Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2011 в 09:26, курсовая работа
Власть может выступать как социальная, т.е. присутствовать в отношениях между большими социальными группами, и как межличностная (в отношениях между друзьями, между супругами и т.д.). Социальная власть проявляться в политической и неполитических формах. Политическая власть взаимосвязана с другими видами социальной власти, причем все они могут быть использованы в политических целях. Другие формы социальной власти выделяются в зависимости от сферы распространения и приемов властвования.
Политическая
и государственная
власть
Власть
может выступать как социальная
Экономическая власть
означает контроль над имеющими стоимостное
выражение ресурсами, собственностью
над материальными ценностями.
Административно-
Духовно-информационная: культурная,
религиозная, власть СМИ. Американский
политолог О. Тоффлер определил власть
СМИ в современном обществе следующим
образом: она позволяет достичь искомых
целей, минимально расходуя ресурсы власти,
позволяет превратить противников в союзников.
Специфика политической власти связана
со способностью индивидов, групп и их
организаций реализовать свои интересы
и волю с помощью средств политико-государственного
управления и контроля. Политическая власть
подразделяется на государственную
и общественную, носителями которой
являются партии, общественные движения,
СМИ.
К другим проявлениям специфики политической
власти отнесем следующее:
1) в отличие от межличностной политическая
власть присутствует в отношениях между
большими социальными группами, государствами,
сообществами, общественными организациями;
2) предполагает необходимость организационных
процедур для представления интересов
общностей в политической сфере, институциональную
оформленность (выражение политического
интереса через партию, государство и
другие институты);
3) возможность использования самых разнообразных
ресурсов;
4) сочетание открытых и теневых центров
власти, действующих скрыто, вне сферы
общественного контроля;
5) моноцентричность, т.е. наличие единого
центра принятия решений (в отличие от
власти экономической, которая в условиях
рынка предполагает плюрализм субъектов
власти);
6) иерархичность отношений власти, что
предполагает наличие центра власти;
7) характеризуется делегированием (передачей)
части властных полномочий от одного субъекта
другому (модель: центральная > местная
власть);
8) идеологичность.
Можно выделить несколько форм осуществления
власти. Открытая
- субъект оказывает действие на объект
и добивается его подчинения. Латентная
- субъект не предпринимает по отношению
к объекту никаких действий, но, тем не
менее, объект действует в соответствии
с намерениями субъекта, предвидя его
возможные реакции. Потенциальная
власть - субъект способен, или должен,
осуществлять власть, но по каким-либо
причинам не осуществляет предоставленные
ему полномочия. В последнем случае власть
неэффективна, либо присутствует "кризис
власти".
Понятие и свойства государственной власти
Будучи разновидностью социальной
власти, государственная власть обладает
всеми признаками последней. Вместе
с тем она имеет немало качественных
особенностей. Важнейшая особенность
государственной власти заключена
в ее политической
и классовой природе. Государственная
власть всегда является политической
и содержит элемент классовости.
Основоположники марксизма характеризовали
государственную власть как "организованное
насилие одного класса для подавления
другого". Для классово-антагонистического
общества такая характеристика в общем
и целом верна. Однако любую государственную
власть, тем более демократическую, вряд
ли допустимо сводить к "организованному
насилию". В противном случае создается
представление, что государственная власть
- естественный враг всему живому, всякому
творчеству и созиданию. Отсюда неизбежно
негативное отношение к органам власти
и лицам, ее олицетворяющим. Отсюда и далеко
не безобидный социальный миф о том, что
всякая власть - зло, которое общество
вынуждено терпеть до поры до времени.
Этот миф является одним из источников
разного рода проектов свертывания государственного
управления, вначале умаления роли, а затем
и уничтожения государства.
Между тем, функционирующая на научной
основе подлинно народная власть - великая
созидательная сила, обладающая реальной
возможностью управлять действиями и
поведением людей, разрешать социальные
противоречия, согласовывать индивидуальные
или групповые интересы, подчинять их
единой властной воле методами убеждения,
стимулирования, принуждения.
Особенностью государственной власти
является и то, что ее субъект и объект
обычно не совпадают, властвующий
и подвластные чаще всего отчетливо
разделены. В обществе с классовыми антагонизмами
властвующим субъектом выступает экономически
господствующий класс, подвластными -
отдельные лица, социальные, национальные
общности, классы. В демократическом обществе
возникает тенденция сближения субъекта
и объекта власти, ведущая к их частичному
совпадению. Диалектика этого совпадения
состоит в том, что каждый гражданин является
не только подвластным; как член демократического
общества он вправе быть индивидуальным
первоносителем и источником власти. Он
имеет право, да и должен активно участвовать
в формировании выборных (представительных)
органов власти, выдвигать и выбирать
кандидатуры в эти органы, контролировать
их деятельность, быть инициатором их
роспуска, реформирования. Право и долг
гражданина - участвовать в принятии государственных,
региональных и других решений через все
виды непосредственной демократии. Словом,
при демократическом режиме нет и быть
не должно только властвующих и только
подвластных. Даже высшие органы государства
и высшие должностные лица имеют над собой
верховную власть народа, являются одновременно
объектом и субъектом власти.
Вместе с тем и в демократическом государственно-организованном
обществе полного совпадения субъекта
и объекта нет. Если демократическое развитие
приведет к такому (полному) совпадению,
то государственная власть утратит политический
характер, превратится в непосредственно
общественную, без органов государства
и государственного управления.
Государственная власть
реализуется через государственное
управление - целенаправленное воздействие
государства, его органов на общество
в целом, те или иные его сферы (экономическую,
социальную, духовную) на основе познанных
объективных законов для выполнения стоящих
перед обществом задач и функций.
Еще одна важнейшая особенность государственной
власти состоит в том, что она проявляется
в деятельности государственных
органов и учреждений, образующих
механизм (аппарат)
этой власти. Она потому и называется государственной,
что ее практически олицетворяет, приводит
в действие, претворяет в жизнь, прежде
всего механизм государства. Видимо, поэтому
государственную власть часто отождествляют
с органами государства, особенно высшими.
С научной точки зрения такое отождествление
недопустимо. Во-первых, государственную
власть может реализовать сам властвующий
субъект. Например, народ через референдум
и другие институты непосредственной
(прямой) демократии принимает важнейшие
государственные решения. Во-вторых, политическая
власть изначально принадлежит не государству,
его органам, а либо элите, либо классу,
либо народу. Властвующий субъект не передает
органам государства свою власть, а наделяет
их властными полномочиями.
Государственная власть может быть слабой
или сильной, но лишенная организованной
силы, она теряет качество государственной
власти, так как становится неспособной
провести волю властвующего субъекта
в жизнь, обеспечить законность и правопорядок
в обществе. Государственную власть не
без оснований называют централизованной
организацией силы. Правда, любая власть
нуждается в силе авторитета: чем глубже
и полнее власть выражает интересы народа,
всех слоев общества, тем больше она опирается
на силу авторитета, на добровольное и
сознательное подчинение ей. Но пока существует
государственная власть, будут у нее и
предметно-материальные источники силы
- вооруженные организации людей или силовые
учреждения (армия, полиция, органы государственной
безопасности), а также тюрьмы и другие
принудительные вещественные придатки.
Организованная сила обеспечивает государственной
власти принудительную способность, является
ее гарантом. Но она должна направляться
разумной и гуманной волей властвующего
субъекта. Если государственная власть
для решения внутренних проблем опирается
только на предметно-материальную силу,
это верное доказательство ее нестабильности
и непрочности, отсутствия у нее глубоких
и прочных корней в обществе. Применение
всей наличной силы имеет безусловное
оправдание при отражении агрессии извне
или пресечении преступности.
Таким образом, государственная
власть есть концентрированное
выражение воли и силы,
мощи государства, воплощенное
в государственных органах
и учреждениях. Она обеспечивает
стабильность и порядок
в обществе, защищает
его граждан от внутренних
и внешних посягательств
путем использования
различных методов,
в том числе государственного
принуждения и военной
силы.