительство или его отдельных членов и обязан действовать, согласовывая свои действия с правительством [4, c. 92].

Концентрация государственной власти в руках парламента преодолевается наличием в стране многопартийности, которая обеспечивает участие в нем, а иногда и в правительстве , представителей различных политических партий. Подвергая друг друга критике в ходе парламентских дебатов, депутаты, представляющие различные политические течения, в конечном итоге приходят к сбалансированному решению, устраивающему всех или, по крайней мере, большинство населения страны. Поэтому неотъемлемым элементом парламентарной республики является развитая многопартийная система  [12, c. 73].

Современными парламентскими республиками являются Греция, Италия, ФРГ и многие другие государства [3, c. 249].

В отличие от парламентарных президентские республики возникают преимущественно в странах со слаборазвитой или с неразвитой многопартийной системой. В президентской республике глава государства избирается населением страны и возглавляет правительство, которое он сам назначает, а значит, оно и отвечает перед президентом за проводимую им политику. В президентской республике действует принцип разделения законодательной, исполнительной и судебной властей, которые осуществляют свою деятельность на основе системы «сдержек и противовесов», закреплённой, как правило, в конституциях (США, Бразилия, Филиппины и некоторые другие). На основании этой системы президент обладает отлагательным вето, которое может быть наложено на закон, принятый парламентом, преодолеть его можно квалифицированным большинством голосов депутатов парламента; применяется импичмент (досрочное отстранение от должности президента парламентом и некоторые другие меры) [ 15, c. 92 – 93].

Главным признаком президентской республики является независимость ветвей власти друг от друга, выражающаяся, прежде всего в отсутствии ответственности исполнительной власти перед парламентом.

Существует несколько разновидностей президентской республики.

Так, президентская республика в США отличается классическим разделением властей: высшая законодательная власть находится у парламента (Конгресса, состоящего из Палаты представителей и Сената), высшая исполнительная власть принадлежит Президенту, высшая судебная власть – Верховному суду. Как глава исполнительной власти (при отсутствии должности премьер-министра) Президент является главой правительства – Кабинета, играющего при нем роль совещательного органа. Кабинет состоит из министров, которых назначает Президент по совету и с согласия Сената. Президент обладает обширными полномочиями в области внутренней и внешней политики, является верховным главнокомандующим, издает подзаконные акты, обладает правом отлагательного вето и т.д. Президент и члены его Кабинета не подотчетны Конгрессу. Президент может быть отстранен от должности только в порядке импичмента.

Во французской модели президентской, республики присутствуют определенные элементы парламентской республики. Здесь, кроме Президента, имеется и правительство – Совет Министров, возглавляемое Премьер-министром. Президент, помимо других широких полномочий в сфере законодательства и управления, назначает Премьер-министра и по его предложению – других членов правительства, председательствует на заседаниях правительства, принимает отставку Премьер-министра и министров. Президент вправе (после консультаций с Премьер-министром и председателями палат парламента) распустить нижнюю палату парламента (Национальное собрание). В свою очередь, парламент, состоящий из двух палат (Сената и Национального собрания), обладает правом контроля за деятельностью Правительства. Правительство ответственно перед Национальным собранием, которое большинством голосов может принять резолюцию порицания, обязывающую правительство подать в отставку.

Президентской республикой является и форма правления, предусмотренная действующей Конституцией Российской Федерации. От американской и французской президентской республики она отличается рядом особенностей. Как и во французской модели, в российской модели, кроме Президента, есть Правительство, возглавляемое Председателем Правительства. Однако, по российской Конституции, Правительство (подобно Кабинету министров при Президенте США) не ответственно перед парламентом, и парламент не обладает правом контроля над Правительством (кроме бюджетного контроля). Недоверие Правительству или отказ в доверии Правительству со стороны Государственной Думы вовсе не обязывает российское Правительство (как это имеет место во французской модели) подать в отставку, поскольку, согласно Конституции Российской Федерации (ч. 3 – 4 ст. 117), Президент Российской Федерации в соответствующих случаях вправе как объявить об отставке Правительства, так и распустить саму Государственную Думу [3, c. 249 – 250].

Смешанная, президентско-парламентская республика сочетает в себе черты президентской и парламентской республик. Глава государства – президент. Глава исполнительной власти – премьер-министр [11, с. 89] .

 Основными  признаками такой республики  являются:

  • Глава государства  избирается населением;
  • Президент участвует в формировании правительства, назначает на должность премьер-министра, часто с согласия парламента;
  • Парламент имеет право контролировать  деятельность правительства;
  • Правительство несет ответственность , как перед парламентом  так  и перед президентом;
  • Президент имеет право роспуска парламента или его нижней палаты в случае возникновения непреодолимого конфликта между органами исполнительной власти и парламентом одного уровня (такое правомочие президента закреплено конституцией не только России, но и Франции).
  • Как правило, президент не относится ни к одной ветви власти;

Примерами смешанных республик являются Австрия, Ирландия, Португалия, Польша и другие [ 11, c. 89].

Выделяют также суперпрезидентскую республику, где президентская власть не терпит оппозиций, даже легальной, а президент нередко объявляет чрезвычайное положение в государстве, распускает парламент,  правит посредством собственных указов, а не законов.

 Суперпрезидентская  республика по своей сущности близка к тому, что Гильермо О’Доннель назвал делегативной демократией. Её характеризуют:

  • Президент считает себя стоящим выше партий;
  • Парламент, судебная власть и отчетность перед ними воспринимаются как раздражающее излишество;
  • Политика целиком сосредоточена в руках президента и его администрации;
  • В отличие от консолидированных демократий, где исполнительная  действует в рамках сложившейся и юридически оформленной системы властных отношений, президент изолирует себя от большинства политических институтов и групп интересов и становится единственным лицом, ответственным за успех «своей» политики  [ 13, c. 164-165].

В реальной действительности в мире сегодня существуют формы правления, которые соединяют в себе республики и монархии (Малайзия), абсолютной и ограниченной монархии (Кувейт), президентской и парламентской республики (Франция) [ 4, c. 93].

Таким образом форма государственного правления отражает структуру высших органов государственной власти, порядок их образования и распределение компетенции между ними. Она даст возможность уяснить, как создаются высшие органы государства и каково их строение, какой принцип лежит в основе взаимодействия между государственными органами, как строятся взаимоотношения между верховной властью и населением страны, в какой мере организация высших органов государства позволяет обеспечить права и свободы граждан.

3 Форма государственного устройства

 

3.1 Унитарное государство

 

Унитарное  государство является единым, цельным государственным образованием, состоящим из административно-территориальных единиц, которые подчинятся центральным органам власти и признаками государственного суверенитета не обладают. В унитарном государстве существуют:

  • Единые система высших органов власти и управления;
  • Единая конституция и единая система законодательства;
  • Одно  гражданство;
  • Единая денежная система;
  • Единый государственный язык;
  • Составные части унитарного государства не обладают признаками суверенитета;
  • Общая налоговая и кредитная политика;
  • Единые вооруженные силы; [2, c. 94 – 95].

В унитарных государствах в соответствующих административно-территориальных образованиях (областях, округах, департаментах, провинциях и т.д.) действуют местные органы государственной власти. В централизованных унитарных государствах соответствующей государственной властью на таком местно-территориальном уровне обладают должностные лица (губернаторы и т.д.), назначаемые центральной властью. В децентрализованных унитарных государствах рядом государственно-властных полномочий по вопросам местного (территориального) значения обладают органы местного самоуправления, избираемые самим населением [3, c. 251].

Органы административно-территориальных единиц находятся либо в полном подчинении центра, либо в двойном подчинении – центра и местных представительных органов [6, c. 249].

В случае создания унитарного государства в стране с многонациональным составом населения возможно преобразование отдельных административных единиц в автономии. Автономия (гр. autonomia – сам + закон) – право какой-либо части государства самостоятельно решать свои внутренние вопросы. Автономии порождены неодинаковым уровнем развития и численности народов, проживающих совместно в составе одного государства. Если в государстве, образованном одним многочисленным народом или народами, есть территория с компактно проживающим на ней населением иной национальности, то такой территории может быть предоставлена большая самостоятельность в решении вопросов местного значения путем передачи ее органам власти части полномочий вышестоящих органов. Это делается для защиты этнической целостности и создания больших гарантий и лучших условий для развития проживающего там народа. Причем автономные образования могут создаваться в составе как унитарных, так и федеративных государств [12, c. 76].

Иногда выделяют:

  • государства с одной автономией (например, Украина с автономной                                            республикой Крым),
  • государства со многими автономиями (например, Испания с автономными сообществами (областями))
  • государства с разноуровневыми автономиями (например, Китайская Народная Республика с автономными округами, автономными уездами, автономными районами и особыми административными районами)

Форма унитарного государства даёт возможность более полной концентрации ресурсов в руках "центра", она может способствовать ускорению экономического и культурного развития страны, складыванию единой нации. Именно в этих целях в ряде развивающихся стран федеративные государства были преобразованы в унитарные.

Большинство всех существовавших и ныне существующих государств унитарные. Это и понятно, ибо унитарное государство хорошо управляемо, а унитарная форма достаточно надежно обеспечивает государственное единство. Унитарные государства могут иметь и однонациональный (Франция, Швеция, Норвегия и др.), и многонациональный (Великобритания, Бельгия и др.) состав населения [6, c. 249].

 

3.2 Федеративное государство

 

Федерация – сложное союзное государство, включающие государственные образования (субъекты федерации), которые обладают относительной политической самостоятельностью.

В строго научном смысле федерацией называют союз государств, основанный на договоре или конституции. Поэтому федерация возможна только там, где объединяются самостоятельные государства. «При этом федеральные конституции устанавливают, в чем именно политически срастающиеся малые государства сохраняют свою “самостоятельность” и в чем они ее утратят.» [6, c.250 ].

Федеративное государственное устройство неоднородно . В различных странах оно имеет свои уникальные особенности , которые определяются историческими условиями образования конкретной федерации и прежде всего национальным составом населения страны, своеобразием быта и культуры народов , входящих в союзное государство.

Вместе с тем можно выделить наиболее общие черты , которые характерны  для большинства федеративных государств:

  • добровольность объединения;
  • территория состоит из субъектов федерации, которые могут являться  государствами или государственными образованиями (штаты, округи, земли, республики, кантоны и другие);
  • имеются как обще федеративные органы высшей законодательной, исполнительной и судебной  власти, так и их соответствующие органы субъектов в федерации;
  • конституция предусматривает разграничение полномочий федерации и ее субъектов:

Информация о работе Формы государства