Государственная власть: понятие, признаки, структура

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 13:29, курсовая работа

Краткое описание

Словосочетание «государственная власть» употребляется очень широко и в обыденной речи, и в научной литературе. К попыткам вскрыть содержание этого термина, обнаружится также немало различий. Ученые выделяют много внимания, но вопросы о государственной власти всегда были и остаются в центре внимания науки теории государства и права, однако в учебной литературе пока не получили должного отражения.

Оглавление

Введение ………………………………………………….……………………... 2
Глава I Понятие государственной власти
§ 1 Государственная власть как разновидность социальной власти ………….3
§ 2 Соотношение государственной власти и государства ……………………. 6
§ 3 Проблемы становления и укрепления государственной власти в Российской Федерации ………………………………………..……………….. 7
Глава II Признаки государственной власти
§ 1 Признаки государственной власти ……………………………………….10
§ 2 Легализация и легитимация государственной власти …………………..13
Глава III Структура государственной власти
§ 1 Структура государственной власти ………………………………………..16
§ 2 Принцип разделения властей ………………………………………………19
Заключение ………………………………………………………………………24
Список использованной литературы ……………………………………….… 25

Файлы: 1 файл

Государственная власть 12.12.docx

— 57.06 Кб (Скачать)

 

ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ, УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА (г. Казань)

 

ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА  И ПРАВА

Курсовая работа

 

 

На тему: «Государственная власть: понятие, признаки, структура»

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила студент группы 221-у

Гиззатуллина Альбина Абдрашитовна

 

Научный руководитель:

профессор Рыбушкин Н.Н.

 

 

 

 

 

 

Казань – 2012

 

Содержание

Введение ………………………………………………….……………………... 2

Глава I Понятие государственной  власти

§ 1 Государственная власть как разновидность социальной власти ………….3

§ 2 Соотношение государственной  власти и государства ……………………. 6

§ 3 Проблемы становления  и укрепления государственной власти в Российской Федерации ………………………………………..……………….. 7

Глава II Признаки государственной  власти

§ 1 Признаки государственной  власти ……………………………………….10

§ 2 Легализация и легитимация  государственной власти …………………..13

Глава III Структура государственной  власти

§ 1 Структура государственной  власти ………………………………………..16

§ 2 Принцип разделения властей ………………………………………………19

Заключение ………………………………………………………………………24

Список использованной литературы ……………………………………….… 25

 

 

 

 
 

 

Введение

Словосочетание «государственная власть» употребляется очень  широко и в обыденной речи, и  в научной литературе. К попыткам вскрыть содержание этого термина, обнаружится также немало различий. Ученые выделяют много внимания, но вопросы о государственной власти всегда были и остаются в центре внимания науки теории государства  и права, однако в учебной литературе пока не получили должного отражения. Между тем знание этих вопросов необходимо студентам как для более глубокого  усвоения самой теории государства  и права, так и для последующего изучения таких, например, дисциплин, как  конституционное и административное право.

1) Актуальность темы высока, государственная власть необходима  в управлении государством, обществом  и т.д. и в любой сфере  деятельности.

2) Предметом изучения является государственная власть.

3) Цель работы: раскрыть  вопросы о государственной власти, для этого поставлены следующие  задачи:

- понятие государственной власти;

- признаки государственной власти;

- структура государственной власти;

- использованная литература:

Курсовая работа написана на основе положений Конституции  РФ 1993 г., и действующего российского законодательства.

Мы выбрали данную тему, так как считаем, что эта тема одна из самых актуальных в настоящее  время. Она раскрывает всю сущность государственной власти РФ, здесь мы можем детально ознакомиться с понятием, признаками, самой структурой, а также со многими интересующимися нами вопросами.

 

 

 

Глава I Понятие государственной власти

§ 1 Государственная  власть как разновидность социальной власти. Понятие государственной  власти

Прежде чем характеризовать  государственную власть, необходимо дать определение социальной власти, под которой понимают присущее всякой общности людей отношение господства и подчинения между субъектами, опирающееся  на принуждение. Социальная власть - важнейшее средство функционирования социальных структур и институтов.

Власть придает обществу целостность, управляемость, служит важнейшим  фактором организованности и порядка. Это системообразующий элемент, обеспечивающий обществу жизнеспособность. Под воздействием власти общественные отношения становятся целенаправленными, приобретают характер управляемых и контролируемых связей, а совместная жизнь людей, делается организованной и упорядоченной.

Необходимость социальной власти в человеческих коллективах проистекает  из их совместной осознанной деятельности, что предполагает разделение труда, регулирование поведения, установление определенной иерархии, порядка взаимоотношений  людей в коллективе и коллективов  между собой, социальная власть всегда содержит элемент принуждения. Формы  принуждения, как и пути «присвоения» чужой доли, многообразны, в связи с чем различаются множество разновидностей власти по самым различным основаниям деления: экономическая, военная, идеологическая, религиозная, корпоративная, публичная и частная, власть организации над добровольно вступившими в нее членами.

Государственная же власть представляет собой особую разновидность  социальной власти. В литературе по-разному  понимается соотношение категорий  «государственная власть» и «политическая  власть».

Конечно, указанные понятия очень близкие, ибо политическая власть, и государственная власть общественно необходимы, общественно значимы. Однако понятия - не тождественные. Государственная власть осуществляется в масштабе государства, распространяется на всю территорию, все регионы страны, на все население, проживающее и пребывающее в государстве. Политическая власть осуществляется внутри государства в рамках какой-либо партии, иной общественной организации, а также за пределами государства в рамках международных организаций. Да и государственная власть проявляется не только как политическая, но и административно-распорядительная, судебная. Кроме того, государственная власть обладает признаками, присущими только ей.

Остановимся, прежде всего, на понятии государственной власти. Одни видят в ней определенную функцию, другие – волевое отношение, третьи – способность властвующих навязывать свою волю подвластным, четвертые – организованную силу, способную подчинять, пятые – управление, связанное с принуждением, и т.д1[1]. Но если вместе взять все представления о государственной власти, то можно сказать, что государственная власть:

1) Распространяется на все общество;

2) Носит публично-политический  характер;

3) Опирается на государственное принуждение;

4) Осуществляется специальными  лицами;

5) Устанавливает систему  налогов;

6) Организует население  по территориальному признаку;

7) Характеризуется легитимностью  и легальностью.

Итак, государственная власть в целом обладает верховенством  в обществе, опирается на возможность публичного принуждения с применением специальных правовых средств.

В институциональном выражении — это система структур, органов, учреждений, которые реализуют функции государства.

В процессуальном выражении — это целенаправленная управленческая деятельность всех органов государства по упорядочению, организации общественной жизни, обеспечению стабильности и развития общества в строгом соответствии с конституцией.

§ 2 Соотношение  государственной власти и государства

Поговорим о соотношении государственной власти и государства. Эти понятия часто отождествляют, не проводя между ними никакого различия. В то же время эти понятия нужно различать, так как за ними стоят хоть и взаимосвязанные, но все же разные явления.

В отечественной науке  вопрос о соотношении государственной  власти и государства относится  к числу малоисследованных и не имеет однозначного решения. Например, одни ученые, как только что было отмечено, отождествляют государственную власть и государство, исходя из того, что государственная власть как бы материализуется в органах государства и ими представлена. Другие полагают, что государственная власть и государство соотносятся как содержание и форма, где власть является содержанием, а государство формой. Третьи рассматривают государственную власть в качестве признака государства. Четвертые считают, что государство – это средство осуществления государственной власти. Пятые предлагают проводить соотношение государственной власти и государства с учетом того, что понимается под государством.

Последний подход представляется наиболее предпочтительным, так как  соотношение государственной власти и государства действительно  будет зависеть от того, что мы будем  понимать под государством.

Государственную власть, в широком смысле, следует рассматривать в качестве неотъемлемой принадлежности государства, его важнейшего признака, потому что государство в широком смысле – это политико-территориальный союз людей, управляемый государственной властью и находящийся под ее защитой.

Государство в узком смысле рассматривается в качестве определенной политической организации, функционирующей в обществе, это организованная публичная власть – государственная власть[2]. В этой связи государственную власть, думается, надо рассматривать в качестве содержания государства, а органы государства в качестве ее внешней формы.

§ 3 Проблемы становления  и укрепления государственной власти в Российской Федерации

С обретением Россией самостоятельности  началось становление постсоциалистической государственной власти. Этот процесс  идет трудно, противоречиво, сопровождается большими издержками, ибо новая государственная  власть пока неудовлетворительно выполняет  свои многочисленные функции. Почему?

Во - первых, не было обоснованной программы преобразования ни общества, ни государственности. Во-вторых, между прежней и создаваемой государственностью почти не сохранилось исторической преемственности; по сути, произошло полное отрицание прошлого. В-третьих, огромный вред обществу и государству причинили мифы правых либералов об автоматическом оздоровлении нашей кризисной экономики с помощью рынка и обезличенного монетаризма. В-четвертых, не была разработана научно обоснованная кадровая политика формирования государственного аппарата. В-пятых, массовое обнищание населения, катастрофический спад промышленного и сельскохозяйственного производства существенно подорвали экономическую и социальную основы российской государственной власти, ослабили государственное управление.

Укрепление российской государственной  власти — требование времени, неотложная необходимость. В этом заинтересованы общество, все партии и политические движения, общественные организации  и ветви власти. Только в активном и сильном государстве они  могут рассчитывать на гарантированную  реализацию своих интересов, а органы государства — направить свою энергию на благо народа.

Сильная, активно функционирующая  государственная власть — важнейшее  условие выхода страны из экономического кризиса и продолжения преобразований. Без нее не утвердится социально  ориентированный рынок, не могут  быть надежно защищены все формы  собственности, не реализуют свои ценности демократия и самоуправление, не возродятся российская наука, куль тура, не установятся справедливость и нравственность. Лишь сильная государственная власть способна вести успешную борьбу с преступностью, обеспечить гражданам России безопасность и спокойствие. Прочное и могучее Российское государство — самый надежный и реальный гарант стабильности на всей территории бывшего Союза, надежной обороноспособности страны, поддержания мира в мировом сообществе.

Проблемы укрепления российской государственности и остроактуальны, и весьма сложны. Мы затронем лишь некоторые их аспекты.

Во-первых, необходимо выяснить и устранить причины и условия, вызвавшие ослабление государственной  власти.

Во-вторых, требуется вернуть  государственной власти, ее органам  доверие народа.

В-третьих, давно назрела  необходимость в разработке программы  государственного строительства.

Эффективность функционирования государственной власти во многом зависит  от профессионализма работников государственного аппарата, совершенствование которой - объективная потребность времени. Чтобы оправдать свое назначение, качественно выполнять свои функции, госаппарат призван действовать четко, обеспечивать квалифицированное и своевременное решение всех вопросов, отнесенных к его ведению.

Наука и практика выработали следующие меры по совершенствованию  государственного аппарата:

  1. Сокращение государственного аппарата и расходов на его содержание с целью обеспечения оптимального численного соотношения между управляющими и управляемыми;
  2. Повышение ответственности должностных лиц за порученное дело, выработка такого стиля работы, в котором сочетались бы компетентность, дисциплинированность и смелая инициатива;
  3. Создание нормативной и стимулирующее -организационной основы для повышения квалификации и оценки труда государственных служащих;
  4. Точная и четкая правовая регламентация компетенции, функций каждого органа, его внутренних подразделений;
  5. Внедрение научной организации управленческого труда;
  6. Установление оснований и процедуры привлечения к дисциплинарной и материальной ответственности государственных служащих;
  7. Усиление контроля и проверки исполнения, всемерное укрепление исполнительской дисциплины;
  8. Введение антикоррупционных механизмов

Разбухание государственного аппарата — это верный признак  его загнивания, бюрократизации, снижения уровня государственного управления. С 1991 г. объем промышленного и  сельскохозяйственного производства снизился более чем на 50%, а численность  государственного аппарата возросла в  полтора раза. Это означает, что  бал здесь правит стихия.

Крайне неэффективным  остается контроль за качеством управления, за исполнительской дисциплиной. Невиданный разгул коррупции, чиновничьего произвола.

Информация о работе Государственная власть: понятие, признаки, структура