Форма государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 12:34, курсовая работа

Краткое описание

Исходя из выбранной темы, целью данной курсовой работы является изучение одной из важнейших тем теории государства и права – формы государства. В рамках этой цели необходимо решить ряд следующих задач:
определить составляющие понятия «форма государства»;
более подробно изучить каждый блок, составляющий форму государства, а именно более детально раскрыть понятия: «форма правления», «форма государственного устройства» и «политический режим»;
охарактеризовать определённые особенности возникновения той или иной формы государства в различных условиях.

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 198.00 Кб (Скачать)

     Для некоторых стран Африки характерна своеобразная форма президентской монократической республики: в условиях однопартийного политического режима лидер партии провозглашался пожизненным президентом, парламент же реальных полномочий не имел. Примерами могут стать такие государства как Заир и Малави, где при провозглашении республики фактически существует абсолютная монархия.

     Долгое  время в отечественной юридической  науке особой формой республики считалась республика Советов. Ее признаками назывались: откровенно классовый характер (диктатура пролетариата), отсутствие разделения властей при полновластии Советов, жесткая иерархия последних, право отзыва избирателями депутатов Советов до истечения срока их полномочий (императивный мандат), реальное перераспределение власти от эпизодически собиравшихся Советов в пользу их исполнительных комитетов. Но крах социалистического строя и СССР привел к переоценке характеристических свойств данной формы правления и на данный момент республика Советов не считается таковой. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Территориально-политическое устройство государства

     3.1. Унитарное государство

     «Унитарное государство (от лат. «unus» – один, единственный) – целостное централизованное государство, административно-территориальные единицы которого не имеют статуса государственных образований, не обладают суверенитетом» [14, с. 187].

     Лишь  некоторые очень мелкие государства, преимущественно острова в Океании, Карибском бассейне, не делятся на административно-территориальные единицы (Науру в Океании, Бахрейн в Азии, Мальта в Средиземном море, Аруба в Карибском бассейне, Монако в Европе и др.). Унитарное государство, как правило, более централизованная форма государственного устройства по сравнению с федерацией, где государственной властью обладают и ее субъекты.

     Унитарные государства в свою очередь подразделяются на простые и сложные. Простое унитарное государство состоит только из административно-территориальных единиц (Польша, Таиланд, Алжир, Колумбия, Вануату и др.), сложное имеет в своем составе одно или несколько автономных образований (Дания, Китай, Украина, Никарагуа и др.). Сложные унитарные государства принято считать переходной формой к федерации.

     Унитарная форма государственного устройства имеет место в большинстве современных государств. Она характеризуется единой структурой государственного аппарата на всей территории страны. Парламент, глава государства, правительство распространяют свою юрисдикцию на территорию всей страны. Их компетенция (функциональная, предметная, территориальная) ни юридически, ни фактически не ограничивается полномочиями каких-либо  местных органов.

     Население унитарного государства  имеет единую государственную принадлежность. Никакие  административно-территориальные образования  собственного гражданства не имеют. Для унитарного государства характерной является единая система права. Ее базу образует единая конституция - основной закон, нормы которого применяются на всей территории страны без каких-либо изъятий и ограничений. Также, действует единая судебная система, которая осуществляет правосудие на территории всей страны, руководствуясь общими для всех государственных образований нормами материального и процессуального права. Судебные органы, как впрочем, и все другие правоохранительные органы, представляют собой звенья единой централизованной системы.

     В унитарном государстве используется одноканальная система налогов. Как правило, налоги поступают в  центр, а оттуда уже распределяются в разные регионы. Таким образом, в унитарном государстве осуществляется централизация всего государственного аппарата и вводится прямой  либо косвенный контроль над местными органами власти.

     Таким образом, можно сделать о том, что все административно-территориальные единицы, входящие в состав унитарного государства, имеют одинаковый юридический статус и равное положение по отношению к центральным органам. Они могут иметь в своей основе юридические акты, определяющие и закрепляющие их правовое положение (например, уставы). Административно-территориальные единицы не могут обладать какой-либо политической самостоятельностью. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     3.2. Федерация

     Федерация (от лат. «foederatio» – объединение, союз) есть «сложное союзное государство, части которого являются государствами или государственными образованиями, обладающими суверенитетом» [14, с. 187]. При федеративной форме государственного устройства государство не представляет собой единого целого, оно состоит из территорий субъектов (членов) федерации. Государственные образования, входящие в состав федеративного государства, могут быть государственными в собственном смысле слова, поскольку они не обладают полным суверенитетом,  то есть самостоятельностью и независимостью по всем вопросам внутренней и внешней политической жизни.

     В федерации существуют два уровня государственного аппарата:

1) федеральный (союзный);

2) республиканский (уровень штата, кантона, земли и т. д.).

     На  высшем уровне федеративный характер государства выражается в создании двухпалатного союзного парламента, одна из палат которого  отражает интересы субъектов федерации (верхняя). При её формировании используется принцип равного представительства вне зависимости от численности  населения государства, всех его регионов. В федерации  может также существовать государственный аппарат местного уровня.

      Один  из формальных признаков федерации – наличие двойного гражданства. Каждый гражданин считается гражданином федерации и гражданином соответствующего государственного образования. И это закрепляется конституциями государств. Это означает, что объём прав и  свобод у каждого гражданина, независимо от того, на территории какого субъекта федерации он проживает, один и тот же.

     В федеративном государстве функционирует  правовая система, построенная на принципе централизации, единства. Но субъекты федерации могут создавать и свою правовую систему. Чаще всего им предоставляется право принятия собственной конституции. Однако всегда при этом устанавливается принцип субординации, иерархии законов, согласно которому конституции субъектов федерации должны полностью соответствовать союзной конституции и ей не противоречить, а республиканские законы не должны противоречить федеральным законам. Этот принцип должен соблюдаться и тогда, когда в отдельных государственных образованиях сохраняются конституции, принятые ими до вступления в федерацию. Они должны приводиться в соответствие с союзной конституцией. Это же правило касается и всех других нормативных актов, прежде всего законов. Принцип верховенства общефедерального закона над законом субъектов федерации всеобщий, он необходим для всех видов федераций.

      В федерации используется двухканальная  система налогов: федеральные налоги и налоги субъекта федерации. Как правило, собранные налоги поступают в общефедеральную казну и затем уже часть их (посредством бюджета) передается для использования субъектами федерации. Иной порядок может существенно подрывать федеративную природу государства, угрожать его целостности. При этом, разумеется, собственные доходы государственных образований (республик) крайне ограничены, и субъекты федерации нуждаются в получении субсидий и дотаций от союзного государства. Финансовая зависимость — одно из важных дополнений к тому конституционному механизму, с помощью которого центральная власть подчиняет и контролирует субъекты федерации.

       Главный вопрос любой федерации — разграничение компетенции между союзом и субъектами федерации. Практика федеральных государств показывает, что вопрос полномочий федеральных и местных органов решается на основе одного из трех принципов [1, с. 146]:

  1. принцип исключительной компетенции федерации, т.е. определения предметов ведения, по которым только она может принимать решения, издавать нормативные акты. Все остальные вопросы представляют собой предмет ведения (компетенции) субъектов федерации;
  2. принцип совместной компетенции, т.е. установления одного и того же перечня предметов ведения как федерации, так и субъектов федерации. При совместной компетенции федеральные органы государственной власти по согласованию с органами власти субъектов федерации решают те вопросы, которые входят в предмет их ведения. Инициатива может исходить как от федеральных органов, так и от субъектов федерации. Процедура совместной компетенции может иметь разные формы, которые, как правило, устанавливаются в конституции и иных законах;
  3. принцип трех сфер полномочий предполагает установление федеральных полномочий, штатных, республиканских, земельных, кантональных и иных местных полномочий, а также полномочий, отнесенных к совместной компетенции субъекта федерации и самой федерации.

      Также одним из сложных вопросов федерации является вопрос о праве наций на самоопределение и выходе из состава федерации. Разумеется, вступление в федерацию должно быть делом добровольным. В современных условиях социальная цена за реализацию принципа права нации на самоопределение в федеративном государстве становится столь большой (разрыв хозяйственных связей, возникающие проблемы этнических меньшинств, конфликты, в том числе вооруженные, беженцы, нарушение прав человека, спад производства и т.п.), что сторонникам приоритета права нации над правами человека всегда необходимо задумываться, во что же могут обойтись народу, нации мифические идеалы и утопии сепаратизма, обособления, отделения, выхода из федерации, образования самостоятельного государства.

      Федерации делятся на два вида [1, с. 148]:

  1. национально-государственная федерация имеет место в многонациональном государстве, в ее основе лежат национальные факторы. Для такой федерации характерными являются республики, входящие в федерацию, автономные формы государственности и т.д., могут иметь место и культурные автономии;
  2. административно-территориальная федерация, в ее основу, как правило, положены экономические, географические, транспортные и иные территориальные факторы. Большую роль играют исторические традиции, языковые, иные культурные факторы.

      Однако  существуют другие формы государственного устройства, которые зависят от того, какие государства создают союзы и на какой основе они складываются. Так как, вступая в отношения с субъектами международной жизни для решения каких-то вопросов, государство может зачастую поступиться и частью своего суверенитета, самостоятельности, даже независимости ради достижения общих и великих целей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      3.3.    Конфедеративное государственное устройство

      Конфедерация представляет собой «союз суверенных государств, образуемый для достижения определенных целей» [14, с. 189]. Эти цели могут носить как временный, так и постоянный характер. Так, страны Европейского сообщества в своем общении преследуют, прежде всего, экономические цели, причем эти цели относятся к разряду постоянных: обеспечение наиболее благоприятных условий для движения товаров, перелива капитала, денежного обращения и т.д. Конфедерация в отличие от федерации — это не союзное государство, а, как правило, союз государств, представляющий вместе с тем некое государственное образование, объединение. Для достижения поставленных целей в конфедерации создаются необходимые органы управления. Финансовые средства, требуемые для ведения общих дел, объединяются добровольно. Размер их устанавливается по соглашению.

     Порядок вступления в конфедерацию и выхода из нее определяется входящими в  нее государствами и основан  на принципе добровольности и согласия всех ее членов. Каждый член конфедерации обладает правом сецессии, т.е. правом одностороннего свободного выхода субъекта из состава конфедерации и правом нуллификации, т.е. правом не подчинения решениям конфедеративных властей.

      Исторический  опыт показывает, что конфедеративные  объединения имеют нестойкий, переходный характер. Конфедерации распадаются весьма быстро, либо преобразуются в федерации. Созданная в 1952 г. конфедерация Египта и Сирии (Объединенная Арабская республика) распалась моментально. Основными причинами подобной нестабильности конфедераций является два фактор. Субъекты конфедерации — это полностью самостоятельные государства. Ограничение их суверенитета касается только тех сторон деятельности, которые стали предметом их добровольного объединения. Только интересующие всех субъектов конфедерации вопросы могут стать предметом нормоустановительной деятельности конфедеративных органов.

Информация о работе Форма государства