Форма государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 12:23, курсовая работа

Краткое описание

Данная работа ставит своей целью систематизировать и обобщить современные взгляды на проблему классификации государств по трем различным признакам: форме правления, форме государственного устройства и государственному режиму.
Для достижения поставленной цели, мы выделили следующие задачи:
Изучить форму правления государств;
Рассмотреть формы государственного устройства;
Описать формы государственно-правового режима.

Файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ.docx

— 89.36 Кб (Скачать)

Унитарный тип — одна из самых распространенных форм территориально-политической организации, как в современном мире, так и особенно в прежние периоды истории человечества. Большинство национальных государств сформировались как унитарные. Таковыми были все абсолютистские монархии и все восточные деспотии. Унитарное государство, независимо от того, централизованное оно или децентрализованное, демократическое или авторитарное, характеризуется господством единой системы органов власти и правосудия, руководствующихся едиными правовыми и конституционными нормами.

 

2.2.2 Федерация

 

Федеративная форма государственного устройства является еще более многоликой, чем унитарная. Идеи федеративного  устройства, хотя и восходят к глубокой древности, особенно большую популярность приобрели во второй половине XIX и в XX вв. Федерация представляет собой союзное государство, состоящее из множества (как, например, Россия и США) или нескольких (Канада) государственных образований, обладающих определенной степенью самостоятельности в тех или иных сферах общественной жизни. Она органически сочетает в себе преимущества государственного единства со сбалансированной самостоятельностью членов. Здесь то, что называется «общей волей», служащей в качестве некоей невидимой оси государства, вырабатывается как бы из двойного источника — волеизъявления всех ее граждан, с одной стороны, и государств-членов — с другой.

В конституционно-правовом отношении федерация зиждется на существовании нескольких или множества  территориальных сообществ и  их нежелании полностью слиться  в нечто унитарное целое. Унификация, равно как и сецессия, здесь  отвергается. Между различными составляющими  федерации могут возникать конфликты, но они, как правило, пронизаны осознанием взаимной зависимости и наличием у них общей воли или общего интереса, перевешивающего все разногласия  и противоречия. Поэтому федеральную  конституцию можно рассматривать  как документ, который признает существование  конфликтующих интересов у составляющих федерацию территориально-политических образований и обязывает их искать компромисс и пути взаимного приспособления. Другими словами, федеральная конституция  является воплощением важнейшего кредо  демократии — принципа плюрализма в территориальных терминах.

Одним из важнейших принципов  федерализма можно считать субсидиарность. Ее суть состоит в распределении полномочий между различными уровнями власти таким образом, что в ведении верхних эшелонов власти остаются только те функции, которые они могут выполнять лучше, чем нижние эшелоны. Соединяя политические и экономические идеи федерализма, субсидиарность является практическим воплощением принципа децентрализации и принципа плюрализма в территориальных терминах. Из этого принципа вытекает принцип автономности, самоуправляемости субъектов федерации. Субъекты федерации (земли в Австрии и Германии, штаты в США, провинции в Канаде) имеют право принимать собственные конституции и законы, обладают значительной степенью самостоятельности в решении достаточно широкого круга проблем. Проблемы, как правило, решаются на том уровне, на котором они возникают. Иначе говоря, власть осуществляется множеством правительственных органов, каждый из которых обладает своими властными прерогативами и компетенциями. Тем самым в рамках единого государства достигается оптимальное разделение властных полномочий по вертикали, призванное сдерживать и уравновешивать вес и влияние различных органов управления.

При всем том федерация  представляет собой форму организации  государства, имеющую единое центральное  правительство и территориально-политические подразделения, наделенные значительной долей самостоятельности в управлении делами в пределах своей юрисдикции. Существенная особенность федерализма  — наличие двух государственных  уровней. Он подразумевает комплекс конкретных взаимоотношений между  различными уровнями, основанных на конституционном  разделении между ними властных полномочий. Но при этом не допускается раздвоения государства, поскольку федеральный  уровень обладает всей полнотой внешнего суверенитета и большей частью внутреннего  суверенитета. Что касается субъектов  федерации, то они сохраняют лишь некоторые атрибуты внутреннего  суверенитета.

Следует заметить, что каждая федерация обладает уникальными, специфическими особенностями. И все же можно  при этом выделить общие черты  для всех федеративных государств.

Федеративное (союзное) государство  состоит из нескольких государств или  государственных образований, которые  в той или иной мере обладают самостоятельностью. Эти государственные образования, составляющие единое государство, имеют свои органы власти и управления.

Так, в отличие от унитарного государства федеративное в политико-административном отношении не представляет собой  единого целого. Оно состоит из территорий субъектов федерации  и является союзным государством. Государственные образования, входящие в состав федеративного государства, могут не являться государствами  в собственном смысле слова, поскольку  они не обладают полным суверенитетом, т.е. самостоятельностью и независимостью по всем вопросам внутренней и внешней  политической жизни. Степень суверенности может быть разной. Однако выделяется круг вопросов, которые не могут  быть решены без участия центральной  власти. Но, во всяком случае, субъекты федерации наряду с хозяйственной  и социально-культурной самостоятельностью приобретают и определенную политическую самостоятельность, и это их отличает от административно-территориальных  образований унитарного государства.

Одним из формальных признаков  федерации является наличие двойного гражданства. Каждый гражданин считается  гражданином федерации и гражданином  соответствующего государственного образования. И это закрепляется конституциями  государств. Это означает, что объем  прав и свобод у каждого гражданина, независимо от того, на территории какого субъекта федерации он проживает, один и тот же.

В федеративном государстве  функционирует правовая система, построенная  на принципе централизации, единства. Но субъекты федерации могут создавать  и свою правовую систему. Чаще всего, хотя и не всегда, им предоставляется  право принятия собственной Конституции.

Таким образом, исторические достижения мировой практики федеративного  строительства позволяют выделить следующие особенности федерализма:

Во-первых, федерализм является естественным средством обеспечения  политической конкуренции, которая, как  и в экономике, выступает важнейшим  условием саморазвития общества. Многочисленные политические группы и организации  в условиях реальной федерации получают возможность для выражения своих  интересов и приложения их на разных этажах регионального уровня политики. Именно развитый федерализм позволяет  отвести деструктивную политическую энергию в «мирное русло» на благо  всего общества.

Во-вторых, для разрешения конфликтов, возникающих в отдельных  регионах, подлинный федерализм предлагает намного более широкую палитру  инструментов. В условиях жесткой  централизации и унитаризма все  конфликты неизбежно требуют  разрешения «сверху» со всеми вытекающими  отсюда издержками. Федерация же позволяет включить целую серию компенсаторных механизмов, чтобы регион, самостоятельно и ответственно разрешая свои проблемы, мог подтвердить права на свою самостоятельность и избежать федерального вмешательства. Одним из важнейших механизмов согласования интересов в регионе является развитое местное самоуправление.

В-третьих, только настоящая  федерация способна обеспечивать систему  сдержек и противовесов, а равно  оптимальное разделение властей  не только по горизонтали, но и по вертикали. Это является дополнительной и очень  важной гарантией от угрозы узурпации  власти и диктатуры. [18, с. 374-376]

 

2.2.3 Конфедерация

 

Традиционно к формам государственного устройства относят и конфедерации. На наш взгляд это неправомерно. Здесь скорее необходимо говорить о  форме межгосударственного объединения.

Конфедерация — союз государств с некоторыми общими органами, образуемыми  для достижения определенных общих  целей (оборона, решение сложных  технических задач и т.д.). Конфедерация представляет непрочное Государственное  образование, и при достижении поставленной цели она распадается. Следует особо  обратить внимание на следующие характерные  черты конфедеративной формы  государственного устройства. Это, в  частности, обусловлено необходимостью поиска новых форм содружества республик, входивших в состав бывшего Союза  ССР.

Можно назвать следующие  особенности конфедерации:

1. Договорная форма образования  конфедераций. Большая часть конфедераций  была образована на основе  соответствующих договоров.

2. Свобода выхода из  конфедерации (сецессии). В отличие  от федераций, где попытка выхода  рассматривается как мятеж, выход  из состава конфедерации означает  расторжение договорной связи  с союзом.

3. Конфедерация не обладает  суверенитетом, суверенитет принадлежит  государствам, входящим в нее.  Проявляется это, в частности,  в том, что никакие решения  союзной власти не имеют силы  на территории государств, входящих  в состав конфедерации, без их  согласия. Не предусмотрены и  какие-либо механизмы принуждения  к исполнению решений союзной  власти.

4. Предметы ведения конфедерации  ограничены перечнем небольшого  и в целом незначительного  круга вопросов. Это — вопросы  войны и мира, внешней политики, формирования единой армии, общей  системы коммуникаций, разрешения  споров между субъектами конфедерации. Расширение их возможно, как правило,  только с согласия всех государств, составляющих конфедерацию.

5. В конфедерациях образуются  не все государственные органы, а только те, которые необходимы  для осуществления задач, особо  выделенных по договорным актам.  В частности, не образуются  судебные органы, ограничен круг  органов исполнительной власти.

6. В представительных  органах конфедераций делегаты  представляют не территориальные  части или население одного  государства, а суверенные государства.  Избирают их парламенты субъектов  конфедераций, обязывая следовать  соответствующим инструкциям и  указаниям.

7. Постоянно действующие  государственные органы конфедераций  не обладают властными полномочиями. Как правило, акты конфедеративной  власти не содержат норм прямого  действия. По сути, они адресованы  не гражданам, а органам власти  субъектов конфедерации.

8. Субъектам конфедераций  принадлежит право нуллификации, т.е. отказа в признании либо  отказа от применения актов  союзной власти.

9. Бюджет конфедерации  формируется за счет добровольных  взносов ее субъектов. Правом  непосредственного налогообложения,  как и возможностью принудительного  взыскания взносов, конфедерация  не обладает.

10. Субъекты конфедерации  имеют право устанавливать таможенные  и иные ограничения, препятствующие  передвижению лиц, товаров, услуг  и капиталов.

Конфедерации, как формы  союза государств, сохраняющих суверенитет  практически в полном объеме, в  настоящее время не существуют нигде.

На разных этапах истории  образовывались конфедерации, но после  непродолжительного существования  они распадались либо приобретали  федеративную форму государственного устройства. Когда речь заходит о  примерах конфедерации, наблюдатели традиционно упоминают Американскую Конфедерацию (1781 г.), Северо-Германский союз (1867 г.) и Швейцарскую Конфедерацию (существовавшую со времен средневековья вплоть до 1867 г.). Среди более поздних, появившихся после второй мировой войны образований, можно сослаться на Североатлантический союз (НАТО), Европейское экономическое сообщество (ЕЭС), Арабскую лигу и Организацию африканского единства (ОАЕ).

Опыт истории конфедераций свидетельствует о том, что эта  форма является переходной либо к  полному распаду союза, либо к  федеративной форме устройства.

Следует обратить внимание и на такую форму межгосударственного  объединения, как содружество.

Содружество — это весьма редкое, еще более аморфное, чем  конфедерация, но, тем не менее, организационное  объединение государств, имеющих  общие признаки и определенную степень  однородности. Объединяющие их признаки могут касаться, во-первых, экономики (одинаковая форма собственности, интеграция хозяйственных связей, единая денежная единица и др.), во-вторых, права (уголовного, гражданского, процессуальных норм, сходство имеет и правовой статус гражданина), в-третьих, языка (иногда языковое единство имеет лингвистический характер, например, у славянских стран СНГ, иногда же единство обусловливается его привнесением в результате колониального господства, как, например, у стран Британского содружества наций), в-четвертых, культуры (иногда культурная общность имеет единое происхождение, иногда достигается путем взаимообогащения или даже привнесения и ассимиляции иных, чужеродных элементов), в-пятых, религии (но не всегда). Однако содружество — это не государство, а своеобразное объединение независимых государств. В основе содружества, как и конфедерации, могут лежать межгосударственный договор, устав, декларация, иные юридические акты.

Цели, выдвигаемые при  создании содружеств, могут быть самыми различными. Они затрагивают важные интересы государств, что не позволяет  их отнести к разряду второстепенных. Для достижения этих целей объединенным государствам приходится иногда ограничивать и свой суверенитет. Как правило, члены содружества — это полностью  независимые, суверенные государства, субъекты международных отношений.

В содружестве могут создаваться  и надгосударственные органы, но скорее всего не для управления, а для  координации действий государств. Денежные средства, если это необходимо для  целей содружества, объединяются добровольно  и в тех размерах, которые субъекты содружества сочтут необходимыми и  достаточными.

Информация о работе Форма государства