Правотворческая деятельность
содружества осуществляется в форме
нормативных актов, которые могут
принимать главы государств (устав
содружества, акты об общих вооруженных
силах и т.п.). [19, с. 62-63]
2.3 Политико-правовой
режим как способ осуществления государственной
власти
Политический режим является
наиболее важным элементом формы
государства, поскольку определяет
характер и способы взаимодействия
власти, общества и личности. Политическая
власть многообразна по способам
своего воздействия на общество,
поведение людей, классов, партий.
Это обстоятельство и явилось
основанием для неоднозначного
понимания термина «политический
режим», использования в юридической
науке наряду с ним понятий
«государственный режим», «государственно-политический
режим».
В англо-американской политико-правовой
науке понятие «политический
режим» интерпретируется широко
и отождествляется с понятием
« политическая система». При
этом политический режим включает
в себя все способы взаимодействия
между государством и негосударственными
организациями по поводу желательного
для них распределения ресурсов,
ценностей, материальных и социальных
благ.
В европейской юридической науке
понятие «политический режим»
трактуется функционально, выражает
характер взаимосвязи государства
и индивида и складывается: 1) из
политического курса, который
выбирает держатель верховной
власти, и 2) политической деятельности
для его осуществления, включая,
в первую очередь, средства
и методы реализации власти.
В политической и юридической
науках общепринятым определением
понятия «политический режим»
является следующее: «Политический
режим – это система методов,
способов и средств осуществления
политической власти. При этом
одни авторы отождествляют понятия
«политический режим» и « государственный
режим», другие считают понятие
«политический режим» шире по
своему объему, чем государственный,
поскольку он включает в себя
средства и методы, как государственного
воздействия на общество. При этом
в качестве элементов политического режима
рассматривают: 1) партийную систему, которая
определяет сущность режима; 2) избирательную
систему; 3) структуру институтов верховной
власти; 4) принцип легитимности органов
государственной власти; 5) способы
принятия политических решений; 6)заинтересованные
группы (лобби, группы давления, профсоюзы
и иные организации, созданные по профессиональному,
этническому, религиозному интересам).
В отличие от политического
государственный режим представляет
собой совокупность форм, методов
и приемов реализации публичной
власти посредством государственного
механизма. Среди них можно
выделить как правовые методы
(экономическую поддержку предпринимательства,
выбор избирательной системы,
обеспечивающий преимущество правящему
классу, идеологическую поддержку
проводимого политического курса),
так и не правовые (насилие,
политический террор против оппозиции).
Их выбор зависит от соотношения политических
сил в стране. Если государственная власть
попеременно находится у различных политических
сил, то режим будет постоянно изменяться.
Причем изменения государственного режима
существенно отражается на форме правления
и форме государственного устройства.
Однако понятие «государственный
режим» не исчерпывает всех
средств осуществления политической
власти. Кроме государства, в любом
обществе есть политические силы,
которые прямо не связаны с
государственной властью, однако
оказывают на нее очень существенное
влияние, например, промышленно-финансовые
группы, профсоюзы, политические
партии, общественные объединения,
средства массовой информации, церковь.
Эти организации тоже являются
участниками политической жизни,
борются за власть, влияют на
нее. Поэтому понятие «государственный
режим» уже, чем понятие «политический
режим».
Политический режим как категория
включает в себя следующие
признаки:
- степень участия народа в механизмах формирования политической власти, а также способы такого формирования;
- соотношения прав и свобод человека и гражданина с правами государства;
- гарантированность прав и свобод личности;
- степень реализации политической власти непосредственно народом;
- место и роль негосударственных структур в политической систему общества;
- соотношение между законодательной и исполнительной ветвями власти;
- учет интересов меньшинства при принятии политических решений;
- мера политического плюрализма, в том числе многопартийности;
- степень верховенства закона во всех сферах общественной жизни.
- политический режим отражает реальное соотношение и распределение власти в государстве между различными политическими силами и, прежде всего, зависит от того, какими методами в государстве осуществляется политическая власть. Если это методы убеждения, согласования, законности, парламентаризма, если применяется только правовое принуждение, то на лицо прогрессивный, демократический режим. Когда же на первый план выходят методы насилия, в государстве складывается реакционный, антидемократический. Существуют режимы, где в той или иной степени сочетаются оба начала.
2.3.1 Демократический
режим
Демократический режим (democratia – в переводе
с греческого – народовластие) основан
на признании принципа равенства и свободы
всех людей, участии народа в управлении
государством. Он характеризуется следующими
основными чертами:
- конституционным закреплением и реальным существованием широкого спектра политических и социальных прав и свобод граждан, их гарантированностью государством;
- формированием высших органов государственной власти и управления посредством всеобщих и свободных выборов всеми реальными участниками – гражданами, политическими партиями, объединениями с целью создания условий для реализации на практике принципа разделения властей;
- наличием и существованием многопартийной политической системы, политического плюрализма и конкурентной борьбы за власть между различными политическими силами;
- реальным верховенством конституции, реализации принципа законности, созданием условий для действенного существования правового и социального государства.
Демократия (народовластие) может
осуществляться посредством двух
форм: прямой (непосредственной) и представительной.
Прямая демократия позволяет
осуществлять власть самим народом
без политических посредников
и проводится в жизнь посредством
таких институтов прямого народовластия,
как выборы на основе всеобщего
избирательного права, референдумы,
сходы и собрания граждан, митинги
и демонстрации, всенародные обсуждения
и т.д. Одни из них – выборы,
референдумы – четко регламентированы
соответствующими нормативными
актами, носят обязательный характер
и не нуждаются в санкции
государственных структур, другие
носят консультативный характер.
К сильным сторонам прямой
демократии можно отнести то,
что она дает больше возможностей
(по сравнению с представительными
институтами) для выражения интересов
граждан и их участия в политическом
процессе, в большей мере обеспечивает
полную легитимизацию власти, обеспечивает
контроль за политической элитой.
К недостаткам прямой демократии
можно отнести отсутствие стойкого
желания у большинства населения
заниматься данной управленческой
деятельностью, сложность и дороговизна
проводимых прямодемократических мероприятий,
низкая эффективность принимаемых решений
вследствие непрофессионализма большинства
избирателей.
Представительная демократия позволяет
осуществлять власть представителям
нарда – депутатам, органам
местного самоуправления, другим
выборным органам, которые призваны
выражать интересы различных
классов, социальных групп, политических
партий, общественных организаций.
К сильным сторонам представительной
демократии можно отнести то, что она дает
больше возможностей (по сравнению с институтами
прямой демократии) для оперативного принятия
эффективных решений, поскольку в этом
процессе участвуют, как правило, профессионалы,
компетентные лица, специально занимающиеся
данной деятельностью; более рационально
организуют политическую систему, позволяя
каждому заниматься своим делом и т.п.
Недостатками представительной
демократии являются возможное
неограниченное развитие бюрократии
и коррупции, отрыв представителей
от своих избирателей, принятие
решений в интересах не большинства
граждан, а различного рода
лоббистов и т.д.
Возможный частичный отход от
указанных признаков демократического
режима ведет к различным его
модификациям, каковыми, например, являются:
либерально-демократический режим,
который характеризуется тем,
что приоритет отдается личности,
ее правам и свободам, и роль государства
сводится к защите этих прав и свобод,
к защите собственности граждан; и консервативно-демократический
режим, который опирается не столько на
конституцию, сколько на политические
традиции, которые являются основой данного
режима.
Демократия как сложная форма
взаимоотношений власти и граждан
представляется уязвимой в изменяющихся
условиях, но достаточно эффективной
в высокоорганизованных, плюралистических
обществах. По мнению современных
юристов и политологов, демократический
режим является оптимальным видом
политического режима, взаимодействия
личности и государства.
2.3.2 Авторитарный
режим
Авторитарный режим обычно рассматривается
как своего рода «компромисс» между тоталитарным
и демократическим политическими режимами.
Он мягче, либеральнее, чем тоталитаризм,
но жестче, антинароднее, чем демократический.
Отношение государства и личности при
авторитаризме построены больше на принуждении,
чем на убеждении. При этом авторитарный
режим либерализирует общественную жизнь,
не стремится навязывать обществу четко
разработанной официальной идеологии,
допускается ограниченный и контролируемый
плюрализм в политическом мышлении, мнениях
и действиях, мирится с существованием
оппозиции. Руководство различными сферами
жизни общества не столь тотально, нет
строго организованного контроля над
социальной и экономической инфраструктурами
гражданского общества, над производством,
профсоюзами, учебными заведениями, массовыми
организациями, средствами массовой информации.
Автократия (от греческого autokrateia
– самовластие, то есть неограниченная
власть одного лица) не требует демонстрации
преданности со стороны населения, как
при тоталитаризме, ей достаточно отсутствия
открытого политического противостояния.
Однако режим беспощаден к проявлениям
реально политической конкуренции за
власть, к фактическому участию населения
в принятии решений по важнейшим вопросам
жизни общества. Авторитаризм подавляет
основные гражданские права.
Для авторитаризма характерна
гипертрофированная роль вооруженных
сил и ее верхушки. Силовые
структуры обществу практически
не подконтрольны и активно
используются для осуществления
несвойственных им политических
функций.
Для того, чтобы сохранить неограниченную
власть в своих руках, авторитарный режим
осуществляет циркуляцию элит не путем
конкурентной борьбы кандидатов на выборах,
а волевым введением их в руководящие
структуры. В силу того, что процесс передачи
власти осуществляется не посредством
установленных законом процедур замены
руководителей, а насильственно, этот
режим не является легитимным. Однако,
несмотря на отсутствие поддержки со стороны
народа авторитарный режим может существовать
длительное время и достаточно успешно.
Он способен эффективно решать стратегические
задачи по осуществлению экономических
и социальных преобразований, укреплению
государства, его целостности, единства.
2.3.3 Тоталитарный
режим
Тоталитарный режим характеризуется
абсолютным контролем государства над
всеми областями общественной жизни, полным
подчинением человека политической власти
и господствующей идеологии.
Признаки тоталитарного режима
являются:
1)господство одной официальной
идеологии, которая формируется
и задается общественно-политическим
движением, политической партией,
правящей элитой, политическим лидером,
вождем народа в большинстве
случаев харизматическим;
2)наличие единственной
массовой правящей партии, которая
объявляется ведущей силой общества,
ее установки, рассматриваются
как священные догмы; централизация
государственной власти; сращивание
партийного и государственного
аппаратов;
3)наличие крайне централизованной
системы управления экономикой.
Практически управление сводится
к исполнению команд «сверху»,
при котором инициатива не
только не поощряется, а строго
наказывается;
4)применения насилия,
принуждения, террора в качестве
доминирующих методов управления;