Государство и государственная власть

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 13:59, реферат

Краткое описание

Из всех существующих сегодня теорий происхождения государства самой старой является теологическая, или религиозная теория. Наиболее авторитетным ее представителем считается средневековый мыслитель Фома Аквинский. Суть теологической теории сводится к тому, что государство , как м все земное , имеет божественное происхождение.

Файлы: 1 файл

контрольная работа .doc

— 33.53 Кб (Скачать)

Государство и государственная  власть

Происхождение государства

           И в прошлом и в настоящем ученые пытались объяснить причины возникновения такого важнейшего института человеческого общества , как государство.

           Из всех существующих сегодня  теорий происхождения государства  самой старой является теологическая,  или религиозная теория. Наиболее  авторитетным ее представителем  считается средневековый мыслитель Фома Аквинский. Суть теологической теории сводится к тому, что государство , как м все земное , имеет божественное происхождение. По Фоме Аквинскому ,процедура возникновения государства аналогична процессу сотворения мира Богом .Прежде чем приступить к руководству миром ,бог решил придать ему стройность и организованность ,для чего и учредил государство. С помощью государства Бог управляет миром .Его активность на Земле олицетворяют монархи, поскольку их власть от Бога. Монархи наделяются Богом правом повелевать людьми ,но сами являются лишь слугами церкви .

           Теологическая теория утвердилась и в юридической науке многих мусульманских стран ,где понятие государства неразрывно связано с идеей халифата – идеальной формы организации мусульманской общины . Согласно исламским догмам , идея о создании такого государства была внушена пророку Мухаммеду самим Аллахом.

           Теологическая теория весьма  уязвима в научном отношении. Но в то же время ее особенность именно в том и состоит, приверженцы такой версии происхождения государства апеллируют не к знаниям, не к доказательствам, а к вере. Они утверждают, что люди все равно не способны постичь всей глубины божественного замысла и поэтому должны просто верить, что все на Земле создано Богом – в том числе и государство.

            Родоначальником патриархальной  теории возникновения государства является греческий философ Аристотель. В XVII в. основные положения в этой теории развивал в своих трудах англичанин Фильмер, а в конце XIX в. схожие идеи высказал русский социолог и общественный деятель Н.К.Михайловский. Суть патриархальной теории состоит в том, что по мнению ее авторов ,государство является продуктом естественного развития семьи  ,в процессе которого семья разрастается в род ,род – в племя, а племя эволюционирует в государство .Соответственно власть главы семьи  - отца (патриарха) превращается во власть главы монархическую, которой следует подчиняться как отеческой.

         Патриархальная теория отражала  одну из особенностей развития  общения в эпоху родового строя  концентрацию власти в руках  старейшин и вождей. Однако и  она имеет ряд существенных  недостатков. Так, историками установлено, что патриархальная семья появляется в результате разложения родового строя ,а не наоборот. К тому же государство  и семья  выполняют в обществе различные функции: если главными функциями семьи является воспроизводство рода и организация совместного потребления, то государственная власть призвана решать иные задачи (обеспечивать безопасность населения сглаживать возникающие в обществе в обществе и др.)

        Авторами договорной теории происхождения государства принято считать голландского философа Г. Гроция ,английских мыслителей Т.Гоббса и Д.Локка, французских ученых  Ж.-Ж.Руссо и П.Гольбаха .В России ее основные положения разделял А.Н.Радищев . Согласно их взглядам ,государство возникло в результате общественного договора ,в соответствии которого люди ,находившиеся до этого в естественном ,первобытном состоянии, отказались от части своих прав и свобод в обмен на гарантии личной  безопасности. Но это был не договор- сделка с монархом ,а основополагающее соглашение ,создавшее гражданское общество и государство. Общественный договор представлял собой не конкретный документ, а определенное состояние общества . В случае нарушения его условий одной из сторон другая имела право на ответные действия : монарх на наказание виновного, а народ на восстание против деспота.

         Таким образом договорная теория рассматривала государство исключительно как искусственный продукт сознательной деятельности людей, не принимая во внимание объективные процессы приводящие  к его образованию. Представляется сомнительным тот факт ,что различные группы людей со специфическими интересами могли договориться в условиях отсутствия государственно- властных структур. К тому же, не имея опыта государственно – правовой жизни, люди вряд ли могли создать такой сложный механизм , как государство. Однако теория общественного договора во многом способствовала борьбе поднимающейся буржуазии с абсолютизмом.

         Теория насилия утверждает, что  государство это результат завоевания . Немецкий марксист К.Каутский и австрийский ученый Л.Гумплович утверждали ,что государство возникает в результате завоевания одним племенем(народом ) другого ,навязывается обществу извне. Государство трактуется ими как организация властвования завоевателей в целях поддержки и упрочнения своего господства над покоренными . Действительно , в истории человечества были государства, возникновение которых представляло собой результат завоевания одного народа другим (государства лангобардов вестготов и др.)  Но так процесс складывания государства происходил далеко не во всех регионах мира . К тому же насилие являлось не причиной . а лишь ускоряющим образование государства фактором . Завоевание одного народа другим зачастую происходило в условиях уже сложившихся раннегосударственных структур.

       Представителями психологической  теории происхождения государства  являются французский ученый  Г.Тард  и русский юрист Л.И.Петражицкий. Оба мыслителя, что основные причины возникновения государства коренятся в особенностях психики человека, его эмоциях и склонностях. У одних людей есть психологическая потребность повелевать слабыми, у других подчиняться более сильным. Осознание людьми справедливости определенных моделей поведения в обществе и есть причина возникновения государства.

       Основоположником расовой теории  можно считать французского ученого  Ж.А. де Гобино. Большой вклад в ее разработку внес и немецкий философ Ф.Ницше .Расовая теория строится на тезисе о том , что причиной возникновения государства является разделение общества на высшие и низшие расы . Первые ,к которым прежде всего относятся арийцы, призваны господствовать в обществе  - «недочеловеки» (славяне , евреи ,цыгане и др.)- слепо повиноваться первым. Государство необходимо для того ,чтобы одни расы господствовали над другими .Однако современная биологическая наука не видит никакой связи между расовыми различиями людей и их умственными способностями . Сама расовая теория носит не научный ,а политический характер: не случайно ее положение об изначальном неравенстве различных рас и народов использовались нацистами для обоснования права арийской расы на захват территорий других народов и уничтожение последних во время Второй мировой войны.

        Создателем органической теории  происхождения государства является  английский ученый Г.Спенсер.  Ее появление во многом обусловлено  успехами естествознания в XIX в. Согласно построениям Спенсера ,общество и государство похожи на человеческий организм ,и поэтому их сущность можно понять и объяснить по аналогии с закономерностями анатомии и физиологии . Данной теорией государство рассматривается не как продукт общественного развития ,а как произведение сил природы ,некое непостижимое биологическое существо .Все части этого существа специализируются на выполнении определенных функций ,например деятельность правительства аналогична функциям человеческого мозга.

         В современной юридической науке  существует и иная концепция  происхождения государства –  экономическая .Ее сторонники полагают ,что государство сформировалось в процессе перехода общества от присваи- вающей экономики к производящей .Еще в 1930-е гг. известный английский археолог Г.Чайлд  предложил назвать этот переход неолитической революцией .При этом он имел в виду качественные изменения в экономике, подобные  промышленной революции XVIII-XIX вв. Причиной неолитической революции были экологические кризисные явления ,наблюдавшиеся на рубеже XII-X тыс.до н.э. ,которые поставили под угрозу само существование человека прежде всего из-за вымирания многих видов животных ,бывших основным источником питания .Эти явления вынудили людей заняться такой трудовой деятельностью,которая была бы направлена на производство пищи . Производящая экономика объединила значительные массы людей и создала новые формы существования оседлость ,производство ,обмен.

       Усложнилась организация первобытного  общества :из представителей богатых ,знатных семей сформировался особый слой людей основным занятием которых стало управление. Эти люди составили специальный аппарат ,который для решения важнейших задач в необходимых случаях стал использовать принуждение. Власть приобрела политический характер и стала передаваться по наследству либо покупаться за деньги. Родоплеменную организацию общества сменило государство

      Каждая из рассмотренных концепций  представляет собой субъективный  взгляд ее авторов на объективный  процесс развития общества ,выделяя в качестве причины возникновения государства какой то один фактор .Современные же подходы к этой проблеме основываются на том, что весьма трудно ,если вообще возможно, выделить фактор определяющий процесс возникновения государства во всех регионах и у все народов .В современной науке существует определенное согласие в характеристике предпосылок образования государства, среди которых выделяют экономические(неолитическая революция, производство прибавочного продукта ), экологические (необходимость ирригационного земледелия ),демографические (рост численности населения и усложнение социальной структуры ),психологические (образ жизни различных наций )и внешние (угрозы обществу ,исходящие извне, а также опыт развития других стран) факторы.

Признаки  и функции государства

Любое государство  характеризуется целым рядом  признаков . Часть из них отличает государства от организации власти в первобытном обществе . К ним относятся следующие признаки:

1.Наличие  особой публичной власти ,отделенной от общества и не совпадающей с ним .

2.Государственная  власть осуществляется особым  слоем людей(бюрократией), профессионально занятых управлением которые специально для данной цели организованы и располагают материальными средствами для систематического профессионального осуществления своих функций.

3.Территориальная  организация власти и населения . Государственная власть распространяется на любых лиц , находящихся в пределах государства ,не зависимо от их кровнородственной связи. Население проживающее на территории государства, разделяется по административно – территориальным единицам, по которым и осуществляется управление обществом.

4.Налоги(займы ).Ни одно государство не может существовать без сбора общеобязательных платежей (налогов). Их уплачивают физические лица и организации, имеющие доходы ,получаемые на территории государства. Налоги необходимы государству для содержания своего аппарата и осуществления государственных функций.

         Формирование функций происходит  в процессе становления и развития  государства. Последовательность  возникновения тех или иных  функций зависит от важности  и очередности задач ,стоящих перед обществом. В разные исторические периоды приоритетное значение могут приобретать различные цели государства ,а следовательно ,и соответствующие им функции.

        Каждая из функций государства  имеет определенное содержание ,которое показывает, что делает государство ,чем занимаются его органы, какие вопросы они решают. Содержание функций не остается неизменным – оно меняется вместе с изменениями происходящими в обществе .На содержание функций современных государств оказывают влияние национальные факторы ,научно технический прогресс , процессы информатизации и др.

          На современном этапе можно  выделить следующие функции государства :

Внутренние: установление и охр4ана правового порядка ,общественной безопасности ,прав собственности ,иных прав и свобод граждан ;экономическая ;культурная; социальная; экологическая. 

Внешние :поддержание мира и мирного сосуществования; обеспечение делового партнерства и сотрудничества; защита государственного  суверенитета от внешних посягательств.

Форма государства

     Форма государства – это внешняя  организация государственной власти, выражающаяся в форме правления . форме государственного устройства и политическом режиме.

Она включает в себя три связанных между  собой института: форму правления , форму государственного устройства и государственный режим.

      Форма правления характеризует  состав высших органов государственной  власти, порядок их образования ,организацию и порядок взаимодействия между собой и населением(разные виды республик и монархий)

     Форма государственного устройства  характеризует взаимоотношения  центральных органов власти и  управления с органами составных  частей государства и местными  органами власти, управления и  самоуправления(унитарные государства , федерации , конфедерации).

     Государственный режим означает  совокупность методов осуществления  государственной власти (демократический , авторитарный).

Государственный строй 

Информация о работе Государство и государственная власть