Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 13:29, курсовая работа
Словосочетание «государственная власть» употребляется очень широко и в обыденной речи, и в научной литературе. К попыткам вскрыть содержание этого термина, обнаружится также немало различий. Ученые выделяют много внимания, но вопросы о государственной власти всегда были и остаются в центре внимания науки теории государства и права, однако в учебной литературе пока не получили должного отражения.
Введение ………………………………………………….……………………... 2
Глава I Понятие государственной власти
§ 1 Государственная власть как разновидность социальной власти ………….3
§ 2 Соотношение государственной власти и государства ……………………. 6
§ 3 Проблемы становления и укрепления государственной власти в Российской Федерации ………………………………………..……………….. 7
Глава II Признаки государственной власти
§ 1 Признаки государственной власти ……………………………………….10
§ 2 Легализация и легитимация государственной власти …………………..13
Глава III Структура государственной власти
§ 1 Структура государственной власти ………………………………………..16
§ 2 Принцип разделения властей ………………………………………………19
Заключение ………………………………………………………………………24
Список использованной литературы ……………………………………….… 25
ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ, УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА (г. Казань)
ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
Курсовая работа
На тему: «Государственная власть: понятие, признаки, структура»
Выполнила студент группы 221-у
Гиззатуллина Альбина Абдрашитовна
Научный руководитель:
профессор Рыбушкин Н.Н.
Казань – 2012
Содержание
Введение ………………………………………………….……………………..
Глава I Понятие государственной власти
§ 1 Государственная власть как разновидность социальной власти ………….3
§ 2 Соотношение государственной власти и государства ……………………. 6
§ 3 Проблемы становления и укрепления государственной власти в Российской Федерации ………………………………………..……………….. 7
Глава II Признаки государственной власти
§ 1 Признаки государственной власти ……………………………………….10
§ 2 Легализация и легитимация государственной власти …………………..13
Глава III Структура государственной власти
§ 1 Структура государственной власти ………………………………………..16
§ 2 Принцип разделения властей ………………………………………………19
Заключение ………………………………………………………………………24
Список использованной литературы ……………………………………….… 25
Введение
Словосочетание «
1) Актуальность темы высока,
государственная власть
2) Предметом изучения является государственная власть.
3) Цель работы: раскрыть
вопросы о государственной
- понятие государственной власти;
- признаки государственной власти;
- структура государственной власти;
- использованная литература:
Курсовая работа написана на основе положений Конституции РФ 1993 г., и действующего российского законодательства.
Мы выбрали данную тему, так как считаем, что эта тема одна из самых актуальных в настоящее время. Она раскрывает всю сущность государственной власти РФ, здесь мы можем детально ознакомиться с понятием, признаками, самой структурой, а также со многими интересующимися нами вопросами.
Глава I Понятие государственной власти
§ 1 Государственная власть как разновидность социальной власти. Понятие государственной власти
Прежде чем характеризовать государственную власть, необходимо дать определение социальной власти, под которой понимают присущее всякой общности людей отношение господства и подчинения между субъектами, опирающееся на принуждение. Социальная власть - важнейшее средство функционирования социальных структур и институтов.
Власть придает обществу целостность, управляемость, служит важнейшим фактором организованности и порядка. Это системообразующий элемент, обеспечивающий обществу жизнеспособность. Под воздействием власти общественные отношения становятся целенаправленными, приобретают характер управляемых и контролируемых связей, а совместная жизнь людей, делается организованной и упорядоченной.
Необходимость социальной власти в человеческих коллективах проистекает из их совместной осознанной деятельности, что предполагает разделение труда, регулирование поведения, установление определенной иерархии, порядка взаимоотношений людей в коллективе и коллективов между собой, социальная власть всегда содержит элемент принуждения. Формы принуждения, как и пути «присвоения» чужой доли, многообразны, в связи с чем различаются множество разновидностей власти по самым различным основаниям деления: экономическая, военная, идеологическая, религиозная, корпоративная, публичная и частная, власть организации над добровольно вступившими в нее членами.
Государственная же власть представляет собой особую разновидность социальной власти. В литературе по-разному понимается соотношение категорий «государственная власть» и «политическая власть».
Конечно, указанные понятия
очень близкие, ибо политическая власть,
и государственная власть общественно
необходимы, общественно значимы. Однако
понятия - не тождественные. Государственная
власть осуществляется в масштабе государства,
распространяется на всю территорию, все
регионы страны, на все население, проживающее
и пребывающее в государстве. Политическая
власть осуществляется внутри государства
в рамках какой-либо партии, иной общественной
организации, а также за пределами государства
в рамках международных организаций. Да
и государственная власть проявляется
не только как политическая, но и административно-
Остановимся, прежде всего, на понятии государственной власти. Одни видят в ней определенную функцию, другие – волевое отношение, третьи – способность властвующих навязывать свою волю подвластным, четвертые – организованную силу, способную подчинять, пятые – управление, связанное с принуждением, и т.д1[1]. Но если вместе взять все представления о государственной власти, то можно сказать, что государственная власть:
1) Распространяется на все общество;
2) Носит публично-политический характер;
3) Опирается на государственное принуждение;
4) Осуществляется специальными лицами;
5) Устанавливает систему налогов;
6) Организует население по территориальному признаку;
7) Характеризуется легитимностью и легальностью.
Итак, государственная власть в целом обладает верховенством в обществе, опирается на возможность публичного принуждения с применением специальных правовых средств.
В институциональном выражении — это система структур, органов, учреждений, которые реализуют функции государства.
В процессуальном выражении — это целенаправленная управленческая деятельность всех органов государства по упорядочению, организации общественной жизни, обеспечению стабильности и развития общества в строгом соответствии с конституцией.
§ 2 Соотношение государственной власти и государства
Поговорим о соотношении государственной власти и государства. Эти понятия часто отождествляют, не проводя между ними никакого различия. В то же время эти понятия нужно различать, так как за ними стоят хоть и взаимосвязанные, но все же разные явления.
В отечественной науке вопрос о соотношении государственной власти и государства относится к числу малоисследованных и не имеет однозначного решения. Например, одни ученые, как только что было отмечено, отождествляют государственную власть и государство, исходя из того, что государственная власть как бы материализуется в органах государства и ими представлена. Другие полагают, что государственная власть и государство соотносятся как содержание и форма, где власть является содержанием, а государство формой. Третьи рассматривают государственную власть в качестве признака государства. Четвертые считают, что государство – это средство осуществления государственной власти. Пятые предлагают проводить соотношение государственной власти и государства с учетом того, что понимается под государством.
Последний подход представляется
наиболее предпочтительным, так как
соотношение государственной
Государственную власть, в широком смысле, следует рассматривать в качестве неотъемлемой принадлежности государства, его важнейшего признака, потому что государство в широком смысле – это политико-территориальный союз людей, управляемый государственной властью и находящийся под ее защитой.
Государство в узком смысле рассматривается в качестве определенной политической организации, функционирующей в обществе, это организованная публичная власть – государственная власть[2]. В этой связи государственную власть, думается, надо рассматривать в качестве содержания государства, а органы государства в качестве ее внешней формы.
§ 3 Проблемы становления и укрепления государственной власти в Российской Федерации
С обретением Россией самостоятельности
началось становление
Во - первых, не было обоснованной программы преобразования ни общества, ни государственности. Во-вторых, между прежней и создаваемой государственностью почти не сохранилось исторической преемственности; по сути, произошло полное отрицание прошлого. В-третьих, огромный вред обществу и государству причинили мифы правых либералов об автоматическом оздоровлении нашей кризисной экономики с помощью рынка и обезличенного монетаризма. В-четвертых, не была разработана научно обоснованная кадровая политика формирования государственного аппарата. В-пятых, массовое обнищание населения, катастрофический спад промышленного и сельскохозяйственного производства существенно подорвали экономическую и социальную основы российской государственной власти, ослабили государственное управление.
Укрепление российской государственной власти — требование времени, неотложная необходимость. В этом заинтересованы общество, все партии и политические движения, общественные организации и ветви власти. Только в активном и сильном государстве они могут рассчитывать на гарантированную реализацию своих интересов, а органы государства — направить свою энергию на благо народа.
Сильная, активно функционирующая
государственная власть — важнейшее
условие выхода страны из экономического
кризиса и продолжения
Проблемы укрепления российской
государственности и
Во-первых, необходимо выяснить и устранить причины и условия, вызвавшие ослабление государственной власти.
Во-вторых, требуется вернуть государственной власти, ее органам доверие народа.
В-третьих, давно назрела необходимость в разработке программы государственного строительства.
Эффективность функционирования государственной власти во многом зависит от профессионализма работников государственного аппарата, совершенствование которой - объективная потребность времени. Чтобы оправдать свое назначение, качественно выполнять свои функции, госаппарат призван действовать четко, обеспечивать квалифицированное и своевременное решение всех вопросов, отнесенных к его ведению.
Наука и практика выработали следующие меры по совершенствованию государственного аппарата:
Разбухание государственного
аппарата — это верный признак
его загнивания, бюрократизации, снижения
уровня государственного управления.
С 1991 г. объем промышленного и
сельскохозяйственного
Крайне неэффективным остается контроль за качеством управления, за исполнительской дисциплиной. Невиданный разгул коррупции, чиновничьего произвола.
Информация о работе Государственная власть: понятие, признаки, структура