Формы государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 05:25, курсовая работа

Краткое описание

В первой главе рассматривается понятие форм (устройств) государства. Во второй главе даётся характеристика форм государства в современном мире. В третьей раскрывается понятие политического режима, особенности каждого из его видов. В заключении приводятся выводы по курсовой работе.

Оглавление

Введение 3
1.Понятие формы государства и ее структура 5
2.Форма правления, её виды и их различия. 6
3.Форма государственного устройства, виды и их различия. 10
4.Политический режим. Виды режимов и их признаки. 17
Заключение. 27
Список использованной литературы. 29

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 200.50 Кб (Скачать)
 

Курсовая  работа по Теории государства и права на тему                                 5 “Форма (устройство) государства” 
 

     ПЛАН  РАБОТЫ 

       Введение                                                                                                   3  

     1.Понятие формы государства и ее структура                                        5 

     2.Форма  правления, её виды и их различия.                                           6 

     3.Форма  государственного устройства, виды  и их различия.               10 

     4.Политический  режим. Виды режимов и их признаки.                       17 

       Заключение.                                                                                           27

      

       Список использованной литературы.                                                   29 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Введение

       Актуальность темы исследования.

     В теории государства и права, равно  как и в некоторых иных общественных науках, рассматривается проблема формы государства, то есть проблема формирования и функционирования особой формы общественной жизни человека – государства.

       Форма государства - это способ организации политической власти, охватывающий форму правления, форму государственного устройства и политический режим. Изучение форм (устройства) государства имеет огромное значение в современном мире.

     В  форме государства   выражается    его  строение, на которое влияют как социально-экономические  факторы, так  и природные, климатические  условия, национально-исторические и религиозные особенности, культурный  уровень развития общества и т.п.

     Если  категория «сущность государства» отвечает на вопрос, в чем заключается главное, закономерное, определяющее в государстве, то категория «форма государства» означает, кто и как правит в обществе, как устроены и действуют в нем государственно-властные структуры, как объединено население   на данной территории, каким образом оно связано через различные территориальные и политические образования с государством в целом, как осуществляется политическая власть, с помощью каких методов и приемов.

     Если  территория, население, власть   представляют   собой содержательные характеристики  государства, которые   отражают то   общее,   что  присуще  всем государствам, то в понятии  «форма государства»   выражается   их    внутренняя организация, способ устройства, с помощью  которых они весьма  существенно отличаются  друг  от  друга.

       От   формы  государства  в  значительной   степени   зависит   политическая жизнь в   обществе   и   устойчивость  государственных   институтов.

     В  данной  работе   предпринята  попытка   разобрать  типологию   государств, тесно  связанную   с понятием  формы   государства,  а   также   особенности   каждого  конкретного   типа  государства,   которые   устанавливаются на основе анализа   его   организационного  устройства   и   методов  осуществления государственной власти.

     Степень изученности темы.

     Изучением форм государственного устройства занимались такие известные ученые, как С.С. Алексеев1, В.К. Бабаев2, А.Б. Венгеров3, С.В. Клименко4, М.Н. Марченко5, В.В. Лазарев6, Л.И. Спиридонов7, Ф.М. Решетников8, Н.И. Матузов и А.В. Малько9 и другие известные ученые-правоведы. Данными авторами подробно изучены вопросы, касающиеся форм правления, форм национально-государственного устройства и форм государственно-правового режима государств.

     Цель  исследования всесторонне изучить формы (устройство) государства.

     Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

     - Рассмотреть понятие  формы  государства.

     -Изложить понятия форм правления, а так же  соотнести монархическую и республиканскую формы правления.

     - Рассмотреть формы государственного устройства.

     - Охарактеризовать (политические) государственные режимы.

     Методологической  основой исследования, для решения поставленных цели и задач работы, является совокупность различных общетеоретических методов: обобщение, элементы исторического анализа, сравнительно-правовой метод, информационно-правовой и иные методы исследования.

     Структура работы. Данная курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы.

     В первой главе рассматривается понятие форм (устройств) государства.

     Во  второй главе даётся характеристика форм государства в современном мире.

     В третьей раскрывается понятие политического режима, особенности каждого из его видов.

     В заключении приводятся выводы по курсовой работе.

       1.Понятие формы государства и ее структура.

         Государство - это «определенный способ организации общества, а также организация публичной политической власти, распространяющаяся на все общество, выступающая его официальным представителем и опирающаяся   в необходимых случаях на средства и меры принуждения»10. Как управляющая обществом система, государство обладает внутренней структурой, имеет специальные органы для реализации своих полномочий.

         Основные направления деятельности государства подразделяются на внутренние (деятельность в пределах данного общества) и внешние (межгосударственные отношения), которые взаимосвязаны и взаимозависимы.

          В отечественной и зарубежной теории государства нет единого, общепризнанного учения о том, что такое форма государства. Существуют различные точки зрения, разные подходы к определению понятия и содержания формы государства.

          Подход к этой проблеме был различным на разных этапах развития общества, на разных этапах развития теории государства и права как юридической науки. «Было бы неверным отрицать все те научные гипотезы, концепции, знания, созданные ранее и признанные ныне не полностью отражающими те общественные отношения и их субъектов, изучением которых занимается юридическая наука»11. Однако представляется более верным в рамках настоящей работы опираться на современные знания и теории, а прочим уделять часть времени и места, упоминая их как гипотезы или дополнительные аспекты данной проблемы.

        В юридической науке форма государства анализируется по преимуществу  как внешняя форма сущности, содержания и явления государства. Под формой государства понимается обычно «его организация, выступающая в единстве формы правления, формы государственного устройства и политического режима»12, т.е. соответственно основным, узловым моментам этой организации. Таким образом, можно дать следующее краткое определение формы государства:

        ФОРМА ГОСУДАРСТВА - сложное общественное явление, которое включает в себя три взаимосвязанных элемента: форму правления, форму государственного устройства и форму государственного режима.

     В различных странах государственные  формы имеют свои особенности, характерные признаки, которые по мере общественного развития наполняются новым содержанием, обогащаясь во взаимосвязи и взаимодействии. Вместе с тем форма существующих государств, особенно современных, имеет много общих признаков, позволяющих дать определение каждому элементу формы государства. В процессе развития юридической науки произошла систематизация проявления признаков государства, и его форма стала рассматриваться как единство формы правления, формы государственного устройства и политического режима. Это и есть те три составляющие, которые образуют форму государства. 

     2.Форма  правления, её  виды и их различия.

     Форма государственного правления - это элемент  формы государства, характеризующий организацию верховной государственной власти, порядок образования ее органов и их взаимоотношения с населением.

       К верховной государственной власти относят главу государства (монарх или президент), законодательный орган, правительство.

       Если в качестве критерия рассматривать положение главы государства, то формы правления подразделяются на монархии и республики.

       Монархия (от греческого monarchia - единовластие) - это форма правления, при которой власть полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы государства (монарха): короля, царя, шаха, императора и т.д.

        Признаки монархии:

          1) власть передается по наследству;

          2) осуществляется бессрочно;

          3) не зависит от волеизъявления населения.

          Монархии бывают неограниченными,  т.е. в них отсутствуют представительные учреждения народа, а единственным носителем суверенитета государства является монарх (например, абсолютные монархии последнего периода эпохи феодализма, из современных - Саудовская Аравия, Бруней), и ограниченными (конституционными), в которых наряду с монархом носителями суверенитета выступают другие высшие государственные органы, ограничивающие власть главы государства (Великобритания, Япония, Испания, Швеция, Норвегия и др.).

          Хотя ряд современных государств  с монархической формой правления  приняли Конституции и сформировали парламенты (Бахрейн, Катар, Кувейт и др.), по существу они продолжают оставаться абсолютными, поскольку «конституции данных стран устанавливают, что  вся власть исходит от монарха, а парламенты имеют чисто консультативные прерогативы»13.

          Монархия была господствующей  формой правления на протяжении нескольких столетий. В специфической форме она сохраняется и сегодня почти в трети стран мира.

          При дуалистической монархии  государственная власть носит  двойственный характер. Юридически  и фактически власть разделена  между правительством, формируемым монархом, и парламентом.

          Правительство в дуалистических  монархиях формируется независимо  от партийного состава в парламенте и не ответственно перед ним. Монарх при этом выражает преимущественно интересы феодалов, а парламент представляет буржуазию и другие слои населения. Подобная форма правления существовала в кайзеровской Германии (1871-1918), сейчас в Марокко.

          В некоторых государствах монарх  возглавляет не только светское, но и религиозное управление страной. Такие монархи носят название теократические (Саудовская Аравия, Ватикан – феномен, религиозный лидер является главой государства – «Государство в государстве»).

         Такова краткая характеристика основных разновидностей монархической формы государственного правления.

         Республика - это такая форма правления, при которой верховная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок.

         Признаки республики:

          1) выборность власти;

          2) ограниченность срока полномочий власти;

          3) зависимость от избирателей.

         Республиканская форма правления в окончательном виде сформировалась в Афинском государстве. По мере развития общественной жизни она видоизменялась, приобретала новые черты,  все больше наполнялась демократическим содержанием.

         В зависимости от того, кто формирует правительство, кому оно подотчетно и подконтрольно, республики подразделяются на парламентарные и президентские.

        Парламентарная республика - разновидность современной формы государственного правления, при которой верховная власть в организации государственной жизни принадлежит парламенту.

        В такой республике правительство формируется парламентским путем из числа депутатов, принадлежащих к тем партиям, которые располагают большинством голосов в парламенте. Правительство несет коллективную ответственность перед парламентом в своей деятельности. Оно остается до тех пор у власти, пока в парламенте они обладают большинством. В случае утраты доверия большинство членов парламента, правительство либо уходит в отставку, либо через главу государства добивается роспуска парламента и назначения досрочных парламентских выборов.

Информация о работе Формы государства