Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 18:01, реферат
Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти). Форма государства характеризует отношения между людьми и государством в процессе управления ими, способы организации высших органов государственной власти, административно-территориальную организацию государства.
Введение
1. Форма государственного правления
2. Форма государственного устройства
3. Политический режим 10
Заключение 13
Список литературы:
Содержание
Введение
1. Форма государственного правления
2. Форма государственного устройства
3. Политический режим 10
Заключение 13
Список литературы:
Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-
Форма государства – одна из важнейших категорий понятийного аппарата теории государства и права. Можно сказать, что форма государства – это структура, определенная модель внутреннего устройства государства, включающая его территориальную организацию, принципы, способы образования и взаимодействия органов государственной власти, методы осуществления власти, обеспечивающие проведение определенной государственной политики. Все перечисленное затрагивает наиболее важные стороны жизнедеятельности (функционирования) государства.
Многообразие форм государственности обусловлено влиянием на государство различных факторов, в том числе политических, экономических, исторических. Форма государства так или иначе зависит от стоящих перед государством задач и характера осуществляемых им функций.
Основными составляющими данной категории являются такие понятия, как «форма правления», «форма государственного устройства» и «политический режим». Только раскрыв содержание каждого из этих понятий, можно получить представление о том, что же такое форма государства.
Форма правления – это организация верховной государственной власти, порядок образования ее органов и их взаимоотношения с населением.
Основными видами формы правления являются монархия и республика. Монархия – это государство, в котором верховная государственная власть формально (либо частично, либо полностью) сосредоточена в руках единоличного главы государства – монарха (императора, короля, фараона, царя, шаха) и в большинстве случаев являющаяся пожизненной и передаваемой по наследству[1]
Монархии подразделяются на абсолютные и конституционные.
Абсолютная (неограниченная) монархия – это форма правления единодержавного характера: монарх единолично издает законы, руководит правительством и контролирует правосудие. Примером абсолютной монархии сегодня могут служить Оман, Бутан, Бруней.
Разновидностью абсолютной монархии является теократическая монархия – это форма правления, при которой глава государства одновременно представляет светскую и религиозную власть (Ватикан, Саудовская Аравия).
Конституционная (ограниченная) монархия представляет собой форму правления, при которой власть монарха ограничена выборным органом –парламентом – и особым правовым актом – конституцией.
Конституционная монархия может быть парламентарной или дуалистической.
В дуалистической монархии государственная власть имеет двойственный характер. Монарх выражает интересы помещиков и духовенства. Он формирует и возглавляет ответственное перед ним правительство. Пример такой монархии – Иордания и Марокко.
В условиях парламентарной монархии действует принцип «королева царствует, но не правит».
Сохранение этой разновидности монархии обусловлено доверием к монарху, верностью традициям и особенностям национального менталитета. Таковы Австралия, Бельгия, Великобритания, Люксембург, Монако, Испания, Канада, Дания, Норвегия, Швеция, Япония.
Республика – это государство, в котором высшие органы государственной власти избираются либо формируются особыми представительными учреждениями. Признаки республики следующие. Во-первых, выборность на определенный срок главы государства и других высших органов государственной власти. Во-вторых, осуществление государственной власти от имени народа. В-третьих, юридическая ответственность главы государства в случаях, предусмотренных законом. В-четвертых, обязательность решений верховной государственной власти[2].
Основными видами республик являются президентская, парламентская и смешанная.
Президентская характеризуется тем, что президент одновременно является и главой государства и главой исполнительной власти (правительства).
Парламент не имеет права выразить вотум недоверия правительству, а президент не имеет право роспуска парламента. И президент, и парламент избираются народом. Родина президентской республики – США.
Парламентарных республик очень мало. Это Германия, Греция, Венгрия, Индия, Италия, Чехия, Словакия и Эстония.
Во второй половине XX века во Франции возникла смешанная республика. Глава государства – президент избирается народом, как и парламент. Он назначает главу правительства по согласованию с парламентом.
Под формой государственного устройства понимается внутренняя национально-территориальная организация государственной власти, деление территории государства на те или иные составные части, их правовое положение, взаимоотношения между государством в целом и его составными частями.
Основными видами формы государственного устройства являются унитарный и федеративный.
Унитарное государство является преобладающим в мире. К числу унитарных государств относятся большинство стран Европы, Латинской Америки, Африки, ряд стран Азии. Для этих государств характерно наличие следующих основных признаков:
1) единая конституция;
2) единая система высших органов государственной власти (глава государства, парламент, правительство, судебная система);
3) единое гражданство;
4) единая система права;
5) территория унитарного государства подразделяется на административно-
Унитарные государства допускают внутри себя автономию. Автономия – это самоуправление определенной части территории государства, отличающейся национальными, бытовыми, а иногда – географическими условиями, ее населению могут быть присущи определенные исторические особенности, традиции. Существуют две разновидности автономии в унитарном государстве – политическая и административная. Политическая автономия пользуется более широкими правами, обладает правом собственного законодательства. Административная автономия предполагает использование местного языка в школах, в судебном процессе, радиовещании и издание газет на местном языке, некоторые права во внешнеэкономических отношениях, приоритет в использовании местных ресурсов и т. д.
Второй основной вид формы государственного устройства – федерация. Она сложна и многолика, и в каждом конкретном случае обладает уникальными специфическими особенностями. Федеративными государствами являются Австралия, Австрия, Бразилия, Венесуэла, Германия, Индия, Канада, Малайзия, Мексика, США, Россия, Швейцария и др.
Отличительные признаки федеративного государства следующие:
1) территория федерации в политико-административном отношении не представляет собой единого целого, так как состоит из территорий субъектов федерации, которые в то же время не обладают полным суверенитетом (т. е. свойством быть независимыми в сфере как внутренних, так и внешних отношений;
2) субъект федерации наделяется учредительной властью, т. е. ему предоставляется право принятия собственной конституции, но при этом конституции субъектов должны полностью соответствовать федеральной конституции (принцип субординации);
3) субъект федерации имеет право издавать свои собственные законодательные акты, при условии их соответствия федеральному законодательству (принцип приоритета общефедерального закона является всеобщим для всех без исключения федераций);
4) субъект федерации может иметь свою собственную правовую и судебную системы;
5) одним из формальных признаков федерации является наличие двойного гражданства (каждый гражданин считается гражданином союза и соответствующего субъекта федерации);
6) обязательным признаком федеративной формы считается двухпалатная структура союзного парламента (бикамерализм). Нижняя палата рассматривается как орган общесоюзного представительства и избирается по территориальным избирательным округам. Верхняя палата представляет интересы субъектов федерации. Федерации делятся на виды. Федерация может быть административно-
Выделяют также симметричную федерацию (субъекты федерации имеют одинаковый правовой статус) и асимметричную, для которой характерно неравенство правового положения субъектов. Первой является Германия, второй – Россия.
Наконец, федерация может быть договорной (в основу федерации положен договор субъектов) и конституционной (правовым основанием федерации является закрепление факта ее образования в Основном законе страны).
Если федерация – это союзное государство, то конфедерация – это «государственный союз государств». Иными словами, конфедерация является все-таки формой государственного устройства, а не формой международно-правового союза.
Разновидностями конфедерации являются межгосударственные союзы, содружества, сообщества. Например, Европейский Союз, Британское содружество наций.
Отношения между членами конфедерации симметричны, т. е. в соответствии с законами они равны. Кроме того, государства, объединившиеся в конфедерацию, сохраняют неограниченное право отделения в тот момент, когда они сочтут это нужным. Однако, как в случае США и Швейцарии, конфедерация может стать переходным этапом на пути к образованию федерации – единого государства.
Конфедерации следует отличать от коалиций. Коалиция – это политический и военный союз двух и более государств, созданных для оборонительных и наступательных целей при наличии общего противника. Например, Антанта времен первой мировой войны, Антигитлеровская коалиция, НАТО.
Монархические государства могут быть объединены в унии – личные или реальные. Унии возникают вследствие совпадения монархов двух или нескольких государств в одном лице. В качестве исторического примера можно назвать Австро-Венгрию.
Последний вид формы государственного устройства – империя. Сегодня сутью данного понятия является объединение под началом жесткой централизованной власти этнических и административно-
Можно выделить и общие характеристики имперских систем:
1) обширная территориальная основа;
2, сильная централизованная власть;
3) стремящиеся к экспансии элиты;
4) асимметричные отношения господства и подчинения между центром и периферией;
5) наличие общего политического проекта, стоящего над интересами различных социальных групп;
6) разнородный этнический и культурный состав. На современном этапе в мире осталась всего одна имперская система – Китай.
Политический режим представляет собой совокупность методов и приемов осуществления политической власти, определенную форму осуществления государственного властвования.
Политический режим – категория более широкая по отношению к государственному режиму. Последний представляет собой основной элемент политического режима и включает методы осуществления политической власти органами, образующими механизм государства[4].
Основные формы политического режима – демократический, авторитарный и тоталитарный.
Основные признаки демократического режима:
обеспечение (гарантированность) широкого спектра демократических прав и свобод в обществе (в том числе свободы слова) и признание приоритета прав личности; равенство наций;
демократические (преимущественно путем свободных выборов) способы формирования высших органов государственной власти; обеспечение подлинного народовластия (гарантии широкого участия населения в формировании органов государственной власти и осуществления контроля за их деятельностью);
конституционное разделение властей как совокупность государственно-правовых институтов, регулирующих в процессе осуществления единой и неделимой государственной власти взаимоотношения высших органов власти (структурные связи, распределение предметной компетенции, средства взаимного воздействия друг на друга);