Форма государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 12:34, курсовая работа

Краткое описание

Исходя из выбранной темы, целью данной курсовой работы является изучение одной из важнейших тем теории государства и права – формы государства. В рамках этой цели необходимо решить ряд следующих задач:
определить составляющие понятия «форма государства»;
более подробно изучить каждый блок, составляющий форму государства, а именно более детально раскрыть понятия: «форма правления», «форма государственного устройства» и «политический режим»;
охарактеризовать определённые особенности возникновения той или иной формы государства в различных условиях.

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 198.00 Кб (Скачать)

     Следует также иметь в виду, что демократический  режим появляется зачастую в тех государствах, где социальная борьба достигает высокого накала и правящая элита, господствующие слои общества вынуждены идти на уступки народу, другим социальным силам, соглашаться на компромиссы в организации и осуществлении государственной власти. К странам с демократическим режимом на данном этапе развития человечества можно с уверенностью отнести государства Западной Европы и США. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     4.2. Антидемократический режим

     Антидемократический или недемократический режим  характеризуется ликвидацией или значительным  ограничением прав и свобод граждан, запрещением оппозиционных партий и других организаций, ограничением роли выборных государственных органов и усилением роли исполнительных органов, сосредоточением огромных властных полномочий в руках главы государства или правительства, сведением роли парламента  и других органов государственной власти до положения сугубо формальных институтов [5, с. 326].

     Теория  государства и права в зависимости  от тех или иных критериев к  антидемократическим относят такие политические режимы, как деспотический, тиранический, тоталитарный, фашистский, авторитарный и либеральный.

     Деспотический режим (от греч. «despotia» — неограниченная власть) был характерен для монархической формы правления, а именно для абсолютистской монархии, когда неограниченная власть сосредотачивалась в руках одного лица, эмоционально обозначаемого подвластными как деспот, тиран и т.п.

       Деспотия  как особая форма государства  была выделена еще древ негреческими философами (в частности, Платоном). Этот режим характеризовался крайним произволом в управлении (власть осуществлялась подчас болезненно властолюбивыми лицами), полным бесправием и подчинением деспоту со стороны его подданных, отсутствием правовых и моральных начал в управлении. Для многих государств азиатского способа производства с их общественной, государственной собственностью, принуждением к труду, жестокой регламентацией труда, распределением его результатов, завоевательными, имперскими тенденциями деспотический режим становился типичной формой осуществления власти. В деспотическом государстве доминируют карательная, уголовная, жесткая налоговая политика по отношению к народу.

       При деспотии осуществляется жестокое подавление любой самостоятельности, недовольства, возмущения и даже несогласия подвластных. Санкции, применяемые при этом, потрясают воображение своей суровостью, причем, как правило, они не соответствуют содеянному, а определяются произвольно. Жестокое подавление применяется весьма широко.

       Психологические основы деспотии также своеобразны. Деспотия держится на страхе. Характеризуя деспотию, Монтескье пишет о том, что все должны чувствовать ежеминутно вечно поднятую длань государя. «Если государь хотя бы на мгновение опустит угрожающую руку, если он не может без промедления уничтожить лиц, занимающих первые места в государстве, то все пропало, так как страх — единственное начало этого образа правления — исчез, и у народа нет более защитника».

       Деспотический режим встречался в основном в  странах Средиземноморья, на Ближнем Востоке, в странах Азии, Африки, Южной Америке, словом, в государствах азиатского способа производства, рабовладельческих и некоторых феодальных обществах. Он характерен для ранних этапов развития государственности. Однако этот режим возникал и может возникать и в некоторых современных государствах в силу исторического своеобразия их развития, личностных характеристик их политических лидеров, способов борьбы за власть и ее осуществления и подавления противников режима и т.д.

     Следующий режим, тиранический, который также основан на единоличном правлении. Однако в отличие от деспотии, власть тирана подчас устанавливается насильственным, захватническим путем, часто смещением законной власти с помощью государственного переворота. Она также лишена правовых и нравственных начал, построена на произволе, подчас терроре и геноциде. Следует учесть, что понятие «тирания» имеет эмоциональную и политико-правовую оценку. Когда речь идет о тирании как политическом режиме, используется именно оценка тех жестоких способов, с помощью которых тиран осуществляет государственную власть. В этом смысле власть тирана, как правило, жестока. Стремясь подавить сопротивление в зародыше, тиранический режим осуществляет казни не только за выраженное неповиновение, но часто лишь за обнаруженный умысел на этот счет. Кроме того, захватчик власти широко использует и превентивное принуждение для того, чтобы посеять страх среди населения. Овладение территорией и населением другой страны обычно связано с физическим и моральным насилием не только над людьми, но и над теми обычаями, которые существуют у народа. Тиранический режим можно было наблюдать в полисах Древней Греции, в некоторых средневековых городах- государствах.

       Тирания, как и деспотия, основана на произволе. Однако если в деспотии произвол и самовластье обрушиваются прежде всего на головы высших должностных лиц, то при тирании им подвержен каждый человек. Законы не действуют, поскольку тираническая власть в большинстве своем и не стремится их создать. Еще одна разновидность авторитарного режима — тоталитарный режим.

     Тоталитарный  режим является, как признано, порождением  ХХ в., это фашистские государства, социалистические государства периодов «культа личности». Сам термин появился в конце 20-х годов, когда некоторые политологи стремились отделить социалистическое государство и искали четкое определение социалистической государственности. Тоталитарный режим является крайней формой авторитарного режима. Тоталитарное государство выступает как всеохватывающая, всеконтролирующая и всепроницающая власть. Тоталитарный режим характеризуется, как правило, наличием одной официальной идеологии, которая формируется и задается общественно-политическим движением, политической партией, правящей элитой, политическим лидером, вождем народа в большинстве случаев харизматическим. Тоталитарный режим допускает только одну правящую партию, а все другие, даже ранее существовавшие партии, стремится разогнать, запретить или уничтожить. Правящая партия объявляется ведущей силой общества, ее установки рассматриваются как священные догмы. Конкурирующие идеи о социальном переустройстве общества  объявляются антинародными, направленными на подрыв устоев общества, на разжигание социальной вражды. Правящая партия захватывает бразды государственного управления: происходит сращивание партийного и государственного аппаратов. В результате этого  становится массовым явлением  одновременное занятие партийной и государственной должности, а там, где этого не происходит, государственными должностными лицами выполняются прямые указания лиц, занимающих партийные посты. В государственном управлении тоталитарный режим характеризуется крайним централизмом. Практически управление выглядит как исполнение команд сверху, при котором инициатива не поощряется, а строго наказывается. Местные органы  власти и управления становятся простыми передатчиками команд. Центром тоталитарной системы является вождь. Его фигура становится  сакральной для всех. Он объявляется самым мудрым, непогрешимым, справедливым, неустанно думающим о благе народа. Какое-либо критическое отношение к нему пресекается.

     Милитаризация - также одна из основных характеристик  тоталитарного режима. Идея о военной  опасности становится необходимой  для сплочения общества, для построения его по принципу военного лагеря. Тоталитарный режим агрессивен по своей сути и агрессия помогает достичь сразу несколько целей: отвлечь народ от его бедственного экономического положения, обогатиться бюрократии, правящей элите, решить геополитические проблемы военным путем. Тоталитарные режимы существовали в фашистских государствах, в некоторых африканских и других странах с пожизненными президентами, в условиях военных режимов.

     Фашистский режим  представляет одну из крайних форм тоталитаризма, прежде всего характеризуемой  националистической идеологией, представлениями о превосходстве одних наций над другими (господствующей нации, расы господ и т. д.), крайней агрессивностью.

      Фашизм, как правило, основывается на националистической, расисткой демагогии, которая возводится в ранг официальной идеологии. Целью фашистского государства объявляется охрана  национальной общности, решение геополитических, социальных задач, защита чистоты расы. Главная посылка фашистской идеологии такова: люди отнюдь не равны перед законом, властью, судом, их права и обязанности зависят от того, к какой национальности расе они принадлежат. Одна нация, раса при этом объявляется высшей, основной, ведущей в государстве, в мировом сообществе, а посему достойной лучших жизненных условий. Другие нации или расы, если и могут существовать, то всего лишь как неполноценные нации, расы, они, в конечном счете, должны уничтожаться. Поэтому фашистский политический режим - это, как правило, «человеконенавистнический, агрессивный режим, ведущий в итоге к страданиям, прежде всего своего народа» [1, с. 139].

     Фашизм  питается националистическими, шовинистическими предрассудками, заблуждениями. Он использует сохраняющиеся национальные структуры  в обществе для достижения своих  целей, для натравливания одних  наций на другие. Фашистское право - это «право неравенства людей, прежде всего по критерию их национальной принадлежности» [1, с. 150]. В настоящее время фашизм в его классической форме нигде не существует. Однако всплески фашистской идеологии можно и сейчас увидеть в большинстве стран.

     При любой форме авторитаризма государственная  власть не формируется и не контролируется народом. Не смотря на то, что существуют представительные органы, реально они  никакой роли в жизни общества не играют. Парламент штампует решения, выработанные правящей элитой во главе с вождем или группой лиц (олигархией).

     Реально жизнь в стране направляется элитой, которая себя не ограничивает законом, особенно в части привилегий, льгот. В ее среде выделяется еще более  узкий круг людей, небольшая группа высших должностных лиц, осуществляющих политическое руководство. Тогда, когда руководство государства формируется вследствие военного или государственного переворота, авторитарный режим называют кликой. Внутри правящей клики выделяется лидер. Его влияние очень значительно. Однако единолично он не склонен принимать решения. Советы, рекомендации, учет мнений, обсуждение того или иного вопроса со своей командой становятся для него необходимыми. Лидером является обычно сильная личность. И хотя общественное мнение не обожествляет лидера, не называет его вождем, но, тем не менее, ориентируется на эту сильную личность. Зачастую авторитарные режимы в относительно «мягкой» форме осуществляются для проведения реформ, укрепления государства, его целостности, единства, противопоставления сепаратизму, экономическому развалу. В авторитарном государстве управление осуществляется, как правило, централизованно. Использование насилия становится характерным для авторитарного режима. Поэтому авторитарное государство не может существовать без опоры на полицейский и военный аппараты. Суд в таком государстве - вспомогательный инструмент, поскольку широко используются внесудебные методы принуждения людей. Оппозиция при авторитаризме не допускается. В политической жизни могут участвовать и несколько партий, однако все эти партии должны ориентироваться на линию, выработанную правящей партией, в противном случае они запрещаются, разгоняются. Оппозиционеры, как организации, так и граждане, жестоко наказываются. Провозглашается полный приоритет интересов государства над личностью, а права личности игнорируются.

     В настоящее время авторитарные режимы отнюдь не редкость и встречаются  во многих странах (Индонезия, Малайзия, Таиланд, Гондурас, Парагвае и др.).  
 
 

     Заключение

     Форма государства – способ организации политической власти, охватывающий форму правления, форму государственного устройства и политический режим, это его структурное, территориальное  и политическое устройство, взятое в единстве трёх вышеназванных составляющих.

     В ходе написания данной работы были подробно рассмотрены три главные характеристики формы государства: форма правления, форма государственного устройства и форма политического режима.

     Основываясь на вышеизложенном материале, можно  сделать вывод о том, что все выше перечисленные составляющие активно влияют друг на друга. Так весьма сложно представить демократической государство, которое по форме правления являлось бы абсолютной монархией. Немаловажным является и тот факт, что  выделение главенствующего фактора представляется невозможным, так как форма правления, режим и форма устройства государства оказывают взаимное равновеликое воздействие друг на друга.

     Наиболее  прогрессивным в результате исследования можно признать республиканский  демократический строй. Вопрос государственного устройства не требует однозначных выводов, так как его решение напрямую зависит от конкретных условий, в рамках отдельного государства.

     Тем не менее, главным ориентиром в развитии государства в любом случае должны оставаться демократические ценности, либеральные реформы, а, следовательно, становление либерально-демократического режима, усиление республиканских начал в государственной власти.

     Проблема  формы государства приобретает  не только теоретическое и первостепенное практически – политическое значение. От того,  как организованна и как реализуется государственная власть, зависят эффективность государственного руководства, действенность управления, престиж и стабильность правительства, состояние законности и правопорядка в стране. Вот почему проблема формы государства имеет весьма существенный политический аспект.

      Сейчас  наиболее распространенной формой государства  является демократическая федеративная республика. Именно в ней наиболее четко проявляются все современные  воззрения на то, каким должно быть общество. Однако это вовсе не означает, что человечество не может изобрести ничего более совершенного. Возможно, в будущем появятся принципиально новые элементы формы государства, и это лишь еще раз доказывает перспективность и необходимость рассмотрения данной темы.

Информация о работе Форма государства