Формы государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 05:25, курсовая работа

Краткое описание

В первой главе рассматривается понятие форм (устройств) государства. Во второй главе даётся характеристика форм государства в современном мире. В третьей раскрывается понятие политического режима, особенности каждого из его видов. В заключении приводятся выводы по курсовой работе.

Оглавление

Введение 3
1.Понятие формы государства и ее структура 5
2.Форма правления, её виды и их различия. 6
3.Форма государственного устройства, виды и их различия. 10
4.Политический режим. Виды режимов и их признаки. 17
Заключение. 27
Список использованной литературы. 29

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 200.50 Кб (Скачать)

     Однако  содружество  это не государство, своеобразное объединение независимых государств. В    основе содружества, как и при конфедерации, могут лежать межгосударственный договор, устав, декларация, иные юридические акты.

         

         Цели,   выдвигаемые   при   создании содружества,   могут   быть самыми  различными. Они затрагивают   важные   интересы   государств, что никоим   образом не   позволяет их отнести к разряду   второстепенных. Для достижения этих целей объединенным государствам приходится иногда ограничивать свой суверенитет. Как правило, «члены содружества — это полностью независимые, суверенные государства, субъекты международных отношений»23.

          В содружестве могут создаваться и надгосударственные органы, но, скорее всего, не для управления, а для координации действий государств.

          Для теории государства и права изучение такой формы организационного объединения государств, как содружество, стало относительно новым и особенно актуальным делом после распада СССР и образования Содружества Независимых Государств.

        Содружество независимых государств (СНГ) — межгосударственное объединение, созданное   на основе   соглашения между тремя   бывшими республиками СССР — РСФСР, Беларусью и Украиной (8 декабря 1991 г.). 22 января 1993 г. был принят Устав СНГ. В его состав входит 12 (из 15) бывших республик СССР. За низкую эффективность   этого  объединения некоторые политики высказывают точку зрения о том, что «СНГ скорее мертво, нежели живо, представляя собой некий «политический клуб» бывших союзников в рамках бывшего СССР»24.

          Существует и другая точка зрения о том, что СНГ обязательно надо сохранить не только по политическим соображениям. Оно необходимо и «для взаимодействия по многим общим вопросам: созданию единого правового  и   экономического пространства; коллективной   обороне; борьбе с международным терроризмом, незаконным оборотом оружия, наркотиками и иными видами преступлений; решению миграционных вопросов и т. д.»25. Сторонники этой точки зрения задают законный и вполне справедливый вопрос: почему Европа объединяется, а мы упорно стремимся к разъединению, игнорируя собственные интересы.

       В этой связи следует отметить, что Содружество как объединение  государств может носить и  переходный характер. Оно может  развиться в конфедерацию и даже в федерацию, либо, наоборот, при нерешенности, противоречивости интересов, целей государств, образовавших его, послужить этапом окончательной дезинтеграции специфического союза государств.

        Межгосударственные образования знают и такую форму, как Сообщество государств. «В основе Сообщества, как правило, лежит межгосударственный договор. Сообщество является еще одной своеобразной переходной   формой   в государственной   организации   общества»26. Оно в большинстве случаев усиливает интернациональные связи государств, входящих в Сообщество, и эволюционирует в сторону конфедеративного объединения (например, Европейское сообщество).

          В Сообщество могут входить  ассоциированные члены — государства,  принимающие те или иные правила, действующие в Сообществе. Порядок вступления в Сообщество и выхода из него устанавливается членами Сообщества. Сообщество может иметь цель «выровнять экономический и научно-технический потенциал государств, входящих в него, объединить усилия этих государств для достижения глобальных целей, упростить таможенные, визовые и иные барьеры (вплоть до их отмены) и т.д.»27.

          Союз — эта еще одна «разновидность государственных соединений с определенной целью»28. В теории государства и права определение союза дается очень редко, потому что эта форма встречается не часто. Союзные формирования можно встретить в России, например союз России и Белоруссии.  Этот «союз является политическим объединением двух суверенных стран, с общей конституцией и языком»29.

          Среди   зарубежных  стран  наиболее    отчетливо     элементы союза  характерны  для   Европейского   Союза   (ранее — Сообщества). Первоначально   в   состав   союза    входило 15 суверенных государств.  Союз имеет Европарламент, члены которого теперь избираются прямым голосованием избирателей в государствах - членах по избирательным округам, каждое государство имеет определенное число избирательных округов в основном в пропорции к численности населения (ранее, члены Европарламента избирались косвенными выборами — парламентами отдельных государств). В органах Союза есть Совет министров, другие органы, которые  могут принимать решения, обязательные для государств - членов. Ряд вопросов принимаются европейскими правовыми актами, имеющих обязательную силу. Некоторые из них действуют непосредственно в государствах - членах. Другие акты обязывают государства - члены привести внутреннее законодательство в соответствие с актами Европейского союза. В 2002 г. В Европейском союзе была введена общая денежная единица – евро. В  теории государства и права  Европейский Союз понимается по-разному - и как союз и, как сообщество. 

     4.Политический  режим. Виды режимов и их признаки.

        Форма правления, и форма государственного  устройства не могут ответить  на вопрос о том, как, с  помощью каких способов, приемов  осуществляется взаимодействие государственной власти  с населением, как проявляется в политической сфере действительное соотношение классовых сил, каков политический статус различных общественных организаций, какую роль выполняют фактически органы государства по управлению населением, проживающим на его территории. На эти вопросы отвечает третий блок формы государства - политический режим.

       Согласно одной точке зрения (С.С.  Алексеев), понятия «политический  режим» и «государственный режим»  можно расценивать как тождественные»30.

       По мнению других авторов (В.К. Бабаев, А.Б. Венгеров) понятие «политический режим»  более широкое, чем понятие «государственный режим»31, поскольку включает в себя «методы и приемы осуществления политической власти не только со стороны государства, но и со стороны политических партий и движений, общественных объединений, организаций и т.п.»32.

              В этой характеристике формы государства отражаются внеправовые или правовые способы осуществления власти, методы   использования “материальных” придатков   государства - тюрем, иных карательных учреждений,   диктаторские  или   демократические   приемы воздействия на население,   идеологическое   давление,   обеспечение или,   наоборот, нарушение свободы личности, защиты прав граждан, участие в управлении народа, политических партий, мера экономической свободы, отношение к тем или иным формам собственности и т. д.

     Таким образом, изучение методов и способов, с помощью которых государство управляет проживающими на его территории людьми, т.е. политического режима, становится также объективно необходимым для постижения формы государства.

     Политический (государственный) режим - это система методов, способов и средств осуществления политической власти. Всякие изменения, происходящие в сущности государства данного типа, прежде всего, отражаются на его режиме, а он влияет на форму правления и форму государственного устройства.

       Прежняя теория государства и  права упрощенно выделяла два  вида политического режима – демократический и антидемократический. В настоящее время применяется иная классификация политических режимов, которые находили применение в многовековой истории государственности.

        Деспотический режим  (despotia - в переводе с греч. неограниченная власть). Этот режим характерен для монархической формы правления, а именно для абсолютистской монархии, когда власть осуществляется исключительно одним лицом, становящимся деспотом. Деспотии возникли в древности и характеризовались крайним произволом в управлении (власть осуществлялась подчас болезненно властолюбивыми лицами), полным бесправием и подчинением деспоту со стороны его подданных, отсутствием правовых и моральных начал в управлении. Для многих государств азиатского способа производства с их общественной, государственной собственностью, принуждением к труду, жесткой регламентацией труда, распределением его результатов, завоевательными, имперскими тенденциями деспотический режим становился типичной формой осуществления власти.  

     В деспотическом государстве доминируют карательная, жесткая налоговая политика по отношению к народу.  

     Деспотический режим встречался в основном в  странах Средиземноморья, на Ближнем Востоке, в странах Азии, Африки, Южной Америке,   словом,   в   государствах азиатского способа   производства, рабовладельческих     обществах,    некоторых     феодальных    странах.            Он характерен для ранних этапов развития человеческого общества, государственности. Однако этот режим возникал и может возникать и в некоторых современных государствах в силу исторического своеобразия их развития, личностных характеристик их политических лидеров, монархов, способов борьбы за власть и ее осуществление или подавление противников режима и т. д.

       Тиранический режим – также основан на единоличном правлении. Однако  в отличие от деспотии, власть тирана подчас устанавливается насильственным, захватническим путем, часто смещением законной власти, с помощью государственного переворота. Она также лишена  правовых  и нравственных начал, построена на   произволе, подчас  терроре и геноциде. «Следует учесть, что понятие “тирания” имеет эмоциональную и политико-правовую оценку. Когда речь идет о тирании как политическом режиме, используется именно оценка тех жестких способов, с помощью которых тиран осуществляет захватническую или государственную власть. В этом смысле власть тирана, как правило, является жесткой. Стремясь подавить сопротивление в зародыше, тиранический режим осуществляет казни не только за выраженное неповиновение, но часто за обнаруженный умысел на этот счет»33. Кроме того, захватчики широко используют и превентивное принуждение для того, чтобы посеять страх среди населения. Овладение территорией и населением другой страны  обычно связано не только с физическим и моральным насилием над людьми, но и над теми обычаями, которые существуют у народа. Тиранические режимы можно наблюдать в полисах Древней Греции, в некоторых средневековых городах-государствах.

                 Тирания, как и деспотия, основана на произволе.. Однако, если в деспотии произвол и самовластие обрушиваются прежде всего  на головы  высших должностных лиц, то при тирании им подвержен каждый человек. Законы не действуют, поскольку тираническая власть в большинстве своем не стремится их создать.

       Тоталитарный режим.   Термин   «тоталитаризм»   (от латинского totus - весь, целый, полный) «был введен в политический оборот идеологом итальянского фашизма   Дж. Джентиле в   начале XX в.»34

     В 1925 г. данное понятие впервые прозвучало в итальянском парламенте. Его  использовал лидер итальянского фашизма Б. Муссолини. С этого  времени начинается становление тоталитарного строя в Италии.

          В каждой из стран, в которых  возникал и развивался политический  тоталитарный режим, он имел свою специфику. Вместе с тем есть общие черты, которые присущи всем формам тоталитаризма и отражают его суть. Тоталитарный режим «характеризуется абсолютным контролем государства над всеми областями общественной жизни, полным подчинением человека политической власти и господствующей идеологии» 35.

          Основными характеристиками тоталитарного  политического режима являются  следующие:

          - государство стремится к глобальному господству над всеми сферами общественной жизни, к всеохватывающей власти;

          - общество практически полностью  отчуждено от политической власти, но оно не осознает этого, ибо в политическом сознании формируется представление о «единстве», «слиянии» власти и народа;

          - монопольный государственный контроль  над экономикой, средствами массовой информации, культурой, религией и т.д., вплоть до личной жизни, до мотивов поступков людей;

          - государственная власть формируется бюрократическим способом, по закрытым от общества каналам, окружена «ореолом тайны» и недоступна для контроля со стороны народа;

          - доминирующим методом управления  становится насилие, принуждение,  террор;

          - господство одной партии, фактическое сращивание ее профессионального аппарата с государством, запрет оппозиционно настроенных сил; права и свободы человека и гражданина носят декларативный, формальный характер, отсутствуют четкие гарантии их реализации;

Информация о работе Формы государства