Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 18:01, реферат
Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти). Форма государства характеризует отношения между людьми и государством в процессе управления ими, способы организации высших органов государственной власти, административно-территориальную организацию государства.
Введение
1. Форма государственного правления
2. Форма государственного устройства
3. Политический режим 10
Заключение 13
Список литературы:
демократические принципы функционирования механизма государственной власти; определенный уровень гласности в работе государственного аппарата; обеспечение режима законности; независимость судебной власти;
наличие механизма ответственности государства перед своими гражданами и личности перед государством; ответственность (в том числе юридическая) должностных лиц;
политический плюрализм и идеологическое многообразие; учет интересов меньшинства при принятии государственных решений; реальное обеспечение многопартийной системы и независимости средств массовой информации;
признание многообразия форм собственности и их защита.
В качестве характерных признаков авторитарного политического режима можно выделить:
отстранение граждан от участия в формировании высших органов государственной власти; вождизм;
жесткое централизованное управление государственными делами, по существу, тотальный контроль государства над обществом;
существенное ограничение провозглашенных демократических прав и свобод личности; отсутствие реального механизма обеспечения даже формально провозглашенных прав и свобод; преимущественное действие системы устрашения и запретов в общественной жизни (нередко создание чрезвычайных судов);
произвол, незаконные репрессии, идеологическое подавление всех, нелояльно относящихся к правящему режиму; грубые нарушения прав человека; фактически бесправное положение граждан;
обеспечение власти одной правящей партии с одновременным запретом других партий (не лояльных правящему режиму);
возрастание роли карательных функций государства.
В качестве разновидности политического режима можно выделить тоталитаризм и его советскую форму – административно-командный режим.
В политико-правовом значении тоталитаризм как форма политического режима характеризуется доминирующим положением государства по отношению к праву, неограниченной властью (по существу, тотальным контролем) государства над обществом и личностью, внеправовыми методами осуществления власти, подавлением прав и свобод граждан и их объединений, диктатурой одной политической партии, идеологическим давлением на массы, преследованием инакомыслящих, опорой на милитаризацию государственной машины, полицейский аппарат и т.д[5].
Ярким проявлением тоталитарного политического режима является фашизм – открыто террористическая диктатура наиболее реакционных правящих кругов.
Советская форма тоталитарного режима отличается административно-командными методами руководства обществом: закрепление руководящей роли (а по существу признание диктата) партии в политической системе общества; примат интересов государства над интересами личности и отсутствие какой бы то ни было ответственности государства перед личностью; отсутствие системы гарантий обеспечения прав и свобод граждан; засилье командно-бюрократических рычагов управления во всех сферах общественной жизни (в том числе экономике); огромные привилегии многочисленной армии чиновников; наличие политической цензуры, ограничение независимости средств массовой информации, преследование лиц, нелояльно относящихся к режиму; и при этом политическая демагогия, культивирование (навязывание) единой государственной идеологии, идеи о единстве интересов государства и личности.
В современных демократических государствах не существует «монополии» на политическую власть. Наблюдается своего рода «распыление» власти, другими словами, относительно равномерное распределение ее между различными политическими силами: партиями, объединениями, группами.
Таким образом, форма государства – это сложное понятие, включающее три элемента: форму правления, государственное устройство и политический режим. Форма государства – это не простая совокупность составляющих ее элементов, а единство целостной системы, обусловленное ее внутренними связями и отношениями. Форма каждого конкретного государства как единство указанных элементов (формы правления, формы государственного устройства и политического режима) складывается исторически под влиянием целого ряда факторов. Несомненное воздействие на нее оказывает уровень экономического развития, достигнутый обществом на определенном этапе своего развития, и отношения между основными политическими силами в обществе. Поэтому в разные исторические эпохи преобладали те формы государства, которые в большей степени соответствовали ступени экономического роста и соотношению политических сил в стране. Этим объясняется то, что в Средние века, например, наиболее распространенной формой правления была монархия (разных видов). А после буржуазных революций в некоторых странах монархическая форма правления либо претерпела существенные изменения, либо была заменена республиканской (тоже разных видов).
Такое разнообразие объясняется тем, что, помимо указанных выше факторов, на форму государства могут оказывать влияние также иные условия, в частности географическое положение страны, исторические традиции, присущие населяющим ее народам, господствующая идеология, религия, уровень культурного развития и национального сознания народа, степень его политической активности.
Форма государства – это организационно-функциональная структура государства, выражающая способ организации и осуществления государственной власти и ее взаимодействие с населением.
1. Абдулаев М. Теория государства и права: учебник / М.Абдулаев. – М.:Магистр-Пресс, 2006. – 442 с.
2. Власов В. Теория государства и права: учебник. – Ростов н/Д.: Феникс, 2007. – 338 с.
3. Денисов А.И. Сущность и формы государства / А.И.Денисов. – М.: Юристъ, 2006. – 388 с.
4. Магницкая Е.В., Евстигнеев Е.Н. Правоведение: учебн. пособие / Е.В.Магницкая, Е.Н.Евстигнеев. – СПб. : Питер. 2009. – 576 с.
5. Мелехин А.В. Правоведение: учебн. пособие / А.В. Мелехин. –М.: Маркет СД, 2007. – 516 с.
6. Правоведение: учебн. пособие / Под ред. Г.Н.Комковой. – М. : Проспект, 2009. – 256 с. – С. 114.
7. Правоведение: учебник / Под ред. И.В.Рукавишниковой. И.Г.Наполковой. – М. : Норма, 2009. – 384 с.
14
[1] Магницкая Е.В., Евстигнеев Е.Н. Правоведение: учебн. пособие / Е.В.Магницкая, Е.Н.Евстигнеев. – СПб. : Питер. 2009. – С. 238.
[2] Власов В. Теория государства и права: Учебник.- Ростов н/Д.: Феникс, 2007.-С.189.
[3] Правоведение: учебник / Под ред. И.В.Рукавишниковой. И.Г.Наполковой. – М. : Норма, 2009. – С. 119.
[4] Денисов А.И. Сущность и формы государства/ А.И.Денисов.- М.: Юристъ, 2006. – С. 207.
[5] Абдулаев М. Теория государства и права: учебник / М.Абдулаев -М.:Магистр-Пресс,2006. – С. 313.