Форма государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 18:01, реферат

Краткое описание

Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти). Форма государства характеризует отношения между людьми и государством в процессе управления ими, способы организации высших органов государственной власти, административно-территориальную организацию государства.

Оглавление

Введение
1. Форма государственного правления
2. Форма государственного устройства
3. Политический режим 10
Заключение 13
Список литературы:

Файлы: 1 файл

Формы государства-№3.doc

— 78.50 Кб (Скачать)


Содержание

Введение

1. Форма государственного правления

2. Форма государственного устройства

3. Политический режим              10

Заключение              13

Список литературы:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти). Форма государства характеризует отношения между людьми и государством в процессе управления ими, способы организации высших органов государственной власти, административно-территориальную организацию государства. Все эти правоотношения, взятые вместе, образуют публичный правопорядок, который называется государственным устройством.

Форма государства – одна из важнейших категорий понятийного аппарата теории государства и права. Можно сказать, что форма государства – это структура, определенная модель внутреннего устройства государства, включающая его территориальную организацию, принципы, способы образования и взаимодействия органов государственной власти, методы осуществления власти, обеспечивающие проведение определенной государственной политики. Все перечисленное затрагивает наиболее важные стороны жизнедеятельности (функционирования) государства.

Многообразие форм государственности обусловлено влиянием на государство различных факторов, в том числе политических, экономических, исторических. Форма государства так или иначе зависит от стоящих перед государством задач и характера осуществляемых им функций.

Основными составляющими данной категории являются такие понятия, как «форма правления», «форма государственного устройства» и «политический режим». Только раскрыв содержание каждого из этих понятий, можно получить представление о том, что же такое форма государства.

 

1. Форма государственного правления

 

Форма правления – это организация верховной государствен­ной власти, порядок образования ее органов и их взаимоотноше­ния с населением.

Основными видами формы правления являются монархия и республика. Монархия – это государство, в котором верхов­ная государственная власть формально (либо частично, либо полностью) сосредоточена в руках единоличного главы госу­дарства – монарха (императора, короля, фараона, царя, шаха) и в большинстве случаев являющаяся пожизненной и переда­ваемой по наследству[1]

Монархии подразделяются на абсолютные и конституци­онные.

Абсолютная (неограниченная) монархия – это форма прав­ления единодержавного характера: монарх единолично издает законы, руководит правительством и контролирует правосудие. Примером абсолютной монархии сегодня могут служить Оман, Бутан, Бруней.

Разновидностью абсолютной монархии является теократи­ческая монархия – это форма правления, при которой глава государства одновременно представляет светскую и религиоз­ную власть (Ватикан, Саудовская Аравия).

Конституционная (ограниченная) монархия представляет собой форму правления, при которой власть монарха ограни­чена выборным органом –парламентом – и особым право­вым актом – конституцией.

Конституционная монархия может быть парламентарной или дуалистической.

В дуалистической монархии государственная власть имеет двойственный характер. Монарх выражает интересы помещи­ков и духовенства. Он формирует и возглавляет ответственное перед ним правительство. Пример такой монархии – Иордания и Марокко.

В условиях парламентарной монархии действует принцип «королева царствует, но не правит».

Сохранение этой разновидности монархии обусловлено доверием к монарху, верностью традициям и особенностям национального менталитета. Таковы Австралия, Бельгия, Ве­ликобритания, Люксембург, Монако, Испания, Канада, Дания, Норвегия, Швеция, Япония.

Республика – это государство, в котором высшие органы государственной власти избираются либо формируются особы­ми представительными учреждениями. Признаки республики следующие. Во-первых, выборность на определенный срок гла­вы государства и других высших органов государственной вла­сти. Во-вторых, осуществление государственной власти от име­ни народа. В-третьих, юридическая ответственность главы государства в случаях, предусмотренных законом. В-четвертых, обязательность решений верховной государственной власти[2].

Основными видами республик являются президентская, парламентская и смешанная.

Президентская характеризуется тем, что президент одно­временно является и главой государства и главой исполнитель­ной власти (правительства).

Парламент не имеет права выразить вотум недоверия пра­вительству, а президент не имеет право роспуска парламента. И президент, и парламент избираются народом. Родина президентской республики – США.

Парламентарных республик очень мало. Это Германия, Греция, Венгрия, Индия, Италия, Чехия, Сло­вакия и Эстония.

Во второй половине XX века во Франции возникла смешан­ная республика. Глава государства – президент избирается на­родом, как и парламент. Он назначает главу правительства по согласованию с парламентом.

 

2. Форма государственного устройства

 

Под формой государственного устройства понимается внут­ренняя национально-территориальная организация государствен­ной власти, деление территории государства на те или иные со­ставные части, их правовое положение, взаимоотношения между государством в целом и его составными частями.

Основными видами формы государственного устройства являются унитарный и федеративный.

Унитарное государство является преобладающим в мире. К числу унитарных государств относятся большинство стран Ев­ропы, Латинской Америки, Африки, ряд стран Азии. Для этих государств характер­но наличие следующих основных признаков:

1) единая конституция;

2) единая система высших органов государственной влас­ти (глава государства, парламент, правительство, судеб­ная система);

3) единое гражданство;

4) единая система права;

5) территория унитарного государства подразделяется на административно-территориальные единицы, не обла­дающие какой-либо политической самостоятельностью.

Унитарные государства допускают внутри себя автономию. Автономия – это самоуправление определенной части терри­тории государства, отличающейся национальными, бытовыми, а иногда – географическими условиями, ее населению могут быть присущи определенные исторические особенности, тра­диции. Существуют две разновидности автономии в унитарном государстве – политическая и административная. Политичес­кая автономия пользуется более широкими правами, обладает правом собственного законодательства. Административная ав­тономия предполагает использование местного языка в шко­лах, в судебном процессе, радиовещании и издание газет на ме­стном языке, некоторые права во внешнеэкономических отношениях, приоритет в использовании местных ресурсов и т. д.

Второй основной вид формы государственного устройства – федерация. Она сложна и многолика, и в каждом конкретном случае обладает уникальными специ­фическими особенностями. Федеративными государствами яв­ляются Австралия, Австрия, Бразилия, Венесуэла, Германия, Индия, Канада, Малайзия, Мексика, США, Россия, Швейца­рия и др.

Отличительные признаки федеративного государства сле­дующие:

1) территория федерации в политико-административном отношении не представляет собой единого целого, так как состоит из территорий субъектов федерации, кото­рые в то же время не обладают полным суверенитетом (т. е. свойством быть независимыми в сфере как внут­ренних, так и внешних отношений;

2) субъект федерации наделяется учредительной властью, т. е. ему предоставляется право принятия собственной конституции, но при этом конституции субъектов дол­жны полностью соответствовать федеральной конститу­ции (принцип субординации);

3) субъект федерации имеет право издавать свои собствен­ные законодательные акты, при условии их соответствия федеральному законодательству (принцип приоритета общефедерального закона является всеобщим для всех без исключения федераций);

4) субъект федерации может иметь свою собственную пра­вовую и судебную системы;

5) одним из формальных признаков федерации является наличие двойного гражданства (каждый гражданин счи­тается гражданином союза и соответствующего субъек­та федерации);

6) обязательным признаком федеративной формы счита­ется двухпалатная структура союзного парламента (бикамерализм). Нижняя палата рассматривается как орган общесоюзного представительства и избирается по тер­риториальным избирательным округам. Верхняя палата представляет интересы субъектов федерации. Федерации делятся на виды. Федерация может быть адми­нистративно-территориальной (образованной на основе тер­риториального принципа) и национально-государственной (образованной по национальному принципу)[3]. Примером пер­вой могут служить Германия, США, а второй – Югославия.

Выделяют также симметричную федерацию (субъекты фе­дерации имеют одинаковый правовой статус) и асимметрич­ную, для которой характерно неравенство правового положе­ния субъектов. Первой является Германия, второй – Россия.

Наконец, федерация может быть договорной (в основу фе­дерации положен договор субъектов) и конституционной (пра­вовым основанием федерации является закрепление факта ее образования в Основном законе страны).

Если федерация – это союзное государство, то конфедера­ция – это «государственный союз государств». Иными слова­ми, конфедерация является все-таки формой государственно­го устройства, а не формой международно-правового союза.

Разновидностями конфедерации являются межгосударственные союзы, содружества, сообщества. Напри­мер, Европейский Союз, Британское содружество наций.

Отношения между членами конфедерации симметричны, т. е. в соответствии с законами они равны. Кроме того, госу­дарства, объединившиеся в конфедерацию, сохраняют неогра­ниченное право отделения в тот момент, когда они сочтут это нужным. Однако, как в случае США и Швейцарии, конфеде­рация может стать переходным этапом на пути к образованию федерации – единого государства.

Конфедерации следует отличать от коалиций. Коалиция – это политический и военный союз двух и более государств, со­зданных для оборонительных и наступательных целей при на­личии общего противника. Например, Антанта времен первой мировой войны, Антигитлеровская коалиция, НАТО.

Монархические государства могут быть объединены в унии – личные или реальные. Унии возникают вследствие совпаде­ния монархов двух или нескольких государств в одном лице. В качестве исторического примера можно назвать Австро-Вен­грию.

Последний вид формы государственного устройства – им­перия. Сегодня сутью данного понятия является объединение под началом жесткой централизованной власти этнических и административно-территориальных образований на основе отношений метрополия – колонии, центр – провинции.

Можно выделить и общие характеристики имперских систем:

1) обширная территориальная основа;

2, сильная централизованная власть;

3) стремящиеся к экспансии элиты;

4) асимметричные отношения господства и подчинения между центром и периферией;

5) наличие общего политического проекта, стоящего над интересами различных социальных групп;

6) разнородный этнический и культурный состав. На совре­менном этапе в мире осталась всего одна имперская система – Китай.

 

 

 

 

 

 

 

3. Политический режим

 

Политический режим представляет собой совокупность методов и приемов осуществления политической власти, определенную форму осуществления государственного властвования.

Политический режим – категория более широкая по отношению к государственному режиму. Последний представляет собой основной элемент политического режима и включает методы осуществления политической власти органами, образующими механизм государства[4].

Основные формы политического режима – демократический, авторитарный и тоталитарный.

Основные признаки демократического режима:

обеспечение (гарантированность) широкого спектра демократических прав и свобод в обществе (в том числе свободы слова) и признание приоритета прав личности; равенство наций;

демократические (преимущественно путем свободных выборов) способы формирования высших органов государственной власти; обеспечение подлинного народовластия (гарантии широкого участия населения в формировании органов государственной власти и осуществления контроля за их деятельностью);

конституционное разделение властей как совокупность государственно-правовых институтов, регулирующих в процессе осуществления единой и неделимой государственной власти взаимоотношения высших органов власти (структурные связи, распределение предметной компетенции, средства взаимного воздействия друг на друга);

Информация о работе Форма государства