Структура государственной власти

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 21:56, доклад

Краткое описание

Вопрос о структуре государственной власти – это вопрос о ее внутреннем строении, о тех элементах, из которых она состоит. Как представляется, структуру государственной власти необходимо рассматривать с разных позиций, с разных точек зрения. Это позволит получить более глубокие представления о самой государственной власти и элементах, ее составляющих

Файлы: 1 файл

Структура государственной власти.docx

— 14.22 Кб (Скачать)
 

Структура государственной  власти 

Вопрос о структуре  государственной власти – это  вопрос о ее внутреннем строении, о  тех элементах, из которых она  состоит. Как представляется, структуру  государственной власти необходимо рассматривать с разных позиций, с разных точек зрения. Это позволит получить более глубокие представления  о самой государственной власти и элементах, ее составляющих. 

Прежде всего рассмотрим структуру государственной власти с точки зрения структуры власти вообще. При этом мы отвлечемся от того, что власть находится в постоянном движении, функционировании и будем рассматривать ее как бы в состоянии покоя, в статике. В научной литературе при таком подходе принято выделять два структурных элемента власти: волю и силу. Воля – определяющий элемент власти. Любая власть всегда есть проявление чьей-то воли: воли отдельного человека, коллектива людей, класса, народа и т.д. Властвовать – значит претворять свою волю в жизнь, кому-то ее навязывать, кого-то ей подчинять. Государственная власть – это тоже чья-то воля. В настоящее время считают, что это либо воля народа, либо воля тех или иных классов, либо воля каких-то социальных групп. 

Второй структурный  элемент власти – сила. Сила как  бы подкрепляет волю, способствует ее претворению в жизнь. Без силы воля не способна утвердиться, не способна воздействовать на поведение других. Сила власти может быть выражена в  ее авторитете, в идеологическом воздействии, в принуждении, в насилии. Сила государственной  власти наиболее ярко проявляется в  государственных органах, прежде всего  в органах принуждения – армии, полиции и др. Когда авторитета государственной власти недостаточно для утверждения государственной  воли, в действие, как правило, вступает механизм государственного принуждения  в лице соответствующих органов. 

Иначе будет выглядеть  структура государственной власти, если государственную власть рассматривать  в динамике, в действии. Здесь  государственная власть предстает  уже как определенное отношение, складывающееся между властвующими и подвластными, как претворение в жизнь воли властвующих и подчинение этой воле подвластных. 

В структуре государственной  власти, если рассматривать государственную  власть в динамике, в действии, можно  выделить, как представляется, следующие  элементы: субъекты власти, объекты  власти, властеотношения, средства и методы осуществления власти. 

Субъекты власти – это носители государственной  власти, те, кому может принадлежать государственная власть. Обычно в  качестве субъектов государственной  власти называют социальные или национальные общности, классы или народ в целом, т.е. тех, чью волю, чью интересы выражает в данный момент государство. Вместе с тем иногда в качестве субъектов государственной власти рассматривают или государство в целом, или его органы. 

Объекты власти –  это подвластные, те, в отношении  кого осуществляется государственная  власть. К объектам власти обычно относят  отдельных индивидов, их объединения (организации), социальные и национальные общности, классы, народ в целом. 

Властеотношения – это отношения, которые возникают между субъектом и объектами власти в процессе ее осуществления, реализации. Такие отношения выражаются в том, что, с одной стороны, имеет место проявление воли субъекта власти вплоть до ее навязывания объектам власти, а, с другой, подчинение объектов власти субъекту власти. 

Средства осуществления  власти – это то, на что опирается  государственная власть в процессе своего функционирования, то, с помощью  чего она реализуется, претворяется в жизнь. Выше уже отмечалось, что  специфическими средствами осуществления  государственной власти являются государственные  органы (государственный аппарат) и  нормы позитивного права. Вместе с тем для осуществления своей  власти государство может использовать и другие средства, например, различные  негосударственные объединения, средства массовой информации, ту или иную идеологию, нормы морали и другие неюридические  нормы, религию и т.д. То есть арсенал  средств, на которые может опираться  государственная власть, весьма разнообразен и зависит от конкретных условий  ее осуществления. 

Наконец, методы осуществления  власти – это те приемы, которые  использует государственная власть в целях подчинения своей воле поведение и деятельность подвластных. Традиционно государственная власть использует два основных метода –  метод убеждения и метод принуждения, как правило, сочетая их. Метод  убеждения основан на использовании  идейно-нравственных средств воздействия  на поведение человека. Он предлагает целенаправленную культурно-воспитательную работу, связанную с разъяснением государственной политики, идеологическую обработку населения, другие приемы привлечения подвластных на свою сторону. Метод принуждения связан с психологическим, материальным или физическим воздействием государственных органов и должностных лиц на поведение людей с целью заставить их действовать по воле властвующих субъектов. В отличие от метода убеждения он носит более жесткий характер и выражается в применении организованной силы государства. Государственное принуждение всегда связано с ограничением свободы человека, с безусловным навязыванием ему государственной воли. 

Структуру государственной  власти можно рассматривать и  с других позиций. Например, с учетом принципа разделения властей, который  нашел свое воплощение в практике многих современных государств, в  том числе и нашего, в структуре  государственной власти можно выделить такие элементы (ветви), как законодательную власть, исполнительную власть и судебную власть. С учетом территориальной организации государственной власти можно выделить центральную (верховную) власть, которая распространяет свое действие на всю территорию страны, и местную власть, действие которой ограничено территорией соответствующих административно-территориальных образований. В государствах с федеративным устройством (например, в России), кроме центральной (федеральной) и местной власти следует выделять также региональную власть, т.е. власть субъектов федерации.

Информация о работе Структура государственной власти