Форма государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 12:23, курсовая работа

Краткое описание

Данная работа ставит своей целью систематизировать и обобщить современные взгляды на проблему классификации государств по трем различным признакам: форме правления, форме государственного устройства и государственному режиму.
Для достижения поставленной цели, мы выделили следующие задачи:
Изучить форму правления государств;
Рассмотреть формы государственного устройства;
Описать формы государственно-правового режима.

Файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ.docx

— 89.36 Кб (Скачать)

 

Введение

 

Форма государства – это  способ организации политической власти, охватывающий форму правления, форму  государственного устройства и политический режим. Изучение форм (устройств) государства имеет огромное значение в современном мире.

От формы государства  в значительной степени зависит  политическая жизнь в обществе и  устойчивость государственных институтов. В форме государства выражается его строение, на которое влияют как социально-экономические факторы, так и природные, климатические  условия, национально-исторические и  религиозные особенности, культурный уровень развития общества и т.п. Например, в Англии в результате своеобразного компромисса между  буржуазией и феодалами возникла ограниченная (конституционная) монархия, в России в силу многонационального состава населения и огромных территорий больше предпосылок для  федеративного устройства государства.

Научные разработки и политико-правовая практика недавнего прошлого свидетельствуют  об известной недооценке данной категории. Работы многочисленных авторов советского периода подчеркивают значение «содержания» государства. Особенно его «классовую»  сторону. При этом не всегда обращалось внимание на то, что содержание «формировано», что форма и есть способ существования  и выражение содержания, что именно форма, а не что-либо другое, содержательна.

Долгое время считалось, что все прогрессивное в государстве  относилось лишь к содержанию. Однако история многих стран дает нам  примеры того, что во времена жестоких социально-политических кризисов, чреватых национальными катастрофами, лишь форма  государства, его внутренняя организация, если в ней оставались живые силы, спасала от гибели. Все, что есть устойчивого, стабильного в государстве, в большей мере относится к его форме. От пренебрежения формальной стороной юридической сферы в значительной степени берет свое начало государственно-правовой нигилизм – тяжелый социальный недуг нашего времени. [1, с. 255]

Между тем именно формальное начало выделило из нерасчлененного  единства социальных норм древности  право, именно форме обязано своим  появлением государство. Исследование формы государства было магистральным  направлением теории с самых азов. На протяжении многих сотен лет, по традиции, идущей еще от античности, государственно-правовая наука держала в центре своего внимания два вопроса: 1) какие формы государства знает история и современность и 2) какая из известных государственных форм наилучшим образом подходит для данного народа в данное время.

Древние греки не случайно подчеркивали значение формы. Платон, например, отводил форме определяющую, активную роль. Сама идея государства неотделима от его формы, на что указывает этимология – форма, эйдос, идея, морфэ. Заметим, что форма и у Аристотеля пользуется приоритетом перед содержанием. [2, с. 320] Forma dat esse rei – форма дает бытие вещи – считали римские юристы.

Вопрос о форме государства, поэтому имеет важное теоретическое  и практическое значение. От того, как  организована и как реализуется  государственная власть, определяющим образом зависят эффективность  государственного руководства, и правопорядка в стране. Вот почему проблема формы  государства имеет весьма существенный политический аспект.

 Данная работа ставит  своей целью систематизировать и обобщить современные взгляды на проблему классификации государств по трем различным признакам: форме правления, форме государственного устройства и государственному режиму.

Для достижения поставленной цели, мы выделили следующие задачи:

  1. Изучить форму правления государств;
  2. Рассмотреть формы государственного устройства;
  3. Описать формы государственно-правового режима.

Изучением форм государственного устройства занимались такие известные ученые, как В.В.Лазарев, В.М.Корельский, В.Д.Перевалов, Н.И.Матузов, А.В.Малько, С.А.Комаров, М.Н.Марченко, В.И.Нерсесянц и другие известные ученые-правоведы.

Данными авторами подробно изучены вопросы, касающиеся форм правления, форм национально-государственного устройства и форм государственно-правового  режима государств.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 ПОНЯТИЕ ФОРМЫ  ГОСУДАРСТВА

 

Для рассмотрения формы государства  следует обратить внимание на следующие  аспекты.

Во-первых, форма в связи с сущностью государства как общественного явления. В данном аспекте под формой государства понимается специфический способ выражения сущности, система органов, «машина»,  посредством которой осуществляется классовое господство в противоположность неклассовым, неполитическим, негосударственным способам. Существование государственной власти находит свое отражение в ее органах, армии, администрации, судьях и других учреждениях, которые составляют специфическую и постоянную  форму бытия государства.                   

Во-вторых, форма в ее непосредственной связи явлением (как обнаружение сущности  проявление ее вовне). В соотношении «форма-явление»  выступает внешняя форма государства, т.е. проявление вовне определенной  его организации (устройства). Различают организацию верховных органов власти (монархию, республику), взаимоотношение органов классовой власти с населением, территориальную структуру государственной власти.

В-третьих, форма в соотношении форма - содержание выступает внутренняя форма государства как форма вполне определенного, данного классового содержания. «Форма-содержание» государства зиждется на соответствующих принципах организации властвования, в которых выражается специфика классового господства определенного типа на определенных этапах его развития.  Эти принципы неповторимы, они коренятся в социально-экономической системе. Вместе с ликвидацией экономического и политического господства исторически определенных классов ликвидируются и соответствующие принципы организации государственной власти. В аспекте «форма-содержание» выражается также и политический режим как внутренняя форма государства, охватывающая главным образом две стороны: механизм государства (внутренняя структура власти, связь элементов власти в данной государственной системе) и функции государства (методы и формы осуществления функций данной государственной власти).

«Форма – содержание» индивидуализирует каждое конкретное государство, которое существует в пространстве и времени в единстве содержания  и формы. Внутренняя форма всегда содержательна, она сама есть момент содержания государства и как таковая непосредственно и органически связана с сущностью государства в данном историческом этапе его развития. Внутренняя форма по отношению к внешней форме государства выступает как определяющая специфику ее содержания, т.е. играет  роль взаимосвязи сущности, содержания и формы государства.

«Форма-содержание» имеет общее с чисто внешней «формой-явлением»: она изменчива, текуча, соответствует изменяющемуся непрерывно содержанию государства. Поэтому в рамках исторических типов государства возможны вариации внутренней формы сообразно объективным условиям господства исторически определенных классов. Кроме того, политический режим, как внутренняя форма государства, имеет внешнюю оболочку, которая может рассматриваться в качестве внешней формы.

Четкого  соотношения  между  типом  и формой государства нет. С одной  стороны  в  пределах  государства одного и того же типа могут  встречаться различные  формы  организации и деятельности государственной власти, а с другой стороны государства различного типа могут обличаться в одинаковую форму. Своеобразие конкретной формы  государства  любого исторического  периода определяется, прежде всего, степенью зрелости общества и государственной  жизни, задачами и целями, которые  ставит перед собой государство. Другими словами, категория формы  государства непосредственно зависит  от его содержания и определяется  им.

Серьезное влияние на форму государства  оказывает культурный уровень народа, его исторические традиции, характер религиозных мировоззрений, национальные особенности, природные условия  проживания и другие факторы. Специфику  формы государства определяет также  характер взаимоотношений государства  и его органов с негосударственными организациями  партиями, профсоюзами, общественными  движениями, церковью и другими организациями.

В юридической науке форма государства  анализируется по преимуществу  как внешняя форма сущности, содержания и явления государства. Под формой государства понимается обычно его  организация, выступающая в единстве формы правления, формы государственного устройства и политического режима, т.е. соответственно основным, узловым  моментам этой организации.

Таким образом, можно дать следующее  краткое определение формы государства:

Форма государства - сложное общественное явление, которое включает в себя три взаимосвязанных элемента: форму  правления, форму государственного устройства и форму государственного режима.

В различных странах государственные  формы имеют свои особенности, характерные  признаки, которые по мере общественного  развития наполняются новым содержанием, обогащаясь во взаимосвязи и взаимодействии. Вместе с тем форма существующих государств, особенно современных, имеет  общие признаки, что позволяет  дать определение  каждому элементу формы государства. [3, с. 88]

 

 

 

 

 

 

2 СОСТАВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ  ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА

 

Создавая понятие формы  государства, различные авторы оперировали  четырьмя составляющими. Это форма правления, форма государственного устройства, политический режим, политическая динамика. Рассматриваемое понятие конструировалось на основе сочетания четырех, трех, двух элементов. Отдельные авторы сводили его к одному из них (к политическому режиму).

В настоящее время в  отечественной науке обычно используется трехэлементная характеристика: форма  государства рассматривается как  совокупность форм правления (структура  и взаимоотношения трех высших органов  государства – главы государства, парламента и правительства), государственного устройства (унитаризм, федерализм, автономия) и государственного режима (методы осуществления государственной власти).

Элементный подход к форме  государства имеет практическое значение и широко применяется в  учебных целях. Используя его в научных исследованиях обращают внимание на единство (а не просто совокупность) элементов, составляющих форму государства. Но на деле это единство часто предстает все же как механическое соединение элементов, а не как единство целостной системы, обусловленное его внутренними связями и ее отношениями со средой (прежде всего социальной, национальной, социокультурной средой и т.д.).

Характеристика формы  государства нередко дается лишь через ее элементы, определения же формы в целом обычно ограничиваются общефилософскими понятиями. Такой подход не может быть признан безупречным, тем более что последние десятилетия некоторые конституции (например, Турции 1982 г., Сальвадора 1983 г., Никарагуа 1987 г. И др.) не ограничиваются упоминанием о формах правления и государственного устройства, а содержат более общий термин – «форма государства».

Правда, такая терминология используется обычно лишь в заголовках соответствующих глав основных законов. Эти главы включают нормы о  формах правления и государственного устройства, реже – о политическом режиме, иногда содержат другие важные положения (например, характеристику республики как социально-правового государства, принцип национальной солидарности и уважения прав человека в турецкой конституции 1982 г.), но определения формы  государства как комплексного института  в них нет.

Тем не менее, включение в  конституции обобщающего понятия  «форма государства» дает дополнительную аргументацию о необходимости ее определения не только через совокупность элементов, но и как особого института, особой структуры.

Системный подход предполагает учет не только элементов с их качествами, но и связь между ними, образующих единое целое (форму государства), а  также связи элементов с этим целым, ибо целое вступает вовне как новое образование, а не только через свои элементы. Связи элементов играют огромную роль в возникновении данной совокупности, ее было бы невозможно получения путем обычного примыкания друг к другу двух, трех элементов. Более того, путем таких связей создается новое качество, присущее форме государства, которое не принадлежало ни одному из элементов, взятых отдельно.[4, с. 178-185].

 

2.1  Форма государственного правления

    

Под формой правления подразумевают  организацию верховной государственной  власти, в особенности высших и  центральных ее органов, структуру, компетенцию, порядок образования  этих органов, длительность их полномочий, взаимоотношения с населением, степень  участия последнего их формировании. [5, с. 218]

Термин «форма правления» содержится во многих конституциях стран  мира (Бразилия 1988г., Иордании 1952г., Казахстана 1995г., Мексики 1917г., Эфиопии 1994г. и др.). Почти всегда говорится и о том, является государство монархией или республикой (исключениями являются Израиль и Камбоджа 1993г., где использовалась просто название «государство», например «Государство Израиль»), но в конституциях развернутого понятия формы правления не содержится. Оно вырабатывается доктринальным путем в работах ученых. [6, с. 112]

 Необходимо отметить, что в научной литературе существуют различные подходы к понятию формы правления. Сторонники узкой трактовки этого понятия связывают форму правления только или прежде всего с правовым положением главы государства, приверженцы широкой трактовки включает в это понятие отношения высших органов государственной власти с центрами экономической и политической власти и даже политическую среду.

Информация о работе Форма государства