Формы государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2015 в 03:10, курсовая работа

Краткое описание

Тема данной исследовательской работы: «Форма государства». Понятие формы государства относится к важнейшим его характеристикам. Оно позволяет установить, как устроено государство, в каких формах организовано функционирование государственной власти, какими органами она представлена, каков порядок их образования и деятельности, срок полномочий, наконец, какими методами осуществляется государственная власть в стране
Государство это определенный способ организации общества, а также организация публичной политической власти, распространяющаяся на все общество, выступающая его официальным представителем и опирающаяся в необходимых случаях на средства и меры принуждения.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..4
1. ПОНЯТИЕ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА: ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ, ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА, ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ………6
2. ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ………………………………………………………….9
2.1 Монархия: понятие, признаки, виды………….…………………………...…9
2.2 Республика: понятие, признаки, виды………………………………………11
3ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА….………………………...16
3.1 Унитарное государство……………………………..……………………….16
3.2 Федеративное государство………………………….………………………18
3.3 Конфедерация………………………………………..………………………20
3.4 Специфические формы государственного устройства…………………..21
4 ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ…………………………………………………...22
4.1 Демократия……..……..………………………………………………………24
4.2 Тоталитаризм…………………………………………………………………26
4.3 Авторитаризм…………………………………………………………………28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………32

Файлы: 1 файл

Формы государства.docx

— 82.80 Кб (Скачать)

Понятие «политический режим» появилось в научном обороте во второй половине CC в. Это явление политической жизни и политической системы общества в целом. В силу этого понятие политический режим имеет синтезированный характер. Можно сказать, что именно анализ этого режима позволяет высказать адекватное суждение о подлинных возможностях человека в его взаимоотношениях с властными структурами [ 8, с. 113].

Понятие «политический режим» определят характер и способы взаимоотношений власти, общества и личности.

Политический режим образуется в политической системе под воздействием ряда факторов:

  • Целей и задач;
  • Степени и остроты межклассовых противоречий;
  • Уровня политической культуры исторических традиций данного общества;

Политический режим – это способы политического властвования, порядок взаимоотношений между гражданским обществом и политической властью. В политической науке наиболее распространенным является представление о политическом режиме как определенном сочетании:

  • Принципа легитимности;
  • Структуры политических институтов;
  • Партийной системы;
  • Формы государственного устройства;

Принцип легитимности. Означает согласие граждан по поводу основополагающих политических ценностей, убеждение в правомерности власти принимать решения, которые граждане должны выполнять.

Структура политических институтов. Воля большинства народа осуществляется через систему политических институтов, главным элементом которой является государство. Способность государства быть эффективным зависит от принципов организации институтов законодательной, избирательной и судебной власти.

Характер партийной системы. Реализуя общественные интересы, государство активно взаимодействует с другими политическими силами. Особое значение имеют политические партии, берущие свое начало в гражданском обществе и отстаивающие интересы его различных групп. Положение и условия деятельности политических партий, общественных организаций, массовых движений определяют сущность политического режима.

Таким образом, политический режим обеспечивает:

  • Стабильность и эффективность политической власти;
  • Управляемость граждан, приемлемую для власти динамику и направленность политических отношений;
  • Достижение целей политики, реализацию интересов общественных групп, властвующей элиты.

 Для  определения типа политического  режима следует сопоставить конституционные  и правовые  нормы с реальной  политической жизнью, декларацию  целей – с действительной, политикой проводимой в государстве [9, с. 54].

Понятие политического режима включает в себя ряд основных критериев:

  • Характер и мера осуществления власти;
  • Механизм формирования власти;
  • Взаимоотношения общества и власти;
  • Роль и значение негосударственных и неполитических организаций и структур;
  • Характер существующих в области запретов;
  • Роль идеологии в жизни общества;
  • Характер политического лидерства;
  • Соотношение прав и свобод граждан;
  • Положение средств массовой информации;
  • Роль политических партий;
  • Соотношение между законодательной и исполнительной властью;
  • Роль и значение органов подавления [10, с. 163].

Существует большое многообразие классификаций политических режимов. Каждая из них имеет свои положительные и отрицательные стороны. Выделить единственно правильный вариант достаточно сложно. Однако следует отметить, что большинство современных подходов, так или иначе, учитывают два фактора: степень развитости  политических демократии и реальный политико-правовой статус личности.

Наиболее общим принципом типологии режимов является деление их на демократические и авторитарные, все остальные рассматриваются как их модификации. Кроме того, существуют и другие подходы. Наиболее распространенной все режимы делятся на:

  1. Демократический;
  2. Авторитарный;
  3. Тоталитарный;

Также выделяют еще ряд промежуточных или переходных типов [11,         c. 164].

Таким образом, форма государства – совокупность существенных способов (сторон) организации, устройства и реализации государственной власти. выражающих его сущность [3, c.90].

В различных странах государственные формы имеют свои особенности, характерные признаки, которые по мере общественного развития наполняются новым содержанием, обогащаясь во взаимосвязи и взаимодействии. Вместе с тем форма всех существующих государств, особенно современных, имеет общие признаки, что позволяет дать определение каждому элементу формы государства [5, c.100].

 

 

 

  1. Форма правления

 

2.1 Монархия: понятие, признаки, виды

 

Монархия (в переводе с греческого – единовластие) – такая форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется единолично и переходит от одного лица к другому, как правило, по наследству. Порядок престолонаследия устанавливается либо конституционными законами, либо законами, которые в значительной степени дополняются обычаями [ 2, c. 87].

Монархическая форма правления – весьма древняя форма правления. Она впервые зародилась в раннеклассовых обществах, государственную власть в которых захватывали военачальники, представители разросшихся семейных или соседских общин, предводители дружин, главы династий, руководители храмов, жрецы, организаторы, тех или иных социальных классовых движений.

Основными признаками классической монархической формой правления являются:

  • Существование единоличного главы государства, пользующегося своей властью пожизненно (царь, король, император, шах);
  • Наследственный порядок преемственности верховной власти;
  • Представительство государства монархом по своему усмотрению;
  • Юридическая безответственность монарха; [5, c.101].

Пост монарха обычно передается по наследству от отца к старшему сыну, реже к дочери или родственнику по боковой линии, и ни один орган власти не вправе повлиять на этот процесс. Правда, современные формы государства в отдельных случаях предусматривают выборы монарха на определенный срок, однако, по нашему мнению, такие монархии утрачивают один из главных своих признаков и не могут быть в полной мере отнесены к данному типу правления [12, c. 69 - 70].

В зависимости от этого  монархии делятся на: абсолютные и конституционные (ограниченные) [ 11, с. 86].

 Для  абсолютной монархии характерно  то, что в руках монарха сосредоточена  вся полнота власти. От его  имени издаются законы, осуществляется  исполнительная власть, правосудие. Монарх представляет свое государство  за рубежом. Он наделен специальным  титулом (царь, император), находится  на содержании государства и  является лицом юридически безответственным.

Такие монархии имели место в Древнем Востоке (восточные деспотии) и в позднем средневековье в Европе. Абсолютная монархия характерна для последнего этапа развития феодального государства, когда после окончательного преодоления феодальной раздробленности завершается процесс образования централизованных государств [6, c. 245].  В современном мире наиболее близкие черты такой формы монархий имеют место в государствах Оман, Бахрейн Саудовская Аравия, Катар, Ватикан и некоторых других [ 13, c. 158].

Для абсолютной монархии характерен авторитарный политический режим, а государственный режим именуется абсолютизмом [14, с. 387].

В современном мире преобладают монархии ограниченные, где власть монарха ограничена юридически (Великобритания, Дания, Испания, Норвегия, Швеция  и другие). Они в свою очередь подразделяются на дуалистические и и парламентские [ 2, с. 88].

В  дуалистических монархиях власть разделена между монархом и парламентом. Законодательная власть принадлежит парламенту, а контроль за деятельностью правительства осуществляет монарх (имеет право единолично назначать и сменять правительство, имеет право «вето» (абсолютное или относительное)). Этот акт не позволяет закону вступить в силу, зато монарх в дуалистической монархии обладает неограниченным правом на издание указов, подменяющих собой законы либо имеющих даже большую нормативную силу по сравнению с ними. К таким монархиям можно отнести Бруней, Тонго, Иорданию, Марокко, Кувейт [4, c. 91].

Для монархии дуалистической типичен авторитарный политический режим  [ 14, с. 388].

В некоторых монархических государствах (например, в Саудовской Аравии) их глава возглавляет не только светское, но и религиозное управление страной. Такие монархии носят название теократических  [12, c. 71].

В парламентских  монархиях большинство властных полномочий принадлежит парламенту, который действует независимо от монарха. Решения монарх приобретает юридическую силу лишь при согласии на это соответствующего члена правительства по конкретному вопросу, что означат полную зависимость монарха от правительства. За монархом сохраняются церемониальные функции. Например, обращение к парламенту с речью на открытии  очередной сессии парламента, принятие верительных грамот от послов иностранных государств подписание официальных документов [ 4,       c. 90].

 Парламентская  монархия характеризуется следующими  основными признаками:

  • Правительство формируется  из представителей определенной партии  (или партий), получивших    большинство на выборах в парламент;
  • Лидер партии, обладающий наибольшим числом депутатских мест, становится главой государства;
  • В законодательной, исполнительной и судебной сферах власть монарха фактически отсутствует, она является символической;
  • Законодательные акты принимаются формально и подписываются монархом;
  • Правительство согласно конституции несет ответственность не перед монархом, а перед парламентом [ 5, c. 106].

Примерами парламентской монархии могут служить  Англия, Дания, Испания, Норвегия, Швеция, Япония и другие. С одной стороны, сохранение в этих государствах монархии – дань традиции, поскольку монарх в них выполняет чисто номинальные, представительские функции, а власть в стране принадлежит выборному органу – парламенту. С другой стороны, сохранение поста главы государства в лице монарха является символом стабильности этих государств, их уважения к историческому прошлому и собственной государственности [12, c. 70].

Следует иметь  в виду, что конкретный тип монархии, «…установившийся  в стране, зависит в первую очередь от степени развития в ней производственно-экономических отношений», а также от культурного уровня народа и влияния религии на государственный строй [4, c. 92].

 

2.2 Республика: понятие, признаки, виды

 

Республика (лат. res publica – достояние, имущество, дело народа) – это такая форма правления, где власть осуществляется представительными органами, избранными народом на определённый срок [15, c. 92].

Республиканская форма правления зародилась в рабовладельческих государствах. Наиболее яркое проявление она нашла в демократической Афинской республике. Здесь все органы государства, в том числе высшие (важнейшим из них было народное собрание), избирались полноправными гражданами Афин. Однако более распространенной в рабовладельческих государствах была аристократическая республика, где в формировании и работе выборных органов верховной государственной власти принимала участие военно-земельная знать

В эпоху феодализма республиканская форма правления применялась нечасто. Она возникала в тех средневековых городах, которые имели право на самоопределение (Венеция, Генуя, Любек, Новгород и т.д.). Купеческие города-республики выборным путем создавали органы власти (городские советы, мэрии) во главе с ответственными должностными лицами (бургомистрами, мэрами и др.) [15, c. 170].

 Республике  присущ демократический способ  образования верховных органов  государства; в развитых государствах  взаимоотношения между высшими  органами строятся на принципе  разделения властей, они имеют  связь с избирателями и ответственны перед ними [6, c. 246].

Общими признаками республиканской формы правления являются:

  • Существование единоличного и коллегиального главы государства;
  • Выборность на определенный срок главы государства и других верховных органов государственной власти;
  • Осуществление государственной власти не по собственному желанию, а по поручению народа;
  • Юридическая ответственность главы государства в случаях, предусмотренных законом;
  • Обязанность решений верховной государственной власти для всех других государственных органов;
  • Преимущественная защита интересов граждан государства, взаимная ответственность личности и государства [5, c. 107].

Информация о работе Формы государства