Форма государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 12:23, курсовая работа

Краткое описание

Данная работа ставит своей целью систематизировать и обобщить современные взгляды на проблему классификации государств по трем различным признакам: форме правления, форме государственного устройства и государственному режиму.
Для достижения поставленной цели, мы выделили следующие задачи:
Изучить форму правления государств;
Рассмотреть формы государственного устройства;
Описать формы государственно-правового режима.

Файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ.docx

— 89.36 Кб (Скачать)

 

2.1.2.2 Парламентская республика

 

Парламентская республика - разновидность современной формы  государственного правления, при которой  верховная роль в организации  государственной жизни принадлежит  парламенту.

В такой республике правительство  формируется парламентским  путем  из числа депутатов,  принадлежащих  к тем партиям,  которые располагают  большинством голосов в парламенте.  Правительство  несет  коллективную ответственность перед парламентом  за свою деятельность. Оно остается у власти до тех пор,  пока располагает  поддержкой  парламентского  большинства. В  случае, утраты доверия большинства  членов парламента правительство либо уходит в отставку,  либо через  главу государства добивается роспуска парламента и назначения досрочных  выборов.

Как правило,  глава государства  в подобных республиках избирается парламентом либо специально образуемой парламентской коллегией. Назначение парламентом главы государства  является главным видом  парламентского контроля  над  исполнительной властью.  Процедура избрания главы государства  в современных парламентарных  республиках  неодинакова.  В Италии, например,  президент республики избирается членами обеих палат  на их совместном заседании,  но при  этом в выборах участвует также  по три делегата от каждой области, избранных областным советом. В  федеративных государствах участие  парламентов в избрании  главы  государства также разделяется  с представителями членов федерации.  Так,  в Федеративной Республике Германии президент избирается Федеральным  собранием, состоящим из членов Бундестага и такого же числа лиц, выбираемых ландтагами земель на началах пропорционального  представительства.  Выборы главы  государства  в  парламентарной республике могут осуществляться и на основе всеобщего избирательного права,  что  характерно,  например, для  Австрии, где президент избирается населением сроком на шесть лет.

Глава государства в парламентарной республике  обладает  довольно обширными  полномочиями.  Он обнародует законы,  издает декреты,  имеет  право  роспуска парламента,  назначает  главу  правительства,  является главнокомандующим вооруженными силами и т. д.

Глава правительства (премьер-министр, председатель совета министров) назначается, как правило, президентом. Он формирует  возглавляемое им правительство, которое  осуществляет верховную исполнительную власть  и отвечает за свою деятельность перед парламентом. Наиболее существенной чертой парламентарной республики является то, что любое правительство лишь тогда правомочно осуществлять управление государством, когда оно пользуется доверием парламента.

Главной функцией парламента является законодательная деятельность и контроль за исполнительной властью.  Парламент обладает важными финансовыми полномочиями,  поскольку он разрабатывает и принимает государственный бюджет,  определяет  перспективы социально-экономического развития страны,  решает основные вопросы внешней, в том числе оборонной политики.

Последние десятилетия показывают, что классические формы парламентской  и президентской республик не всегда способствуют согласованности и взаимодействию высших органов государства, что ведет к снижению управляемости государством, к кризису всей политической системы. Так, если в парламентской республике парламент состоит из многочисленных противоборствующих фракций, то страна обречена на частые правительственные кризисы и отставки. Для устранения этих и некоторых иных негативных проявлений создаются смешанные (полупрезидентские) современной государственности. [15, с. 212-220].

 

2.1.2.3 Смешанная республика

 Смешанная (полупрезидентская) республика. Впервые полупрезидентская республика (таково утвердившееся в литературе не совсем точное, условное название) была введена во Франции в 1958 г. по инициативе де Голля, который стремился к сильной президентской власти, но должен был учитывать длительные традиции парламентаризма в стране. Название «полупрезидентская» не означает слабой власти президента, напротив, она является реальной в отличие от парламентарной республики, но эта власть действительно слабее, чем это имеет место в президентской республике. В этом смысл названия «полупрезидентская», хотя точнее ее было бы называть полупрезидентской-полупарламентарной или президентско-парламентарной республикой. Она соединяет определенные достоинства той и другой, стремясь устранить их некоторые недостатки.

Как и в президентской, в полупрезидентской республике действует сравнительно «жесткое» разделение властей, но оно все же смягчено: президент по тексту конституций не является главой исполнительной власти (он охарактеризован только как глава государства), исполнительная власть по конституции принадлежит правительству, которое несет основную ответственность перед президентом и ограниченную — перед парламентом. Двойная ответственность правительства — специфическая черта в модели разделения властей при данной форме правления.

В полупрезидентской республике имеются следующие черты, объединяющие ее с президентской формой правления:

- президент избирается  непосредственно избирателями, что  делает его независимым от  парламента и дает возможность  противопоставлять себя парламенту;

- вице-премьеров и министров  президент может назначить по  своему усмотрению, независимо от  партийной расстановки сил в  парламенте;

- правительство несет  ответственность перед президентом,  который может, но своему усмотрению уволить премьер-министра, отдельного министра и все правительство в отставку.

Наряду с сильными элементами президенциализма, в полупрезидентской республике имеются черты парламентаризма. Главная из них — ответственность правительства перед парламентом. Она всегда затруднена, в меньшей степени во Франции (нужно не менее 10% подписей общего состава палаты для внесения такой резолюции, есть и другие условия), больше — в России. В России для решения вопроса об отставке Правительства нужен не один, а два вотума (голосования) недоверия по инициативе парламента, причем в трехмесячный период (если срок истек, первый вотум теряет свою силу). Однако и после двух вотумов отставка Правительства не безусловна. Президент вместо этого может распустить парламент (Государственную Думу) с назначением даты новых выборов. Второй элемент парламентаризма: согласие нижней палаты на назначение определенной кандидатуры, предлагаемой президентом, на должность премьер-министра. Такой порядок предусматривается не во всех странах, во Франции этого нет, но в России и некоторых других странах получение такого согласия обязательно.

Наряду с совмещением  черт президентской и парламентарной республики полупрезидентская республика имеет такие особенности, которые не присущи первым. Основная из них: особый статус президента. По конституциям президент выводится за триаду разделения властей. Он не относится ни к одной из ее ветвей, в том числе к исполнительной власти, как это всегда бывает в президентской республике и по традиции — в парламентарной. Вместе с тем и во Франции, и в Румынии, и в Казахстане, и в России в конституцию заложена идея об арбитражной власти президента: он арбитр в отношениях всех других публичных институтов, а по Конституции Республики Беларусь 1996 г. — арбитр не только в государстве, но и в обществе. Германские исследователя X. Баро и Э. Везель считают, что в полупрезидентской республике глава правительства зависит как от президента, так и от парламента, но президент влияет на деятельность правительства не прямо, а опосредованно. [16, с. 135-142]. 

 

2.2 Форма государственного устройства

 

Форма государственного устройства - это способ территориальной организации  распределения государственной  власти и взаимоотношений между  соответствующими субъектами государственной  власти.

Термин «государственное устройство» в политико-правовой литературе используется в двух смыслах. В широком смысле слова - как понятие, охватывающее круг вопросов, касающихся государственного строя в целом, устройства всего государства (социально - экономической и политической основе государства, основы правового статуса его граждан, территориального устройства государства, системы государственных органов).

В узком смысле слова - для  характеристики территориальной (национально-территориальной) организации государственной власти (вопросы внутреннего деления  территории государства на те или иные составные части, их правовое положение, взаимоотношения между государством в целом и его составными частями).

При характеристике государственного устройства как одной из форм государства  имеется в виду второе (узкое значение этого термина).

Таким образом, формы государственного устройства - это внутреннее строение государства, деление его на составные  части и их взаимоотношения между  собой. [17, с. 310]

С точки зрения государственного устройства государство можно подразделить на унитарное (единое государственное образование), федерации (союзы, относительно самостоятельных, в правовом отношении государственных образований: союзных республик, автономных республик, кантонов, штатов, земель и тому подобное), конфедерации (государственно - правовые объединения, союзы суверенных государств).

 

2.2.1 Унитарное государство

 

К унитарным относятся государства, которые представляют собой единое целостное государственное образование, части которого не обладают признаками государственного суверенитета. Унитарная форма государственного устройства имеет место во многих странах. В качестве образцов унитарных систем обычно приводят такие страны, как Франция, Великобритания, Италия, Кения и Египет. Основной принцип, на который делается упор во всех этих случаях унитаризма, заключается в том, что в каждом из них якобы обнаруживается один верховный, предельный и единый центр власти. Кроме того, эта форма характеризуется единой структурой государственного аппарата на всей территории страны. Парламент, глава государства, правительство распространяют свою юрисдикцию на территорию всей страны. Их компетенция (функциональная, предметная, территориальная) ни юридически, ни фактически не ограничивается полномочиями каких-либо местных органов. Все административно-территориальные единицы обладают одинаковым юридическим статусом и равным положением по отношению к центральным органам. Их правовое положение может определяться и закрепляться юридическими актами (например, уставы). Административно-территориальные единицы не могут иметь какой-либо политической самостоятельности. Однако в хозяйственной, социально-культурной областях их полномочия могут быть достаточно широкими, позволяющими осуществлять управление территорией с учетом ее особенности.

Для унитарного государства  характерно единое гражданство. Его  население имеет единую государственную  принадлежность. Никакие административно-территориальные  образования собственного гражданства  не имеют и не могут иметь.

Унитарному государству  присуща единая система права. Ее базу образует единая Конституция —  Основной закон, нормы которого применяются  на всей территории страны без каких-либо изъятий и ограничений. Местные  органы власти обязаны применять  и все другие нормативные акты, принимаемые центральными органами государственной власти. Их собственная нормоустанавливающая деятельность имеет сугубо подчиненный характер и распространяется только на соответствующую локальную территорию.

В унитарном государстве  действует единая судебная система, которая осуществляет правосудие на территории всей страны, руководствуясь общими для всех государственных  образований нормами материального  и процессуального права. Судебные органы, как, впрочем, и все другие правоохранительные органы, представляют собой звенья единой централизованной системы.

В унитарном государстве  используется одноканальная система  налогов. Как правило, налоги поступают  в центр, а оттуда уже распределяются в разные регионы.

Таким образом, в унитарном  государстве осуществляется централизация  всего государственного аппарата и  вводится прямой либо косвенный контроль над местными органами.

Присущая всем унитарным  государствам централизация может  проявляться в разных формах и  в разной степени. В некоторых  странах вообще отсутствуют местные  органы, и административно-территориальные  единицы управляются назначаемыми представителями центральной власти. В других государствах местные органы создаются, но они поставлены под  контроль (прямой или косвенный) центральной  власти. В зависимости от того, какой  вид контроля осуществляет центральная  власть над местными органами, различают  централизованные и децентрализованные унитарные государства. В некоторых  же унитарных государствах предоставляется  более льготный правовой статус одной  или нескольким административно-территориальным  единицам. Такое унитарное государство  характеризуется наличием административной автономии для некоторых структурных  территориальных подразделений. Указанная  форма государственного устройства находит применение там, где требуется  учет специфических интересов территориальных  единиц (национальных, этнических, географических, исторических и др.). Права по самоуправлению у автономных образований несколько  шире, чем у населения обычных  административно-территориальных единиц. Однако самостоятельность автономий  допускается только в пределах, установленных  центральной властью. В унитарном  государстве может функционировать  и местное самоуправление, действовать  муниципальные органы.

Информация о работе Форма государства