Формы государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 17:21, курсовая работа

Краткое описание

Задача моей работы показать, что четкого соотношения между типом и формой государства нет. С одной стороны в пределах государства одного и того же типа могут встречаться различные формы организации и деятельности государственной власти, а с другой, государства различного типа могут обличаться в одинаковую форму. Своеобразие конкретной формы государства любого исторического периода определяется прежде всего степенью зрелости общества и государственной жизни, задачами и целями, которые ставит перед собой государство. Другими словами, категория формы государства непосредственно зависит от его содержания и определяется им.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 2
1.ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ 3
2.ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ 4
2.1 МОНАРХИЧЕСКИЕ ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ 4
2.2 РЕСПУБЛИКАНСКИЕ ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ 10
3 ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА 22
3.1 УНИТАРНОЕ ГОСУДАРСТВО 22
3.2 ФЕДЕРАТИВНОЕ ГОСУДАРСТВО 24
3.3 КОНФЕДЕРАТИВНОЕ ГОСУДАРСТВО 27
4. ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕЖИМА 29
4.1 АНТИДЕМОКРАТИЧЕСКИЕ РЕЖИМЫ 30
4.2 ДЕМОКРАТИЧЕСКИЕ ЖЕ РЕЖИМЫ 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 34

Файлы: 1 файл

Формы(устройство) государства.doc

— 166.00 Кб (Скачать)
Содержание:

 

Введение.

 

    В данной работе я попытался разобрать  типологию государств, которая тесно  связана с понятием формы государства. Особенности каждого конкретного  типа государства, которые устанавливаются  на основе анализа его организационного устройства и методов осуществления государственной власти.

    Задача  моей работы показать, что четкого соотношения между типом и формой государства нет. С одной стороны в пределах государства одного и того же типа могут встречаться различные формы организации и деятельности государственной власти, а с другой, государства различного типа могут обличаться в одинаковую форму.  Своеобразие конкретной формы государства любого исторического периода определяется прежде всего степенью зрелости общества и государственной жизни, задачами и целями, которые ставит перед собой государство. Другими словами, категория формы государства непосредственно зависит от его содержания и определяется им.

    Актуальность выбранной мной темы в том, что своеобразие конкретной формы государства любого исторического периода определяется, прежде всего, степенью зрелости общественной и государственной жизни, задачами и целями, которые ставит перед собой государство.

      Цель моей работы рассмотреть, как на характер государственности влияют также национальный состав населения, своеобразие его культуры, включая укоренившиеся обычаи, традиции и религиозные воззрения, размер занимаемой территории, ее географическое положение и  другие факторы.  Цели,  поставленные  в  этой  работе,  очень  скромны:  изучить  более  досконально  одну  из  тем   теории  государства  и  права - «формы  государства»   Рассматриваемый  вопрос  вероятно  не  самый  интересный  и  актуальный  из  предложенных  к  написанию,  учитывая принятую  Конституцию  Российской  Федерации,  но  к сожалению действительность вновь и вновь возвращает  нас к нему.  Неурегулированность отношений с Чечней,   сложное положение    на Кавказе - это боль  и страдание живых людей,  проблемы  требующие справедливого и разумного разрешения. 

          Изучив данную тему я сделал  вывод, что особенности государственных  образований общества у различных  народов в различные исторические  периоды позволяют, тем не менее,  выявить и объединить их существенные  общие черты, которые впоследствии  могут стать своеобразными шаблонами-аналогиями для определения существующего положения вещей в области государственного устройства, а также для адекватной оценки предполагаемых в данном направлении проектов.

1. Общие понятия.

 

    Государство - это единая политическая организация общества, которая распространяет свою власть на всю территорию страны и ее население, располагает для этого специальным аппаратом управления, издает обязательные для всех веления и обладает суверенитетом.1

    Фома  государства - сложное общественное явление, которое включает в себя три взаимосвязанных элемента:

  • форму правления;
  • форму государственного устройства;
  • форму государственного режима.

    Несмотря  на свои различающиеся характерные  особенности, форма всех существующих государств, особенно современных, имеет общие признаки, что позволяет дать определение каждому элементу формы государства.

2. Форма правления.

 

    Форма правления - принцип организации государственной власти2, выражающийся в формировании структуры высших органов государственной власти, определении порядка их образования и распределении компетенции между ними.

    В зависимости от того:

  • как создаются высшие органы государства и каково их строение;
  • какой принцип лежит в основе взаимоотношений между высшими и другими государственными органами;
  • как строятся взаимоотношения между верховной государственной властью и населением страны;
  • в какой мере организация высших органов государства позволяет обеспечивать права и свободы гражданина,

формы государственного правления подразделяются на:

  • монархические;
  • республиканские.

2.1. Монархические формы правления.

    Монархия  - это такая форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется единолично и переходит, как правило, по наследству.3

    Основными признаками классической монархической формы правления являются:

  • наличие единоличного пожизненного главы государства (царь, король, император, шах);
  • наследственный порядок преемственности верховной власти;
  • юридическая безответственность монарха.

    Возникнув в условиях рабовладельческого общества, монархия становится основной формой государственного правления при феодализме и сохраняет лишь традиционные, в основном формальные черты монархического правления в буржуазном обществе.

    Выделяются  следующие разновидности монархической  формы государственного правления:

Древневосточная монархия

    Организация государственной власти в странах  Древнего Востока (Египет, Вавилон, Ассирия, Китай, Индия и др.) называют восточной  деспотией. 

    Деспотия - (греч. despotéia - неограниченная власть) форма самодержавной неограниченной власти4, реализующаяся зачастую с помощью военно-бюрократического аппарата.

    Следует отметить, что деспотическое правление  в чистом виде существовало далеко не во всех странах Древнего Востока  и не на всех этапах их развития. Власть правителей древневосточных государств была иногда ограничена элементами республиканского правления:

  • в древнем Шумере - избрание правителя советом старейшин и контроль за ним со стороны народного собрания и совета знати;
  • в древней Индии - наличие Совета царских чиновников и даже отдельных государств, основанных на республиканской форме правления.

    Сделав, таким образом, оговорку, можно дать  следующее определение: 

    Восточная деспотия - такая форма правления, при которой подданные полностью зависят от произвола властей.

Древнеримская монархия (30г. до н.э. - 476г. н.э.)

    Выступавшая в форме империи, древнеримская  монархия имеет в своем развитии два периода:

  • принципат;
  • доминат.
 

    Принципат - (лат. principatus, от princeps - первый, глава) форма рабовладельческой монархии, при которой сохранялись республиканские учреждения, но власть фактически принадлежала одному человеку - принцепсу (первому в списке сенаторов).5 

    Доминат - (от лат. dominatus - господство) неограниченная монархия, установленная в Древнем Риме со времени императора Диоклетиана (кон. 3 в.).6

Феодальная (средневековая) монархия

    Феодальная  монархия последовательно проходит три периода своего развития:

  • раннефеодальная монархия;
  • сословно-представительная монархия;
  • абсолютная монархия.
 

    Раннефеодальная монархия как форма государственного правления вырастает непосредственно из родообщинных отношений у значительной части народов Европы (Франкское, Германское, Англо-саксонское государства, Великое Княжество Литовское).

    Раннефеодальное государство характеризуется следующими признаками:

  • раздробленность территории;
  • слабость центральной власти;
  • непрочность государственного устройства;
  • наличие остатков родового самоуправления.

    По  мере развития феодальных отношений  общинные земли подвергались отчуждению и ранее свободные крестьяне попадали в зависимость от феодалов-землевладельцев, которые выступали уже как носители верховной власти на своей территории. У них был свой суд, полиция, войско, сборщики налогов, посредством которых они осуществляли личное властвование на своей территории и защищались от нападения извне. Одновременно формировался аппарат центральной власти, органы которого были слиты с аппаратом частной власти крупных феодалов.

    Вследствие  завоеваний слабо организованных народов  возникли разновидности раннефеодального государства, носящие название раннефеодальных империй (империи Карла Великого и Чингисхана). Создававшаяся в центре сильная власть возглавлялась единым владыкою и поддерживалась военной дружиной и народным ополчением. Непрочность таких государственных образований обуславливалась тем, что феодалы в большей мере были заинтересованы использовать государственную власть в собственных экономических интересах, а не на благо государства в целом. Поэтому и создавались крупные феодальные землевладения, которые становились соперниками центральной власти.

    Таким образом, с развитием крупного землевладения  постепенно подрываются корни раннефеодальной  империи и она распадается  на отдельные изолированные государства. 

      Сословно-представительная монархия - это такая централизованная форма государственного правления,  при которой власть монарха ограничена сословно-представительными органом (собранием).7

    Такие сословно-представительные собрания (во Франции - Генеральные штаты, в Англии - парламент, в Испании - кортесы) возникают в результате:

  • преодоления феодальной раздробленности;
  • развития товарно-денежных отношений;
  • создания централизованной монархии.

    Сословно-представительные собрания, состоявшие из:

  • духовенства;
  • дворянства;
  • представителей третьего сословия (купцов, ремесленников, средних землевладельцев),

представляли  собой, как правило, совещательные  органы, занимавшиеся:

  • законодательской деятельностью;
  • контролем за финансами.

    Наряду  с сословно-представительными органами функционировали строго централизованные:

  • аппарат центральной исполнительной власти;
  • разветвленный аппарат местной исполнительной власти;
  • постоянная армия,

всецело подчиненные монарху. 

      Абсолютная монархия - это такая форма правления, при которой верховная государственная власть всецело принадлежит одному лицу (царю, королю, императору).8

    Возникновение абсолютизма связано с процессом  зарождения буржуазных отношений и  одновременным распадом феодализма и его сословий.

    Основными признаками абсолютной монархии являются:

  • отсутствие органов, ограничивающих компетенцию монарха;
  • ликвидация или полный упадок представительных учреждений;
  • юридически не ограниченная власть монарха;
  • наличие в распоряжении монарха постоянной армии, полиции, разветвленного бюрократического аппарата.

    Власть  в центре и на местах принадлежит  уже не крупным феодалам, а чиновникам, назначаемым монархом. При чем центральная бюрократия оттесняет феодалов от непосредственного осуществления власти и на местах.

Конституционная монархия

Информация о работе Формы государства