Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 13:29, курсовая работа
Словосочетание «государственная власть» употребляется очень широко и в обыденной речи, и в научной литературе. К попыткам вскрыть содержание этого термина, обнаружится также немало различий. Ученые выделяют много внимания, но вопросы о государственной власти всегда были и остаются в центре внимания науки теории государства и права, однако в учебной литературе пока не получили должного отражения.
Введение ………………………………………………….……………………... 2
Глава I Понятие государственной власти
§ 1 Государственная власть как разновидность социальной власти ………….3
§ 2 Соотношение государственной власти и государства ……………………. 6
§ 3 Проблемы становления и укрепления государственной власти в Российской Федерации ………………………………………..……………….. 7
Глава II Признаки государственной власти
§ 1 Признаки государственной власти ……………………………………….10
§ 2 Легализация и легитимация государственной власти …………………..13
Глава III Структура государственной власти
§ 1 Структура государственной власти ………………………………………..16
§ 2 Принцип разделения властей ………………………………………………19
Заключение ………………………………………………………………………24
Список использованной литературы ……………………………………….… 25
В качестве позитивных тенденций,
помогающих сохранить оптимизм и
увидеть перспективы укрепления
российской государственности, можно
отметить следующие моменты: во-первых,
идет реализация конституционных положений
о становлении судебной власти в
стране, создаются организационно-
Глава II Признаки государственной власти
§ 1 Признаки государственной власти
В государственной власти имеются свои отличительные черты- признаки.
Нередко государственную
и публичную власть отождествляют,
полагая, что публичная власть –
это и есть власть государственная.
Между тем государственная
Государственную и политическую власть так же часто отождествляют, подчеркивая, что политическая власть – это и есть власть государственная. Определенные основания для такого отождествления существуют, поскольку политическая власть первоначально возникает как власть государственная, и долгое время пребывает только в этом качестве. Однако постепенно в обществе сформировались и другие политические организации (политические партии), власть которых тоже приобрела политический характер. Поэтому государственная и политическая власть – это не совсем одно и то же, поскольку кроме государственной существуют другие формы политической власти. Однако вне зависимости от того, как решается вопрос о соотношении государственной и политической власти, государственная власть всегда была и остается властью политической, исходя из чего, ее следует рассматривать как способность или возможность осуществлять политическое руководство обществом
§ 2 Легализация и легитимация государственной власти
Легализация государственной
власти — это юридическое
Легализация государственной власти, ее органов, их полномочий, порядок деятельности осуществляется правовыми актами: законами, указами президента, постановлениями правительства, решениями судов и т.д.
Определяя легальность или нелегальность государственной власти, необходимо учитывать не только внешние признаки (например, наличие или отсутствие конституции), но и то, насколько правовые акты, осуществляющие легализацию, соответствуют общечеловеческим ценностям и принципам права, в том числе международного права.
Государственная власть должна быть законной. Во-первых, должно быть законным само ее происхождение, захват государственной власти незаконны, государственная власть должна вручаться ее органам в соответствии с процедурами конституции. Во-вторых, законной должна быть ее организация. В современном государстве власть не может осуществляться без непосредственного участия народа. В-третьих, законными должны быть сфера полномочий государственной власти, отношения, которые она вправе и может регулировать. Законными должны быть формы и методы деятельности государственной власти. Они должны осуществляться в соответствии с правовыми нормами, основанными на признании общечеловеческих ценностей. Массовый террор государственной власти по отношению к населению страны, депортация целых народов, лишение большинства населения избирательных прав, преследование инакомыслящих и т.д. лишает государственную власть подлинной легальности.
Нарушение принципа легальности
государственной власти предполагает
юридическую ответственность —
политическую, уголовную, гражданскую.
Она может выражаться в отставке
высших должностных лиц, предании суду
лиц, совершивших попытку
Легитимация государственной власти — это процессы и явления, посредством которых она приобретает свойство легитимности, выражающее правильность, оправданность, справедливость, правовую и моральную законность и другие стороны соответствия данной власти, ее деятельности определенным, прежде всего психическим установкам, ожиданиям общества. Легитимная государственная власть — это власть, соответствующая представлениям общества данной страны о должной государственной власти. Такие представления связаны, прежде всего, с материальными, социальными, политическими, духовными условиями общественной жизни, с индивидуальной и общественной психикой людей, их коллективов.
В основе легитимации лежит вера людей в то, что их блага зависят от сохранения и поддержания данного порядка в обществе, выражающий их интересы. Поскольку интересы людей и различных социальных слоев неодинаковы государственная власть не может удовлетворить интересы всех членов и всех слоев общества, она удовлетворяет интересы определенных групп общества и только частично. То, что является легитимным для одних слоев населения, нелегитимно и противозаконно для других. Поэтому легитимность государственной власти оценивается с точки зрения ее соответствия интересам большинства населения, его представлениям о власти. Следствием легитимности государственной власти является ее авторитет у населения, признание права управлять и согласие подчиняться. Легитимность повышает эффективность государственной власти, опирающуюся на большинство населения.
Легитимность государственной власти находит свое выражение в ее поддержке населением. Она находит свое выражение в результатах голосования на выборах парламента, президента, других органов, в итогах референдумов, в массовых демонстрациях населения, одобряющих те или иные мероприятия правительства, в массовых выступлениях населения в защиту государственной власти при попытках государственных переворотов.
Существуют несколько
основных форм легитимации государственной
власти. Харизматическая легитимность
обусловлена особыми качествами
выдающихся личностей, реже — их коллективов,
которым приписываются
Рациональная легитимация основана на разуме: население поддерживает или отвергает государственную власть, руководствуясь собственной оценкой мероприятий этой власти. Основой рациональной легитимации являются не лозунги и обещания, они имеют сравнительно кратковременный эффект. Такой основой является практическая работа органов государства на благо его населения, соблюдение руководителями государства, должностными лицами установленных для всех законов, а не создание привилегий для себя. Важное значение имеет этичное поведение руководителей страны, других должностных лиц в обществе, открытый и честный диалог власти и политических партий, других общественных объединений граждан. Готовность власти к диалогу, умение выслушать оппонента понять аргументы других участников диалога, изменить, хотя бы частично, свою деятельность под влиянием этих доводов имеет огромное значение для психологического воздействия на население для легитимации государственной власти.
Глава III Структура государственной власти
§ 1 Структура государственной власти
Вопрос о структуре государственной власти – это вопрос о ее внутреннем строении, о тех элементах, из которых она состоит. Как представляется, структуру государственной власти необходимо рассматривать с разных позиций, с разных точек зрения. Это позволит получить более глубокие представления о самой государственной власти и элементах, ее составляющих.
Прежде всего, рассмотрим
структуру государственной
Второй структурный элемент власти – сила. Сила как бы подкрепляет волю, способствует ее претворению в жизнь. Сила государственной власти наиболее ярко проявляется в государственных органах, прежде всего в органах принуждения – армии, полиции и др. Когда авторитета государственной власти недостаточно для утверждения государственной воли, в действие, вступает механизм государственного принуждения.
Иначе будет выглядеть
структура государственной
В структуре государственной власти, если рассматривать государственную власть в динамике, можно выделить, как представляюются, следующие элементы: субъекты власти, объекты власти, властеотношения, средства и методы осуществления власти.
Субъекты власти – это носители государственной власти, те, кому может принадлежать государственная власть. Обычно в качестве субъектов государственной власти называют социальные или национальные общности, классы или народ в целом, т.е. тех, чью волю, чью интересы выражает в данный момент государство. Иногда в качестве субъектов государственной власти рассматривают или государство в целом, или его органы.
Объекты власти – это подвластные, те, в отношении кого осуществляется государственная власть. К объектам власти обычно относят отдельных индивидов, их объединения (организации), социальные и национальные общности, классы, народ в целом.
Информация о работе Государственная власть: понятие, признаки, структура