Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 17:21, курсовая работа
Задача моей работы показать, что четкого соотношения между типом и формой государства нет. С одной стороны в пределах государства одного и того же типа могут встречаться различные формы организации и деятельности государственной власти, а с другой, государства различного типа могут обличаться в одинаковую форму. Своеобразие конкретной формы государства любого исторического периода определяется прежде всего степенью зрелости общества и государственной жизни, задачами и целями, которые ставит перед собой государство. Другими словами, категория формы государства непосредственно зависит от его содержания и определяется им.
ВВЕДЕНИЕ 2
1.ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ 3
2.ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ 4
2.1 МОНАРХИЧЕСКИЕ ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ 4
2.2 РЕСПУБЛИКАНСКИЕ ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ 10
3 ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА 22
3.1 УНИТАРНОЕ ГОСУДАРСТВО 22
3.2 ФЕДЕРАТИВНОЕ ГОСУДАРСТВО 24
3.3 КОНФЕДЕРАТИВНОЕ ГОСУДАРСТВО 27
4. ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕЖИМА 29
4.1 АНТИДЕМОКРАТИЧЕСКИЕ РЕЖИМЫ 30
4.2 ДЕМОКРАТИЧЕСКИЕ ЖЕ РЕЖИМЫ 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 34
Конституционная монархия - это такая форма правления, при которой власть монарха значительно ограничена представительным органом, что определяется утверждаемой им конституцией, изменить которую монарх не в праве.
Как
форма правления
Конституционная монархия бывает:
- парламентской;
- дуалистической (практически изживает себя).
Парламентская монархия характеризуется следующими признаками:
- правительство формируется из представителей партии или партий, победивших на выборах в парламент;
- лидер партии, обладающей большинством депутатских мест, становится главой государства;
- в законодательной, исполнительной и судебной сферах власть монарха, являясь символической, фактически отсутствует;
- законодательные акты принимаются парламентом;
- правительство ответственно только перед парламентом.
Дуалистическая монархия, характеризуясь двойственностью государственной власти, имеет следующие признаки:
- правительство формируется монархом не зависимо от партийного состава в парламенте;
- правительство не ответственно перед парламентом
Монарх при этом выражает интересы феодалов, а парламент - интересы буржуазии и других слоев населения.
Подобная форма правления существовала в кайзеровской Германии с 1871 по 1918 гг.
Республика - (от лат. res publica, буквально - общественное дело) это такая форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок.9
Общими признаками республиканской формы правления являются:
- существование единоличного и коллегиального глав государства;
- выборность на определенный срок главы государства и других верховных органов государственной власти;
- осуществление власти не по собственному праву, а по воле народа;
- юридическая ответственность главы государства;
- обязательность решений верховной государственной власти для всех других государственных органов;
- преимущественная защита интересов граждан государства;
- взаимная ответственность личности и государства.
Выделяются
следующие разновидности
Основными органами Афинского государства являлись:
- народное собрание;
- Совет пятисот;
- гелиэя.
Народное собрание - верховный орган Афин, компетенция которого была обширной:
- принятие законов;
- избрание и проверка деятельности должностных лиц;
- решение вопросов войны и мира;
- издание постановлений частного характера.
Совет пятисот представлял собой контрольно-исполнительный орган, в функции которого входило:
- обсуждение вопросов, поступивших на рассмотрение народного собрания;
- решение проблем управления (финансы, флот, торговля, дипломатические отношения);
Гелиэя была высшим судебным органом, к компетенции которого, помимо дел о преступлениях и злоупотреблениях, относились:
- право отвергать законопроекты, принятые народным собранием;
- контрольные функции.
Таким образом, властные полномочия народного собрания направлялись Советом пятисот и контролировались гелиэей, что указывает на наличие уже тогда определенной системы сдержек и противовесов. В структуре Афинской республики просматриваются также элементы будущего разделения властей. Кроме того, следует отметить ряд демократических принципов, на которых там строилось республиканское правление:
- выборность;
- срочность полномочий;
- коллегиальность;
- подотчетность;
- возмездность за исполнение государственных функций.
Спарта
в отличие от Афин, возглавлявших
демократическую часть
- монархи;
- народное собрание;
- совет старейшин.
Во главе государства стояли два царя, обладавшие ограниченной и непрочной, хотя и считавшейся пожизненной властью:
- являлись военачальниками;
- осуществляли суд по некоторым делам, имевшим значение для всей общины;
- ведали делами культа.
Народное собрание в силу существовавшей в нем процедуры играло меньшую, чем в Афинах, роль, но все же преуменьшать ее не следует. Оно занималось:
- принятием законов;
- избранием должностных лиц;
- решением вопросов войны и мира, союза с другим государством;
- определением порядка наследования должности царя.
Совет старейшин обладал следующими полномочиями:
- рассмотрение вопросов, выносившихся на обсуждение народного собрания;
- мог воспрепятствовать решению народного собрания, покинув его;
- участие в переговорах с другими государствами;
- рассмотрение уголовных дел и государственных преступлений.
Важнейшими государственными органами Римской республики являлись:
- народные собрания;
- сенат;
- магистратура.
В компетенцию народных собраний в основном входило:
- принятие законов;
- избрание должностных лиц (консулов, преторов, цензоров);
- объявление войны и рассмотрение жалоб на приговоры к смертной казни.
Избираемые народными собраниями цензоры составляли списки членов сената, который обладал, не смотря на свой формально совещательный характер, обширными полномочиями:
- контроль законодательной деятельности народных собраний, выражавшийся сначала в утверждении их решений, а в последствии в предварительном рассмотрении (с правом отклонения) законопроектов;
- контроль избрания народными собраниями должностных лиц (вначале утверждением избранных, впоследствии - кандидатов);
- право распоряжаться казной, устанавливать налоги и необходимые финансовые расходы;
- утверждение договоров о мире и союзе;
- назначеине командующих войсками;
- принятие решения об установлении диктатуры.
Магистратурами в Риме именовались государственные должности, в компетенцию которых входило:
- высшая военная власть и право заключать перемирие;
- право созывать сенат и народные собрания и председательствовать в них;
- право издавать приказы и принуждать к их исполнению;
- право суда и назначения наказания.
Обвинять Римскую республику в ее чрезвычайном “аристократизме” было бы, видимо, не справедливо, поскольку в своем арсенале она имела многие реальные демократические институты народовластия, а ее государственная жизнь в основном обеспечивала:
- выборность и срочность полномочий должностных лиц;
- их подотчетность народным собраниям;
- коллегиальное устройство государственных учреждений.
Феодальные республики, складывающиеся в результате укрепления могущества и самостоятельности крупных городов, возникают в средние века наряду с феодальными монархиями. Эта форма государственного правления является следствием перерастания городского самоуправления в суверенитет. Структура власти в таких городах в основном включала:
- городского главу;
- собрание жителей города;
- совет, состоящий из представителей аристократии.
Ярко
выраженными городами-
Поскольку
в современном цивилизованном обществе
принципиальных различий между парламентарной
и президентской формами правления не
существует, то можно отобразить их общие
и отличительные черты в одной сводной
таблице:
|
Эффективно действующий механизм противовесов и сдержек, существующий в современных цивилизованных государствах, способствует возможности гармоничного функционирования всех ветвей власти, основанного на принципе разделения их полномочий, что позволяет избежать произвола какой-либо одной из них.
Социалистическая республика - особая форма государственного правления, которая возникла в ряде стран в результате социалистической революции и, по утверждению основоположников марксизма-ленинизма, должна была бы стать подлинно демократической республикой, обеспечивающей полновластие трудящихся во главе с рабочим классом и его партией.12
Особенности социалистической республики:
- законодательная и исполнительная власти соединяются в лице работающих представительных учреждений;
- ведущая роль принадлежит представительным органам, составляющим основу государственного аппарата;
- исполнительно-распорядительные органы подотчетны и подконтрольны органам законодательной власти;
- высшие и местные ораны объединяются в единую представительную систему, основанную на принципе демократического централизма;
- сочетание политического, хозяйственного и культурного руководства общественной жизнью в едином государственном механизме для того, чтобы государственная власть могла суверенно распоряжаться обобществленными средствами производства, регулировать и контролировать распределение материальных и духовных благ;
- руководящая роль в общественной и государственной жизни принадлежит рабочему классу и его партии.
Изначально выступая как государственная форма диктатуры пролетариата, социалистическая республика, не приемля ни одной буржуазной формы правления, в корне отличается от республики буржуазной, которая для такой диктатуры не пригодна.
Различают
три разновидности
- Парижская коммуна;
- Республика Советов (Советская республика);
- народно-демократическая республика.
Парижская коммуна (18 марта - 28 мая 1871г.) - первая пролетарская революция и первое правительство рабочего класса...13