Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 12:23, курсовая работа
Данная работа ставит своей целью систематизировать и обобщить современные взгляды на проблему классификации государств по трем различным признакам: форме правления, форме государственного устройства и государственному режиму.
Для достижения поставленной цели, мы выделили следующие задачи:
Изучить форму правления государств;
Рассмотреть формы государственного устройства;
Описать формы государственно-правового режима.
Унитарный тип — одна из самых распространенных форм территориально-политической организации, как в современном мире, так и особенно в прежние периоды истории человечества. Большинство национальных государств сформировались как унитарные. Таковыми были все абсолютистские монархии и все восточные деспотии. Унитарное государство, независимо от того, централизованное оно или децентрализованное, демократическое или авторитарное, характеризуется господством единой системы органов власти и правосудия, руководствующихся едиными правовыми и конституционными нормами.
2.2.2 Федерация
Федеративная форма
В конституционно-правовом
отношении федерация зиждется на
существовании нескольких или множества
территориальных сообществ и
их нежелании полностью слиться
в нечто унитарное целое. Унификация,
равно как и сецессия, здесь
отвергается. Между различными составляющими
федерации могут возникать
Одним из важнейших принципов
федерализма можно считать
При всем том федерация
представляет собой форму организации
государства, имеющую единое центральное
правительство и
Следует заметить, что каждая федерация обладает уникальными, специфическими особенностями. И все же можно при этом выделить общие черты для всех федеративных государств.
Федеративное (союзное) государство
состоит из нескольких государств или
государственных образований, которые
в той или иной мере обладают самостоятельностью.
Эти государственные
Так, в отличие от унитарного
государства федеративное в политико-административном
отношении не представляет собой
единого целого. Оно состоит из
территорий субъектов федерации
и является союзным государством.
Государственные образования, входящие
в состав федеративного государства,
могут не являться государствами
в собственном смысле слова, поскольку
они не обладают полным суверенитетом,
т.е. самостоятельностью и независимостью
по всем вопросам внутренней и внешней
политической жизни. Степень суверенности
может быть разной. Однако выделяется
круг вопросов, которые не могут
быть решены без участия центральной
власти. Но, во всяком случае, субъекты
федерации наряду с хозяйственной
и социально-культурной самостоятельностью
приобретают и определенную политическую
самостоятельность, и это их отличает
от административно-
Одним из формальных признаков
федерации является наличие двойного
гражданства. Каждый гражданин считается
гражданином федерации и
В федеративном государстве функционирует правовая система, построенная на принципе централизации, единства. Но субъекты федерации могут создавать и свою правовую систему. Чаще всего, хотя и не всегда, им предоставляется право принятия собственной Конституции.
Таким образом, исторические
достижения мировой практики федеративного
строительства позволяют
Во-первых, федерализм является
естественным средством обеспечения
политической конкуренции, которая, как
и в экономике, выступает важнейшим
условием саморазвития общества. Многочисленные
политические группы и организации
в условиях реальной федерации получают
возможность для выражения
Во-вторых, для разрешения конфликтов, возникающих в отдельных регионах, подлинный федерализм предлагает намного более широкую палитру инструментов. В условиях жесткой централизации и унитаризма все конфликты неизбежно требуют разрешения «сверху» со всеми вытекающими отсюда издержками. Федерация же позволяет включить целую серию компенсаторных механизмов, чтобы регион, самостоятельно и ответственно разрешая свои проблемы, мог подтвердить права на свою самостоятельность и избежать федерального вмешательства. Одним из важнейших механизмов согласования интересов в регионе является развитое местное самоуправление.
В-третьих, только настоящая федерация способна обеспечивать систему сдержек и противовесов, а равно оптимальное разделение властей не только по горизонтали, но и по вертикали. Это является дополнительной и очень важной гарантией от угрозы узурпации власти и диктатуры. [18, с. 374-376]
2.2.3 Конфедерация
Традиционно к формам государственного
устройства относят и конфедерации.
На наш взгляд это неправомерно.
Здесь скорее необходимо говорить о
форме межгосударственного
Конфедерация — союз государств с некоторыми общими органами, образуемыми для достижения определенных общих целей (оборона, решение сложных технических задач и т.д.). Конфедерация представляет непрочное Государственное образование, и при достижении поставленной цели она распадается. Следует особо обратить внимание на следующие характерные черты конфедеративной формы государственного устройства. Это, в частности, обусловлено необходимостью поиска новых форм содружества республик, входивших в состав бывшего Союза ССР.
Можно назвать следующие особенности конфедерации:
1. Договорная форма образования конфедераций. Большая часть конфедераций была образована на основе соответствующих договоров.
2. Свобода выхода из
конфедерации (сецессии). В отличие
от федераций, где попытка
3. Конфедерация не обладает
суверенитетом, суверенитет
4. Предметы ведения конфедерации
ограничены перечнем
5. В конфедерациях образуются
не все государственные органы,
а только те, которые необходимы
для осуществления задач,
6. В представительных
органах конфедераций делегаты
представляют не
7. Постоянно действующие
государственные органы
8. Субъектам конфедераций
принадлежит право
9. Бюджет конфедерации
формируется за счет
10. Субъекты конфедерации
имеют право устанавливать
Конфедерации, как формы союза государств, сохраняющих суверенитет практически в полном объеме, в настоящее время не существуют нигде.
На разных этапах истории образовывались конфедерации, но после непродолжительного существования они распадались либо приобретали федеративную форму государственного устройства. Когда речь заходит о примерах конфедерации, наблюдатели традиционно упоминают Американскую Конфедерацию (1781 г.), Северо-Германский союз (1867 г.) и Швейцарскую Конфедерацию (существовавшую со времен средневековья вплоть до 1867 г.). Среди более поздних, появившихся после второй мировой войны образований, можно сослаться на Североатлантический союз (НАТО), Европейское экономическое сообщество (ЕЭС), Арабскую лигу и Организацию африканского единства (ОАЕ).
Опыт истории конфедераций свидетельствует о том, что эта форма является переходной либо к полному распаду союза, либо к федеративной форме устройства.
Следует обратить внимание
и на такую форму
Содружество — это весьма редкое, еще более аморфное, чем конфедерация, но, тем не менее, организационное объединение государств, имеющих общие признаки и определенную степень однородности. Объединяющие их признаки могут касаться, во-первых, экономики (одинаковая форма собственности, интеграция хозяйственных связей, единая денежная единица и др.), во-вторых, права (уголовного, гражданского, процессуальных норм, сходство имеет и правовой статус гражданина), в-третьих, языка (иногда языковое единство имеет лингвистический характер, например, у славянских стран СНГ, иногда же единство обусловливается его привнесением в результате колониального господства, как, например, у стран Британского содружества наций), в-четвертых, культуры (иногда культурная общность имеет единое происхождение, иногда достигается путем взаимообогащения или даже привнесения и ассимиляции иных, чужеродных элементов), в-пятых, религии (но не всегда). Однако содружество — это не государство, а своеобразное объединение независимых государств. В основе содружества, как и конфедерации, могут лежать межгосударственный договор, устав, декларация, иные юридические акты.
Цели, выдвигаемые при
создании содружеств, могут быть самыми
различными. Они затрагивают важные
интересы государств, что не позволяет
их отнести к разряду
В содружестве могут создаваться и надгосударственные органы, но скорее всего не для управления, а для координации действий государств. Денежные средства, если это необходимо для целей содружества, объединяются добровольно и в тех размерах, которые субъекты содружества сочтут необходимыми и достаточными.