Форма государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 12:34, курсовая работа

Краткое описание

Исходя из выбранной темы, целью данной курсовой работы является изучение одной из важнейших тем теории государства и права – формы государства. В рамках этой цели необходимо решить ряд следующих задач:
определить составляющие понятия «форма государства»;
более подробно изучить каждый блок, составляющий форму государства, а именно более детально раскрыть понятия: «форма правления», «форма государственного устройства» и «политический режим»;
охарактеризовать определённые особенности возникновения той или иной формы государства в различных условиях.

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 198.00 Кб (Скачать)

Введение

      Для постижения такого сложного социального  института, как государство в отечественной теории государства и права особое место выделяется изучению формы государства.

     Традиционно отечественная теория государства  и права всегда выделяла в форме  государства три основных, взаимосвязанных блока: форму правления, форму государственного устройства и политический режим.

     Если  форма правления отвечает на вопрос о том, кто и как правит, осуществляет государственную власть в государственно-организованном обществе, как устроены, организованы и действуют в нем государственно-властные структуры (органы государства), то форма государственного устройства раскрывает способы объединения населения на определенной территории, связь этого населения через различные территориальные и политические образования с государством в целом. Политический же режим характеризует, как и каким способом осуществляется государственная власть в конкретном обществе, с помощью каких приёмов и методов государство выполняет своё социальное назначение - обеспечивает экономическую жизнь, общественный порядок, защиту граждан, решает другие общесоциальные задачи.

      Учитывая  все большее внимание, уделяемое  государством социальной сфере жизни  необходимо также отметить, что серьезное влияние на форму государства оказывает культурный уровень народа, его исторические традиции, характер религиозных мировоззрений, национальные особенности, природные условия проживания и другие факторы. Специфику формы государства определяет также характер взаимоотношений государства и его органов с негосударственными организациями партиями, профсоюзами, общественными  движениями, церковью и другими организациями.

     Тема  работы является актуальной, так как  в различных странах форма государства имеет свои особенности, характерные признаки, которые по мере общественного развития наполняются новым содержанием, обогащаясь во взаимосвязи и взаимодействии. Вместе с тем форма существующих государств, особенно современных, имеет общие признаки, что позволяет дать определение каждому элементу формы государства.

     Исходя  из выбранной темы, целью данной курсовой работы является изучение одной  из важнейших тем теории государства  и права – формы государства. В рамках этой цели необходимо решить ряд следующих задач:

  1. определить составляющие понятия «форма государства»;
  2. более подробно изучить каждый блок, составляющий форму государства, а именно более детально раскрыть понятия: «форма правления», «форма государственного устройства» и «политический режим»;
  3. охарактеризовать определённые особенности возникновения той или иной формы государства в различных условиях.

     Объектом  данной курсовой работы является форма  государства как способ организации  политической власти. Предметом выступают такие основные категории, как форма правления, территориально-политическое устройства государства, а также политический режим и его формы.         

      Для раскрытия темы курсовой работы и  достижения поставленных задач были использованы такие  общенаучные  методы, как анализ, синтез, сравнение, системный и функциональный подходы.

      При написании данной курсовой работы были использованы работы таких авторов, как Хропанюк В.Н., Венгеров А.Б., Марченко Н.М., Оксамытный В.В., Темнов Е.И. и другие. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Понятие формы государства

      Термин  «форма государства» употребляется в различных значениях. Во многих науках – это понятие, используемое для выделения данного явления (формы государства) из других явлений государственности; в понятии взятые в виде абстракции признаки отражают существенные стороны формы государства в их взаимосвязях, образующих определенную целостность.

      Для действующего права той или иной страны, прежде всего для ее конституционного права, форма государства – это  правовой институт (в разных характеристиках  – комплексный институт или комплекс институтов), система внутренне согласованных норм данной отрасли права, регулирующих реальное явление (форму), в их правовых взаимосвязях.

      В политических науках, государствоведческих дисциплинах форма государства  понимается как один из институтов государства (государственности) в соответствии с различными подходами к понятию института. Она изучается этими отраслями науки как фактическое явление, существующее зачастую в соответствии с конституционными нормами, а в ряде без такого соответствия и даже в противоречии с ними. В государствоведении форма государства изучается как конкретный комплексный институт, имеющий свои особенности в каждой стране, даже если для характеристики такого института или его составных частей используется одно и тоже название. Для сравнительного государствоведения все эти особенности имеют первостепенное значение.

        В понятие «форма государства» входят три составляющие: форма правления, форма государственного устройства, политический (государственный) режим. Однако, различные авторы, создавая понятие формы государства, оперировали четырьмя составляющими. Это форма правления, форма государственного устройства, политический (с другой точки зрения – государственный) режим и политическая динамика. Рассматриваемое понятие конструировалось на основе сочетания четырех, трех, двух элементов. Отдельные авторы сводили его к одному из них (к политическому режиму). В настоящее время в отечественной науке обычно используется трехэлементная (традиционная) характеристика: форма государства рассматривается как совокупность форм правления (структура и взаимоотношения трех высших органов государства – главы государства, парламента и правительства), государственного устройства (унитаризм, федерализм, автономия)  и государственного режима (методы осуществления государственной власти).

      Элементный  подход к форме государства имеет  практическое значение и широко применяется  в учебных целях. Используя его  в научных исследованиях, обращают внимание на единство (а не просто совокупность) элементов, составляющих форму государства. Но на деле это единство часто предстает все же как механическое соединение элементов, а не как единство целостной системы, обусловленное его внутренними связями и ее отношениями со средой (прежде всего социальной, национальной, социокультурной средой и т.д.). Характеристика формы государства нередко дается лишь через ее элементы, определения же формы в целом обычно ограничиваются общефилософскими понятиями. Такой подход не может быть признан безупречным, тем более что в последние десятилетия некоторые конституции (например, Турции 1982г., Сальвадора 1983г., Никарагуа 1987г. и др.) не ограничиваются упоминанием о формах правления и государственного устройства, а содержат более общий термин – «форма государства».

      Системный подход предполагает учет не только элементов с их качествами, но и связь между ними, образующих единое целое (форму государства), а также связи элементов с этим целым, ибо целое вступает вовне как новое образование, а не только через свои элементы. Связи элементов играют огромную роль в возникновении данной совокупности, ее было бы невозможно получить путем обычного примыкания друг к другу двух, трех, четырех элементов. Более того, путем таких связей создается новое качество, присущее форме государства, которое не принадлежало ни одному из элементов, взятых отдельно.

      С этой точки зрения, не только форма  государства составляется из элементов, но и традиционно называемые три  элемента представляют собой лишь главные  стороны формы государства, в  которых она проявляется, не исчерпывая своих качеств до конца. Наряду со структурой и взаимоотношениями трех высших органов государства (форма правления), федерализм и унитаризм (форма государственного устройства), методами государственного режима (разными в условиях демократии, авторитаризма, тоталитаризма) форма государства находит свое проявление в организации и порядке деятельности органов государства на местах, в системе и деятельности органов правосудия, в существовании или отсутствии специальных органов контрольной власти, в характере «материальных придатков» государства. Таким образом, мы подходим к пониманию формы государства с более широких позиций, чем это нередко принято в литературе.

      Форма государства, как и любая форма, определяется его содержанием, ибо  форма всегда есть организация содержания. Таким содержанием является государственная власть: та или иная форма государства создается и изменяется с тем, чтобы наиболее эффективно осуществлялась государственная власть. Для этой цели образуются органы государства, устанавливается определенное административно-территориальное деление, применяются те или иные методы осуществления государственной власти.

      Демократическая власть, опирающаяся на средние слои населения, национальную (прежде всего  промышленную) буржуазию в том  или ином объеме проводит в жизнь концепципцию разделения властей и систему сдержек и противовесов, осуществляет децентрализацию и деконцентрацию управления, применяет демократические методы: регулярные выборы, ротацию, референдум и др. Связи социального содержания государственной власти и формы государства, признаваемые и марксистскими, и немарксистскими исследователями (первые, правда, преувеличивали их, а вторые зачастую игнорировали) нельзя недооценивать, анализируя институт формы государства в различных странах. Термин «социально-правовое государство», включаемый теперь в некоторые конституции, лишь отчасти учитывает эти связи.

      Рассматривая  связи содержания и формы, исследователи  нередко ограничиваются социальным содержанием. Такой подход долгое время существовал в отечественной литературе, его использовал и автор данной работы. Более внимательный анализ, однако, свидетельствует, что содержание государства имеет и другие стороны. Оно включает такие отношения, которые связаны с наличием управленческой элиты и необходимого кадрового состава для выполнения организационных задач, отношения, вытекающие из экологических проблем, из взаимосвязей с другими государствами и т. д. Да и само социальное содержание нельзя сводить только к отношениям классов и социальных слоев, как это нередко бывает. Социальное содержание включает национальные, этнические отношения, отношения территориальных коллективов – определенных регионов государства даже при одинаковом этническом составе их населения, проблемы, связанные с положением женщин и т.д. Все эти моменты в той или иной степени могут оказывать свое влияние на различные стороны формы государства. Наличие необходимого кадрового состава дает возможность построить государственный аппарат на иных началах, чем там, где этого нет, отношения этносов и регионов самым тесным образом связаны с вопросами территориальной и национально-культурной автономии, экологические проблемы вызывают к жизни создание особых округов со специфическими формами управления, эти округа не входят в общую систему административно-территориального деления ни в США, ни в Японии, равно как не входят в нее школьные и медицинские округа в Великобритании. Ситуация, связанная с социальными отношениями мужчин и женщин, порождает особенности формы государства в мусульманских странах (например, лишение избирательных прав женщин и запрет занимать пост главы государства). Не менее важным фактором содержания оказывается религия. Наиболее яркий пример этого – клерикальная государственная форма в Иране. Есть и другие стороны содержания государства, которые необходимо исследовать, в том числе прямые и обратные связи не только государства и общества, но и связи внутри аппарата самого государства.

      Во  многих случаях те или иные случаи государственной формы не зависят  от социального содержания государства  или вообще от его содержания, а определяются другими факторами – географическими условиями, традициями, общественной психологией.

      Понятие формы государства в юридической  литературе обычно дается путем перечня  тех трех слагаемых, о которых  говорилось выше. Иногда добавляется четвертый элемент – политическая динамика. Этот «перечневый подход» воспринят и в политологии, но определенные формы государства принимает там все же более синтезированный характер. Еще короче оно в некоторых философских работах, где акцент делается, прежде всего, на связи содержания и формы. Необходимо каким-то образом обобщить перечневый характер определения, а с другой стороны, не утратить его позитивных моментов, сведя определение к очень общей формулировке. Можно было бы охарактеризовать форму государства, как особый комплексный институт государственности, следующим образом: это – обусловленная содержанием государства (прежде всего социальным, но не только им) организационно-функциональная структура государственности, выражающая способ организации и осуществления государственной власти в совокупности всех ее ветвей, включая методы прямой и обратной связи с населением. 
 
 

2. Форма правления

    1. Монархия и её виды

     Монархическая форма правления (от греч. «monarchia» - единовластие) – весьма древняя форма правления. В этой форме правления «высшая государственная власть принадлежит единоличному главе государства – монарху, который престол по наследству и не несет ответственности перед населением» [14, с. 184].

     Основными признаками классической монархической формы правления являются:

     1) существование единоличного главы государства, пользующего своей властью пожизненно;

     2) наследственный порядок преемственности верховной власти;

     3) представительство государства монархом по своему усмотрению;

     4) независимость монарха от мнения населения государства;

     5) монарх не может быть принудительно смещен с должности (кроме революционного переворота);

     6) юридическая безответственность и независимость монарха, которую подчеркивает институт контрасигнатуры (порядок, при котором утвержденные монархом законы подлежат обязательному заверению подписью премьер-министра, реже одного из министров, ответственного за исполнение данного закона).

Информация о работе Форма государства