Формы государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 13:03, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что изучение формы государства позволяет понять, как организована власть в государстве, какими органами представлена, каков порядок образования этих органов, сколь длителен период их полномочий, наконец, какими методами при этом происходит осуществление государственной власти и т.д.1

Оглавление

Введение 3
1. Понятие и классификация форм государства 5
2. Формы правления 7
2.1. Монархия 7
2.2. Республика 8
3. Формы территориального устройства 10
3.1. Федерация 10
3.2. Унитарное государство 12
3.3. Конфедерация 13
4. Политический режим 14
4.1 Тоталитаризм 14
4.2. Авторитаризм 21
4.3. Демократия 23
Заключение. 26
Список используемой литературы. 28

Файлы: 1 файл

ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА.doc

— 170.50 Кб (Скачать)


Содержание

 

                                                                ВВЕДЕНИЕ

Актуальность  темы курсовой работы обусловлена тем, что изучение формы государства  позволяет понять, как организована власть в государстве, какими органами представлена, каков порядок образования этих органов, сколь длителен период их полномочий, наконец, какими методами при этом происходит осуществление государственной власти и т.д.1

Изучение  в процессе выполнения курсовой работы проблемы формы государства приобретает не только теоретическое, но и первостепенное практически-политическое значение. От того, как организована и как реализуется государственная власть, зависят эффективность государственного руководства, действенность управления, престиж и стабильность правительства, состояние законности и правопорядка в стране. Вот почему проблема формы государства имеет весьма существенный политический аспект.

Форма государства, т.е. устройство государственной власти, ее организация, в содержательном отношении выступает в разных аспектах. Во-первых, это определенный порядок образования и организации высших органов государственной власти и управления. Во-вторых - это способ территориального устройства государства, определенный порядок взаимоотношений центральной, региональной и местных властей. В-третьих, это приемы и методы осуществления государственной (политической) власти.2

Таким образом, форма государства состоит из трех основных элементов, а именно: формы государственного устройства, формы государственного правления, формы политического правового режима.

Происходящие в современном  мире и в России экономические, социальные, политические процессы не могут не оказывать влияния на политическую сферу, что, в свою очередь, влечёт эволюцию такой важной характеристики политической системы, государственности в целом как политический режим. В настоящее время редко можно встретить какой-либо другой термин, который использовался бы столь часто, как «политический режим». Политический режим, получивший сегодня столь широкое признание в науке и практике, вместе с тем продолжает оставаться одним из тех явлений, которые при ближайшем рассмотрении оказываются не достаточно понятыми.

Проблема  политического режима в настоящее  время вызывает немало споров среди юристов, философов, политологов, социологов. Ещё большее значение данная тема приобретает в условиях переходных состояний, политической нестабильности, смены политических ориентиров развития. Это относиться и к современной России. Многие поворотные события последних лет в нашей стране наиболее тесным образом связаны именно с функционированием политического режима, с системой властных отношений, развитием демократии, методами и способами проведения внутренней и внешней политики. Всё вышесказанное указывает на актуальность и особую значимость данного исследования, на необходимость разобраться в функционировании базовых процессов, составляющих основу власти, политического режима и государственности в целом.

Вполне закономерно, что категория политического  режима приобретает сегодня исключительную актуальность для юридической науки и практики, требует серьёзной теоретической разработки, осмысления.

 

 

 

 

 

 

 

       1. ПОНЯТИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ ФОРМ ГОСУДАРСТВА

 

Форма государства  – это способ организации высших органов государства, территориальное  устройство государственной власти и методы ее осуществления. Складывается из трех элементов: формы правления, формы государственного устройства и политического режима.3     

Категория формы  государства показывает особенности  внутренней организации государства, порядок образования и структуру органов государственной власти, специфику их территориальной обособленности, характер взаимоотношений друг с другом и населением, а также те методы, которые используются ими для осуществления организующей и управленческой деятельности.

Существенные чеpты той или иной формы государства нельзя понять и объяснить, отвлекаясь от хаpактеpа тех производственных отношений, которые сложились на данной ступени экономического развития. Так, республика рабовладельческого общества имеет больше родственных свойств с рабовладельческой монархией, нежели с pеспубликой периода капитализма, так как и республика, и монархия пpи рабовладельческом строе - лишь различные формы появления экономической и политической власти рабовладельцев, разные инструменты достижения единых задач и целей.

Однако экономический  строй общества, определяя всю  надстройку в целом, характеризует  форму государства лишь в конечном итоге, преломляясь через его  сущность и содержание.

     Среди факторов, обуславливающих  специфику конкретной формы государства, первостепенное значение имеет соотношение классовых сил, социальное представительство лиц, стоящих у власти в данной стране и в данный исторический период времени. Итоги политической борьбы за власть находят свое выражение в порядке организации и структуре всего государственного механизма, в тоталитарных либо демократических методах его деятельности.

На форму государства известное влияние оказывают также национальный состав населения (наличие нескольких наций приводит, как правило, к формированию федеративной государственности), уровень культуры и те традиции, которые сложились в результате исторического развития страны (примером могут послужить монархические традиции в Великобритании и Японии), а в определенной степени, хотя и косвенно, даже особенности ее географического положения.

При анализе  формы государств следует учитывать  также и влияние международных  связей. При современном многообразии экономических, политических, культурных и иных зависимостей между странами даже экономически мощные государства не могут полноценно развиваться в международной изоляции. В этой связи происходит известная адаптация государственного аппарата, в ходе которой менее развитые в экономическом и политическом отношении страны используют опыт государственно-правового строительства более развитых государств и создают органы одинаковой функциональной направленности.

Более полное представление о форме конкретного  государства дает анализ трех его  составляющих – формы правления, государственного устройства и государственно-правового режима.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                 2. ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ

 

      Форма правления – комплексный правовой институт, организация власти, характеризуемая ее формальным источником; структура и правовое положение высших органов государственной власти (глава государства, парламент, правительство), а также установленный порядок взаимоотношений между ними. Главным, определяющим признаком формы правления является правовой статус главы государства (выборный и сменяемый в республике, наследственный – в монархическом государстве). Для современных государств характерны две формы правления: республика и монархия.4 Мировой истории известны две формы правления: монархия и республика.

 

2.1. Монархия

      

Монархия  – форма правления, при которой главой государства является монарх; власть монарха, как правило, является пожизненной и передается в порядке престолонаследия.5

В современном  мире сохраняются два исторических типов монархий – абсолютная и  конституционная.

Для абсолютной монархии характерно:

- вся полнота  государственной власти сосредоточена  в руках одного человека- монарха(царя, короля, шаха, императора, султана и  тем подобных), который выполняет  функции и главы государства,  и законодательной, и во многом  исполнительной власти;

- монарх наследует власть  как представитель правящей династии  и осуществляет ее пожизненно  и бессрочно; 

- он персонифицирует  государство, выступая от имени  всего народа как "отец" нации  ("Государство- это я"); за  результаты своей деятельности  не несет юридической ответственности.6

      Конституционная монархия существует в двух видах, различающихся степенью ограничения власти монарха: дуалистическая и парламентарная.

      Дуалистическая монархия – переходная форма правления, при которой:

- монарх сосредотачивает в своих руках всю исполнительную власть, формирует правительство, ответственное перед ним, а не перед парламентом;

- законодательная власть  юридически принадлежит парламенту.

Дуалистическая монархия характерна для стран с сильными пережитками феодализма.

Парламентарная монархия представляет собой гораздо более демократическую форму правления:

- отсутствует дуализм  - права монарха ограничены во  всех сферах осуществления государственной  власти: лишен права самостоятельно  осуществлять формально сохраненные за ним полномочия, все исходящие от него акты нуждаются в одобрении министров;

- исполнительная власть  осуществляется правительством, которое  несет ответственность перед  парламентом.

      Особая разновидность монархии – выборная (или избирательная), сочетающая элементы монархии и республики. Такая монархия существует ныне в Малайзии, где главой государства является монарх, избираемый на 5 лет особым совещанием из представителей монархических штатов, входящих в федерацию.

 

                                                          2.2. Республика

 

     Республика- форма правления, при которой:

- государственная  власть передается (делегируется) народом   определенному коллегиальному, а  не единоличному органу (сенату, парламенту, народному собранию, федеральному собранию и тем подобным), который выполняет свое функциональное назначение в режиме "сдержек и противовесов" с другими ветвями власти;

- представительная  власть сменяема, избирается на  определенный срок;

- законодательно закрепляется подотчетность и ответственность (политическая и юридическая) власти за результаты соей деятельности.

     Признаки республики:

     1) выборность и сменяемость представительной  власти;

     2) коллегиальность правления, позволяющая  не только обеспечивать подконтрольность различных ветвей власти, их взаимное сдерживание от возможного произвол, но и более эфективно и ответственно решать каждой из них свои специализированные задачи;

     3) законодательно закрепляется подотчетность  и ответственность (политическая  и юридическая) власти за результаты соей деятельности.7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                        3. ФОРМЫ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО УСТРОЙСТВА

 

Под формой государственного устройства понимается структура государственности. То есть именно в категории "форма государственного устройства" находит выражение территориальное деление и структура государства, закрепление за ним определенной территории.8

Исторически сложилось три "классических" формы государственного устройства: унитарное государство, федеративное государство (федерация), конфедерация.

 

                                                             3.1. Федерация

 

Более сложной  и в то же время менее распространенной формой государственного устройства в современном мире является федерация. Она является «менее распространенной» лишь по отношению к унитарному государству, в относительном плане, но не по отношению к другим формам государственного устройства, в абсолютном плане.

Обращая внимание на это обстоятельство, отечественные  исследователи отмечали, что «девятая часть государств мира – 21 государство – являются федерациями, в них проживает около трети населения Земли». Среди федеративных государств есть высокоразвитые гиганты (США) и малые индустриальные страны (Бельгия, ставшая федерацией в соответствии с конституционными поправками 1993 г.), крупные (Бразилия) и небольшие государства (новая Союзная Республика Югославия), находящиеся на среднем уровне развития, разного рода бывшие колонии (Индия с почти миллиардным населением и малая Исламская Федеративная Республика Коморских Островов), страны со значительным удельным весом патриархальных порядков (Танзания в Африке, Папуа – Новая Гвинея в Океании). Они неодинаковы по характеру социальной напряженности, связанной, в частности, с несовершенством федеративной структуры (например, в Канаде), и с точки зрения государствоведческих, правовых характеристик, совокупность которых образует определенную модель федерализма как особой формы государственного устройства9.

Каждая из моделей имеет как позитивные, так и негативные стороны. И это  объективно. С этим нельзя не считаться.

На относительно широкую распространенность федеративной формы государства указывают и зарубежные авторы, подчеркивая, что «федерализм распространился по территории пяти континентов», охватив такие, например, страны, как страны Северной и Южной Америки; Канаду как «наиболее децентрализованную федерацию»; Швейцарию и Германию в Европе как бывшие конфедерации, ставшие впоследствии федерациями; Южную Африку как единственную на Африканском континенте федерацию и др.10

Круг проблем, касающихся федерализма, весьма широк  и разнообразен. Это, в частности, вопросы сущности, содержания и назначения федерализма, его функций, места и роли в жизни общества и государства. Это также проблемы, касающиеся характера взаимоотношений центра и субъектов федерации, деятельности судебных органов в условиях федерализма, активности политических партий, различных общественных организаций и средств массовой информации. В исследованиях затрагиваются и другие не менее важные вопросы, значительная часть которых относится к определению самого понятия федерализма, к установлению основных форм его проявления, выявлению его общих и специфических черт, его роли и назначения.

Информация о работе Формы государства