Анализ государственной власти как особой разновидности социальной власти

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2011 в 20:04, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы - анализ государственной власти как особой разновидности социальной власти.

Задачи:

1. Определить понятие и сущность Государственной власти как особой разновидности социальной власти.

2. Рассмотреть формы и методы осуществления Государственной власти.

3. Легитимность и легальность власти.

4. Единство и разделение властей.

Файлы: 1 файл

основной текст.docx

— 170.37 Кб (Скачать)

Таким образом «политическая власть» в широком смысле включает в себя и государственную (публичную), и надгосударственную (межгосударственную) формы властной организации и общения людей. Вместе с тем положение о том, что понятие государственной власти хуже чем понятие политической, а соответственно государственная власть является разновидностью последней, не раскрывает сущность самой государственной власти, понятие которой, по мнению А.Ф. Малого, остается не выясненным3, и эта неопределенность имеет достаточно давнюю историю.

     Власть  в самом общем виде представляет собой способность (свойство) некоторого субъекта (индивида, коллектива, организации) починять себе волю и поведение другого  субъекта (индивида, коллектива, организации) в своих собственных интересах  или в интересах других лиц. 

     1.3. Государственная  власть как разновидность  власти социальной  и её признаки. 

     Государственная власть как разновидность власти социальной в полной мере обладает всеми ее признаками:

     1) Власть – это явление социальное, т.е. общественное. Она является атрибутом общества на всех этапах его развития, поскольку общество постоянно нуждается в управлении посредством власти. С точки зрения генезиса (происхождения) именно необходимость управления обществом обуславливает в нем присутствие такого феномена как власть.

     2) Власть может функционировать лишь в рамках общественного отношения, т.е. такого отношения, которое существует между людьми (индивидами, их коллективами, иными социальными образованиями). Не может быть отношения власти между человеком и вещью или между человеком и животным (даже если это животное находится в его собственности). Обусловлено это качество следующей характерной особенностью власти.

     3) Осуществление власти всегда представляет собой интеллектуально-волевой процесс, когда властный импульс, исходящий от властвующего субъекта, прежде чем детерминировать (обусловить, определить) волю и поведение подвластного, должен быть осознан последним, воспринят его сознанием. По этой причине не могут быть субъектами власти и подчинения люди с деформацией сознания и воли.

     4) Общественные отношения, в рамках которых существует и реализуется власть, являются разновидностью общественных отношений и имеют название властеотношений. Властеотношение всегда представляет собой двустороннее отношение, один из субъектов, которых является властным (властвующим), а другой – подвластным субъектом. С общесоциальной точки зрения оба они являются именно субъектами, т.е. людьми, наделенными сознанием и волей, однако в конкретном властеотношении подвластный субъект выступает как объект властного воздействия властвующего субъекта.

     5) Власть всегда базируется на силе. Это является ее важнейшим признаком, так как именно наличие силы определяет положение того или иного субъекта в качестве властвующего. Сила власти может иметь различную природу. Это может быть физическая сила, сила оружия (дубины, ружья, атомной бомбы), сила интеллекта, сила авторитета, сила убеждения, эстетического воздействия(сила красоты) и т.д. В этой связи не стоит путать силу с насилием: «авторитет силы» и «сила авторитета» - это все-таки разные вещи. Насилие предполагает воздействие на субъекта вопреки его воле посредством физического принуждения или под угрозой такого принуждения. При этом понятие «принуждение» шире понятия «насилие». Принуждение не всегда связано с насилием: оно может иметь косвенный характер и в своей основе предполагает определенную зависимость воли подвластного от воли властвующего. Однако такую зависимость предполагает и убеждение. В чем же тогда различие? Думается, характерная особенность процесса принуждения заключается в осознании подвластным того, что под влиянием власти он действует вопреки своим собственным интересам и ценностным ориентациям. В случае же убеждения подвластный предполагает, что предлагаемый властным субъектом вариант поведения отвечает интересам обоих, укладывается в систему ценностей подвластного.

     6) Из-за того, что власть может иметь место только в сознательно-волевом отношении и всегда предполагает подчинение воли подвластного воле властвующего субъекта, отсутствие такого подчинения в конкретном отношении означает и отсутствие в этом отношении власти. Говоря другими словами, сознательное подчинение является условием наличия власти в данном конкретном отношении над данным конкретным субъектом.

     7) Власть внутри той или иной социальной общности (общества, коллектива, организации и др.) в зависимости от способа организации и властвования может быть демократической и недемократической причем это деление касается не только государственной власти, но и всякой другой, связанной с управлением коллективами, поскольку демократия может быть и неполитической.

     8) Государственная власть в обществе может быть легальной (законной) и теневой (скрытой, нелегальной) носителями последней могут являться неформальные группы в правящей элите, политические секты, мафиозные организации и др. При этом не следует смешивать понятия «легальная власть» и «легитимная власть». Эти понятия хотя и близки, но не тождественны. Легальность характеризует правомерность существования власти с формально-юридической стороны, без ее этической оценки, а легитимность означает признание власти населением, принятие ее в качестве справедливого и политически оправданного явления. И может быть даже так, что государственная власть легальна, но не легитимна. Большой вклад в разработку теории легитимности политического господства (власти) внес немецкий политолог, экономист и социолог М.Вебер (1864-1920). Не редко понятие легитимность и легальность рассматриваются как две взаимодополняемые характеристики публичной власти. Согласно М. Веберу легитимность - это не только законность власти с формально-юридической точки зрения, но и явление социально-психологическое, состоящее в принятии обществом политической власти или как минимум пассивном повиновении ей. Так вновь возникшие режимы (революция, военный переворот, и т. п.) могут стать легитимными, если обеспечат себе поддержку большей части общества. Сама природа легитимности, её источники и способы обеспечения могут быть весьма различными, в зависимости от культурного уровня, психологии населения.4 Являясь сложным социальным феноменом, легитимность может характеризовать, с одной стороны, авторитет власти, доверительность, признанность, а с другой - преданность этой власти, способность и желание подвластных субъектов идти за ней и выполнять её требования.

     Говоря  об особенностях государственной власти, ее качествах и признаках, следует  иметь в виду два обстоятельства: во-первых, тесную, можно сказать  неразрывную, связь государственной  власти с государством; во-вторых, то, что государство и государственная власть, это все-таки явления разные, нетождественные. Отсюда следует, что, с одной стороны, признаки государственной власти и государства взаимосвязаны, тесно переплетаются, а с другой - они полностью не совпадают и подходы к их характеристике должны быть различными. 
 

     1.4. Свойства государственной власти. 

     
  1.  Сила, на которой базируется власть, является государство: никакая другая власть подобными средствами воздействия не располагает.
  2. Государственная власть публична. В широком смысле публичной, т.е. общественной, является всякая власть. Однако в теории государства в эту характеристику традиционно вкладывается иной, специфический смысл, а именно то, что государственная власть осуществляется профессиональным аппаратом, отделенным от общества как объекта власти.
  3. Государственная власть суверенна, что означает ее независимость извне и верховенство внутри страны. Верховенство государственной власти, прежде всего, состоит в том, что она выше власти всех других организаций и общностей страны, все они должны подчиняться власти государства.
  4. Государственная власть универсальна: она распространяет свою силу на всю территорию и на все население страны.
  5. Государственная власть обладает прерогативой (исключительным правом) на издание общеобязательных правил поведения – юридических норм. Особо остановимся на таком свойстве государственной власти как суверенитет.

     Суверенитет государственной власти внутри страны выражается:

- в единстве и распространении государственной власти на все население и общественные организации страны;

-  в общеобязательности решений органов государства на его территории и в пределах экстерриториальности (например, для граждан и учреждений, находящихся за границей;

- в прерогативе, т.е. возможности отмены и признания ничтожным любого проявления другой общественной власти;

- в исключительных полномочиях государства на самостоятельное издание, санкционирование и применение общеобязательных норм и иных предписаний, выраженных в нормативных актах (законах, указах, постановлениях, приказах и т.д.), решениях судов, органов управления и иных государственных учреждений.

     Государственный суверенитет - это присущее государству  верховенство на своей территории и  независимость в международных  отношениях. Государство осуществляет высшую власть в пределах собственных границ. Оно само определяет, какими будут отношения с другими государствами, а последние не вправе вмешиваться в его внутренние дела. Государство располагает суверенитетом независимо от величины территории, численности населения, политического режима.

Верховенство  государственной власти означает:

- ее  безусловное распространение на  население и все социальные  структуры общества;

- монопольную  возможность применения таких  средств воздействия (принуждения,  силовых методов, вплоть до  смертной казни), которыми не располагают  другие субъекты политики;

- осуществление  властных полномочий в специфических  формах, прежде всего юридических  (правотворческой, правоприменительной  и правоохранительной);

- прерогативу  государства отменять, признавать  ничтожными акты других субъектов  политики, если они не соответствуют  установлениям государства.

     Государственный суверенитет включает такие основополагающие принципы, как единство и неделимость  территории, неприкосновенность территориальных  единиц и невмешательство во внутренние дела. Если какое бы то ни было иностранное  государство или внешняя сила нарушает границы данного государства  или заставляет его принять то или иное решение, не отвечающее национальным интересам его народа, говорят  о нарушении его суверенитета. Выступая признаком государства, суверенитет характеризует его как особого субъекта политических отношений, как главного компонента политической системы общества. Суверенитет является полным и исключительным, одним из неотъемлемых свойств государства. Более того, именно он и есть тот критерий, который позволяет отличить страну от других публично-правовых союзов. 

2.  ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ 

2.1. Формы государственной власти 

     Понятие формы правления объясняет, из каких  основных институтов складывается организация  государственной власти, как они  формируются и как они взаимодействуют  друг с другом. По форме правления, прежде всего, различаются монархии и республики. В монархии высшие полномочия государственной власти (реальные или номинальные) приобретаются единоличным правителем обычно по наследству и осуществляются, как правило, пожизненно. Но династический принцип наследования короны соблюдается не всегда:

-   династии могут меняться в результате захвата силы,

- известны  выборные монархии, в которых  судьбу короны решала аристократия. Власть монарха (и сам институт  монархии) легитимируется ее божественным  происхождением. Даже в номинальной  монархии монарх не подлежит  юридической ответственности. Монарх, осуществляющий реальные властные  полномочия, не несет законной  политической ответственности за  свою деятельность. Монархии подразделяются на абсолютистские и конституционные. Конституционные монархии подразделяются на дуалистические и парламентские. В республике высшие полномочия государственной власти осуществляются должностными лицами (президентом, депутатами парламента и т.д.), избираемыми на определенный срок. Признаки реальной республики - это выборность, коллегиальность одного или нескольких высших государственных органов, законность, краткосрочность легислатур и замещения высших должностей исполнительной власти.

     Для современный развитых государств характерны три формы правления: президентская  республика, парламентская форма  правления, смешанная (полупрезидентская) республика. Республики подразделяются на президентские, парламентские и смешанные.

     Россия  по Конституции 1993 г. похожа на смешанную  республику, но у Президента существенно больше полномочий чем например, у французского. Президент РФ - это прежде всего конституционно-правовой институт исполнительной власти. Он обладает решающими полномочиями в сфере исполнительной власти, в сравнении с которыми фигура премьер-министра оказывается слабой и зависимой. Он формирует правительство РФ и самостоятельно принимает решение об отставке Правительства, непосредственно руководит деятельностью важнейших федеральных министерств и ведомств, является верховным главнокомандующим. Но у Президента РФ есть конституционные полномочия, выводящие его власть за границы исполнительной власти, нарушающие баланс законодательной и исполнительной ветвей власти. Полномочия Президента РФ в области законодательной власти включают в себя: право законодательной инициативы; право издавать указы по любым вопросам, не урегулированным законом, т.е. неподзаконные указы; право отлагательного вето в отношении федеральных законов. В совокупности эти полномочия создают конкурирующую нормотворческую компетенцию парламента и Президента РФ. 

      1. Способы осуществления государственной  власти

Информация о работе Анализ государственной власти как особой разновидности социальной власти