Понятие и свойства государственной власти

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2011 в 17:40, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является обобщение результатов правового регулирования в результате обработки нормативно-правовых актов и авторских исследований. Также я имела цель выявить особенности предмета и метода правового регулирования.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Понятие и сущность правового регулирования……………………….…5
2. Предмет правового регулирования……………………………………….9
3. Правовое регулирование: приемы и виды…………………………...….15
4. Предмет и метод правового регулирования как основания деления права на отрасли и институты................................................…………………..21
Заключение……………………………………………………………………….29
Список использованной литературы…………………………………………...28

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 145.97 Кб (Скачать)

Введение. 

Человеческое  общество характеризуется той или  иной степенью организованности, упорядоченности. Это вызвано необходимостью согласования потребностей, интересов отдельного человека и сообщества людей (больших  или малых социальных групп).

В целях  достижения такого согласования осуществляется социальное регулирование, т.е. целенаправленное воздействие на поведение людей. Регулирование может быть как  внешним по отношению к человеку (кто-то каким-либо образом воздействует на него), так и внутренним (саморегулирование). На всем протяжении своего развития общество выработало многообразную систему  средств и способов регламентации  поведения людей. Средства отвечают на вопрос, чем регулируется поведение  людей, а способы как осуществляется это целенаправленное воздействие.

К средствам  социального регулирования относятся, прежде всего, социальные нормы: правовые (юридические), моральные, корпоративные, обычаи и др. Но норма хотя и основное, но далеко не единственное средство воздействия на поведение людей: средствами регулирования являются также индивидуальные предписания, властные веления, меры физического, психического, организационного принуждения и т.д.

В системе  социального регулирования важнейшая  роль принадлежит правовому регулированию, под которым в узком смысле понимается воздействие норм права (системы правовых норм), других специально-юридических  средств на поведение людей и  на общественные отношения в целях  их упорядочения и прогрессивного развития.

Юрист должен понимать правовое регулирование  как разностороннее воздействие  на общественные отношения всех правовых явлений, в том числе правовых идей, принципов правовой жизни общества, не воплощенных в юридические  формы (законы, нормативно-правовые акты, решения судебных органов и др.).

Выделение правового регулирования как  целенаправленной, результативной, нормативно-организационной  деятельности с помощью специфических  юридических средств и способов имеет смысл в плане подготовки профессионалов-правоведов. Оно позволит будущим юристам детально ознакомиться с инструментарием их профессиональной деятельности.

В ходе написания данной курсовой работы были проанализированы различные источники, такие как Конституция, федеральные законы и иные нормативные акты.

Целью курсовой работы является обобщение результатов правового регулирования в результате обработки нормативно-правовых актов и авторских исследований. Также я имела цель выявить особенности предмета и метода правового регулирования.

Актуальность  работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к теме "Предмет и метод правового регулирования" в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью.

Объектом  моего исследования являются авторские  работы, которые в той или иной степени освещают предмет и метод  правового регулирования. Предметом  же моего исследования являются развитие и современное состояние теоретических  воззрений на предмет и метод  правового регулирования.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Понятие и сущность правового  регулирования.
 

     Правовое  регулирование понимается, прежде всего, как деятельность государства и  общества по подготовке и принятию нормативно-правовых актов. В этом процессе ведущая роль принадлежит государству, его законодательным и исполнительным органам. Именно они принимают наибольшую часть действующих в обществе норм права. Активную правотворческую  деятельность осуществляет так же общество, его организации и объединения. В частности, население в ходе референдума может принимать  и принимает законы. Нормативно-правовые акты в пределах своей компетенции  издают органы местного самоуправления. Каждая организация, учредителями которой  выступают граждане, общественные организации, иные не государственные органы и  учреждения, разрабатывает и принимает  свой устав1.

     Правовое  регулирование осуществляется самими участниками общественных отношений. Участники конкретных общественных отношений сами упорядочивают свои отношения путем заключения индивидуальных договоров или совершения иных правомерных  действий (например, использования  права). Такой вид индивидуального  правового регулирования часто  называют саморегулированием.

     Субординационное  правовое регулирование в отличие  от координационного, осуществляется уже не самими участниками общественных отношений, а государственными или  иными компетентными органами. В  отдельных случаях участники  конкретных общественных отношений  не могут самостоятельно урегулировать  свои отношения доступными им правовыми  средствами, в связи, с чем вынуждены  обращаться за помощью к компетентным государственным или негосударственным  органам. Последние, применяя соответствующие  нормы позитивного права, помогают урегулировать данные общественные отношения (назначить пенсию, отвести земельный участок, взыскать долг и т.д.). В других случаях компетентные органы сами, по своей инициативе применяют нормы права, упорядочивая тем самым определенные конкретные отношения (например, в случаях совершения преступлений и некоторых иных правонарушений).

     Деление правового регулирования на нормативное  и индивидуальное является основным, но не единственным. Правовое регулирование  можно подразделять на виды также  в зависимости от субъектов, осуществляющих правовое регулирование. С учетом данного  основания могут быть выделены собственно государственное и негосударственное  правовое регулирование, хотя правовое регулирование в сущности является, как уже отмечалось, государственным  регулированием.

     Собственно  государственное правовое регулирование - это регулирование, которое осуществляют органы государства, государственные  организации и государственные  должностные лица. Данный вид правового  регулирования является основным, определяющим, поскольку нормы позитивного  права, с которых начинается правовое регулирование общественных отношений, устанавливаются преимущественно  этой категорией субъектов. Кроме того, названные субъекты в основном и  применяют правовые нормы2.

     Негосударственное правовое регулирование – это  регулирование, которое осуществляется либо непосредственно народом, либо негосударственными органами и организациями, либо самими участниками общественных отношений. Народ может осуществлять правовое регулирование путем принятия нормативных правовых актов, что  в условиях государственно-организованного  общества имеет, однако, не столь широкое  распространение. Негосударственные  органы и организации могут осуществлять правовое регулирование тех или иных общественных отношений путем принятия, как нормативных правовых актов, так и актов применения права. Сами участники общественных отношений могут осуществлять правовое регулирование путем упорядочения собственных отношений, например, с помощью индивидуальных правовых договоров.

     В зависимости от степени централизованности следует различать централизованное и децентрализованное правовое регулирование. Централизованное правовое регулирование  – это регулирование, которое  осуществляется из единого центра в  масштабах всей страны. Такое регулирование  осуществляется центральными органами государственной власти преимущественно  с помощью нормативных правовых актов (хотя не исключается использование  и индивидуальных правовых актов  – о переносе дней отдыха, о переходе на летнее время и др.). Основным достоинством данного вида правового регулирования  является то, что оно вносит единообразие в регулирование общественных отношений  на всей территории страны и позволяет  с минимальными для государства  затратами добиться в обществе того порядка, к которому государство  стремится. Вместе с тем чрезмерная централизация приводит к зарегулированности общественных отношений, к мелочной опеке и ограничению свободы  участников этих отношений. Децентрализованное правовое регулирование – это  регулирование, которое осуществляется из разных центров и на разных уровнях. Оно может осуществляться субъектами федерации, местными органами государственной  власти, органами местного самоуправления, администрацией учреждений, предприятий, организаций, трудовыми коллективами, самими участниками конкретных общественных отношений. В качестве средств правового  регулирования здесь используются как нормативные, так и индивидуальные правовые акты. Децентрализованное правовое регулирование дает соответствующим  субъектам возможность самостоятельно урегулировать те или иные общественные отношения с учетом интересов  регионов, административно-территориальных  образований, организаций, трудовых коллективов, отдельных граждан и т.д. Оно свидетельствует о демократизме государственного управления, степени самостоятельности и свободе участников общественных отношений. Вместе с тем децентрализованное правовое регулирование не может осуществляться вопреки централизованному, а должно ему соответствовать и дополнять его. По сфере распространения (сфере действия права) правовое регулирование можно подразделить на общее, ведомственное, местное и локальное. Общее правовое регулирование имеет самую широкую сферу распространения: оно распространяется на всю территорию страны и охватывает поведение всех субъектов. Такое регулирование осуществляется, прежде всего, законами государства и подзаконными нормативными актами общего действия. Ведомственное правовое регулирование осуществляется в рамках той или иной области государственного управления: промышленности, сельского хозяйства, транспорта, образования и т.д. Основными средствами правового регулирования здесь выступают ведомственные нормативные акты, действие которых распространяется на работников соответствующих ведомств. Местное правовое регулирование осуществляется в пределах административно-территориальных образований нормативными и индивидуальными правовыми актами местных органов государственной власти и органов местного самоуправления. Наконец, локальное правовое регулирование осуществляется в рамках учреждений, предприятий, организаций нормативными и индивидуальными правовыми актами самих учреждений, предприятий и организаций. Формы (или виды) правового регулирования могут быть выделены и по некоторым другим основаниям. Так, например, учитывая, что правовое регулирование осуществляется и законами, и подзаконными нормативными актами можно выделить законодательное и подзаконное регулирование. В федеративных государствах ввиду наличия там федеральной и региональной систем законодательства допустимо выделение федерального и регионального правового регулирования и т.д.

  1. Предмет правового регулирования.
 

     Под предметом понимается то, на что  направлено какое-либо действие. Соответственно, предмет правового регулирования  составляют социальные явления, на которые  воздействует право и определенным образом меняет их3.

     На  первый взгляд, предметом правового  регулирования является поведение, деятельность человека. Правовые нормы  проходят через сознание человека, выражаются в его воле, решении  действовать определенным образом. Если лицо избирает правомерный вариант  поведения, то такое поведение согласуется  с действующим правом и обеспечивает его реализацию в конкретных отношениях. Если же субъект действует противоправно, совершает правонарушение, то к нему применяются меры государственного принуждения, побуждающие его действовать  правомерно.

     Тем не менее, поведение человека не является предметом правового регулирования, поскольку значительная часть действий человека остается за пределами права, не регулируется им. В частности, правом не регулируется мыслительная, психическая  деятельность человека, его личная жизнь, непосредственно трудовая деятельность по созданию материальных или духовных благ. Ибо во всех этих случаях человек  реализует собственные интересы, знания, умения, способности, не вторгаясь  в сферу интересов других лиц, государства и общества в целом. Он действует как бы в одиночестве, дистанцируясь от общества и его  членов.

     Основным  средством согласования противоречивых интересов граждан, иных лиц, обеспечения  их взаимоотношений на началах равенства, справедливости и является право. Соответственно и предметом правового регулирования  выступает не любое поведение  человека, а только такое поведение, которое затрагивает интересы других лиц, порождает между ними определенную социальную связь, понимаемую как общественное отношение. И правом регулируется не столько деятельность, сколько социальная связь между лицами, порожденная этой деятельностью. Ибо общественное отношение понимается как социальная связь между лицами, возникающая в ходе их производственной, политической и иной социально значимой предметной деятельности.

     Система общественных отношений, регулируемых правом, в настоящее время весьма сложна и многообразна. Её можно  подразделить на три большие сферы: экономическую, политическую и социальную.

     Экономические отношения характеризуют общественные связи, в которые вступают граждане, государственные органы и иные лица в процессе производства, распределения, обмена и потребления, материальных благ и услуг. В основе этих отношений  лежит право собственности государства, граждан и их объединений на заводы и фабрики, станки, оборудование, иные орудия и средства производства и  произведенные материальные блага. Отношения распределения и обмена охватывают сложную и многообразную  совокупность отношений, в которые  вступают граждане, государственные  органы и государство в целом, организации и иные лица в процессе удовлетворения своих потребностей в предметах и услугах. В процессе потребления удовлетворяются потребности  граждан и иных лиц в пище, одежде, отдыхе, услугах, образовании, а так  же осуществляется обеспечение необходимыми материальными ресурсами государственного аппарата, армии, пенсионеров и иных лиц, не способных к производительному  труду4.

     Сферу социально-культурных отношений составляют все те отношения, которые регулируются правом, но не входят в систему политических и экономических отношений. Это, в частности, общественные связи, существующие между гражданами и общеобразовательными учреждениями, государственными органами, образующиеся в процессе получения  гражданами общего и профессионального  образования, медицинской помощи, занятия спортом и т.д. В совокупность этих отношений входят и личные неимущественные отношения между гражданами, вытекающие из авторского и изобретательского права, защиты чести и достоинства граждан, а так же личные неимущественные отношения между супругами, их детьми и другими родственниками.

     Предмет правового регулирования носит  объективный характер и, в конечном итоге, определяется общественными  закономерностями, уровнем экономического и культурного развития общества. Однако каждое государство, его органы в поисках оптимального варианта правового регулирования общественных отношений могут допускать известные  колебания в определении совокупности отношений, урегулированных правом.

      Право не должно да и не может регулировать все общественные отношения, все  социальные связи членов общества. Поэтому на каждом конкретно-историческом этапе общественного развития должна быть достаточно точно определена сфера  правового регулирования.

      В тех условиях, когда сфера правового  регулирования заужена, когда не используются возможности права  для упорядочения общественных отношений, в обществе возникает угроза произвола, хаоса, непредсказуемости в тех  областях человеческих отношений, которые  можно и нужно упорядочить  с помощью права. А когда сфера  правового регулирования неоправданно расширена, особенно за счет централизованного  государственно-властного воздействия, создаются условия для укрепления тоталитарных режимов, заурегулированности  поведения людей, ведущего к социальной пассивности, безынициативности членов общества.

Информация о работе Понятие и свойства государственной власти