Власть как социальный феномен

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 14:11, доклад

Краткое описание

Политику от других сфер жизни общества – экономической, социальной, духовной и т.д. – отличает то, что ее основой служит власть. Она выступает главным объектом вожделений, стремлений и причиной взаимодействий групп, общностей, организаций.

Файлы: 1 файл

доклад.docx

— 23.64 Кб (Скачать)

Федеральное государственное автономное

образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Институт экономики, управления и  природопользования

 

 

 

 

 

Доклад на тему:

«Власть как социальный феномен»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: студентка ИЭУиП

Шлома Дарья Олеговна

Группа: Э11-15Б

Преподаватель:

Стакутис Сергей Зигмасович

 

 

 

 

 

 

 

 

Красноярск 2011

«Власть есть возможность  того, что одно лицо внутри социального  отношения будет в состоянии  осуществить свою волю, несмотря на сопротивление других, участвующих  в действии» 

М.Вебер

Политику от других сфер жизни общества – экономической, социальной, духовной и т.д. – отличает то, что ее основой  служит власть. Она выступает главным  объектом вожделений, стремлений и  причиной взаимодействий групп, общностей, организаций.

Понятие «власть» в обыденной жизни  и в научной литературе употребляется  в разных смыслах. При глубоком рассмотрении вопроса обнаруживается, что понятие  «власть» не может быть полностью  раскрыто лишь с точки зрения экономики  и политики, права и морали, представляющих отдельные аспекты такого многослойного  и в то же время целостного феномена, каким является власть. Для этого  необходимо исследование власти на самых  разных уровнях её функционирования в обществе, истории и культуре. Разгадка парадоксов властных отношений  и приращение всякого нового знания о природе власти и механизмах властвования является едва ли не главной  задачей фундаментальной политологии.

Ф. Бурлацкий в философском словаре 1986г. придерживается мнения, что «власть есть в общем смысле способность и возможность осуществлять свою волю, оказывает определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью какого-либо средства - авторитета, права, насилия».

 Власть появилась с возникновением  человеческого общества и сопутствовала  его развитию. Дифференцированная структура интересов и потребностей (прежде всего по признакам собственности, престижа профессии, классовым различиям) разрушила некогда монолитное единство первобытных обществ и потребовала иных средств регуляции социальных взаимоотношений.

По своей природе власть представляет собой социальное явление, поскольку  возникает в обществе. Власть выступает  главным объектом борьбы и взаимодействия групп, партий, движений, государства, индивидов. Общество без власти –  это хаос, дезорганизация, саморазрушение социальных связей.

Потребность в согласовании различающихся  групп интересов, обеспечении целостности  общества и эффективности его  функционирования, а также необходимость придать взаимодействиям между людьми целесообразность, разумность, организованность, создав общие для всех правила поведения, привела к формированию институтов публичной власти: государства с бюрократическим аппаратом, армией и т. д. В отличие от других социальных институтов (например, морали) политика служит удовлетворению не личных потребностей, а общезначимых групповых интересов, реализация которых невозможна без власти государства. Следовательно, появление специальных институтов, обладающих возможностью обеспечить общеобязательные формы социального поведения для всех, вызвано тем, что удовлетворение потребностей одной группы (например, повышение зарплаты, снижение налогов и т. д.) неминуемо влечет за собой ущемление интересов и социального положения других слоев населения. Взаимодействия групп, общностей оказываются политическими тогда, когда становится очевидным, что их притязания не могут быть реализованы без вмешательства государства. Эффективность и осязаемость политики как социального института, в отличие от других регуляторов общественных отношений (морали, религии, традиций и т. д.), обусловлена наличием такого ее элемента, как власть.

Первоначально власть не была политической по своему характеру - она исходила от рода, который формировал органы общественной власти на своих собраниях. Власть старейшин, военачальников, жрецов была основана на их авторитете (выбирались самые сильные, умные, ловкие) и на выполнении определенных функций (например, религиозных). Тогда власть имела общественный характер, поскольку регулировала в основном совпадающие интересы и потребности рода. Обособление отдельного индивида на основе частной собственности и становление его как автономной личности обусловили несовместимость его интересов с интересами других, таких же обособленных индивидов, породили противоречивость и антагонистичность их интересов. На смену неполитической форме существования общества пришла политическая организация жизнедеятельности человека.

Социальная (публичная) власть — волевые (руководства — подчинение) отношения  между людьми по поводу организации  их совместной деятельности, выработки  и осуществления общей для  данного социального коллектива воли (интересу).

Социальная функция власти по обеспечению  целостности и упорядочению разнообразных  интересов и отношений между  людьми может достигаться различными способами, что определяет социальное содержание власти. Исследователи придерживаются разных подходов в определении социального  содержания власти:

  • сущностный подход рассматривает власть как особую субстанцию, носителем которой выступает отдельная личность. Эта сущность выражается в локализованной и концентрированной в человеке энергии, силе, заставляющей других людей повиноваться. В таком понимании власть выводится из природы человека, его естественных свойств. Стремление к власти, подчинению своей воле других индивидов лежит в основе поступков и действий человека. При этом политика рассматривается как столкновение устремлений к власти.
  • социологический подход характеризует власть как отношение, взаимодействие двух сторон. В основе властных взаимодействий лежат отношения господства и подчинения, складывающиеся между субъектом и объектом власти. Субъект власти - тот, кто обладает способностью влиять на другого и добиваться поставленных целей. Объект власти - тот, кто выстраивает свое поведение в соответствии с содержанием властного воздействия, то есть с характером требований, предъявляемых субъектом. Эти подходы породили множество определений власти.

Власть - это способность, право  или возможность распоряжаться  кем-либо, чем-либо, оказывать решающее воздействие на судьбы, поведение  или деятельность людей с помощью  различного рода средств: права, авторитета, воли, принуждения. Власть - это политическое господство над людьми. Власть - это  система государственных органов. Власть - это лица, органы, облеченные соответствующими государственными, административными  полномочиями. Власть - это способность  или потенциальная возможность  принимать и приводить в исполнение решения, оказывающие воздействие  на поведение и действия людей. Таким  образом, можно определить политическую власть как способность и возможность  принимать и приводить в исполнение политические решения, оказывающие  воздействие на действия и поведение  субъектов политики. Концентрированным  выражением власти являются отношения  принуждения-исполнения. Принуждение - это характерный признак и  функция любой политической власти. Но общество невозможно построить на принуждении и насилии, так же как и только на позитивных стимулах.

Будучи социальной по своей сущности (т.е. возникающей только в обществе), власть вместе с обществом проходит сложный путь институализации. В примитивных обществах власть была  анонимной, распыленной среди членов рода и племени, однако не имела политического характера. Усложнение социальных потребностей, появление новых видов деятельности и интенсивность взаимодействий индивидов привили к необходимости концентрации некогда распыленной власти в руках вождей или групп. Анонимная форма власти уступила свое место индивидуализированной. Но из-за неспособности решения более глубоких социальных конфликтов показал неэффективность индивидуализации власти.  Это  стимулировало процесс интституализации власти, в ходе которого она все более стала опираться на специальные институты, осуществляющие функции выражения общезначимых интересов, управления, обеспечения социального мира и порядка. Так, власть постепенно становилась политической, выражаясь в деятельности государства и его органов, партий и других организаций.

Государственная власть является особенной  разновидностью социальной власти. Если в первобытном обществе социальная власть имеет публичный  характер, то в классово организованном —  политический. В государстве мы имеем  дело с политической властью. В анализе  политических систем общества власть занимает такое же место, как деньги в экономических системах: она  имеет крепкие корни в общественной и частном жизни граждан.

Итак, власть - это один из сложнейших видов социального взаимодействия, проявляющегося в возможности и праве одного субъекта или группы принимать решение, приобретающее обязательный характер для другого субъекта или группы. Если бы не власть, то общество погибло бы под грузом бесконечных внутренних противоречий и борьбы. Власть же согласовывает все эти несовпадающие интересы, регулирует взаимоотношения между их носителями, обеспечивает взаимодействие социальных субъектов и тем самым предохраняет общество от анархии и распада.

 

Список литературы:

  1. Амелин В. Власть, как общественное явление //Соц.-полит. Науки. 1991 №2
  2. Крамник В.В. Социально-психологический механизм политической власти. М., 1992
  3. Краснов Б.И. Теория власти и властных отношений //Социал.-полит. Журнал, -1994.-№3,4,5,6,7,8
  4. Феномен политической власти: Сб. Научных трудов. /Твер. гос. Ун-т; Тверь.-ТГУ.-1993

Электронные ресурсы:

  1. http://ru. wikipedia.org/wiki/Власть
  2. http://www.scorcher.ru/neuro/neuro_sys/authority/authority.php

Информация о работе Власть как социальный феномен