Государственная власть

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 15:25, курсовая работа

Краткое описание

Власть – одно из основных начал человеческого общежития как общего жития, жизни людей. Там, где есть общество, есть власть. И наоборот – где есть власть, есть общество. Природу власти можно понять только как отношения между людьми. Но, разумеется, власть – не всякие отношения, а только такие, которые предполагают отношения определенной зависимости между людьми, отношения руководителя и руководимого, господства и подчинени

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Понятие и свойства государственной власти………………………………...6
1.1 Структура власти……………………………………………………………...7
1.2 Соединение и разделение властей………………………………………….10
1.3 Особенности государственной власти……………………………………...14
2. Методы осуществления государственной власти………………………….20
2.1 Государственная власть и идеология………………………………………20
2.2 Убеждение и принуждение…………………………………………………22
3. Особенности осуществления государственной власти в Российской Федерации……………………………………………………………………….25
Заключение……………………………………………………………………...32
Список использованной литературы………

Файлы: 1 файл

Курсовая работа Гос.Власть и методы её осуществления.doc

— 141.00 Кб (Скачать)


Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Понятие и свойства государственной власти………………………………...6

1.1 Структура власти……………………………………………………………...7

1.2 Соединение и разделение властей………………………………………….10

1.3 Особенности государственной власти……………………………………...14

2.  Методы осуществления государственной власти………………………….20

2.1 Государственная власть и идеология………………………………………20

2.2 Убеждение и принуждение…………………………………………………22

3.  Особенности осуществления государственной власти в Российской Федерации……………………………………………………………………….25

Заключение……………………………………………………………………...32  

Список использованной литературы………………………………………….36

 

 

 

 

 

 

Введение

Власть – одно из основных начал человеческого общежития как общего жития, жизни людей. Там, где есть общество, есть власть. И наоборот – где есть власть, есть общество. Природу власти можно понять только как отношения между людьми. Но, разумеется, власть – не всякие отношения, а только такие, которые предполагают отношения определенной зависимости между людьми, отношения руководителя и руководимого, господства и подчинения. Власть – право, сила и воля над чем-либо (обществом, семьей, отдельным человеком и так далее.), возможность оказывать решающее воздействие на поведение, чувства, позиции людей1.

Государственная власть – фундаментальная категория государство ведения и самый труднодостижимый феномен общественной жизнедеятельности людей. В понятиях «государственная власть», «властеотношения» преломляются важнейшие стороны бытия человеческой цивилизации, отражается суровая логика борьбы классов, социальных групп, наций, политических партий и движений. Не случайно проблемы власти волновали в прошлом, и волнуют ныне ученых, богословов, политиков, писателей.

Видов власти много. Все зависит от того, по каким основаниям власти квалифицируются. По сферам воздействия власти делятся на политическую, экономическую, информационную, духовную и другие. По принадлежности к какому-либо органу – на государственную, партийную, власть местной администрации, международную и так далее. По структуре – на единоличную, единоначальную, групповую. По применяемым методам – на господство, насилие, авторитет.

_____________

1 Юридический словарь. М, 2004. с. 76.

По режиму правления – на демократическую, авторитарную, деспотическую и другие. Государственная власть как явление изучается с социологических, политологических, психологических и иных позиций. В государственно-правовой сфере власть трактуется неоднозначно. В «Большом юридическом словаре» государственная власть – это совокупность полномочий по изданию законов, управлению государственными делами, осуществлению правосудия, а также система государственных органов, осуществляющих эти полномочия1.

В юридической науке она изучается, прежде всего, как институт конституционного права, рассматриваются конституционное регулирование различных сторон, элементов этого явления, способы (модели) организации государственной власти. Эти способы различны: в монархии они иные, чем в республике, в унитарном государстве они отличаются от тех, что используются в федеративном2.

Актуальность данной курсовой работы заключается в том то, что изучение государственной власти и методов её осуществления, на современном этапе развития государства, имеет не только теоретическое, но и первостепенное практическое значение. От того, как организована и как реализуется государственная власть, зависят эффективность государственного руководства, действенность управления, престиж и стабильность государства на мировой сцене, состояние законности и правопорядка внутри страны, высокий экономический, политический, социальный, светский, культурный, и другие уровни развития государства, общества, человека и гражданина. _____________

1 Большой юридический словарь. М., 1998. с. 214, 261, 265-266.

2 Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран. М., 2005. с. 150-151.

Целью является изучение одной из важнейших тем предмета теории государства и права – государственной власти и методов её осуществления, ее составных частей по отдельности и в целом, методов и принципов её реализации.

Задачи курсовой работы:

– изучить понятие и свойства государственной власти;

– рассмотреть основные методы осуществления государственной власти;

– рассмотреть особенности осуществления государственной власти в Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие и свойства государственной власти

Будучи разновидностью социальной власти, государственная власть обладает всеми признаками последней. Вместе с тем она имеет немало качественных особенностей, важнейшая особенность государственной власти заключена в ее политической и классовой природе.

В научной и учебной литературе термины «государственная власть» и «политическая власть» обычно отождествляются. Такое отождествление, хотя и не бесспорно, допустимо1. Во всяком случае, государственная власть всегда является политической и содержит элемент классовости.

Основоположники марксизма характеризовали государственную (политическую) власть как «организованное насилие одного класса для подавления другого». Для классово-антагонистического общества такая характеристика в общем и целом верна. Однако любую государственную власть, тем более демократическую, вряд ли допустимо сводить к «организованному насилию». В противном случае создается представление, что государственная власть – естественный враг всему живому, всякому творчеству и созиданию. Отсюда неизбежно негативное отношение к органам власти и лицам, ее олицетворяющим.

Отсюда и далеко не безобидный социальный миф о том, что всякая власть – зло, которое общество вынуждено терпеть до поры до времени.

Этот миф является одним из источников разного рода проектов свертывания государственного управления, вначале умаления роли, а затем и уничтожения государства.

____________

1 Теория государства и права / Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова. М, 2000. с. 131.

1.1 Структура власти

В политической науке под структурой власти понимаются ее компоненты и движущие силы: субъект власти, объект, средства (ресурсы) и процесс, приводящий все это в движение для достижения определенной цели.

Особенностью государственной власти является и то, что ее субъект и объект обычно не совпадают, властвующий и подвластные чаще всего отчетливо разделены.

Субъект власти воплощает ее активное, направляющее начало. Это человек или группа, подготавливающая и разрабатывающая определенные политические проекты и решения и воздействующая на процесс их принятия и осуществления в политической системе. В роли субъекта выступают не только облеченные властью физические лица, но и сама власть в виде государства, правительства, судов.

Объект власти – пассивное начало во властных отношениях; это те лица или органы, на которые направлено действие субъекта власти.

В обществе с классовыми антагонизмами властвующим субъектом выступает экономически господствующий класс, подвластными – отдельные лица, социальные, национальные общности, классы.

В демократическом обществе возникает тенденция сближения субъекта и объекта власти, ведущая к их частичному совпадению. Диалектика этого совпадения состоит в том, что каждый гражданин является не только подвластным; как член демократического общества он вправе быть индивидуальным первоносителем и источником власти. Он имеет право, да и должен активно участвовать в формировании выборных (представительных) органов власти, выдвигать и выбирать кандидатуры в эти органы, контролировать их деятельность, быть инициатором их роспуска, реформирования. Право и долг гражданина – участвовать в принятии государственных, региональных и других решений через все виды непосредственной демократии. Словом, при демократическом режиме нет и быть не должно только властвующих и только подвластных. Даже высшие органы государства и высшие должностные лица имеют над собой верховную власть народа, являются одновременно объектом и субъектом власти.

Вместе с тем и в демократическом государственно-организованном обществе полного совпадения субъекта и объекта нет. Если демократическое развитие приведет к такому (полному) совпадению, то государственная власть утратит политический характер, превратится в непосредственно общественную, без органов государства и государственного управления.

Под ресурсами власти в широком смысле понимается все то, что индивид или группа могут использовать для влияния на других.

Ресурсы власти можно различать по разным основаниям: материальные (финансовые рычаги воздействия) и нематериальные (воздействие с помощью средств массовой информации), принудительные (меры административного наказания) и основанные на методах убеждения, «силовые» (с использованием военного аппарата) и политические (достижение цели путем переговоров и компромиссов) и т.д.

В понятие ресурсов власти входит и то, что называется легальностью и легитимностью власти. Легитимность власти показывает ее фактическую значимость для людей, степень ее престижа, ее «эмпирическую» узаконенность, но не благодаря закону, исходящему от власти, а благодаря закону человеческой расположенности. В широком смысле легитимность – это принятие власти населением страны, признание ее права управлять социальными процессами, готовность ей подчиняться.

Легальность власти – это ее законность, понимаемая как действие через закон и в соответствии с ним, т.е. ее юридически нормативная узаконенность1. Легальность служит юридическим выражением легитимности власти. Легальная власть стремится стабилизировать общество, утвердить в нем порядок.

Еще одна важнейшая особенность государственной власти состоит в том, что она проявляется в деятельности государственных органов и учреждений, образующих механизм (аппарат) этой власти. Она потому и называется государственной, что ее практически олицетворяет, приводит в действие, претворяет в жизнь прежде всего механизм государства. Видимо, поэтому государственную власть часто отождествляют с органами государства, особенно высшими. С научной точки зрения такое отождествление недопустимо2.

Во-первых, государственную власть может реализовать сам властвующий субъект. Например, народ через референдум и другие институты непосредственной (прямой) демократии принимает важнейшие государственные решения,

Во-вторых, политическая власть изначально принадлежит не государству, его органам, а либо элите, либо классу, либо народу. Властвующий субъект не передает органам государства свою власть, а наделяет их властными полномочиями.

_____________

1 Ирхин Ю.В., Зотов В.Д., Зотова Л.В. Политология. М, 2001. с. 170.

2 Теория государства и права / Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова. М, 2000. с. 133.

1.2 Соединение и разделение властей

Термины «соединение» и «разделение» властей обозначают принципы организации и механизм реализации государственной власти. Последняя по своей сути едина и дробиться на части не может. У нее единый первоисточник – общность, класс, народ. А вот организуется и осуществляется государственная власть по-разному. Исторически первой была такая организация государственной власти, при которой вся ее полнота сосредоточивалась в руках одного органа, обычно монарха. Правда, полновластными могут быть и выборные органы (таковыми, например, считались Советы народных депутатов СССР).

Принцип соединения законодательной, исполнительной и отчасти судебной власти оказался весьма живучим, поскольку подобное соединение обладает рядом достоинств: а) обеспечивает оперативное решение любых вопросов; б) исключает возможность перелагать ответственность и вину за ошибки на другие органы; в) «освобождает» от борьбы с другими органами за объем властных полномочий и т.д.

И все же сосредоточение всей полноты власти в одном органе чревато неустранимыми недостатками и пороками. Всевластные органы становятся совершенно бесконтрольными, они могут выйти и из-под контроля властвующего субъекта (первоисточника власти). При такой организации государственной власти открывается простор для установления и функционирования диктаторских и тиранических режимов.

Принцип разделения властей – это рациональная организация государственной власти в демократическом государстве, при которой осуществляются гибкий взаимоконтроль и взаимодействие высших органов государства как частей единой власти через систему сдержек и противовесов.

Пожалуй, самый трудный вопрос заключается в том, как обеспечить контроль за деятельностью высших органов государства, ибо над ними невозможно учредить какую-то контролирующую инстанцию, не ущемив их статуса и престижа. В противном случае они автоматически утратят качество высших, превратятся в подконтрольные органы. Ответ на этот вопрос дал принцип разделения властей, над разработкой которого трудились многие ученые, но особая заслуга здесь принадлежит Дж. Локку1 и Ш. Монтескье2.

Локк доказывал необходимость разделения государственной власти на три ветви: законодательную, исполнительную и федеративную. В его понимании законодательная власть – это власть, которая имеет право указывать, как должна быть употреблена сила государства для сохранения сообщества и его членов. Но так как законы, обладая постоянной и устойчивой силой, нуждаются в непрерывном исполнении или наблюдении за этим исполнением, необходим контроль за исполнением законов. Это задача исполнительной власти. Под федеративной властью Локк понимал ту власть в государстве, в компетенцию которой находятся вопросы войны и мира, участие в коалициях и союзах, право вести дела со всеми лицами и сообществами вне данного государства, т.е. область внешней политики. Верховной властью по мнению Локка является власть законодательная, которой все остальные подчиняются.

Суть принципа разделения властей по Монтескье состоит в том, что единая государственная власть организационно и институционально подразделяется на три относительно самостоятельные ветви – законодательную, исполнительную и судебную.

Информация о работе Государственная власть