Формы государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2015 в 03:10, курсовая работа

Краткое описание

Тема данной исследовательской работы: «Форма государства». Понятие формы государства относится к важнейшим его характеристикам. Оно позволяет установить, как устроено государство, в каких формах организовано функционирование государственной власти, какими органами она представлена, каков порядок их образования и деятельности, срок полномочий, наконец, какими методами осуществляется государственная власть в стране
Государство это определенный способ организации общества, а также организация публичной политической власти, распространяющаяся на все общество, выступающая его официальным представителем и опирающаяся в необходимых случаях на средства и меры принуждения.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..4
1. ПОНЯТИЕ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА: ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ, ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА, ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ………6
2. ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ………………………………………………………….9
2.1 Монархия: понятие, признаки, виды………….…………………………...…9
2.2 Республика: понятие, признаки, виды………………………………………11
3ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА….………………………...16
3.1 Унитарное государство……………………………..……………………….16
3.2 Федеративное государство………………………….………………………18
3.3 Конфедерация………………………………………..………………………20
3.4 Специфические формы государственного устройства…………………..21
4 ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ…………………………………………………...22
4.1 Демократия……..……..………………………………………………………24
4.2 Тоталитаризм…………………………………………………………………26
4.3 Авторитаризм…………………………………………………………………28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………32

Файлы: 1 файл

Формы государства.docx

— 82.80 Кб (Скачать)

Преодолеть недостатки либерального государства и осуществить полное народовластие  пытаются концепции коллективистских демократий. Этот тип демократии теоретически достаточно детально разработан. Но попытки его практического применения, сделанные,  прежде всего в странах социализма, не увенчались успехом. Коллективистскую демократию часто называют идентитарной. Это название отражает тот факт, что она исходит из целостности народа, наличие у него единой воли. Виднейшими представителями теории  коллективистских демократий являются Ж.Ж. Руссо, К. Маркс, В.И. Ленин.

 Коллективистские  демократии имеют ряд общих  черт: коллективизм, признание народа  единым целым с общими интересами  и волей, отсутствие  противоречий  внутри народа, неприятие политической  оппозиции, абсолютный характер  власти, тоталитарная направленность.

Современная демократия часто называется плюралистической , т. к. подразумевает не выражение гомогенной воли народа, а равновесие политических сил, которые в конкурентной борьбе, свободно выражая свои интересы, пытаются найти компромиссные решения.

Плюралистическая концепция демократии также не бесспорна и подвергается критике. К числу ее недостатков относят невозможность на практике в её рамках обеспечить широкое согласие всех групп, признание всеобщих интересов [16, c. 102 – 103].

Античные мыслители, ссылаясь на примеры демократического развития государств-полисов, прежде всего Афин, находили в демократии  больше слабых, нежели сильных сторон. Так, Платон считал демократию самой  коррумпированной после тирании формой правления. Аристотель называл демократию самой низшей из всех законных форм правления, в наибольшей степени склонной перерождаться в тиранию.

В новейшее время демократия была подвергнута критике учеными-политологами многих стран. Известный французский ученый А. Токвиль еще в 1835г. Издал книгу «О демократии в Америке»,в которой предупреждал о таящимся в демократии опасностях для свободы, возможностях тирании большинства, которая может быть не менее, если не более, жестокой, чем тирания немногих или одного [8, c. 117].

Критикующие считают демократию нестабильным режимом, который как маятник колеблется между политическими крайностями. Демократию иногда иронически определяют как «господство большей части общества над лучшей», при которой процветает политический дилетантизм, устанавливается засилье посредственности. Демократия не гарантирует от прихода к власти людей своекорыстных с низкой культурой и нравственностью, но изощренным умом и популистскими приемами [16, c. 102].

 

4.2 Тоталитаризм

 

Термин «тоталитаризм» (происходит от лат. totus, totum – весь, целый , совокупный) в политической лексикон был введен для характеристики своего движения Б. Муссолини в 1925г. Он использовал его для характеристики фашистского государства и разъяснял, что оно должно использовать силовые принципы осуществления власти и подчинения всех общественных сил единому иерархическому принципу [16, c. 98].

Тоталитарный политический режим – это такой режим, при котором государство, не довольствуясь функцией официального представительства всего общества, выступает единственным и исключительным выразителем общественных потребностей и движений .

Происходит полная интеграция государства и общества, слияние государственного и общественного.

Основными признаками  тоталитарного режима являются:

  1. Централизованной руководство и управление в сфере экономической;
  2. Система всеобщего контроля за поведением индивидов в сфере социальной;
  3. Признание руководящей роли одной партии в сфере политической и осуществление её диктатуры;
  4. Господство официальной идеологии в сфере духовной и принудительное навязывание её членам общества;
  5. Сосредоточение в руках партии и государства средств массовой коммуникации (прессы, радио, телевидения, кино);
  6. Культ руководящей личности на всех уровнях, власть на всех уровнях находится в руках не подотчетной народу номенклатурной администрации;
  7. Сращивание партийного и государственного аппарата, контроль исполнительными органами выборных;
  8. Выход карательных органов из подчинения законам и обществу и, как результат, произвол в виде государственного террора и массовых репрессий. [8, c. 118 – 119].

Можно рассмотреть некоторые исторически состоявшееся типы этого режима. Конечно, наиболее яркими тоталитарными моделями стали фашистский и коммунистический режимы.

По субъективному принципу эти режимы относятся к типу охлократий, возглавляемых привилегированной группой – партийной элитой, а также диктатором, в лице которого фактически объединены роли партийного и государственного лидера. В частности, организующая политическая сила объединяет большинство нации в борьбе с враждующим меньшинством , которым могут быть экспулотаторы, нечистая раса, внутренние враги. Это дает социальное оправдание репрессиям, которые оба режима широко практикуют.

Каждый тоталитарный режим объединяет народы какой-либо великой целью, требующей высокой степени самопожертвования , ограничение личной свободы и безусловно повиновения. Как в фашизме, так и в марксистском социализме народы стремятся к мировому господству, возрождению величия родины. Они действительно готовы к жертвам и при поддержке  большинства становится несложно ликвидировать даже личную свободу [17, c. 268 – 269].

После 1945 г. К таким режимам применяется термин «неофашистские режимы». Сущность неофашистского режима примерно та же, что и довоенного фашизма, однако без таких крайних черт, как массовые убийства граждан, концентрационные лагеря, т. е. это подавление противников с некоторой оглядкой на общественное мнение.

Разновидностью неофашистского режима является военно-диктаторский режим.

В качестве разновидности тоталитарного режима называют также конституционно-авторитарный, или монократический режим. Монократия – власть одного лица. Монакратический режим характеризуется тем, что формально там имеются атрибуты демократического государства. Но на самом деле власть принадлежит одной группе или одному политическому лидеру (Камерун, Габон, Заир).

В числе тоталитарных режимов недавнего прошлого можно назвать диктаторскую тиранию. Это были абсолютно нецивилизационные режимы, правители которых отличались дикостью и бесчеловечностью. Таковыми были режимы Масиаса Нгуема (Экваториальная Гвинея) и др [18, c. 237 -238].

Весьма представительную группу в числе тоталитарных режимов составляют страны, где политику осуществляют военные. Под военным режимом подразумевается политическое господство вооруженных сил. В их состав могут входить помимо армии полицейские, иные, включая негосударственные, подразделения, состоящие из лиц, профессионально владеющие оружием и опытом организации и участия в боевых действиях.

Именно поддержка корпуса военных и их общая заинтересованность в политическом господстве позволяет командованию властвовать в господстве [17,  с. 270].

 

4.3 Авторитаризм

 

Если тоталитаризм характеризует определенный тип отношений государства и общества, то авторитаризм (от лат. autoritas – власть, влияние) скорее означает антидемократический и часто антиправовой принцип властвования.

Авторитаризм – политический режим, основанный на самовластии, диктатуре единоличного правителя или правящей группировки, грубо попирающий правовые и нравственные нормы жизни общества.

Основными признаками авторитарного режима  являются:

  1. Неограниченная власть, её не подконтрольность гражданам;
  2. Допускается ограниченный и строго контролируемый плюрализм в политическом мышлении, мнениях, действиях;
  3. Монополия власти и политики, недопущение политической оппозиции, независимой легальной политической деятельности;
  4. Сохраняется автономия личности общества во вне политических сферах;
  5. Командо-административный  метод руководства;[8, с. 121 – 122].

Авторитарный режим неоднороден по своему характеру. В литературе выделяют деспотический, тиранический, клерикальный и иные разновидности данного режима. 

Деспотический режим есть абсолютно произвольная, неограниченная власть, основанная на самоуправлении. Тиранический режим основан на единоличном правлении, узурпации власти тирании жестоких методах её осуществления. Однако  в отличие от деспотии власть тирана власть тирана подчас устанавливается насильственным захватническим путем, часто смещением законодательной власти с помощью государственного переворота.

Клерикальный режим основан на фактическом господстве религиозных деятелей в обществе и государстве. Руководитель государства является одновременно и религиозным лидером нации, сосредоточивший  в своих руках не только светскую власть, но и духовную власть (Иран) [1, c. 90 – 91].

 

Вывод: Политический же режим характеризует, как, каким способом осуществляется государственная власть в конкретном обществе, с помощью каких приемов и методов государство выполняет свое социальное назначение – обеспечивает экономическую жизнь, общественный порядок, защиту граждан, решает другие общесоциальные, национальные, классовые задачи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

По результатам выполненной работы можно сделать следующие выводы.

Рассмотренные формы хоть и различны, но все же относятся к одному явлению, обладают внутренним единством, органически связаны между собой, взаимообусловлены в своих признаках.

Таким образом, взятые в единстве три организации государственной власти образуют форму государства. В процессе развития государства имеется диалектическая взаимозависимость всех сторон его проявления, устройства и организации.

Исторически сложилось так, что сначала появились государства, форму которых, прежде всего, определяла форма правления. Более того, таких форм, как форма правления государственного устройства или политический режим не существовало. Необходимость во вводе классификации по форме государственного устройства появилось в XVII-XVIII веках, когда начала складываться такая форма как федерация. Категория же "политический режим" возникла и вовсе в начале XX века.

    Таким образом, в древности и в средние века все государства были унитарные, а формой правления, как правило, была монархия. О политическом режиме можно говорить шире. Так, в некоторых государствах Древнего мира существовали институты демократии, хотя чаще встречались авторитарные или вовсе тоталитарные режимы.

С появлением федераций положение изменилось. И хотя в форме правления монархия продолжает играть значительную роль, основной формой правления становится республика. Политический режим становится все более демократичным и достигает современного уровня.

В ходе исторического развития государства содержание его меняется быстрее, чем форма, которая, несмотря на ее активную роль, является более консервативной стороной явления. Существует объективное противоречие между новым содержанием и старой формой государства. В результате форма претерпевает изменения в соответствии с новыми потребностями действительности.

С научной точки зрения невозможно такое положение , при котором  форма государства оставалась бы неизменной , несмотря на изменение содержания этого государства. В процессе исторического развития государственности происходит постоянный процесс сбрасывания старой формы , процесс ее постоянного обновления , диктуемый объективными законами развития политической борьбы в обществе и изменения классового содержания государственной власти.

В современном мире наиболее распространенной формой государства является демократическая федеративная республика. Именно в ней наиболее четко проявляются все современные воззрения на то, каким должно быть общество. Однако это не означает, что развитие форм государства достигло совершенства. Скорее всего, в процессе эволюционного развития, в ближайшей исторической перспективе появятся новые элементы форм государства. В процессе исторического развития государственности происходит постоянный процесс сбрасывания старой формы, процесс ее постоянного обновления, диктуемый объективными законами развития политической борьбы в обществе и изменения содержания государственной власти.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

 

  1. Конституционное право зарубежных стран: учебник / Г. Н. Комкова, Е.В. Колесников, О.В. Афанасьева – М.: Издательство Юрайт ; ИД Юрайт , – 2010. – 403 с. – (основы наук)  
  2. А.Ф. Вишневский, Н.А.Горбаток, В.А. Кучинский Общая теория государства и права/ Под общ. ред. А.Ф. Вишневского . 2-е изд., исправ. и доп. – Мн., 1999. – 389 с.
  3. Проблемы общей теории права и государства / Под общ. Ред. В. С.   Нерсесянца. М., 2002. – 560 с.
  4. Дробязко С.Г, Козлов В.С. Общая теория права: учебное пособие. – Минск,2004. – 340 с.
  5. Хропанюк В.Н. Теория государства и права / Под общ. Ред. Стрекозова             В. Г.  1997г. – 377 с.
  6. Алексеев С.С. Государство и право: Учебное пособие. -  М.: Проспект,     1993 г. – 320с.
  7. Спиридонов Л. И. Теория государства и права. Учебник. М., 1995. – 300c.
  8. Политология: Учебное пособие / Г. Т. Тавадов. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001. – 406с.
  9. Политология: Курс лекций для студентов университета / В. И. Кочетков, А. П. Касьяненко, В. Ф. Сенина, М. Я. Тишкевич, А. И. Штейнер; Мин-во обр. РБ; УО «ГГУ им. Ф. Скорины». – Гомель, 2007 – 227с. 
  10. Политология : Курс лекций / Н. П. Денесюк, Т. Г. Соловей,  Л. В. Старовойтоваи др. 2-е издание , испр., и доп. – Мн.: НТООО «ТетраСистем», 1997. – 384 с.
  11. Основы политологии: учеб. Пособие для учащихся учреждений, обеспечивающих получение среднего специального образования /    Н. А. Антанович , Н. Л. Денесюк – Минск: Беларуская эцыклапедыя iмя П. Броȳкi, 2009. – 275 c.
  12. Общая теория права: Учебник для юридических вузов / Ю.А. Дмитриев,   И.Ф. Казьмин, В.В. Лазарев и др.; Под общ. ред. А.С. Пиголкина. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 1996. - 384 с.
  13. Политология: мир современной политики: учеб. пособие /    В. А.   Божанов. – М.: Издательство деловой и учеб. литературы, 2005. – 256 с.
  14. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Общая часть: учебник / рук. авт. колл. и отв. ред. Б. А. Страшун – 4-е издание, обновл., и дораб. – М: Норма: Инфра – М, 2010. – 896 с.
  15. М. Н. Марченко. О. Э. Лейст, B. Д. Попков, C. А. Комаров, А. В. Малько, А. А. Кененов, А. Г. Бережнов, А. П. Глебов; Т. Р. Орехова,; И. Ф. Мачин,; Рецензенты: Т. Г. Шамба, Ю. А. Агешин. /Проблемы теории государства и права. Учебное пособие. — М.: «ПРОСПЕКТ», 1999. — 504с.
  16. Политология. Курс лекций: Учебное пособие для вузов. -  М.: Издательство «Экзамен», 2005. – 400 с. (Серия «курс лекций»).
  17. Арановский К. В. Государственное право зарубежных стран: Учебное пособие. – М.: ИД «Форма (Б)»; ИНФРА – М, 2000. – 488 с. (Серия: Высшее образование).
  18. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебное пособие / М. Ф. Чудаков – Мн.: Новое здание, 2001. – 576 с.

Информация о работе Формы государства