Понятие и свойства государственной власти

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2011 в 17:40, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является обобщение результатов правового регулирования в результате обработки нормативно-правовых актов и авторских исследований. Также я имела цель выявить особенности предмета и метода правового регулирования.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Понятие и сущность правового регулирования……………………….…5
2. Предмет правового регулирования……………………………………….9
3. Правовое регулирование: приемы и виды…………………………...….15
4. Предмет и метод правового регулирования как основания деления права на отрасли и институты................................................…………………..21
Заключение……………………………………………………………………….29
Список использованной литературы…………………………………………...28

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 145.97 Кб (Скачать)

      В сферу правового регулирования  должны входить те отношения, которые  имеют следующие признаки. Во-первых, это отношения, в которых находят  отражение как индивидуальные интересы членов общества, так интересы общесоциальные. Во-вторых, в этих отношениях реализуются  взаимные интересы их участников, каждый из которых идет на какое-то ущемление своих интересов ради удовлетворения интересов другого. В-третьих, отношения эти строятся на основе согласия выполнять определенные правила, признания обязательности этих правил. В-четвертых, эти отношения требуют соблюдения правил, обязательность которых подкреплена достаточно действенной силой.

      История правовой жизни общества показала, что в сферу правового регулирования  входят три группы общественных отношений, отвечающих перечисленным признакам.

      Первую  группу составляют отношения людей по обмену ценностями (как материальными, так и нематериальными). Здесь наиболее ярко проявляется возможность и необходимость правового регулирования имущественных отношений, ибо во взаимоприемлемом обмене имуществом заинтересовано и все общество, и каждый отдельный человек. Эти отношения строятся на основе общепризнанных правил (например, признание выражения ценности имущества в денежном эквиваленте); обязательность признания правил обеспечена действенной силой специального аппарата правового принуждения.

      Вторую  группу образуют отношения по властному управлению обществом. В управлении социальными процессами заинтересованы и человек, и общество. Управление осуществляется ради удовлетворения как индивидуальных, так и общесоциальных интересов и должно реализоваться по строгим правилам, обеспеченным силой принуждения. Естественно, в сферу правового регулирования входит государственное управление социальными процессами.

      В третью группу входят отношения по обеспечению правопорядка, которые призваны обеспечить нормальное протекание процессов обмена ценностями и процессов управления в обществе. Это отношения, возникающие из нарушения правил, регламентирующих поведение людей в двух указанных сферах.

      Общественные  отношения, входящие в эти группы, и будут составлять предмет правового  регулирования. Это общественные отношения, которые по своей природе могут  поддаваться нормативно-организационному воздействию и в конкретно-исторических условиях требуют правового регламентирования. От характера и содержания общественных отношений, составляющих предмет правового  регулирования, зависят особенности, характер, способы и средства правового  регулирования. Достаточно очевидно, что  отношения по эквивалентному обмену ценностями, например имущественные отношения, требуют иных правовых средств и способов регулирования, чем те, которые используются для регламентации управленческих отношений.

      Характер, вид общественных отношений, составляющих предмет правового регулирования, обусловливают степень интенсивности  правового регулирования, т. е. широту охвата правовым воздействием, степень  обязательности правовых предписаний, формы и методы правового принуждения, степень детализированности предписаний, напряженность правового воздействия  на общественные отношения. 5

     Таким образом, предметом правового регулирования любой отрасли права являются общественные отношения в определенной области жизнедеятельности людей. Предмет любой отрасли права характеризуется однородностью общественных отношений, их социально-экономической общностью и некоторыми другими признаками, изучаемыми в общей теории права.  
 
 
 
 
 

Рис. 1. Способы  правового регулирования

 
 
 
 

      Рис. 2. Стадии правового регулирования 
 
 
 

 

3. Правовое регулирование:  приемы и виды.

 

Одной  из  основных  социальных  функций  права  является регулирование общественных отношений. Потребность общества в  правовом регулировании существует объективно, так как сложные социальные связи и отношения всегда требуют  своего упорядочения и регулирования. Характер цивилизованных  форм  общения,  присущих  современному  обществу, необходимость  правовой  формы  обеспечения  свободы  граждан,  их инициативы  обусловливают  установление  юридических  форм  для регулирования  общественных  отношений  в  сложной  системе  социальной жизни.  Поэтому  в  системе  социальной  регуляции  юридические  средства организации  поведения  и  деятельности  участников  общественных отношений  имеют  определяющее  значение,  так  как  господство  права  в общественных  отношениях  способствует  стабильному  функционированию общества и его гармоничному развитию.

Правовое  регулирование  общественных  отношений  имеет прогрессивную,  созидательную  роль  в  общественной  жизни,  так  как упорядоченность, урегулированность  сложных социальных связей позволяет  как обществу в целом, так и  отдельной личности творчески развиваться  и совершенствоваться.

Правовое  регулирование – это осуществляемая  с помощью  системы юридических  средств  и  приемов  деятельность  субъектов  права  в  целях упорядочения  общественных  отношений  и  их  прогрессивного  развития. Регулируя  поведение,  право  тем  самым  регулирует  и  те  отношения,  в которых  находятся  субъекты,  обладающие  правами  и  обязанностями. Правовое  регулирование  всегда  вводит  фактические  отношения  в определенные рамки, упорядочивает, стабилизирует, ставит их под защиту государства.

Правовое  регулирование  имеет  свои  специфические  особенности, которые  зависят,  во-первых,  от  характера  и  содержания  регулируемых общественных отношений и, во-вторых, от юридических средств и методов воздействия на поведение участников социальных отношений.

Правовое  регулирование осуществляется в  двух основных формах – при  помощи  правоотношений  и  вне  их.  Вне  правоотношений  правовое регулирование  связано  с  реализацией  всеобщих  и  абсолютных  прав, всеобщих юридических обязанностей, объем которых точно предусмотрен законом  или  иным  источником  права.  Правовые  отношения  являются специфической разновидностью общественных отношений и особой формой правового  регулирования.  Когда  правовое  регулирование  происходит  в правовых  отношениях,  то  состав  участников,  обладающих  взаимными правами  и  обязанностями,  известен.  Объем  субъективных  прав  и юридических обязанностей, их характер не вытекают прямо из закона, а во многом зависят от юридического факта и часто от волеизъявления сторон.

Процесс  правового  регулирования  предполагает  систему взаимосвязанных  между  собой  юридических  форм,  методов  и  средств,  с помощью  которых  осуществляются  регулирование  общественных отношений и воздействие на поведение участников социальных отношений.

В юридической  литературе, когда речь идет о правовом регулировании общественных отношений, очень часто используется (применяется) термин «механизм правового регулирования», который понимается шире, чем сам процесс  правового  регулирования.  Механизм  правового  регулирования рассматривается  как  единство  всех  юридических  средств,  с  помощью которых  осуществляются  регулирование  общественных  отношений  и удовлетворение  интересов  субъектов  права.  В  систему  этого  механизма включают:  нормы  права,  правоотношения,  правосознание,  правовую культуру,  акты  применения  права,  правовые  стимулы  и  правовые ограничения. 

Процесс  правового  регулирования  общественных  отношений охватывает, с одной  стороны, деятельность государства, которая  связана с установлением юридических  норм. Устанавливая общеобязательные правила поведения, обязательные  как  для  граждан,  так  и  для  должностных  лиц, органов  государственной  власти,  законодательство  тем  самым  вносит упорядоченность и определенность в общественные отношения.  С другой

стороны — это деятельность органов государственной  власти, связанная с определением правовых методов и средств по регулированию социальных отношений. Следовательно, содержанием правового  регулирования является деятельность  органов  государственной  власти,  связанная  с  установлением определенных юридических средств и методов  по организации поведения и деятельности  индивидов  и  их  организаций  в  целях  обеспечения  прав  и свобод личности, нормального функционирования гражданского общества и его институтов.

Правовое  регулирование  осуществляется  с  помощью  определенных правовых  стимулов (дозволения,  поощрения,  льготы)  и  правовых ограничений ( это прежде всего запреты, а также юридические обязанности и меры наказания, содержащиеся в санкциях правовой нормы). Устанавливая определенные  правила  поведения,  законодатель  тем  самым  предписывает участникам общественных отношений, каким образом им следует поступать или  же  воздерживаться  от  совершения  определенных  действий,  т. е.  как строить свое поведение в социальном общении (действиях или бездействии).

Правовые  стимулы –  это  побудительные  факторы  правомерного поведения  личности,  направленные  на  удовлетворение  своих  жизненных интересов,  в  которых  заключена  их  социальная  ценность.  Правовые ограничения – это сдерживающие факторы от неправомерных действий. С помощью  правовых  ограничений  государство  устанавливает  те  правовые границы (рамки),  в  пределах  которых  не  допускается  возникновение правовых конфликтов, а если таковые имеются, то принимаются меры по возможному их ограничению и устранению. Правовые ограничения связаны с  неблагоприятными  последствиями,  направленными  на  сдерживание противоправных деяний со стороны субъектов правоотношений.

Воздействие на волю и сознание людей с помощью  правовых стимулов и  ограничений  способствует  эффективности  правового  регулирования общественных  отношений,  установлению  прочной  правозаконности  и стабильному правопорядку.

Различают следующие виды (формы) правового  регулирования:

·  запрет (так не поступайте);

·  дозволение –  управомоченная  форма (поступайте  как  сочтете нужным); 

·  предписание (поступайте только так).

Запрет  –  это  возложение  обязанностей  воздерживаться  от определенных  действий.  При  запрете  свобода  поведения  субъектов  права начинается  за  пределами  предписаний,  заключенных  в  правовой  норме. Запрет  как  метод  правового  регулирования  используется,  как  правило,  в нормах административного и уголовного законодательства. В этих нормах содержится  перечисление  запрещенных  действий.  Именно  эти  действия образуют  составы  административных  правонарушений  и уголовных преступлений.  За  пределами  этих  запретов,  заключенных  в  нормах административного  и  уголовного  законодательства,  субъекты  права свободны в своем поведении. В имущественных отношениях субъекты права, как правило, связаны только запретами, в остальном они обладают свободой волеизъявления.

Дозволения  –  управомоченная  форма  правового  регулирования.  Эта форма  выражается  в  предоставлении  участнику  правовых  отношений определенных  субъективных  прав,  т. е.  в делегировании комплекса дозволений управомоченному лицу на совершение определенных действий (например, собственнику дозволяется владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащей ему вещью). В дозволениях заключено правило: «поступайте как  сочтете  нужным».  Дозволения –  это  приемы  диспозитивного регулирования  общественных  отношений.  При  дозволении  участники общественных  отношений  свободны  поступать  так,  как  считают  нужным.

При  этом  поведение  субъектов  правоотношений  не  должно  выходить  за рамки  правовых границ – той меры свободы, которая не нарушает свободу других  субъектов  права.  Диспозитивное  регулирование  общественных отношений  выражается  формулой: «Все,  что  не  запрещено  законом, – дозволено».

Предписание  как  форма  правового  регулирования  обязывает совершение  определенных  действий (например, граждане  Российской Федерации обязаны соблюдать законы РФ, собственник жилого дома обязан платить  налоги).  Предписание –  прием  императивного регулирования общественных  отношений.  Оно  выражается  формулой: «Все,  что  не разрешено, –  запрещено».  В  правовых предписаниях  устанавливаются правила  поведения,  т. е.  то,  каким  образом следует поступать субъектам права. Если имеются отклонения от такого поведения, то для этого субъекта правоотношений могут наступить нежелательные правовые последствия.

В теории права выделяют также следующие основные типы правового регулирования:  общедозволительный  и  запретительный.

Общедозволительный  тип  выражается  формулой: «Разрешено  все,  что  не запрещено  законом».  Данный  тип  применяется  при  осуществлении индивидом  своих  субъективных  прав  и  свобод.  Запретительный  тип выражается  формулой: «Запрещено  все, что не  разрешено законом». Запретительный тип применяется в деятельности органов государственной власти, должностных лиц. В своей деятельности они имеют право только на то, что прямо указано в законодательных актах, т. е. круг их полномочий четко очерчен в нормативно-правовых актах.

В определении  характера правового регулирования определяющая роль принадлежит  природе  регулируемых  общественных  отношений.  Так,  для частноправовых  отношений  характерен  диспозитивный  метод  правового регулирования.  Правовые  нормы,  регулирующие  эти  отношения,  обычно

Информация о работе Понятие и свойства государственной власти