Формы государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 05:25, курсовая работа

Краткое описание

В первой главе рассматривается понятие форм (устройств) государства. Во второй главе даётся характеристика форм государства в современном мире. В третьей раскрывается понятие политического режима, особенности каждого из его видов. В заключении приводятся выводы по курсовой работе.

Оглавление

Введение 3
1.Понятие формы государства и ее структура 5
2.Форма правления, её виды и их различия. 6
3.Форма государственного устройства, виды и их различия. 10
4.Политический режим. Виды режимов и их признаки. 17
Заключение. 27
Список использованной литературы. 29

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 200.50 Кб (Скачать)

        Как правило, глава государства в подобных республиках избирается парламентом либо специально образуемой парламентской коллегией. «Назначение парламентом главы государства является главным видом парламентского контроля над исполнительной властью»14. Процедура избрания главы государства в парламентских республиках  неодинакова. В Италии, например, глава государства избирается членами обеих палат на их совместном заседании, но при этом в выборах участвуют по три депутата из каждой области, избранных областным советом. В федеративных государствах участие парламента в избрании главы государства, также разделяется с представителями членов федерации. Так, в Германии президент избирается федеральным собранием, состоящим из членов бундестага, и  такого же числа лиц, выбираемых ландтагами земель на началах пропорционального представительства. Выборы главы государства в парламентской республике могут осуществляться и на основе всеобщего избирательного права, что характерно для Австрии, где президент избирается сроком на шесть лет.

        Глава государства в парламентской республике обладает полномочиями: обнародует законы, издает декреты, назначает главу правительства, является верховным главнокомандующим вооруженными силами и т.д. Глава правительства (премьер - министр, председатель совета министров,   канцлер) назначается,   как правило, президентом.              Он формирует возглавляемое им правительство, которое осуществляет верховную исполнительную власть и отвечает за свою деятельность перед  парламентом. Наиболее существенной чертой парламентарной республики является то, что «любое правительство лишь тогда правомочно осуществлять управление государством, когда оно пользуется доверием парламента»15.

        Главной функцией парламента является законодательная деятельность и контроль над исполнительной властью. Парламент обладает важными финансовыми полномочиями, поскольку он «разрабатывает и принимает государственный бюджет, определяет перспективы  развития социально-экономического развития страны, решает основные вопросы внешней, в том числе оборонной политики»16. Парламентская форма республиканского правления представляет собой такую структуру высших органов государственной власти, которая реально обеспечивает демократизм общественной жизни, свободу личности, создает справедливые условия человеческого  общежития, основанные на началах правовой законности. К парламентским республикам можно отнести ФРГ, Италию (по конституции 1947 г.), Австрию, Швейцарию, Исландию, Индию и др.

        Президентская республика - одна из разновидностей современной формы государственного правления, которая наряду с парламентаризмом соединяет в руках президента полномочия главы государства и главы правительства.

     Наиболее  характерные черты президентской республики:

       - внепарламентский метод избрания президента и формирования правительства;

       - ответственность правительства перед президентом, а не перед  парламентом;

       - более широкие, чем в парламентской республике, полномочия  главы государства.

        Классической      президентской    республикой   являются Соединенные   Штаты   Америки.  В соответствии   с    конституцией   США, в    основе   которой   лежит   принцип   разделения властей,  четко определено,   что   законодательная   власть   принадлежит   парламенту, исполнительная - президенту, судебная - Верховному суду.

        Президент США избирается населением страны путем косвенного голосования (выборов) - через коллегию выборщиков. Количество выборщиков должно соответствовать числу представителей каждого штата в парламенте (конгрессе). Правительство формируется победившим на выборах президентом, из лиц, принадлежащих к его партии.

        Президентская форма правления в различных странах имеет свои особенности. Во Франции президент избирается всеобщим голосованием. Избранным считается кандидат, получивший абсолютное количество голосов. Такой же порядок избрания президента установлен в России в 1991г.

        Характерным для всех президентских республик, несмотря на их разнообразие, является то, что «президент либо совмещает полномочия главы государства и главы правительства, либо участвует в формировании кабинета или совета министров»17 (Франция, Индия). Президент наделяется и другими важными полномочиями: как правило, он имеет право роспуска парламента, является верховным главнокомандующим, объявляет чрезвычайное положение, утверждает законы путем их подписания, нередко представительствует в правительстве, назначает членов Верховного суда.

        В цивилизованных странах президентскую республику отличает сильная исполнительная власть, наравне с которой по принципу разделения властей нормально функционирует законодательная и судебная власти.           

        Эффективно действующий механизм издержек и противовесов, существующих в современных президентских республиках, способствует возможности гармоничного функционирования властей, позволяет избежать произвола со стороны исполнительной власти.

     В современном цивилизованном обществе принципиальных различий между формами не существует. Их сближают общие задачи и цели. 

     3.Форма государственного устройства, виды и их различия.                                           

          Форма государственного устройства - это элемент формы государства, характеризующий внутреннюю структуру государства, способ его политического и территориального деления, обусловливающий определенные взаимоотношения органов всего государства с органами его составных частей.

        С помощью данного понятия государственное устройство характеризуется с точки зрения распределения власти в центре и на местах.

     В отличие от форм правления организация  государства рассматривается с точки зрения распределения государственной власти и государственного суверенитета в центре и на местах, их разделение между составными частями государства.

        В зависимости от этого критерия различают следующие формы государственного устройства.

     «Унитарное государство - единое государственное образование, разделенное на административно-территориальные единицы, имеющие одинаковый юридический статус и не обладающие политической самостоятельностью»18. Унитарное государство характеризуется следующими признаками:

          - оно предполагает единые, общие  для всей страны высшие исполнительные, представительные и судебные органы, которые осуществляют верховное руководство соответствующими органами;

          - на его территории действует  одна конституция, единая система  законодательства, одно гражданство;

          - его составные части (области, департаменты, округа, провинции) государственным суверенитетом не обладают;

          - унитарное государство, на территории  которого проживают небольшие  по численности национальности, широко допускает национальную и законодательную автономию;

          - все внешние межгосударственные отношения осуществляют центральные органы, которые официально представляют страну на международной арене;

          - имеет единые вооруженные силы, руководство которыми осуществляется  центральными органами государственной власти.

          К унитарным государствам относятся такие государства, как Франция, Турция, Япония, Финляндия. Кроме того, унитарная форма государственного устройства характерна для государственных образований, которые  являются субъектами какой - либо федерации. Так, любая республика в составе Российской Федерации является государством с унитарной формой правления.

        С точки зрения организации публичной власти унитарные государства можно разделить на централизованные (Норвегия, Румыния, Швеция, Дания и др.) и децентрализованные (Испания, Франция и др.).

        В децентрализованных унитарных государствах существует конституционное распределение полномочий между центральной властью и территориальными единицами высшего уровня. Это сближает их с федеративными государствами.

        Федеративное государство

     Федеративное  государство (федерация) - (от позднелат. foederatio - союз, объединение) форма государственного устройства, при котором входящие в состав государства федеральные единицы (субъекты федерации) имеют собственные конституции, законодательные, исполнительные и судебные органы.

        Данная «форма государственного устройства является также следствием добровольного объединения нескольких ранее самостоятельных государственных образований в одно союзное государство»19.

        Основываясь на этом определении федеративного государственного устройства, можно, выделить наиболее общие черты, характерные для большинства государств:

        - территория федерации состоит из территорий ее отдельных субъектов: штатов, кантонов, земель, республик и т.п.;

        - верховная законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам. Компетенция между федерацией и ее субъектами разграничивается союзной (федеральной) конституцией; субъекты федерации обладают правом принятия собственной конституции, имеют свои высшие законодательные, исполнительные и судебные органы;

         - существует единое союзное гражданство и гражданство федеральных единиц;

        - основная общегосударственная деятельность осуществляется союзными государственными органами, которые официально представляют федерацию в межгосударственных отношениях (США, ФРГ, Бразилия, Индия и др.).

       Федерация - сложное союзное государство, части которого являются государственными образованиями и обладают в той или иной мере государственным суверенитетом и другими признаками государственности; в нем наряду с высшими федеральными органами и федеральным законодательством существуют высшие органы и законодательство субъектов федерации, как, например, в Германии, Индии, Мексике, Канаде; федерации могут быть построены по территориальному (США) либо по национально-территориальному принципу (Россия).

       «Федерация как особая форма государственного устройства начала возникать вместе с появлением в XVII – XVIII веках республик, вместе с волной буржуазно - демократических революций»20. Сейчас эта форма государственного устройства характерна, в основном, для крупных и средних по территории демократических государств, особенно многонациональных, где принцип суверенитета каждой нации может найти отражение в предоставлении государственности в рамках федерации (Российская Федерация - хороший тому пример).

        Третьей формой государственного  устройства принято считать конфедерацию. Однако в настоящее время взгляд на конфедерацию стал меняться, и многие юристы сравнивают эту форму с государственным союзом.

        Конфедерация - это, по словам, Алексеева С.С., "государственный союз государств"21. То есть ни одно из государств - членов конфедерации не утрачивает своего государственного суверенитета; части конфедерации не только обладают своими органами власти и управления, но зачастую сохраняют свою национальную денежную систему, армию, полицию и т.д.

     Конфедерация  возникает, как правило, на недолгий срок, для решения каких - либо общественных целей (объединение усилий в той или иной сфере человеческой деятельности: внешней или внутренней политике, военном деле, культуре или искусстве, экономике и др.). Как правило, конфедерация не имеет собственных органов управления; чаще всего создаются консультативные, наблюдательные или контрольные органы. 

     Исторически эта форма сложилась вместе с федерацией, но на практике встречается крайне редко. Это все-таки переходная форма государственного устройства,   и поэтому она возникает  на   несколько   лет,   не   больше. Примером конфедерации может служить Конфедерация южных штатов, сложившаяся в 1861 году в Америке, что послужило началом Гражданской войны в США (1861-1865 годов).

        Однако существует мнение, что  конфедерация может стать со  временем весьма распространенным  явлением. Алексеев С.С. пишет: "Не  исключено, однако, что конфедерация (и даже конфедеративное государство)  окажется в будущем конструктивной моделью государственного устройства, в особенности в условиях, когда распадаются государства имперского характера, имевшие внешние атрибуты федерации, такие, как СССР, Югославия"22.

        Содружество – еще одно, правда, весьма редкое и еще более аморфное, чем конфедерация, но, тем не менее, организационное объединение государств, характеризуемых наличием общих признаков, определенной степенью однородности. Объединяющие их признаки могут касаться, во-первых, экономики (одинаковая форма собственности, интеграция хозяйственных связей, единая денежная единица и др.); во-вторых, права (уголовного, гражданского, процессуальных норм, сходство имеет и правовой статус гражданина); в-третьих, языка (иногда языковое единство имеет лингвистический характер, например, у славянских стран СНГ, иногда же единство обусловливается его привнесением в результате колониального господства, как, например, у стран Британского содружества наций); в-четвертых, культуры (иногда культурная общность имеет единое происхождение, иногда достигается путем взаимообогащения или даже привнесения и ассимиляции иных, чужеродных элементов), в-пятых, религии (но не всегда).

Информация о работе Формы государства