Форма государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 12:34, курсовая работа

Краткое описание

Исходя из выбранной темы, целью данной курсовой работы является изучение одной из важнейших тем теории государства и права – формы государства. В рамках этой цели необходимо решить ряд следующих задач:
определить составляющие понятия «форма государства»;
более подробно изучить каждый блок, составляющий форму государства, а именно более детально раскрыть понятия: «форма правления», «форма государственного устройства» и «политический режим»;
охарактеризовать определённые особенности возникновения той или иной формы государства в различных условиях.

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 198.00 Кб (Скачать)

     В юридической теории по поводу целесообразности выделения конфедерации в отдельную  форму государственного устройства поныне идут споры, так как, фактически, конфедераций сейчас не существует, а есть лишь государства (межгосударственные образования) с отдельными признаками конфедерации. Однако недооценивать конфедерацию как форму государственного устройства не стоит, в связи с тем, что именно конфедерация может стать «золотой серединой» в деле объединения ряда государств для достижения одной общей цели. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     3.4.    Нетрадиционные формы государственного  устройства

     Наряду  с унитарными и федеративными  государствами в современном  мире существуют и нетрадиционные формы государственного устройства. Среди них: содружество, сообщество и союз.

     Содружество – это весьма редкое, организационное объединение государств, характеризуемых наличием общих признаков, определенной степенью однородности. Объединяющие их признаки могут касаться, во-первых, экономики (одинаковая форма собственности, интеграция хозяйственных связей, единая денежная единица и д.р.), во-вторых, права (уголовного, гражданского, процессуальных норм, сходство имеет и правовой статус гражданина), в-третьих, языка (иногда языковое единство имеет лингвистический характер, например, у славянских стран СНГ, иногда же единство обусловливается его привнесением в результате колониального господства, как, например, у стран Британского содружества наций), в-четвертых, культуры (зачастую культурная общность имеет единое происхождение, иногда достигается путем взаимообогащения или даже привнесения и ассимиляции иных, чужеродных элементов), в-пятых, религии (но не всегда). Однако содружество - это не государство, а своеобразное объединение независимых государств. В основе содружества, как и при конфедерации, могут лежать межгосударственный договор, устав, декларация, иные юридические акты.

     Для теории государства и права изучение такой формы организационного объединения  государств, как содружество, стало относительно новым и особенно актуальным делом после распада СССР и образования Содружества Независимых Государств некоторыми республиками, ранее входившими в его состав.

     В этой связи следует отметить, что  Содружество как объединение государств может носить и переходный характер. Оно может развиться в конфедерацию и даже в федерацию, либо, наоборот, при нерешенности, противоречивости интересов, целей государств, образовавших его, послужить этапом окончательной дезинтеграции специфического союза государств.

      Сообщество - является еще одной своеобразной переходной формой в государственной  организации общества. В основе Сообщества, как правило, лежит межгосударственный договор. Оно в большинстве случаев усиливает интернациональные связи государств, входящих в Сообщество, и эволюционирует в сторону конфедеративного объединения (например, Европейские сообщества). В Сообщество могут входить ассоциированные члены - государства, принимающие те или иные правила, действующие в Сообществе. Порядок вступления в Сообщество и выхода из него устанавливается членами Сообщества. В Сообществе может быть свой бюджет (формируемый из отчислений членов-государств), надгосударственные органы. Сообщество может иметь цель выровнять экономический и научно-технический потенциал государств, входящих в него, объединить усилия этих государств для достижения глобальных целей, упростить таможенные, визовые и иные барьеры (вплоть до их отмены) и т.д.

      Союз - это еще одна разновидность государственных  соединений с определенной целью. В теории государства и права определение союза дается очень редко, потому что эта форма встречается не часто. Союзные формирования можно встретить в России, например союз России и Белоруссии.  Этот союз является политическим объединением двух суверенных стран, с общей конституцией (в перспективе) и языком (по сути).

     Среди зарубежных стран наиболее отчетливо  элементы союза характерны для Европейского Союза (ранее — Сообщества). В  состав союза входит 15 суверенных государств.  Союз имеет Европарламент, члены которого избираются прямым голосованием избирателей в государствах-членах по избирательным округам, каждое государство имеет определенное число избирательных округов в основном в пропорции к численности населения (ранее, члены Европарламента избирались косвенными выборами — парламентами отдельных государств). Среди органов Союза есть Совет министров, другие органы, некоторые из них могут принимать решения, обязательные для государств-членов. По ряду вопросов принимаются европейские правовые акты, которые имеют обязательную силу. Некоторые из них действуют непосредственно в государствах-членах. Другие акты обязывают государства-члены привести внутреннее законодательство в соответствие с актами Европейского союза. В 2002 г. в Европейском союзе была введена общая денежная единица – евро. В  теории государства и права  Европейский Союз понимается по-разному, как союз и, как сообщество.

     На  примере выше означенных форм государственного устройства мы можем вновь наблюдать  тенденцию к преобразованию и глобализации развитых государств. Все мощней становится авторитет Евросоюза, что дает основания сделать предположение о дальнейшем развитии подобных ассоциированных государственных объединений.

     Огромное  влияние на выбор формы государственного устройства в какой-либо стране оказывает национальный состав страны. Мононациональное общество тяготеет к унитарному государству. Страны многонациональные, с компактным проживанием на определенной территории разных национальностей - к федеративному устройству. Также на выбор формы государственного устройства могут повлиять какие-либо исторические события. 
 
 
 
 
 
 

4. Формы политического режима

     Политический  режим — «это методы осуществления политической власти, итоговое политическое состояние в обществе, которое складывается в результате взаимодействия и противоборства различных политических сил, функционирования всех политических институтов и характеризуется демократизмом или антидемократизмом» [14, с. 193].

     Приведенное определение позволяет выделить следующие признаки данного термина:

  • Политический режим, прежде всего, зависит от того, какими методами в государстве осуществляется политическая власть. Если это методы убеждения, согласования, законности, парламентаризма, если применяется только правовое принуждение, то налицо прогрессивный, демократический режим. Когда же на первый план выходят методы насилия, в государстве складывается режим реакционный, антидемократический. Существуют режимы, где в той или иной степени сочетаются оба начала.
  • В каждой стране политический режим определяется соотношением, раскладом политических сил. В странах, где существует устойчивый баланс политических сил или достигнуто долговременное национальное согласие, результатом такого согласия является стабильный политический режим. Но если в стране верх берут то одни, то другие силы, политический режим постоянно изменяется.

      Политический  режим является ключевым понятием для  формирования представлений об основных системах власти. Именно исходя из политического  режима судят о подлинной картине принципов организаций политического устройства общества. Политический режим характеризует определенный политический климат, существующий в той или иной стране в конкретный период ее исторического развития. Он обеспечивает стабильность и определенную порядочность политической власти; управляемость субъектов политики, приемлемую для власти динамику и направленность политических отношений; достижение целей государственной власти, реализацию интересов властвующей элиты.

     Политический  режим определяется уровнем развития и интенсивностью социально - политических процессов; структурованностью правящей элиты; состоянием отношений с бюрократией; развитостью социально-политических традиций, господствующими в обществе политическим сознанием, поведением, типом легитимности. Политический режим как категория включает в себя следующие признаки:

     1) степень участия народа в механизмах формирования политической власти, а также способы такого формирования;

     2) соотношение прав и свобод человека и гражданина с правами государства;

     3)гарантированность прав и свобод личности;

     4) характеристика реальных механизмов осуществляется власти в обществе;

     5) степень реализации политической власти непосредственно народом;

     6) степень гласности в обществе и прозрачности государственного аппарата;

     7) место и роль негосударственных структур в политической системе общества;

     8) соотношение между законодательной и исполнительной ветвями власти;

     9) характер правового регулирования (стимулирующий, ограничивающий) в отношении граждан должностных лиц; 10) тип политического поведения;

     11) характер политического лидерства;

     12) учет интересов меньшинства при принятии политических решений;

     13) доминирование определенных методов (убеждения, принуждения и т.д. при осуществлении политической власти;

     14) политическое и юридическое положение и роль в обществе силовых структур государства (армия, полиция, органы государственной безопасности и т.д.);

     15) мера политического плюрализма, в том числе многопартийности;

     16) существование реальных механизмов привлечений к политической и юридической ответственности должностных лиц, включая самых высших.

     Таким образом, изучение методов и способов, с помощью которых государство  управляет проживающими на его территории людьми, т.е. политического режима, становится также объективно необходимым для постижения формы государства.

     В зависимости от того, какой из методов  осуществления государственной  власти в различных государствах выступает на первый план политические режимы подразделяются на демократические и антидемократические. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     4.1. Демократический режим

     Демократический режим (от греч. «democratia» - народовластие) - это режим, основанный на признании принципа равенства и свободы всех людей, участии народа в управлении государством. Предоставляя своим гражданам широкие права и свободы демократическое государство не ограничивается только их провозглашением, т.е. формальным равенством правовых возможностей. Оно обеспечивает для них социально-экономическую основу и устанавливает конституционные гарантии этих прав и свобод. В результате  широкие права и свободы становятся реальными, а не только формальными.

     Характерными  чертами демократического политического  режима являются:

     1)     выборность в государственные органы власти;

     2) разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную;

     3) широкий спектр прав и свобод граждан, их защита и гарантированность;

     4) деятельность негосударственных общественно-политических организаций как равноправных партнеров государства;

     5)     политический плюрализм;

     6)    возможности личности оказывать влияние на процесс принятия и осуществления политических решений.

     В демократическом государстве народ  является источником власти. И это  становится не просто декларацией, а  фактическим положением дел. Представительные органы и должностные лица в демократическом государстве, как правило, избираются, но меняются политические взгляды и профессионализм. Профессионализация власти - отличительный признак государства, в котором существует демократический политический режим. В основе деятельности народных избранников должны лежать и моральные начала, гуманизм. Демократическое общество характеризуется развитием ассоциативных связей на всех уровнях общественной жизни. При демократии существует множество институтов и политический плюрализм. Референдумы, народные инициативы, обсуждения, демонстрации, митинги, собрания становятся необходимыми атрибутами общественной жизни. Объединения граждан участвуют в управлении делами государства. Наряду с исполнительной властью на местах создается параллельная система прямого представительства. Общественные органы участвуют в выработке решений, советов, рекомендаций, а также осуществляют контроль над исполнительной властью. Таким образом, участие народа в управлении делами общества становится поистине массовым и идет по двум линиям: выборы управленцев - профессионалов и прямое участи в решении общественных дел, а также контроль над исполнительной властью.

Информация о работе Форма государства