Формы государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 09:02, курсовая работа

Краткое описание

Категория «форма государства» означает, кто и как правит в обществе, как устроены и действуют в нем государственно-властные структуры, как объединено население на данной территории, каким образом оно связано через различные территориальные и политические образования с государством в целом, как осуществляется политическая власть, с помощью каких методов и приемов.

Оглавление

Введение
1. .Понятие формы государства и ее структура.
2.Форма правления, её виды и их различия.
3. Форма государственного устройства, виды и их различия.
4. Политический режим.
Заключение
Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

Формы государства.doc

— 146.50 Кб (Скачать)


 

 

 

 

ПЛАН

 

Введение

1. .Понятие формы государства и ее структура.

2.Форма правления, её виды и их различия.

3. Форма государственного устройства, виды и их различия.

4. Политический режим.

Заключение

Список использованной литературы.


Введение

 

Актуальность выбранной мной темы для курсовой работы подтверждается тем, что и в настоящее время, наблюдая за политической жизнью различных стран и государств, мы должны осознанно подходить к тем или иным событиям и переменам, происходящим в них, и понимать, чем обусловлены и чреваты данные перестановки политических сил в конкретных условиях и при сложившихся обстоятельствах.

Изучение форм (устройств) государства имеет огромное значение в современном мире. От формы государства в значительной степени зависит политическая жизнь в обществе и устойчивость государственных институтов.

Формы государства, также, как его сущность и содержание, никогда не оставались и не остаются раз и навсегда установленными, неизменными. Под влиянием множества экономических, социально-политических, идеологических и иных факторов они всегда изменялись и развивались. Постоянно менялось и представление о них. Справедливым является утверждение Л.Гумпловича о том, что "учение о различии государств или о государственных формах" является "столь же шатким и неустановленным, как и определение понятия государства"[1][i].

Категория «форма государства» означает, кто и как правит в обществе, как устроены и действуют в нем государственно-властные структуры, как объединено население на данной территории, каким образом оно связано через различные территориальные и политические образования с государством в целом, как осуществляется политическая власть, с помощью каких методов и приемов.

Исходя из этого основная задача данной работы — определить сущность моделей организации государственной власти в ряде стран и на основе полученных данных сделать вывод о форме правления в них.

Объектом исследования являются формы (устройства) государства.

Предметом исследования являются формы государства в современном мире.

Целью работы является правовой анализ формы государства.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1.                  Рассмотреть понятие формы государства и его структуру;

2.                  Исследовать форму правления как элемент формы государства;

3.      Изучить форму правления государств;

4.      Рассмотреть формы национально-государственного устройства;

5.      Описать формы государственно-правового режима;

В связи с этим рассмотрение каждой формы правления осуществляется на основе как теоретического, так и конституционного анализа.

В ходе написания курсовой работы были использованы труды таких известных ученых как: С.С. Алексеев[2], В.К. Бабаев[3], А.Б. Венгеров[4], С.В. Клименко[5], М.Н. Марченко[6], В.В. Лазарев[7], Л.И. Спиридонов[8], Ф.М. Решетников[9], Н.И. Матузова и А.В. Малько[10],  др.


1.      .Понятие формы государства и ее структура.

 

История становления и развития каждого государства связана с поисками оптимальной модели организации государственной власти и, как следствие, формы правления. Как отмечал в свое время по этому поводу И.А. Ильин, «каждому народу на каждом этапе своего развития должна быть свойственна своя, особая, индивидуальная форма и конституция, соответствующая ему и только ему. Нет одинаковых форм и конституций. Слепое заимствование и подражание нелепо, опасно и может быть гибельным»[11].

Изучая государство, его происхождение, функционирование и развитие, рано или поздно приходится решать вопросы,  касающиеся  воздействия последнего на отдельных людей и их коллективы,  степень  участия государства в решении общесоциальных проблем или  защите  узкогрупповых интересов, вопросы о том, кому принадлежит  государственная власть, то есть так  или  иначе  рассматривать  проблемы  содержания (функций) и сущности государства, а в конечном итоге выходить на категорию формы государства.

Форма государства отражает способы  организации  государственной власти, ее устройство. Форма государства тесно связана с его сущностью. Если сущность государства говорит нам о том,  кто  находится  у рычагов государственного аппарата, то анализ формы государства  раскрывает то, как он формируется и работает:"Исследовать государство с точки зрения сущности означает выявить волю и интересы  каких  слоев общества, групп, классов оно в первую очередь выражает  и  защищает. Рассмотреть государство под углом  содержания  означает  установить, как и в каких направлениях оно при этом действует. Изучить же  государство с точки зрения его формы - это значит в первую очередь  изучить его строение, его основные составные части, внутреннюю структуру, основные методы осуществления власти.[12]"

              Многочисленные споры породил вопрос о  первичности  сущности  по отношению к форме и наоборот. Еще Платон  и  Аристотель  утверждали, что форма государства предопределяет его функции и сущность. С  другой стороны нельзя не видеть, что форма является отражением  сущности явлений, что отстаивали и отстаивают представители  материалистического учения.

              В настоящее время по данному вопросу не сложилось  единого  мнения, но все же большинство ученых склоняется  к  мысли  о  том,  что влияние формы на содержание в равной степени  соответствует  влиянию содержания на форму.

              Кроме того, значительное влияние на форму государства  оказывают и такие факторы как культурный уровень народа,  исторические  традиции, характер религиозных воззрений, культурный уровень представителей государственной власти (особенно высших лиц), природные условия.

Большинство современных исследователей склоняются к мысли о том,

что форма государства включает в себя три взаимозависимых "компонента": форму (политического) режима, форму (государственного)  правления, форму (государственного) устройства.

Форма государства - это способ организации политической власти, охватывающий форму правления, форму государственного устройства и политический режим.

1) форма правления - характеризует порядок образования и организации высших органов государственной власти, их взаимоотношения друг с другом и населением. В зависимости от особенностей формы правления государства подразделяются на монархические и республиканские;

2) форма государственного устройства - отражает территориальную структуру государства, соотношение между государством в целом и его составными территориальными единицами. По форме государственного устройства государства подразделяются на унитарные, федеративные и конфедеративные;

3) политический (государственный) режим - представляет собой систему методов, способов и средств осуществления государственной власти. В зависимости от особенностей набора данных приемов государственного властвования различают демократический и антидемократический политические (государственные) режимы[13].

Таким образом, форма государства - это его структурное, территориальное и политическое устройство, взятое в единстве трех вышеназванных составляющих.

Следует отметить, что все три стороны (свойства) формы государства составляют органическое единство. Это не три формы, а три аспекта единой формы государства, которые в каждом конкретном случае принимают, неповторимы облик. И все же ведущая, доминирующая роль принадлежит политическому (государственному) режиму, поскольку он имеет решающее влияние на две другие стороны формы государства и является для них наиболее общей политической предпосылкой. Любые изменения в методах осуществления государственной власти – в сторону ли демократии или, наоборот, автократии – неизбежно отражаются на форме правления и ( хотя и в меньшей степени) на форме государственного устройства. [14]

 


2.Форма правления, её виды и их различия.

 

Форма государственного правления - это элемент формы государства, характеризующий организацию верховной государственной власти, порядок образования ее органов и их взаимоотношения с населением[15] (см. Приложение 2).

К верховной государственной власти относят главу государства (монарх или президент), законодательный орган, правительство.

Если в качестве критерия рассматривать положение главы государства, то формы правления подразделяются на монархии и республики.

Монархия (от греческого monarchia - единовластие) - это форма правления, при которой власть полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы государства (монарха): короля, царя, шаха, императора и т.д.[16].

Признаки монархии:

1) власть передается по наследству;

2) осуществляется бессрочно;

3) не зависит от волеизъявления населения.

Монархии бывают неограниченными, т.е. в них отсутствуют представительные учреждения народа, а единственным носителем суверенитета государства является монарх (например, абсолютные монархии последнего периода эпохи феодализма, из современных - Саудовская Аравия, Бруней), и ограниченными (конституционными), в которых наряду с монархом носителями суверенитета выступают другие высшие государственные органы, ограничивающие власть главы государства (Великобритания, Япония, Испания, Швеция, Норвегия и др.).

Хотя ряд современных государств с монархической формой правления приняли Конституции и сформировали парламенты (Бахрейн, Катар, Кувейт и др.), по существу они продолжают оставаться абсолютными, поскольку конституции данных стран устанавливают, что вся власть исходит от монарха, а парламенты имеют чисто консультативные прерогативы.

Монархия была господствующей формой правления на протяжении нескольких столетий. В специфической форме она сохраняется и сегодня почти в трети стран мира[17].

При дуалистической монархии государственная власть носит двойственный характер. Юридически и фактически власть разделена между правительством, формируемым монархом, и парламентом.

Правительство в дуалистических монархиях формируется независимо от партийного состава в парламенте и не ответственно перед ним. Монарх при этом выражает преимущественно интересы феодалов, а парламент представляет буржуазию и другие слои населения. Подобная форма правления существовала в кайзеровской Германии (1871-1918), сейчас в Марокко.

В некоторых государствах монарх возглавляет не только светское, но и религиозное управление страной. Такие монархи носят название теократические (Саудовская Аравия, Ватикан – феномен, религиозный лидер является главой государства – «Государство в государстве»).

Республика (от латинского res publica - государственное, общественное дело) - это форма правления, при которой глава государства является выборным и сменяемым, а его власть считается производной от избирателей или представительного органа[18].

Признаки республики:

1) выборность власти;

2) ограниченность срока полномочий власти;

3) зависимость от избирателей.

В зависимости от того, кто формирует правительство, кому оно подотчетно и подконтрольно, республики подразделяются на президентские, парламентские и смешанные. В президентских республиках (США, Бразилия, Аргентина, Венесуэла, Боливия, Сирия и др.) именно президент выполняет эту роль; в парламентских (Германия, Италия, Индия, Турция, Израиль и др.) - парламент; в смешанных (Франция, Финляндия, Польша, Болгария, Австрия и др.) - совместно президент и парламент.

В президентской республике президент избирается независимо от парламента либо коллегией выборщиков, либо непосредственно народом, он одновременно является главой государства и правительства. Президент сам назначает правительство и руководит его деятельностью. Парламент в данной республике не может вынести вотум недоверия правительству, а президент не может распустить парламент. Однако парламент имеет возможность ограничивать действия президента и правительства с помощью принимаемых законов и через утверждение бюджета, а в ряде случаев может отстранить от должности президента (когда он нарушил Конституцию, совершил преступление). Президент, в свою очередь, наделяется правом отлагательного вето (от латинского veto - запрет) на решения законодательного органа.

В парламентской республике правительство формируется законодательным органом и ответственно перед ним. Парламент может путем голосования выразить вотум доверия либо вотум недоверия деятельности правительства в целом, главы правительства (председателю совета министров, премьер-министру, канцлеру), конкретного министра. Официально главой государства является президент, который избирается либо парламентом, либо коллегией выборщиков, либо прямым голосованием народа. Однако в системе органов государственной власти он занимает скромное место: его обязанности обычно ограничиваются представительными функциями, которые мало чем отличаются от функций главы государства в конституционных монархиях. Реальной же главой государства выступает руководитель правительства.

Характерной чертой смешанных (полупрезидентских, полупарламентских) республик является двойная ответственность правительства - и перед президентом, и перед парламентом. В подобных республиках президент и парламент избираются непосредственно народом. Главой государства здесь выступает президент. Он назначает главу правительства и министров с учетом расклада политических сил в парламенте. Глава государства, как правило, председательствует на заседаниях кабинета министров и утверждает его решения. Парламент также имеет возможность контролировать правительство путем утверждения ежегодного бюджета страны, а также посредством права вынесения правительству вотума недоверия[19].

Информация о работе Формы государства