Формы государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 05:25, курсовая работа

Краткое описание

В первой главе рассматривается понятие форм (устройств) государства. Во второй главе даётся характеристика форм государства в современном мире. В третьей раскрывается понятие политического режима, особенности каждого из его видов. В заключении приводятся выводы по курсовой работе.

Оглавление

Введение 3
1.Понятие формы государства и ее структура 5
2.Форма правления, её виды и их различия. 6
3.Форма государственного устройства, виды и их различия. 10
4.Политический режим. Виды режимов и их признаки. 17
Заключение. 27
Список использованной литературы. 29

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 200.50 Кб (Скачать)

          - фактически устраняется плюрализм; централизация государственной власти во главе с диктатором и его окружением; бесконтрольность репрессивных государственных органов со стороны общества и т.д.

       Особой разновидностью тоталитарного режима выступает фашистский режим, который можно рассматривать как своего рода радикальный тоталитаризм. Странами, где впервые возникли фашистские организации, были Италия и Германия. Фашизм в Италии был установлен в 1922 г. Для итальянского фашизма характерным было стремление к возрождению великой Римской империи. Фашизм в Германии утвердился в 1933 г., целью которого было господство арийской расы, высшей нацией провозглашалась германская.

          Тоталитарный политический режим  фашистского типа характеризуется  воинственным антидемократизмом, расизмом и шовинизмом. «Фашизм основывался на необходимости сильной, беспощадной власти, которая держится на всеобщем господстве авторитарной партии, на культе вождя»36.

           В настоящее время фашизм в  его классической форме нигде  не существует. Однако всплески  фашистской идеологии можно увидеть  во многих странах. Фашистские идеологи при поддержке шовинистических, люмпенизированных слоев населения активно борются за овладение государственным аппаратом либо, по крайней мере, за участие в его работе.

        Авторитарный режим может осуществляться в иных формах. Он    может быть основан на праве, моральных началах, но его нельзя все же отнести к режимам, где население участвует в управлении, а власть осуществляется   наиболее эффективным способом. При любой форме авторитаризма «государственная власть не формируется и не контролируется народом»37

          Несмотря   на   то,  что  существуют   представительные органы,   реально  они   никакой  роли   в жизни общества не играют.                    Парламент штампует решения, выработанные правящей элитой во главе с вождем или группой лиц (хунтой, олигархией).

           Реально   жизнь   в   стране   направляется  элитой,   которая   себя не   ограничивает  законом,  особенно   в части  привилегий,   льгот. В ее среде  выделяется  еще   более  узкий   круг   людей,   небольшая   группа высших   должностных   лиц,   осуществляющих   политическое   руководство. Тогда,   когда   руководство   государства  формируется вследствие военного  или   государственного   переворота,   авторитарный   режим называют   кликой    или  хунтой.   Внутри   правящей    клики   выделяется  лидер. Его влияние очень значительно. Однако единолично он не склонен принимать решения. Советы, рекомендации, учет мнений, обсуждение того или иного вопроса со своей командой становятся для него необходимыми. Лидером является обычно сильная, порой харизматическая личность. И хотя общественное мнение не обожествляет лидера, не называет его вождем, тем не менее, оно ориентируется на эту сильную личность.

           «Решения центральной власти, не учитывающие зачастую экономические, национальные, географические, бытовые, религиозные и другие особенности тех или иных групп населения, исполняются отнюдь не добровольно»38. В случае отклонения людей от “генеральной линии” применяется принуждение. Использование насилия становится характерным для авторитарного режима. Вот почему авторитарное государство не может существовать без опоры на полицейский и военный аппараты. Суд в таком государстве - вспомогательный инструмент, поскольку широко используются внесудебные методы принуждения людей.

           Оппозиция  при авторитаризме не допускается. В политической жизни  могут участвовать и несколько партий, однако все эти партии должны  ориентироваться   на   линию,   выработанную правящей партией,   в   противном   случае   они    запрещаются,   разгоняются. Оппозиционеры,   как   организации, так и граждане, жестоко наказываются.  Власть   применяет  к   инакомыслящим    законные   и незаконные методы  расправы.

         Личность  в авторитарном государстве фактически не может пользоваться   конституционными правами  и   свободами, даже   если они  и   провозглашаются  формально, отсутствует    механизм их  реализации,  гарантии.    Она   лишена также  гарантий   своей безопасности   в    ее    взаимоотношениях   с властью,   поскольку  власть не стесняет   себя  в применении    принуждения. Провозглашается   полный приоритет  интересов  государства  над   личностью, а права  личности игнорируются.  «Авторитарная  власть   осознает, что  доверие   народа - великая   сила,   и поэтому   она   культивирует  фанатизм   в   массах  по отношению к   себе,   используя демагогию и, превращая   население в простой   объект  манипуляций»39. В  настоящее   время   авторитарные режимы отнюдь не редкость и встречаются во многих странах.

        Авторитарному режиму противостоит демократический режим, прежде всего наиболее современная форма последнего - либерально-демократический режим.

        Либерально-демократический режим существует во многих странах. Его значение такого, что некоторые ученые полагают: «либеральный режим - это собственно не режим осуществления власти, а условие существования самой цивилизации на определенном этапе ее развития, даже финальный итог, которым и заканчивается вся эволюция политической организации общества, наиболее эффективная форма такой организации»40. Но с последним утверждением трудно согласиться, так как в настоящее время идет эволюция политических режимов и даже такой ее формы, как либерально-демократический режим.     

           В теории государства и права либеральными называются также политические методы и способы осуществления власти, которые основаны на системе наиболее демократических и гуманистических принципов.

           Эти принципы, прежде всего, характеризуют экономическую сферу взаимоотношений личности и государства. При либеральном режиме в этой сфере человек обладает собственностью, правами и свободами, экономически самостоятелен и на этой основе становится политически самостоятельным. В отношении личности и государства приоритет сохраняется за личностью и т.п.

           Либеральный режим отстаивает ценность индивидуализма, противопоставляя его коллективистским началам в организации политической и экономической жизни, которые, по мнению ряда ученых, ведут, в конечном счете, к тоталитарным формам правления. Либеральный режим обусловливается, прежде всего, потребностями товарно-денежной, рыночной организации экономики. Рынок требует равноправных, свободных, независимых партнеров. Либеральное государство и провозглашает формальное равенство всех граждан. В либеральном обществе провозглашается свобода слова, мнений, форм собственности, дается простор частной инициативе. Права и свободы личности не только закрепляются в конституции, но и становятся осуществимыми на практике.

           При либерализме государственная  власть формируется путем выборов, исход которых зависит не только от мнения народа, но и от финансовых возможностей тех или иных партий, необходимых для выборов. Осуществление государственного управления производится на основе принципа разделения властей. Система “сдержек и противовесов” способствует уменьшению возможностей для злоупотребления властью. Государственные решения принимаются большинством голосом.

           В государственном управлении  используется децентрализация: центральная  власть берет на себя решение только тех вопросов, которые не может решить местная власть.

           Разумеется, не следует апологизировать либеральный режим, так как и он имеет свои проблемы, главные среди них - социальная защита некоторых категорий граждан, расслоение общества, фактическое неравенство стартовых возможностей и т.п. Использование этого режима наиболее эффективно становится возможным только в обществе, отличающимся высоким уровнем экономического и социального развития. Население должно обладать достаточно высоким политическим, интеллектуальным и нравственным сознанием, правовой культурой. Вместе с тем следует отметить, что «либерализм на сегодняшний день является наиболее привлекательным и желанным политическим режимом для многих государств»41. Либеральный режим может существовать только на демократической основе, он вырастает из собственно демократического режима.

           Собственно демократический режим  (democratia - в переводе с греческого - народовластие) - это одна из  разновидностей либерального режима, основанного на признании принципа  равенства и свободы всех людей, участии народа в управлении государством. «Предоставляя своим гражданам широкие права и свободы демократическое государство не ограничивается только их провозглашением, т.е. формальным равенством правовых возможностей»42. Оно обеспечивает для них социально-экономическую основу и устанавливает конституционные гарантии этих прав и свобод. В результате - широкие права и свободы становятся реальными, а не только формальными.

           В   демократическом государстве народ является источником власти. Представительные органы и должностные лица в демократическом государстве, как правило, избираются, но меняются критерии избрания. Критерием  избрания   того   или   иного   человека  в    представительный        орган являются его политические взгляды, профессионализм. Профессионализация власти - отличительный признак государства, в котором существует демократический политический режим. В основе деятельности народных избранников должны лежать и моральные начала, гуманизм.

           Референдумы, плебисциты, народные инициативы, обсуждения, демонстрации, митинги, собрания становятся необходимыми атрибутами общественной жизни. Объединения граждан участвуют в управлении делами государства. Наряду с исполнительной властью на местах создается параллельная система прямого представительства. Общественные органы участвуют в выработке решений, советов, рекомендаций, а также осуществляют контроль над исполнительной властью. Таким образом, участие народа в управлении делами общества становится поистине массовым и идет по двум линиям: выборы управленцев - профессионалов и прямое участи в решении общественных дел (самоуправление, саморегуляция), а также контроль над исполнительной властью. Демократическое общество характеризуется как бы совпадением объекта и субъекта управления.

           Управление в демократическом  государстве производится по  воле большинства, но с учетом  интересов меньшинства. Поэтому  принятие решений осуществляется как путем голосования, так и с использованием метода согласования при принятии решений.

           На новый уровень поднимается  система разграничения полномочий  между центральными и местными  органами. Центральная государственная власть берет на себя только те вопросы, от решения которых зависит существование общества в целом, его жизнеспособность: экология, разделение труда в мировом сообществе, предотвращение конфликтов и т.д.. Остальные вопросы решаются децентрализовано. В результате этого снимается вопрос о концентрации, монополизации власти и необходимости ее нейтрализации.

           Нормативное регулирование приобретает качественно новый характер. В идеале, поскольку демократическое общество характеризуется достаточно высоким уровнем сознания и, кроме того, граждане сами принимают прямое и непосредственное участие в выработке решений, снимается вопрос о массовом применении принуждения при неисполнении решений. Люди, как правило, добровольно подчиняют свои действия решению большинства.

       Разумеется, и демократический режим имеет свои проблемы: чрезмерное социальное расслоение общества, временами своеобразную диктатуру демократии (авторитарное господство большинства), а в некоторых исторических условиях «этот режим ведет к ослаблению власти, нарушениям порядка, даже скатыванию к анархии, охлократии, порой создает условие для существования разрушительных, экстремистских, сепаратистских сил» 43. Но все же социальная ценность демократического режима намного выше его некоторых негативных конкретно-исторических форм.

           Следует также иметь в виду, что демократический режим появляется  зачастую в тех государствах, где социальная борьба достигает высокого накала и правящая элита, господствующие слои общества вынуждены идти на уступки народу, другим социальным силам, соглашаться на компромиссы в организации и осуществлении государственной власти.

           Кроме того, демократический режим в устройстве государства становится наиболее адекватным тем новым проблемам, которые ставит перед человечеством современное состояние цивилизации с его глобальными проблемами, противоречиями, возможными кризисами.

               

           Заключение

           Изучив научную и учебную литературу по данной теме исследования, можно сделать следующие выводы:

          1) Форма государства - это способ  организации политической власти, охватывающий форму правления, форму государственного устройства и политический режим

          2) Форма государственного правления  - это элемент формы государства,  характеризующий организацию верховной государственной власти, порядок образования ее органов и их взаимоотношения с населением.

          Если в качестве критерия рассматривать положение главы государства, то формы правления подразделяются на монархии и республики.

          В зависимости от того, кто  формирует правительство, кому  оно подотчетно и подконтрольно,  республики подразделяются на президентские, парламентские.   

Информация о работе Формы государства