Формы государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2015 в 03:10, курсовая работа

Краткое описание

Тема данной исследовательской работы: «Форма государства». Понятие формы государства относится к важнейшим его характеристикам. Оно позволяет установить, как устроено государство, в каких формах организовано функционирование государственной власти, какими органами она представлена, каков порядок их образования и деятельности, срок полномочий, наконец, какими методами осуществляется государственная власть в стране
Государство это определенный способ организации общества, а также организация публичной политической власти, распространяющаяся на все общество, выступающая его официальным представителем и опирающаяся в необходимых случаях на средства и меры принуждения.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..4
1. ПОНЯТИЕ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА: ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ, ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА, ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ………6
2. ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ………………………………………………………….9
2.1 Монархия: понятие, признаки, виды………….…………………………...…9
2.2 Республика: понятие, признаки, виды………………………………………11
3ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА….………………………...16
3.1 Унитарное государство……………………………..……………………….16
3.2 Федеративное государство………………………….………………………18
3.3 Конфедерация………………………………………..………………………20
3.4 Специфические формы государственного устройства…………………..21
4 ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ…………………………………………………...22
4.1 Демократия……..……..………………………………………………………24
4.2 Тоталитаризм…………………………………………………………………26
4.3 Авторитаризм…………………………………………………………………28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………32

Файлы: 1 файл

Формы государства.docx

— 82.80 Кб (Скачать)
  1. определенная исключительная компетенция федерации;
  1. исключительные полномочия субъектов федерации;
  2. совместная компетенция;
  • субъекты федерации могут иметь свою конституцию и свое законодательство;
  • двухпалатное строение парламента, при котором как правило верхняя палата представляет интересы субъектов федерации;
  • существует единое союзное гражданство и гражданство федеративных единиц;
  • двойная система законодательства,  более сложная система налогообложения;
  • субъекты федерации не имеет право на сецессию, т. е. на свободный выход из состава федерации;
  • субъекты федерации практически не обладают суверенитетом, а федерация в целом является суверенным государством; [5, c. 124]

Федеративные  государства формировались двумя путями : создавались «сверху», путем децентрализации, «разукрупнения» унитарных государств,    передачи части полномочий из центра на места  (ФРГ, Россия); переход «снизу»  от конфедераций к федеративному государству через добровольное объединение суверенных частей (США, Швейцария).

Среди федеративных государств выделяют национально-государственные и административно-территориальные. Первые обычно являются многонациональными государствами, где субъекты федерации образуются по национально-территориальному признаку (частично в Российской Федерации).  В основе административно-территориальной федерации, как правило, лежат экономические географические, транспортные и иные территориальные факторы (ФРГ, США) [11, c. 90 – 91].

По особенностям конституционно-правового статуса субъектов федеративного государства выделяют:

  • Симметричные;
  • Асимметричные;

В симметричных федерациях субъекты обладают одинаковым конституционно-правовым статусом  (например, Федеративная Демократическая Республика Эфиопия, Соединённые Штаты Америки).  А в  ассиметричных федерациях конституционно-правовой статус субъектов различен (например, Республика Индия, Федеративная Республика Бразилия, Российская Федерация). Абсолютно симметричных федераций на сегодняшний день не существует: все они обладают теми или иными признаками асимметричности.

По способу образования федерации делятся:

  • Договорные;
  • Конституционные;

Конституционные федерации возникают на базе ранее существовавшего единого государства. Вопреки распространенному заблуждению, в конституциях таких государств, как правило, прописан принцип территориальной целостности страны и субъекты федерации не имеют права свободного выхода из состава государства (например, Германия, Бразилия, Россия).

Договорные федерации возникают в результате объединения ранее независимых государств в одно, для чего подписывается договор об объединении. В таком договоре даже могут быть прописаны условия входа (например, в Конституции США) и выхода (сецессии) государств из состава федерации (например, в договоре об образовании СССР) [12, c. 77 – 78].

 Федерацию  от унитарного государства отличают  следующие черты:

• конституционное, договорное или конституционно-договорное разделение полномочий между федеральным центром и субъектами федераций;

• конституционные гарантии территориальной целостности субъектов федерации;

• самостоятельность субъектов федераций в осуществлении ими принадлежащих им полномочий;

• право выбора субъектом федерации формы своей политической организации

• право участников федеративных отношений на двустороннее (горизонтальное и вертикальное) регулирование государственно-властных полномочий.

В мире насчитывается  около 20 федераций  (Королевство Бельгия, Федерация Боснии и Герцеговины ,Исламская Республика, Пакистан, Малайзия, Объединённые Арабские Эмираты) [2, c. 96].

 

3.3 Конфедерация

 

Конфедерация – союз суверенных государств, созданных для достижения каких-либо совместных целей. Формально она не является государством, не имеет собственной территории, а состоит из территорий входящих в её состав государств.

Субъекты конфедерации имеют право свободного выхода из её состава. Конфедерации образуют центральные органы, решения которых осуществляются только с согласия соответствующих государств, их парламентов.  Гражданство федерации отсутствует: каждое государство, входящее в состав имеет свое гражданство. Нет единой  судебной системы, налогов. Чаще всего государства объединяют  усилия для военной и внешнеполитической деятельности. Входящие в состав конфедерации государства сохраняют свой суверенитет и имеют свои органы государственной власти [11, c. 91].

Армия конфедерации состоит из воинских контингентов государств-членов конфедерации, направленных по их решению в распоряжение общего командования.

    Как правило, конфедерация создаётся  в целях укрепления обороноспособности  стран, входящих в конфедерацию, и решения экономических задач. Органы конфедерации образуются  по соглашению стран, входящих  в конфедерацию, и решения, принимаемые  ими, должны получить одобрение  всех стран, входящих в этот союз [4, c. 95].

Конфедерация  носит временный характер и нередко выступала промежуточным звеном на пути движения государств к образованию федерации    (США, Швейцария) или распадалась (Австро-Венгрия, Речь Посполитая) .

Не все правоведы относят конфедерацию к формам государственного устройства. Например, профессор А. И. Коваленко пишет: « К формам государственного устройства недопустимо относить конфедерацию. Конфедерация – это временный союз государств для достижения определенных целей. Главное отличие конфедерации от охарактеризованных форм государственного устройства заключается в том, что она исключает субординацию образующих её членов. Их взаимоотношения строятся по принципу координации, согласования их интересов и проводимой политики» [2, c. 97].

Конфедерации следует отличать от коалиций, являющихся по существу оборонительными или наступательными союзами [7, c. 62].

     Известны следующие конфедерации: Рейнская конфедерация (1254 – 1350), Ганзейская  лига (1367 – 1669), Швейцарская конфедерация (1291 – 1798 и 1815 - 1848), Нидерланды (1579 – 1795), США (1781 – 1787), Германская конфедерация (1815 – 1866), конфедерация Египта и  Сирии – Объединённая Арабская  Республика (1958 – 1961) и некоторые  другие. Так, Н. А. Ушаков к конфедерации  относит Европейский Союз и  таможенный союзы (например, Бенилюкс) [4, c. 95].

 

    1. Специфические формы государственного устройства

 

Помимо названных трех основных форм государственного устройства, в истории имели место и некоторые другие специфические формы – протектораты, унии, империи. Империя – государственные образования, отличительными особенностями которых являются обширная территориальная основа, сильная централизованная власть, разнообразный этнический и культурный состав населения. Для империй характерна захватническая политика, угнетение и эксплуатация подчиненных и зависимых народов. Империи существовали в различные исторические эпохи, - достаточно назвать Римскую, Британскую и Российскую империи.

Протекторат – формальная опека слабого государства более сильным государством. Как правило, протекторат ведет  к потере самостоятельности слабого государства, может сопровождаться оккупацией его территории или оккупация предшествует протекторату. Так Великобритания оккупировала Египет в 1882 году, а в 1914 году установила над ним протекторат. Иногда протекторат является переходной формой  к полному присоединению зависимого государства.

Уния представляет собой тесный союз объединения нескольких государств. Это объединение может проходить в форме персональной унии – объединение двух монархических государств под властью одного монарха; при этом каждое государство сохраняет свои властно-управленческие структуры. Реальная уния предусматривает не только общего главу, но и объединение важнейших органов власти и управления, позволяющее проводить единую внешнюю политику двух государств. Известны исторические примеры личной унии, обусловленной династическими связями или приглашением на новый престол короля, императора из другой страны при сохранении им прежнего государственного статуса [10, c. 195 – 196].   

В конце XIX - начале XX вв. в виде особых форм государственного устройства выделялись так называемая инкорпорация(внешне оформляемое как слияние присоединение одного государства к другому) и фузия (слияние государств).

Фузией было, например, воссоединение ФРГ и ГДР, инкорпорацией, как полагают многие, -  присоединение Эстонии, Латвии, Литвы к СССР в 1940г.    [ 7, c. 65].

Существуют содружества, состоящие из независимых государств, сохраняющих более или менее тесные контакты в различных сферах общественной жизни  (Британское Содружество наций, Содружество Независимых Государств) [13, c. 175].

 

Вывод: Исторически сложились три  формы государственного устройства: унитарное государство, федеративное государство (федерация), конфедерация. Впрочем, в последнее время взгляд на конфедерацию, как на один из видов формы государственного устройства начал меняться. Многие авторы полагают, что конфедерация не является самостоятельным государством, а всего лишь содружеством, союзом абсолютно независимых государств, созданным для достижения каких - либо конкретных целей (оборона от общего врага, экономическое развитие, политическое объединение и т. д.).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Политический режим

 

4.1 Демократия

 

В CC в. Понятие демократия стало одним из популярных в политической системе общества [16, c. 102].

Термин демократия происходит происходит от греческого слова demokratia, состоящего в свою очередь из двух слов: demos – народ и  kratos – власть, правление. Следовательно, «демократия» в буквальном смысле означает «народовластие».

Демократия, т. е. народовластие, составляет сердцевину любых демократических политических режимов. Она означает форму правления, при которой население участвует в осуществлении государственной власти посредством прямой (когда граждане, например, на референдуме непосредственно принимают решения по важнейшим вопросам общественной жизни) и представительной демократии (когда народ реализует свою власть через выбираемые им представительные органы)  [8, c. 115].

Политико-правовую сторону демократического режима можно охарактеризовать следующими основными чертами:

  1. Плюрализм в общественно-политической жизни. Этот принцип проявляется в деятельности различных партий, других общественных организаций и объединений, которые представляют интересы самых различных социальных групп и слоев населения.
  2. Реализация в практике государственного строительства принципа разделения властей.
  3. Защита личности от произвола, беззакония. Её права находятся под постоянной охраной правосудия.
  4. Демократическая власть в одинаковой мере учитывает интересы большинства и меньшинства, индивидуальные и национальные особенности граждан; религиозное убеждение человека.
  5. Демократический режим создает эффективные механизмы прямого воздействия населения страны на характер государственной власти через избирательную систему и т. д.
  6. Предоставление свободы личности в сфере экономической деятельности.
  7. Демократический государственный режим базируется на правовой основе, которая отражает объективные потребности развития личности и общества [2, c. 100].
  8. Гласность – принцип, обеспечивающий открытость работы органов управления, доступность для общественного ознакомления с их деятельностью [14, c. 116].
  9. Периодическая выборность основных органов государства. Демократичным может считаться лишь то государство, в котором избираются лица. Осуществлявшие верховную власть, причем избираются на определенный, ограниченный срок. [16, c. 102].

При характеристике современной демократии обычно выделяют и такие типы демократии, как либеральная, коллективистская, плюралистическая.

Либерализм впервые в истории социальной истории отделил индивида от общества и государства, разграничил две автономные сферы – государство и гражданское общество, провозгласил политическое равенство всех граждан, наделил личность неотъемлемыми правами и утвердил её в качестве главного элемента политической системы.

Но все же эта модель демократии весьма далека от  идеала народовластия и обоснованно подвергается критике. В качестве недостатков либеральной демократии обычно отмечаются: социально-классовая ограниченность, формальность, ограниченность политического участия личности в политическом процессе, чрезмерный ценностный индивидуализм, игнорирование коллективной работы человека.

Информация о работе Формы государства