Государственная власть: понятие и признаки

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 08:01, курсовая работа

Краткое описание

цель работы – теоретическое исследование государственной власти, ее средств и форм осуществления, что обусловлено необходимостью изучения принципов развития государственности, анализа реализации положений Конституции РФ, затрагивающих вопросы разграничения предметов ведения и полномочий государственной власти.
Для достижения поставленной цели работы необходимо разрешить следующие задачи:
рассмотреть понятие государственной власти и ее признаки;
изучить структуру государственной власти и ее функции.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………………..3
Основная часть…………………………………………………………………………...5
1 Понятие государственной власти и ее признаки.........................................................5
2 Структура государственной власти и ее функции..................................................... 15
Заключение…………………………………………………………………………….. 25
Глоссарий………………………………………………………………………………. 27
Список использованных источников………………………………………………… 29
Сокращения……………………………………………………………………………. 30

Файлы: 1 файл

ТГП 1.doc

— 162.00 Кб (Скачать)

     Основные данные о работе

Версия  шаблона 2.1
Филиал  
Вид работы Курсовая работа
Название  дисциплины Теория государства  и права
Тема Государственная власть: понятие и признаки
Фамилия студента  
Имя студента  
Отчество  студента  
№ контракта  

 

     Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………………..3

Основная  часть…………………………………………………………………………...5

1 Понятие государственной власти и ее признаки.........................................................5

2 Структура государственной власти и ее функции..................................................... 15

Заключение……………………………………………………………………………..  25

Глоссарий………………………………………………………………………………. 27

Список  использованных источников…………………………………………………  29

Сокращения…………………………………………………………………………….  30

Приложения…………………………………………………………………………….  31

     Введение

 

      Тема  работы является в настоящий момент актуальной, поскольку сегодня существуют проблемы организации государственной власти, связанные, прежде всего, с разбалансированностью полномочий власти, когда между ее уровнями нет четкого разграничения полномочий, а, следовательно, и ответственности перед населением за их осуществление.

      В этой связи вопрос о разграничении  предметов ведения и полномочий - центральный вопрос теории государственной  власти и настоящей работы.

     Управление обществом, обеспечение общественной дисциплины и правопорядка осуществляется с помощью активных способов целенаправленного воздействия на сознание и поведение людей, в качестве этих способов выступают и такие методы государственной и общественной деятельности, как убеждение и принуждение.

     Убеждение и принуждение, как методы государственного управления, явления социальные, так  как они находят свое проявление в содержании связей между участниками  конкретных общественных отношений. Принуждение  существует во всяком человеческом общежитии и является необходимым элементом всякой социальной организации. В доклассовом обществе оно базировалось на авторитете старейшин, вождей племен и т.п., в классовом обществе - на власти государства.

     Необходимо  различать принуждение как специфическую деятельность органов государственного управления, и как один из методов управления. Первый из них применяется в основном лишь к тем, кто не выполняет добровольно требования законодательства или законных органов государственного управления. Что же касается второго, то есть принуждения как метода управления, воздействие на поведение людей или организаций, то его элементы имеются во всех случаях, где используется государственная власть.

      Соответственно, цель работы – теоретическое исследование государственной власти, ее средств и форм осуществления, что обусловлено необходимостью изучения принципов развития государственности, анализа реализации положений Конституции РФ, затрагивающих вопросы разграничения предметов ведения и полномочий государственной власти.

      Для достижения поставленной цели работы необходимо разрешить следующие задачи:

  1. рассмотреть понятие государственной власти и ее признаки;
  2. изучить структуру государственной власти и ее функции.

     Соответственно, объектом исследования в нашей работе является понятие и признаки государственной власти, а предметом исследования ее свойства и методы.

     Для выполнения работы необходимо использовать научные труды Кириловой У.С., Илюшенко А.И., Краснова Б.И., а также нормативные правовые акты.

     При разработке темы данной работы использовались общенаучные и частнонаучные  методы. Главенствующую роль при раскрытии  темы имел общенаучный метод анализа  и синтеза в сочетании со сравнительно-правовым и историко-правовым. Также были использованы такие методы как системный, логический, формально-юридический, институциональный, а также концептуальные положения общей теории государства и права.

     Теоретическая значимость исследования заключается в том, что автором проведено комплексное исследование государственной власти. 

     Основная  часть

     1 Понятие государственной власти и ее признаки

 

      Власть - отношения господства и подчинения, существующие между политической элитой и остальной частью общества.

      Политическая  элита принудительно навязывает власть, используя для этого юридические нормы. Принудительный характер юридических норм сказывается в той мере, в какой их нарушение позволяет государственным органам применять санкции. Власть осуществляется посредством этих норм. Юридические нормы устанавливают, что именно нужно делать, хотя это никогда не выполняется в полной мере. В том мере, в какой большинство населения конкретного государства соблюдает эти нормы. Таким образом, политическая власть является регулятором поведения населения данного государства, поскольку нормы определяют его поведение.

       Чтобы государство существовало, те, над  кем осуществляется господство, должны признавать власть тех, кто господствует в данный момент. Если к власти проявляется  неуважение, правители, опираюсь на институционализированные аппараты насилия, могут применить санкции, предусмотренные политической системой. Политическая элита вынуждается применять институционализированное насилие на постоянной основе лишь в исключительных случаях, поскольку она обладает достаточно эффективными для управления коллективным поведением средствами прямого и косвенного убеждения.  Институционализированное насилие является последним аргументом, к которому прибегает политическая элита, когда социальные привычки к подчинению, и ее социологическая легитимация ослабляются, и возникает возможность свержения элиты. Лица, входящие в элиту, меняются, однако институционализированная власть государства от этого не исчезает, за исключением случаев, когда эти изменения сопровождаются уничтожением государства вследствие других причин, таких, как гражданская война или подчинение другим государством. Государство управляется элитой, состоящей из конкретных людей, однако вследствие своей  институционализованности оно обладает относительной стабильностью, которая, как правило, выходит за рамки жизни отдельных людей и приобретает историческое измерение. Осуществляемая политической элитой государственная власть имеет две функции: посредническую и функцию управления1.

       Элита ответственна также и за разрешение внешних конфликтов, за регулирование отношений с зарубежными государствами, за организацию национальной обороны и осуществление дипломатических отношений. Умение элиты руководить национальной обороной, регулировать международные отношения является столь важным, что она может укрепить или потерять свою власть в зависимости от успеха или не успеха в этом деле. Политическая элита, чтобы сохранить свою легитимность, должна бороться за сохранение суверенитета своего государства в мировом сообществе. Итак, выполняя свою посредническую функцию, политическая элита регулирует потенциальные и реальные конфликты как внутри государства, так и вне его. Политическая элита выполняет функцию управления государством, регулируя ход государственных дел в целом. Для этого создаются особые органы и формируются нормы, призванные регламентировать развитие общества. В задачи элиты входит не только обеспечение сохранения и воспроизводства существующего общественного порядка, но и контроль, осуществляемый с большей или меньшей эффективностью и беспристрастностью, за выполнением определённых видов деятельности, необходимых для общества как целого. В любом обществе имеются проблемы, связанные с экономикой, обороной, судопроизводством, контролем за природными ресурсами, здравоохранением, обеспечением продуктами питания, образованием, коммуникациями и т. д.; политические элиты пытаются смягчить их и по возможности разрешить. Престиж элит тесно связан с успехом или неуспехом этих попыток. Поэтому в политической жизни важно не то, что говорит элита о своих действиях, а то, что она делает на самом деле. Между целями, о которых заявляет или которые действительно ставит перед собой элита, и их реализацией в политической жизни, как правило, лежит множество препятствий. При этом могут возникать следующие типы ситуаций: полное достижение поставленных целей, частичное их достижение, их недостижение, и, наконец, появление непредвиденных и нежелательных последствий. В научной и учебной литературе термины «государственная власть» и «политическая власть» обычно отождествляются. Такое отождествление, хотя и не бесспорно, допустимо. Во всяком случае, государственная власть всегда является политической и содержит элементы классовости2.

     Государственная власть реализуется через государственное  управление – целенаправленное воздействие государства, его органов на общество в целом, те или иные его сферы (экономическую, социальную, духовную) на основе познанных объективных законов для выполнения стоящих перед обществом задач и функций.

     Еще одна важнейшая особенность государственной власти состоит в том, что она проявляется в деятельности государственных органов и учреждений, образующий механизм (аппарат) этой власти. Она потому и называется государственной, что её практически олицетворяет, приводит в деятельности, претворяет в жизнь прежде всего механизм государства. Видимо, поэтому государственную власть часто отождествляют с органами государства, особенно высшими. С научной точки зрения такое отождествление недопустимо. Во-первых, государственную власть может реализовать сам властвующий субъект. Например, народ через референдум и другие институты непосредственной (прямой) демократии принимает важнейшие государственные решения. Во-вторых, политическая власть изначально принадлежит не государству, его органам, а либо элите, либо классу, либо народу. Властвующий субъект не предает органам государства сваю власть, а наделяет их властными полномочиями.

     Государственная власть может быть слабой или сильной, но, лишенная организованной силы, она  теряет качество государственной власти, так как становиться неспособной провести волю властвующего субъекта в жизнь, обеспечить законность и правопорядок в обществе. Государственную власть не без оснований называют центральной организацией силы. Правда, любая власть нуждается в силе авторитета: чем глубже и полнее власть выражает интересы народа, всех слоев общества, тем больше она опирается на силу авторитета, на добровольное и сознательное подчинение ей. Но пока существует государственная власть, будут у неё и предметно-материальные источники силы – вооруженные организации людей или силовые учреждения (армия, полиция, органы государственной безопасности), а также тюрьмы и другие принудительные вещественные придатки. Организованная сила обеспечивает государственной власти принудительную способность, является её гарантом. Но она должна направляться разумной и гуманной волей властвующего субъекта. Применение всей наличной сила имеет безусловное оправдание при отражении агрессии извне или пресечении преступности3.

     Решая стоящие перед ней задачи, государственная власть непрерывно воздействует на общественные процессы, и сама выражается в особом виде отношений – властеотношениях, образующих своеобразную политико-правовую ткань общества. Как и любые отношения, властеотношения имеют структуру. Сторонами данных отношений выступают субъект государственной власти и объект власти (подвластные), а содержание образуют единство передачи и подчинение (добровольное или принужденное) последних этой воле4.

     Субъектом государственной власти, как уже  отмечалось, могут быть социальные и национальные общности, классы, народ, от имени которого действуют органы государства. Объектом власти являются индивиды, их объединения, слои и общности, классы, общество. Суть властеотношений заключается в том, что одна сторона – властвующий – навязывает свою волю, обычно возведенную в закон и юридически обязательную, другой стороне – подвластным, направляет их поведение и действия в русло, определенное правовыми нормами.

     Методы, обеспечивающие доминирование воли властвующего субъекта, зависят от интересов и волевой позиции сторон. Если интересы и воля властвующего субъекта и подвластных совпадают, что возможно в демократических государствах, то властеотношения не могут реализоваться, без внешнего воздействия. Если власть уважается народом, то используется метод убеждения, но если же интересы и воля сторон в чем-то расходятся, то уместны и эффективны методы убеждения, стимулирования, согласования (компромиссы). В тех же случаях, когда позиции властвующего и подвластных противоположны и непримиримы, используется метод государственного принуждения.

     Государство для выполнения своих функций  создает систему государственных  органов (механизм государства), которые  в совокупности всех органов образуют государственный аппарат. Он представляет собой надлежаще организованный, четко слаженный сложный политический механизм, который включает в свой состав многочисленные и разнообразные органы. Каждый из органов имеет определенную структуру, полномочия, задачи и цели, на достижение которых направлена их деятельность, и действует в строго определенных рамках.  

     В широком смысле государственный  аппарат охватывает все органы государства, включая представительные органы, судебные и управленческие. В узком смысле под государственным аппаратом  понимаются только органы государства, наделенные административной властью, т.е. управленческие и исполнительные органы.  

     Для органов государства характерны следующие признаки, которые позволяют  отличать их от других органов (приложение А).

     Система органов государства, так же как  и их внутренняя структура, не является застывшей, с изменением функций государства изменяется и система его органов, а с изменением задач, возложенных на тот или иной орган, может подвергаться изменениям и структура органа. На систему государственных органов значительное влияние оказывают форма правления и государственное устройство.

Информация о работе Государственная власть: понятие и признаки