Государственная власть: понятие, признаки, структура

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 13:29, курсовая работа

Краткое описание

Словосочетание «государственная власть» употребляется очень широко и в обыденной речи, и в научной литературе. К попыткам вскрыть содержание этого термина, обнаружится также немало различий. Ученые выделяют много внимания, но вопросы о государственной власти всегда были и остаются в центре внимания науки теории государства и права, однако в учебной литературе пока не получили должного отражения.

Оглавление

Введение ………………………………………………….……………………... 2
Глава I Понятие государственной власти
§ 1 Государственная власть как разновидность социальной власти ………….3
§ 2 Соотношение государственной власти и государства ……………………. 6
§ 3 Проблемы становления и укрепления государственной власти в Российской Федерации ………………………………………..……………….. 7
Глава II Признаки государственной власти
§ 1 Признаки государственной власти ……………………………………….10
§ 2 Легализация и легитимация государственной власти …………………..13
Глава III Структура государственной власти
§ 1 Структура государственной власти ………………………………………..16
§ 2 Принцип разделения властей ………………………………………………19
Заключение ………………………………………………………………………24
Список использованной литературы ……………………………………….… 25

Файлы: 1 файл

Государственная власть 12.12.docx

— 57.06 Кб (Скачать)

В качестве позитивных тенденций, помогающих сохранить оптимизм и  увидеть перспективы укрепления российской государственности, можно  отметить следующие моменты: во-первых, идет реализация конституционных положений  о становлении судебной власти в  стране, создаются организационно-правовые институты защиты прав человека и  гражданина; во-вторых, государство  все активнее пытается воздействовать на экономику страны; в-третьих, конституируются  новые формы политического согласования властных структур; в- четвертых, все более динамичным, научно обоснованным и социально значимым становиться законодательный процесс на федеральном и региональном уровнях.

Глава II Признаки государственной власти

§ 1 Признаки государственной  власти

В государственной власти имеются свои отличительные черты- признаки.

  1. Государственная власть, как и любая власть, – это способность воздействовать на чье-то поведение, распоряжаться или управлять кем-то, подчинять своей воле других. Так чаще всего определяется власть. И хотя ее иногда отождествляют с государственной властью, власть, тем не менее, понятие достаточно широкое, поскольку этим понятием охватываются самые разные виды власти, включая и государственную.
  2. Государственная власть является разновидностью социальной власти, т.е. власти общественной, которая возникает и проявляется в отношениях между людьми. Как разновидность социальной власти государственная власть – это способность воздействовать на поведение людей, распоряжаться или управлять людьми и их объединениями, подчинять своей воле опять же людей.
  3. Государственная власть – это публичная власть, т.е. власть, которая носит нечастный, а всеобщий, всенародный характер. Она распространяется на общество, на всех его членов и все их объединения.

Нередко государственную  и публичную власть отождествляют, полагая, что публичная власть –  это и есть власть государственная. Между тем государственная власть – не единственная разновидность  публичной власти. К последней следует отнести, например, власть первобытного общества, которая тоже носила всеобщий, всенародный характер, являлась властью всего общества и распространялась на всех его членов. Поэтому отдельные государствоведы предпочитают называть государственную власть особой публичной властью или публичной властью особого рода. Но так или иначе государственная власть – это власть публичная, в связи, с чем ее нужно рассматривать как способность или возможность осуществлять управление, руководство обществом.

  1. Государственная власть – это власть политическая, характер которой выражается в том, что она является властью государства и функционирует в социально неоднородном обществе, разделенном на различные социальные группы: классы, сословия, страты и т.д.

Государственную и политическую власть так же часто отождествляют, подчеркивая, что политическая власть – это и есть власть государственная. Определенные основания для такого отождествления существуют, поскольку политическая власть первоначально возникает как власть государственная, и долгое время пребывает только в этом качестве. Однако постепенно в обществе сформировались и другие политические организации (политические партии), власть которых тоже приобрела политический характер. Поэтому государственная и политическая власть – это не совсем одно и то же, поскольку кроме государственной существуют другие формы политической власти. Однако вне зависимости от того, как решается вопрос о соотношении государственной и политической власти, государственная власть всегда была и остается властью политической, исходя из чего, ее следует рассматривать как способность или возможность осуществлять политическое руководство обществом

  1. Государственная власть – это легитимная власть, которая выражается в признании этой власти населением страны в качестве публичной. Поскольку государственная власть является властью общества, общество, население страны должно признавать эту власть в качестве таковой, считать ее своей властью и подчиняться ей. В случае, если общество не признает существующую государственную власть, отвергает ее, эта власть не имеет права на дальнейшее существование и должна быть заменена другой государственной властью. Поэтому государственная власть должна иметь кредит доверия у населения.
  2. Государственная власть – это власть территориальная и действует только в пределах территории страны. При этом центральная власть действует в пределах всей территории страны, региональная – в пределах территории соответствующего региона (например, в пределах территории субъекта федерации), местная – в пределах территории соответствующих административно-территориальных образований (города, района, села и т.д.).
  3. Государственная власть – это суверенная власть, власть, обладающая суверенитетом. Суверенитет государственной власти выражается в ее верховенстве внутри страны и независимости на международной арене. Верховенство проявляется в том, что государственная власть как бы возвышается над любой другой социальной властью в стране и при определенных обстоятельствах (например, в случае нарушения действующего законодательства) может эту власть запретить. Кроме того, верховенство государственной власти проявляется и в том, что только она может распространять свое действие на всю территорию страны и всех, кто на этой территории проживает или находится. Независимость же государственной власти состоит в ее праве самостоятельно решать все вопросы международного характера.
  4. Государственная власть – это власть, которая осуществляется при помощи различных, в том числе и специальных, средств и методов. Это могут быть сила авторитета, традиции, идеология, религия, пропаганда, поощрительные меры и т.д. Вместе с тем государственная власть располагает и своими, специальными средствами и методами, которых нет ни у одной другой социальной власти. К специальным средствам осуществления государственной власти относятся органы государства, в своем единстве образующие государственный аппарат, и нормы позитивного права, т.е. правила поведения, установленные или санкционированные государством. К специальным методам осуществления государственной власти относятся разнообразные методы государственного принуждения, вплоть до применения физического насилия и подавления.

§ 2 Легализация  и легитимация государственной  власти

Легализация государственной  власти — это юридическое провозглашение правомерности ее возникновения, организации  и деятельности. В обычных условиях легализация государственной власти осуществляется конституциями, особенно если они принимаются на референдуме. Конституции закрепляют основы общественного и государственного строя, порядок создания и систему органов государства, методы осуществления государственной власти, делая их легальными.

Легализация государственной  власти, ее органов, их полномочий, порядок  деятельности осуществляется правовыми  актами: законами, указами президента, постановлениями правительства, решениями  судов и т.д.

Определяя легальность или нелегальность государственной власти, необходимо учитывать не только внешние признаки (например, наличие или отсутствие конституции), но и то, насколько правовые акты, осуществляющие легализацию, соответствуют общечеловеческим ценностям и принципам права, в том числе международного права.

Государственная власть должна быть законной. Во-первых, должно быть законным само ее происхождение, захват государственной власти незаконны, государственная власть должна вручаться ее органам в соответствии с процедурами конституции. Во-вторых, законной должна быть ее организация. В современном государстве власть не может осуществляться без непосредственного участия народа. В-третьих, законными должны быть сфера полномочий государственной власти, отношения, которые она вправе и может регулировать. Законными должны быть формы и методы деятельности государственной власти. Они должны осуществляться в соответствии с правовыми нормами, основанными на признании общечеловеческих ценностей. Массовый террор государственной власти по отношению к населению страны, депортация целых народов, лишение большинства населения избирательных прав, преследование инакомыслящих и т.д. лишает государственную власть подлинной легальности.

Нарушение принципа легальности  государственной власти предполагает юридическую ответственность —  политическую, уголовную, гражданскую. Она может выражаться в отставке высших должностных лиц, предании суду лиц, совершивших попытку государственного, военного переворота, в смещении с  должности президента, других высокопоставленных должностных лиц за злоупотребление  властью, измену государству, в возмещении ущерба в случае незаконного использования  государственной власти ее различными органами и должностными лицами.

Легитимация государственной власти — это процессы и явления, посредством которых она приобретает свойство легитимности, выражающее правильность, оправданность, справедливость, правовую и моральную законность и другие стороны соответствия данной власти, ее деятельности определенным, прежде всего психическим установкам, ожиданиям общества. Легитимная государственная власть — это власть, соответствующая представлениям общества данной страны о должной государственной власти. Такие представления связаны, прежде всего, с материальными, социальными, политическими, духовными условиями общественной жизни, с индивидуальной и общественной психикой людей, их коллективов.

В основе легитимации лежит  вера людей в то, что их блага  зависят от сохранения и поддержания данного порядка в обществе, выражающий их интересы. Поскольку интересы людей и различных социальных слоев неодинаковы государственная власть не может удовлетворить интересы всех членов и всех слоев общества, она удовлетворяет интересы определенных групп общества и только частично. То, что является легитимным для одних слоев населения, нелегитимно и противозаконно для других. Поэтому легитимность государственной власти оценивается с точки зрения ее соответствия интересам большинства населения, его представлениям о власти. Следствием легитимности государственной власти является ее авторитет у населения, признание права управлять и согласие подчиняться. Легитимность повышает эффективность государственной власти, опирающуюся на большинство населения.

Легитимность государственной  власти находит свое выражение в  ее поддержке населением. Она находит  свое выражение в результатах  голосования на выборах парламента, президента, других органов, в итогах референдумов, в массовых демонстрациях  населения, одобряющих те или иные мероприятия  правительства, в массовых выступлениях населения в защиту государственной  власти при попытках государственных  переворотов.

Существуют несколько  основных форм легитимации государственной  власти. Харизматическая легитимность обусловлена особыми качествами выдающихся личностей, реже — их коллективов, которым приписываются качества, способные определять поведение  людей. К числу таких качеств  могут относиться природные способности, пророческий дар, сила духа и слова. Харизма может быть связана с определенной идеологией. Для укрепления харизмы широко используются ритуальные обряды.

Рациональная легитимация  основана на разуме: население поддерживает или отвергает государственную  власть, руководствуясь собственной  оценкой мероприятий этой власти. Основой рациональной легитимации  являются не лозунги и обещания, они имеют сравнительно кратковременный эффект. Такой основой является практическая работа органов государства на благо его населения, соблюдение руководителями государства, должностными лицами установленных для всех законов, а не создание привилегий для себя. Важное значение имеет этичное поведение руководителей страны, других должностных лиц в обществе, открытый и честный диалог власти и политических партий, других общественных объединений граждан. Готовность власти к диалогу, умение выслушать оппонента понять аргументы других участников диалога, изменить, хотя бы частично, свою деятельность под влиянием этих доводов имеет огромное значение для психологического воздействия на население для легитимации государственной власти.

Глава III Структура государственной власти

§ 1 Структура государственной  власти 

Вопрос о структуре  государственной власти – это  вопрос о ее внутреннем строении, о  тех элементах, из которых она  состоит. Как представляется, структуру  государственной власти необходимо рассматривать с разных позиций, с разных точек зрения. Это позволит получить более глубокие представления  о самой государственной власти и элементах, ее составляющих.

Прежде всего, рассмотрим структуру государственной власти с точки зрения структуры власти вообще. При этом мы рассмотрим ее как бы в состоянии покоя, в статике. В научной литературе принято выделять два структурных элемента власти: волю и силу. Воля – определяющий элемент власти. Любая власть всегда есть проявление чьей-то воли: воли отдельного человека, коллектива людей, и т.д. Государственная власть – это тоже чья-то воля. В настоящее время считают, что это либо воля народа, либо воля тех или иных классов, либо воля каких-то социальных групп.

Второй структурный элемент  власти – сила. Сила как бы подкрепляет  волю, способствует ее претворению  в жизнь. Сила государственной власти наиболее ярко проявляется в государственных  органах, прежде всего в органах  принуждения – армии, полиции  и др. Когда авторитета государственной  власти недостаточно для утверждения  государственной воли, в действие, вступает механизм государственного принуждения.

Иначе будет выглядеть  структура государственной власти, если государственную власть рассматривать  в динамике, в действии. Здесь  государственная власть предстает  уже как определенное отношение, складывающееся между властвующими и подвластными, как претворение в жизнь воли властвующих и подчинение этой воле подвластных.

В структуре государственной  власти, если рассматривать государственную  власть в динамике, можно выделить, как представляюются, следующие элементы: субъекты власти, объекты власти, властеотношения, средства и методы осуществления власти.

Субъекты власти – это  носители государственной власти, те, кому может принадлежать государственная  власть. Обычно в качестве субъектов  государственной власти называют социальные или национальные общности, классы или народ в целом, т.е. тех, чью  волю, чью интересы выражает в данный момент государство. Иногда в качестве субъектов государственной власти рассматривают или государство в целом, или его органы.

Объекты власти – это  подвластные, те, в отношении кого осуществляется государственная власть. К объектам власти обычно относят  отдельных индивидов, их объединения (организации), социальные и национальные общности, классы, народ в целом.

Информация о работе Государственная власть: понятие, признаки, структура